ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС Investor Relations в контексте IPO Михаил Матовников, генеральный директор «Интерфакс Бизнес Сервис»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективные IPO: поиск и анализ потенциальных инвесторов.
Advertisements

Развитие эффективных отношений с инвесторами в преддверии IPO.
ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС Investor Relations в контексте IPO Станислав Мартюшев первый зам. ген. директора ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС T H O M S O N F I N A N C I A L Михаил Матовников, генеральный директор Интерфакс Бизнес Сервис Investor Relations для средних.
III IPO Конгресс, 2007 IR программа POST IPO Илона Баклыкова Генеральный директор «East-West Communications» Москва, 13 апреля 2007 года.
Новый этап развития предприятий и фондового рынка: где взять инвестиции? Презентация на семинаре Ассоциации Независимых Директоров и Фондовой Биржи РТС.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
© ЗАО «Р.О.С.Т. Корпоративные Проекты», 2006г. 1 Комплексные решения для обеспечения инвестиционной привлекательности компаний Восточно-Сибирский инвестиционный.
ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС T H O M S O N F I N A N C I A L Международный опыт функционирования рынков альтернативных инвестиций Михаил Матовников, генеральный.
Корпоративное управление как условие привлечения инвестиций и конкурентное преимущество компании Москва, марта 2006 года Александра Васюхнова.
«Роль маркет-мейкеров в развитии ликвидности ценных бумаг эмитентов, включенных в RTS START» Москва, 2007.
ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС Перспективы российских банков на рынках акционерного капитала Михаил Матовников, исполнительный директор «Интерфакс Бизнес Сервис»
Магистрант: Бутыло А.В. Научный руководитель: к.э.н., доцент Семак Е.А. Презентация магистерской диссертации на тему: «Перспективы размещения ценных бумаг.
Экономическая эффективность реорганизации ОАО «Казанская ГТС» в форме присоединения к ОАО «Таттелеком»
© Российский институт директоров. Все права защищены. Годовой отчет как инструмент IR: советы по подготовке Конференция «Годовой отчет: опыт лидеров и.
Взаимодействие консалтинга и бизнеса в Украине. Проекты развития консалтингового рынка.
© Российский институт директоров. Все права защищены. Использование зарубежного опыта в подготовке годовых отчетов российских компаний Конференция «Годовой.
МОСКВА, Май 2011 ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ: Инвесторы не хотят или ритейлеры не могут? DIY & HH DIRECTOR 2011.
Интернет-маркетинг глазами рекламодателей Опросы гг.
Транксрипт:

ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС Investor Relations в контексте IPO Михаил Матовников, генеральный директор «Интерфакс Бизнес Сервис»

Результат успешной IR-программы 2 Конкуренция за акции, доверие менеджменту, уверенность в перспективах и стратегии компании Справедливая цена акций Рыночная цена акций Коэффициент P/E Ожидаемые темпы роста в течение 5 лет, %

IR или PR? Кроме коммуникации с инвесторами к сфере IR относится широкий блок вопросов финансовой направленности: работа с инвестиционными банками по размещению ценных бумаг, обеспечение корпоративных акций (собрание акционеров, слияния, поглощения, реструктуризации), предотвращение враждебных поглощений и снижение рисков публичных компаний, оценка перспектив компании на фондовом рынке, работа на долговом рынке и с рейтинговыми агентствами. 3 IRPR ПринципАдресная коммуникацияМассовая коммуникация МетодПрямое убеждение Влияние через мнение третьих лиц ФокусИнституциональные инвесторыРозничные инвесторы АудиторияИнвесторы, аналитикиПресса Инструмент Встречи, конференции, звонки, раскрытие информации, IR-сайт Отношения с прессой, интервью, пресс-конференции Юридические ограниченияСущественныеВозможно обходить

