1 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 12 сентября 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. МЕСТО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 16 декабря 2008.
Advertisements

1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13 ноября 2008 года г. Екатеринбург УГРЮМОВ К.С. Президент НП НАПФ.
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 25 ноября 2008 года г. Москва.
Распределение НПФ по федеральным округам России Диаграмма 1 Источник: Расчеты по данным ФСФР России Дальневосточный - 9 Центральный Уральский - 16.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ г. Москва октября 2007 года К.С. Угрюмов Председатель Совета НП НАПФ КОНФЕРЕНЦИЯ «РАЗВИТИЕ.
1 ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВИЛ КРИЗИС И КАК ИХ НУЖНО РЕШАТЬ 18 ноября 2009 года г. Москва О.М. Колобаев – вице - президент НАПФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ.
1 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
1 НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 2009 ГОДА 17 марта 2010 года г. Москва О.М. Колобаев – вице - президент НАПФ IV Ежегодная профессиональная.
1 ИТОГИ ГОДА НА РЫНКЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕЗЕРВАМИ НПФ. ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5 декабря 2008 года г. Москва К.С. Угрюмов - Президент НАПФ.
1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 27 сентября 2012 года Москва К.С. Угрюмов - Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных.
В чем суть пенсионной реформы? ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ.
1 РЫНОК НАКОПИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ О.М. Колобаев - советник президента НАПФ г. Москва 26 февраля 2015 г. Девятая ежегодная.
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Негосударственные пенсионные фонды и приоритетные национальные проекты Любовский Владимир Георгиевич Пенсионный бизнес «ИФД КапиталЪ» Вице-президент.
Пенсионные продукты для квалифицированного инвестора или как привлечь в НПФ состоятельного клиента 2011 Михаил Трайковский Руководитель маркетинговой службы.
О Программе «Национальная банковская система России 2010, 2020» Ассоциация российских банков Г.А. Тосунян, Ассоциация российских банков.
Тема выступления: «Корпоративные пенсионные системы» (опыт развития) Докладчик: Эрлик Сергей Николаевич президент НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» Конференция «Негосударственное.
Новые технологии работы НПФ Е.Л.Якушев Генеральный директор Управляющей компании «НИКойл-Сбережения»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ г. Москва октября 2007 года К.С. Угрюмов Председатель Совета НП НАПФ КОНФЕРЕНЦИЯ «РАЗВИТИЕ.
Транксрипт:

1 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 12 сентября 2008 года г. Ханты-Мансийск К.С. Угрюмов - Президент НАПФ КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ»

2 Основные вопросы Место системы негосударственного пенсионного обеспечения в пенсионной системе России, ее состояние Основные вызовы для системы негосударственного пенсионного обеспечения Пути дальнейшего развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ

3 I. Система негосударственного пенсионного обеспечения – основные элементы Вкладчики – юридические и физические лица Негосударственные пенсионные фонды Компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов Компании – администраторы негосударственных пенсионных фондов Специализированные депозитарии Участники ( получатели негосударственной пенсии) Негосударственные пенсионные фонды – основополагающий элемент системы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

4 Наличие серьезных проблем в пенсионной системе России - сегодня общепризнанный факт. Устойчивые негативные тенденции сохраняются: неуклонное снижение коэффициента замещения и отход от страховых принципов в формировании пенсионных выплат. Две основные цели развития пенсионной системы страны: -создание достойных условий жизни ныне живущих пенсионеров; -достижение в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения на уровне не ниже 40-50%. Система дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения должна быть неотъемлемой частью пенсионной системы страны и призвана обеспечить в среднесрочной перспективе не менее % индивидуального коэффициента замещения. Пенсионная система России нуждается в дальнейшем развитии

5 Пенсия в различных отраслях промышленности

6 Наименование показателя Все фонды (229 фондов) Члены НАПФ (78 фондов) Собственное имущество фондов (млн. руб.) ИОУД (млн. руб.) Пенсионные резервы (млн. руб.) Количество участников (тыс. чел.) Количество получающих пенсию (тыс. чел.) Сумма взносов *) (млн. руб.) Сумма пенсионных выплат *) (млн. руб.) *) в расчете на год , , ,6 6765,6 1080, , , , ,9 5028,4 924, ,4 Основные показатели деятельности фондов на г , ,6

