Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.
Advertisements

1.Основные идеи эволюционизма. 2.Эволюционная концепция культуры Г. Спенсера. 3.Культурологическая теория Э.Тайлора 4.Направления внутри эволюционизма.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ. На протяжении длительного времени шел все более интенсивный процесс исследования цивилизаций, которому посвящали свои.
Этнополитология. Ведущий преподаватель: Ставров Иван Валерьевич.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Человек становится тем, что он есть, - способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества.
Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия.
Презентация вопросов раздела «Социальные отношения» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории.
Этносоциология. Ведущий преподаватель: Ставров Иван Валерьевич.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Возникновение социологии В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Вопросы для повторения Богатство, способы получения богатства Образ жизни богатых, Уровень жизни, его составляющие Примеры бедности из СМИ.
Транксрипт:

Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований

Основные вопросы Исторические истоки современной этнополитической мысли. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.

Литература Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М., Паин Э.А. Этнополитический маятник. - М., 2004.

1. Исторические истоки современной этнополитической мысли.

Геродот и Аристотель Истоки идей географического детерминизма. В трудах Геродота собран обширный материал по этнографии народов Ближнего Востока и Северного Причерноморья. Аристотель пытался объяснить причины отличий греческого мира от восточного (персидского).

Платон и Тацит Содержались мысли, которые можно определить как предтечу такого направления, как примордиализм, абсолютизирующего фактор кровно- родственных связей в механизме сохранения этничности.

Период средневековья Происходит утрата интереса к теоретическим проблемам в изучаемой области. Появляются труды, посвященные описанию различных народов - Иордан, Прокопий Кессарийский, Маврикий, ал-Масуди.

Эпоха Возрождения Появляются труды, посвященные вопросам национальной интеграции. Н. Макиавелли ( ) «Государь» - одним из первых поставил вопрос о целях объединения этнических общностей, разделенных государственными границами.

Условия национальной интеграции по Н. Макиавелли 1) «Сильный лидер». 2) «Сильная армия». 3) «Единые символы». 4) «Психологическое единство».

Жан Боден ( ) Одним из первых обосновал понятие суверенитета - отношения господства и подчинения, связывающее монарха с подданными.

2. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв.

Эволюционизм Диффузионизм Функционализм

Ведущими исследователями были: Герберт Спенсер Джон Леббок Эдуард Тайлор Джеймс Фрэзер Льюис Генри Морган

Эволюционизм 1) единство человеческого рода обуславливает единообразие развития культуры; 2) развитие носит исключительно прогрессивный характер и имеет лишь один (однолинейный) вектор - от простого к сложному;

Эволюционизм 3) законы развития культурных явлений могут быть выведены путем редукции, на основе изучения психических свойств индивида, поэтому динамика явлений общественного строя и культуры имела в рамках этой концепции только психологическое обоснование.

Диффузионизм Распространение культурных явлений в неком географическом ареале, от культур «доноров» к культурам «реципиентам», посредством различных видов контактов между представителями этнических общностей, а именно: миграций, торговли, завоеваний, путешествий, брачных отношений и др.

Ведущими исследователями были: Ф. Ратцель Л. Фробениус В. Виндельбанд Г. Риккерт

Диффузионизм не опроверг основного положения эволюционистов, а только их дополнил. Только рассматриваемые вместе эволюционистские и диффузионистские воззрения позволяют в некоторых, пусть в весьма размытых очертаниях, представить себе картину развития этнической культуры. Эволюционизм сделал попытку описать внутренние (эндогенные) факторы ее развития, а диффузионизм - внешние (экзогенные).

Функционализм Устойчивость культурных традиций, в т.ч. этнических, определяется их включенностью в функционирование конкретного общества и напрямую зависит от формируемой им системы потребностей и интересов людей. Изменения потребностей и интересов определяют и динамику ценностей.

Ведущим исследователем был: Бронислав Малиновский

3. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.

Современные концепции этнополитологии: Примордиализм Конструктивизм Инструментализм

Примордиализм - Рассматривает этнические общности как естественно сложившиеся группы, основанные прежде всего на «кровных связях».

Биосоциальное направление Некоторые исследователи делают акцент на жесткой детерминированности этничности географическими и биологическими факторами, что предполагает слабую изменчивость этого феномена. Из этого подвида примордиализма непосредственно вырастают расистские теории (от Ж. Габино до А. Розенберга).

Социально-историческое направление П. ван ден Берг - этнос - это социально- историческое явление, выросшее из родоплеменных общностей.

Конструктивизм Последователи этого научного направления полагают, что этничность и нации, как и многие другие формы социальной реальности, воспринимаемые большинством людей как внешняя данность, на самом деле сконструированы людьми.

Ведущими исследователями являются: В России: В.А. Тишков М.Н. Губогло Л.М. Дробижева За рубежом: К. Поппер Т. Эриксен Ф. Барт

Инструментализм Существование этнических общностей объясняется с позиций социологического функционализма: этнические группы существуют и служат определенным целям, соответствуют конкретным целям, создавая определенный психологический комфорт для человека.