Цели активной IR-программы Создание стоимости: более высокая оценка является результатом… Ясности возможностей органического роста Последовательности в действиях компании в прошлом и вероятном будущем Уверенности в устойчивости модели развития компании Конкуренции за акции …а значит, на нее можно влиять! Получение обратной связи от инвесторов для… модификации истории инвестиционной привлекательности компании поддержания доверия к менеджменту Обучение самой широкой, но адекватной аудитории институциональных инвесторов… Изначально заинтересованных… эффективно привлеченных… постоянно информируемых Наилучшее использование времени менеджмента на базе адекватной оценки важности каждого инвестора 4

Процесс работы IRO 5 Данные, «готовые для анализа» на сайте Эффективное распространение информации Выполнение норм законодательства Мониторинг новостей по отрасли и конкурентах отчетов аналитиков и торговой активности Понимание торговой активности на рынках Анализ восприятия компании Разработка сообщений для инвесторов Идентифицировать и создать спрос на акции

Пути привлечения капитала: общеизвестны, но насколько доступны? 6 Частное размещение акций Привлечение средств стратегического инвестора Вывод компании на IPO

Частное размещение – временное решение проблемы достаточности капитала (1 из 2) 7 Частное размещение - путь, актуальный для компаний, пока не готовых к выходу на публичный рынок (в силу имеющихся невысоких финансовых и экономических параметров бизнеса), но нуждающихся в финансировании дальнейшего развития Частное размещение - путь, актуальный для компаний, пока не готовых к выходу на публичный рынок (в силу имеющихся невысоких финансовых и экономических параметров бизнеса), но нуждающихся в финансировании дальнейшего развития В 2006 году в США объем частных размещений незарегистрированных акций достиг $162 млрд., впервые превысив совокупные поступления от IPO в размере $154 млрд (данные Nasdaq Stock Market). Имеющиеся у Dealogic данные за 2007 год отражают ту же тенденцию. Причины – чрезмерная жесткость законодательства США в отношении публичных компаний (наиболее яркий пример - SOX). Обычно частное размещение осуществляется как предварительный этап перед привлечением «стратега» либо выходом на IPO Обычно частное размещение осуществляется как предварительный этап перед привлечением «стратега» либо выходом на IPO

Частное размещение – временное решение проблемы достаточности капитала (2 из 2) 8 в лучшем случае станет краткосрочным решением задачи наращивания капитала : Продажа небольшой доли в лучшем случае станет краткосрочным решением задачи наращивания капитала : денег хватит на 2-3 года работы, после чего проблема капитала вновь обострится денег хватит на 2-3 года работы, после чего проблема капитала вновь обострится фонды pre-IPO могут блокировать доразмещения акций компании, в связи с этим возможность дальнейших привлечений необходимо согласовывать еще до привлечения средств фонды pre-IPO могут блокировать доразмещения акций компании, в связи с этим возможность дальнейших привлечений необходимо согласовывать еще до привлечения средств последующие доразмещения могут не принести денег компании (фонды жестко реализуют свои exit strategies, в т.ч. досрочно «выталкивая» компании на IPO) последующие доразмещения могут не принести денег компании (фонды жестко реализуют свои exit strategies, в т.ч. досрочно «выталкивая» компании на IPO) позволит создать более долгосрочный задел для развития компании, однако, чревата для прежних собственников потерей контроля над бизнесом Продажа крупной доли позволит создать более долгосрочный задел для развития компании, однако, чревата для прежних собственников потерей контроля над бизнесом

