Презентацию подготовил ученик 7-го класса МОУ СОШ п. Мирный Кустубаев Руслан. Учитель: Исетова Светлана Кабдрахимовна.
Первый этап – отражает примитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с при- родой и ведения натурального хозяйства. Начался за много веков до новой эры и завершился в первые века до новой эры. (10-15 тыс. лет назад). Севооборот сельскохозяйственных культур приме- няли в Египте, Китае и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке. Элементы экологии отражены в эпичес- ких произведениях и легендах: в древнеиндийских сказаниях «Ма- хабхарата» (VI-II вв. до н.э.; сведения о повадках и образе жизни 50 животных), в рукописных книгах Китая и Вавилона (сроки посева и сбора диких и культурных растений, способы обработки земли, виды птиц и зверей). Первый этап
Второй этап – накопление фактического материала, но уже античными учеными, средневековый застой. Период: I -III век до н.э. – XIV век н.э. Древняя Греция: Гераклит – лет до н.э., Гиппократ – лет до н.э. Аристотель ( лет до н.э.) создал Ли- кей (школу) и при нем сад. В «Истории животных» он описал бо- лее 500 видов животных, классифицируя их по образу жизни. Древнегреческие философы во многом отождествляли рас- тения и животных, считали, что растения могут радоваться и пе- чалиться, органы животных отождествляли с органами расте- ний: корни – рот и голова, стебли – ноги и живот, и т.д. Мечтали вырастить в колбе живое существо (гомункулус). Ученик, друг и преемник Аристотеля Теофраст описал 500 видов растений, сделал ботанику самостоятельной наукой, от- делив ее от зоологии. Потому его и называют отцом ботаники. Но Теофраст был не только отцом ботаники. Большое вни- мание в своих трудах он уделял влиянию внешней среды на жи- вые организмы, и именно он впервые разделил покрытосемен- ные растения на жизненные формы: деревья, кустарники, полу- кустарники и травы, с учетом зависимости от почвы и климата. Умер он в возрасте 83 лет, имея ясный ум и память. Его послед- ние слова: "Мы умираем тогда, когда начинаем жить!". Второй этап
Третий этап – описание и систематизация колоссального фак- тического материала после средневекового застоя – начался с великими географическими открытиями XIV и XVI вв. и колониза- цией новых стран – с эпохой Возрождения. Новая географическая и биологическая информация, полученная в экспедициях, заста- вила переосмыслить многие религиозные догматы. Чтобы разоб- раться во всем многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыс- лить это разнообразие. В первой половине XVIII века Карл Линней создал таксономическую систему животных и растений, которой ботаники пользуются и поныне. Жан Батист Ламарк ( ) открыл эволюцию жизни. Ла- марк был последователем К. Линнея и составил классификацию животных ("Философия зоологии"), отражающую происхождение – эволюцию, животных, выбрав в качестве признаков внутреннее строение и строение нервной системы. В его классификации ин- фузории заняли низшее место (Линней же не знал, куда их помес- тить). Ламарк считается предшественником Ч. Дарвина – обращая внимание на роль внешних условий в формировании строения животных (жираф – длинная шея, чтобы доставать листья де- ревьев, утка – перепонки, чтобы плавать, крот – передние лапы- лопаты, чтобы рыть, а глаза атрофировались – не нужны) и рас- тений, он открыл эволюцию жизни. Третий этап
Четвертый этап Четвертый этап ознаменовал начало в становлении экологии. Он связан с крупны- ми ботанико-географическими исследова- ниями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления. В на- чале XIX в. выделяются в самостоятель- ные отрасли экология растений и экология животных. Ученые этого времени анализи- ровали закономерности организмов и сре- ды, взаимоотношения между организмами, приспособляемость и приспособленность. Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гум- больдт ( ), заложивший основы биогеографии. В книге «Идеи географии растений» (1807) он ввел ряд научных по- нятий, которые используются экологами и сегодня (экобиоморфа растений, ассоциа- ция видов, формация растительности и др.).
Пятый этап Пятый этап – становление эволюционной эколо- гии. Профессор Московского университета Карл Францевич Рулье ( ) четко сформулиро- вал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внеш- ней среды. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев ( ), опубликовавший в 1855 г. работу «Периоди- ческие явления в жизни зверей, птиц и гадов Воро- нежской губернии». Важнейшей вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знамени- той книги Ч. Дарвина ( ) о происхождении видов путем естественного отбора, жесткой конку- ренции. Немецкий зоолог Эрнст Геккель ( ) в 1866 г. он предложил термин для новой науки – «экология», который впоследствии получил всеоб- щее признание.
Шестой этап Шестой этап. Теория Ч. Дарвина дала большой толчок развитию аут- экологического направления – изу- чение естественной совокупности видов, непрерывно перестраиваю- щихся применительно к изменению условий среды, со второй половины середины XIX и до середины XX ве- ка было господствующим. Чарльз Дарвин ( ) – анг- лийский учёный-естествоиспыта- тель. Он основал учения об эволю- ции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существовние принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Седьмой этап отражает новый подход к ис- следованиям природных систем – в основу его положено изучение процессов материально- энергетического обмена, формирование общей экологии, как самостоятельной науки. Г. Гаузе в начале 40-х годов прошлого столетия провозгла- сил принцип конкурентного исключения, указав на важность трофических связей, как основного пути для потоков энергии через природные сис- темы. Вслед за Гаузе, в 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел понятие экосистемы, и этот год принято считать годом рождения общей эколо- гии как науки, объектом которой являются не только отдельные виды и популяции видов, но и экосистемы, в которых биоценозы рассматрива- ются с биотопами, как единое целое. Седьмой этап Английский геоботаник Тенсли – один из создателей науки об экосистемах
Восьмой этап Восьмой этап. В современной биосфере одним из наи- более значимых факторов, определяющих ее состояние, стала деятельность человека. Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл Владимир Иванович Вернадский – созда- тель учения о биосфере, намного опередивший свое вре- мя. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ сто- летия принадлежит к величайшим научным открытиям че- ловечества, соизмеримым с теорией видообразования, за- коном сохранения энергии, общей теорией относительнос- ти, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский до- казал, что жизнь на земле – явление планетарное и косми- ческое, что биосфера – это хорошо отрегулированная за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарная вещественно-энергетическая (биогеохимическая) система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.
Итак, мы проследили исторические этапы раз- вития экологии. Нелегким был путь этих людей на Земле. Вся- кому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первы- ми проникли в неведомое, первыми увидели и по- няли то, что до них не видел и не понимал никто. Все они по-настоящему были счастливыми людь- ми. Заключение