Стратегических инвесторов на всех не хватит 9 Привлечение стратегического инвестора может представлять интерес для собственников, для которых банк либо не является основным бизнесом, либо для принявших решение вывести деньги из банковского бизнеса Привлечение стратегического инвестора может представлять интерес для собственников, для которых банк либо не является основным бизнесом, либо для принявших решение вывести деньги из банковского бизнеса Одним из следствий продажи крупного пакета стратегическому инвестору может стать резкое изменение статуса вчерашних собственников (которые в дальнейшем с высокой вероятностью становятся миноритариями или младшими партнерами в чужом бизнесе, т.к. полученные от продажи банка деньги в любом случае приходится как-то задействовать; психологически утрата «чувства Хозяина» может восприниматься очень тяжело) Одним из следствий продажи крупного пакета стратегическому инвестору может стать резкое изменение статуса вчерашних собственников (которые в дальнейшем с высокой вероятностью становятся миноритариями или младшими партнерами в чужом бизнесе, т.к. полученные от продажи банка деньги в любом случае приходится как-то задействовать; психологически утрата «чувства Хозяина» может восприниматься очень тяжело) Однако, привлечение «стратега» серьезно осложняется рядом причин: Однако, привлечение «стратега» серьезно осложняется рядом причин: сегодняшние запросы продавцов по мнению инвесторов высоки (однако, глобальный «кризис ликвидности» может поспособствовать ослаблению этого фактора) сегодняшние запросы продавцов по мнению инвесторов высоки (однако, глобальный «кризис ликвидности» может поспособствовать ослаблению этого фактора) Стратегических инвесторов – ни российских, ни зарубежных – объективно не хватит на всех желающих продаться Стратегических инвесторов – ни российских, ни зарубежных – объективно не хватит на всех желающих продаться

IPO – наиболее management-frienldy путь привлечения капитала 10 IPO – работающий способ регулярного привлечения капитала IPO – работающий способ регулярного привлечения капитала получив опыт первых размещений, в дальнейшем банк сможет придать этому процессу должную «технологичность», тиражируемость получив опыт первых размещений, в дальнейшем банк сможет придать этому процессу должную «технологичность», тиражируемость цель – добиться такого состояния дел, при котором каждое следующее доразмещение из События в жизни банка превращается в техническую процедуру, регулярно осуществляемую (по мере возникновения потребности в увеличении капитала) без лишнего напряжения со стороны финансового департамента и IR-службы банка цель – добиться такого состояния дел, при котором каждое следующее доразмещение из События в жизни банка превращается в техническую процедуру, регулярно осуществляемую (по мере возникновения потребности в увеличении капитала) без лишнего напряжения со стороны финансового департамента и IR-службы банка Менеджмент компании очень редко теряет работу после вывода банка на IPO, в отличие от сделок по частному размещению и тем более в сравнении с ситуациями привлечения стратегических инвесторов Менеджмент компании очень редко теряет работу после вывода банка на IPO, в отличие от сделок по частному размещению и тем более в сравнении с ситуациями привлечения стратегических инвесторов Идею выхода на IPO с большим интересом воспримут средние компании, подавляющее большинство которых будут обделены вниманием стратегических инвесторов Идею выхода на IPO с большим интересом воспримут средние компании, подавляющее большинство которых будут обделены вниманием стратегических инвесторов

Где искать инвесторов? Базы данных Специализированные базы данных: IRChannel, ThomsonOne… Базы данных инвестбанков 11 Инвесторов очень много - и становится все больше, но IR- программа должна ориентироваться только на оптимальных для компании инвесторов, и не тратить деньги и время менеджмента впустую.

Инвесторы в российские акции 12 Как иностранные инвесторы покупают российские акции? 74% иностранных инвесторов используют возможности российских бирж 23% акций было куплено именно на российских биржах Источник: рассчитано по данным Thomson One for IR. В расчет включены только инвестиционные фонды, раскрывающие информацию о структуре вложений (на сентябрь 2007 г – 1785 фондов с объемом вложений в российские акции и ADR/GDR - $65 млрд. Объем вложений в РФ Структура инвесторов в российские акции

Эмитент важнее биржи! Сам по себе листинг на LSE ничего не дает. Различия между эмитентами принципиально важнее различий между площадками. 13

Фактор 1: Оценка стоимости компании Существует ли различие в оценке стоимости компании при размещении в России и в Лондоне? В России действительно заметно больше недооцененных акций, однако недооценка является следствием недоработок не биржи, а эмитента: активная IR-программа компенсирует слабости требований к раскрытию информации. 14 Низкие требования регулятора Низкое качество раскрытия информации Значительный объем добровольного раскрытия информации Низкая капитализация Высокая капитализация

Фактор 2: Качество инвесторов Отличается ли принципиально структура инвесторов при IPO в России и за рубежом? В российских IPO заметно выросла доля иностранных инвесторов. Приходят новые категории инвесторов, включая пенсионные фонды. Однако при размещении в России все еще: Ниже уровень идентификации акционеров Выше доля хедж-фондов и спекулятивных инвесторов. Уже список потенциальных участников размещения, что может быть важно для очень больших размещений. Необходимость активной IR-программы Специальные усилия, направленные на иностранных инвесторов Привлечение максимально качественных инвесторов Анализ потенциальных приобретателей акций 15

Фактор 3: Стоимость публичности Окупается ли иностранный листинг? Как размещение, так и поддержание статуса публичной компании за границей заметно дороже, чем в России. Самыми существенными статьями расходов являются: Расходы на юристов Страхование ответственности и риски менеджмента. Услуги по раскрытию информации. IR-программа не сильно отличается Раскрытие информации Идентификация акционеров Телефонные конференции, webcast Роуд-шоу и инвестиционные конференции 16

Что надо знать про инвестора? Содержание История и управляющая компания Контактные лица Активы Оборачиваемость портфеля Структура портфеля: фундаментальные показатели Структура портфеля: размер компании Структура портфеля: отрасли Крупнейшие вложения, покупки и продажи Этот инвестор продал акции 16 эмитентов и купил акции 4 эмитентов, оборачиваемость портфеля акций – 70%. Будет ли он оптимальным инвестором для Вашей компании? 17

Задачи IR-службы в контексте IPO Компания может сделать очень много, чтобы вести к минимуму различия в финальных результатах при выборе того или иного сценария размещения за счет активной IR-программы. Создание презентационных материалов для компании Формирование и развитие контактных листов Постановка службы раскрытия информации Работа с потенциальными инвесторами Развитие отношений с инвестиционными банками и брокерами Повышение известности компании и ее привлекательности Анализ потенциальных акционеров (Targeting) Выбор участников размещения и консультантов Подготовка менеджмента компании к работе с инвесторами Налаживание каналов коммуникации с инвесторами 18

Максимизация эффективности IR Эффективность IR-программы ключевым образом зависит от выполнения двух ключевых условий: Адресность Использование всех доступных данных Знание инвесторов и их сегментация Понимание ожиданий и анализ мнения инвесторов Эффективные каналы доставки информации Телефонные конференции с Webcast Рассылки через Business Wire Максимальное использование Интернет (сайт, современные форматы данных, XBRL-reporting, interactive reports) Использование электронных СМИ Бюджет IR-программы имеет меньшее значение, чем его эффективное использование. 19

Примеры: Аудио-трансляция – клиенты в России и СНГ 20 Самый популярный вид презентации: Слайды на основе презентации в PPT Фотографии выступающих (могут меняться от слайда к слайду) Возможность скачать презентацию в формате PDF Возможность скачать запись в формате mp3 Презентация может быть на русском и/или английском языках

Аудитория Perception Studies В России Аналитики инвестиционных банков Финансовая пресса Эксперты рынка Инвесторы За рубежом Имеющиеся акционеры компании Потенциальные акционеры компании Инвесторы, недавно купившие акции Инвесторы, недавно продавшие акции Основные задачи Исследование позволяет выявить основные каналы получения инвесторами информации о компании, выяснить их оценку усилий компании в области Investor Relations Политика компании в области коммуникации с инвесторами может быть скорректирована с учетом выяснения мнения инвесторов о сильных и слабых сторонах компании, областей недостаточного понимания бизнеса компании инвесторами, выделения ключевых генераторов стоимости компании в глазах инвесторов, учета мнения инвесторов о наилучшей практике в области общения с инвесторами на рынке. В случае регулярного проведения анализа мнения инвесторов, компания может оценить эффективность своей программы в области Investor Relations. 21 Есть ли значимые различия в восприятии компании разными типами контрагентов?

Вы встретились - и что? Основные вопросы Как участники рынка понимают стратегию бизнеса и финансовую стратегию Компании? Как участники рынка оценивают стоимость Компании, привлекательность ее ценных бумаг? В чем инвесторы видят преимущества компании перед ее конкурентами? Насколько хорошо инвесторы представляют себе отрасль, в которой работает компания? Как инвесторы оценивают качество и последовательность реализации программы по связям с инвесторами? Каковы отношения Компании с инвестиционным сообществом? Какова репутация Компании и ее менеджеров среди участников финансового рынка? Как инвесторы оценивают презентационные материалы и навыки компании? Дополнительные вопросы Кроме того, в ходе анализа мнения инвесторов возможно ответить и на специфические вопросы, в том числе связанные с конкретными сделками, например: Как инвесторы оценивают структуру планируемой сделки? Каковы могут быть ключевые параметры будущей сделки? Какую долю акций желательно (или достаточно) продать при проведении IPO? Как повлияют на котировки акций компании реализация того или иного плана реорганизации или приобретение новых активов? 22

Оценка эффективности IR-программы Мониторинг структуры инвесторов Снижение зависимости от крупнейших инвесторов Изменение географического распределения инвесторов Привлечение новых инвесторов Повышение доли долгосрочных инвесторов Снижение доли спекулянтов и хедж-фондов Снижение доли неидентифицируемых инвесторов Эффективность роуд-шоу и встреч с инвесторами Доля встреч, закончившихся покупкой и продажей ценных бумаг Расширение базы контактов среди инвесторов Коммуникация с инвесторами Степень удовлетворенности инвесторов по данным независимого опроса Решение задач по доведению ключевых сообщений Мониторинг рынка акций Рост ликвидности акций Большая стабильность котировок облигаций по сравнению с рынков и конкурентами Рынки капитала Привлечение средств на рынке акций и/или облигаций Включение ценных бумаг в котировальные списки, индексы Решение корпоративных задач Обеспечение участия акционеров в AGM Новый листинг и де-листинг Получение одобрения сделки по стороны регулятора Изменение стоимости компании Анализ динамики котировок по сравнению с рынком и конкурентами Независимые IR-рейтинги Рейтинги IR-служб, сайтов, годовых отчетов, раскрытия информации и др. 23 Типичные неверные критерии: Рост капитализации Число встреч, роуд-шоу и участия в конференциях Число выпущенных пресс-релизов Проведение собрания акционеров Подготовка годового отчета Число конференц-звонков Число статей в СМИ …

Контакты 24 Михаил Матовников Генеральный директор ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» Первая Тверская-Ямская, д , Москва Тел: Факс: Россия "Интерфакс" предоставляет эмитентам комплексные услуги в сфере Investor Relations (IR). Этими услугами пользуются компании, которые хотели бы повысить свою привлекательность в глазах инвесторов, добиться увеличения стоимости акций, снизить стоимость заимствований, повысить известность в России и за рубежом, укрепить репутацию... Чтобы обеспечить российским компаниям полный комплекс IR-услуг - от раскрытия информации до организации мероприятий для проведения IPO, - "Интерфакс" подписал соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Thomson Financial, мировым лидером в этой новой для России сфере. Входящая в Группу компания "Интерфакс Бизнес Сервис" стала эксклюзивным агентом по предоставлению информационных, аналитических и консалтинговых услуг Thomson Financial ( Это сотрудничество позволяет расширять спектр услуг за счет наилучших технологий и самой качественной международной информации.

IR в преддверии IPO Молчаливый период Начинается с kick-off meeting (встреча компании, банкиров и юристов) Запрет на коммуникацию за пределами опубликованных документов Ограничения на рекламу, пресс-конференции, общение с журналистами. Нельзя запускать новый сайт для инвесторов. Нельзя начитать программы коммуникации, но продолжать старые – МОЖНО! ! Желательно до молчаливого периода установить как можно более профессиональную систему коммуникации и предоставить рынку максимум информации о компании. Независимо от банкиров: Анализ потенциальных акционеров Общение с инвесторами: встречи, конференции, инвесторы на долговом рынке. Работа с аналитиками. Анализ контрагентов: инвестбанки и аналитики. Профессиональные материалы для инвесторов, особенно те, что не делают в процессе IPO (например, сайт). Создание истории раскрытия информации по широким каналам. Подготовка менеджмента и сотрудников IR-службы. Проработка альтернативных вариантов IPO. 25