7 *) *) на Динамика числа участников и величины пенсионных резервов

8 Динамика пенсионных взносов Источник: ФСФР России

9 «Диаграмма доверия» (доля взносов физических лиц в общей сумме пенсионных взносов) Источник: Расчеты по данным ФСФР России

10 *) *) в расчете на год Динамика числа пенсионеров НПФ и величины пенсионных выплат

11 На года поступило заявлений о выборе НПФ, что в 2 раза больше, чем за тот же период 2007 года Динамика числа застрахованных лиц, выбравших НПФ и сумма их пенсионных накоплений

12 Состояние системы негосударственного пенсионного обеспечения – основные выводы Негосударственные пенсионные фонды – основополагающий элемент системы НПО являются одним из самых динамично развивающихся финансовых институтов России Система НПО способна стать достойным партнером для государства при решении задачи достижения в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения на уровне выше 40%

13 II. Основные вызовы для системы негосударственного пенсионного обеспечения 1.Участие в системе государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений. 2.Волатильность финансового рынка. 3.Необходимость повышение уровня надежности негосударственных пенсионных фондов, усиление защиты прав вкладчиков и участников НПФ. 4.Необходимость очищения рынка от несостоятельных негосударственных пенсионных фондов, не способных соответствовать лицензионным требованиям. 5.Необходимость повышения уровня доверия со стороны населения к долгосрочным финансовым институтам

14 1. Участие в системе государственного софинансирования Программа государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений – толчок к развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения или путь к ликвидации корпоративных пенсионных программ?

15 Участие в системе государственного софинансирования С одной стороны: Действующие корпоративные пенсионные программы, охватывающие около 10% экономически активного населения России, позволяют уже сейчас решить для работников этих предприятий задачу обеспечения достойного уровня пенсии. Начиная с 2002 года, в таких программах широко применяется совместное финансирование за счет взносов работодателя и работников. Это позволило существенно повысить уровень участия граждан в формировании своей пенсии. По сравнению с 2002 годом общая сумма пенсионных взносов в эти программы выросла в 4,88 раза, а сумма взносов физических лиц (работников) - в 13,8 раза. Сегодня корпоративные программы – наиболее эффективная форма привлечения граждан к формированию своей пенсии

16 Источник: Ассоциация Менеджеров, 2006 Наличие корпоративной пенсионной программы в российских компаниях

17 Финансирование корпоративных пенсионных программ Источник: Ассоциация Менеджеров, 2006

18 Участие в системе государственного софинансирования С другой стороны: 1.Потенциал (клиентская база) корпоративных пенсионных программ практически исчерпан. Большинство предприятий, способных софинансировать корпоративные пенсионные программы уже сделали это. 2.Государство не только софинансирует в размере 100% взнос человека, но и предоставляет работодателю льготу по ЕСН внутри данной системы. При таком подходе программа софинансирования уже в ближайшие годы может стать интересной не для 10% работающего населения, а как минимум для 25-30%, плюс самозанятое население. Клиентская база для негосударственного пенсионного обеспечения должна расшириться.

19 Участие в системе государственного софинансирования 3.Для работодателя на настоящий момент программа софинансирования более выгодна экономически. Однако, эта форма полностью лишает его преимуществ использования пенсионной программы как инструмента управления кадрами, а следовательно нет оснований считать, что все работодатели откажутся от корпоративных пенсионных программ. 4. Программа софинансирования дает мощный стимул к вступлению в систему НПО граждан старших возрастов, наиболее сознательных и экономически активных

20 По истечении 10 лет прекращается государственное софинансирование, однако внесение добровольных взносов работника и взносов работодателя может и должно продолжаться. Программа государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений – программа стимулирования сознания граждан к созданию долгосрочных индивидуальных финансовых планов. Временный характер государственного софинансирования – что дальше?

21 2. Волатильность финансового рынка. Резко обострила проблемы в области инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: 1.Нереализованная потребность в расширении перечня инструментов для инвестирования, в первую очередь для пенсионных накоплений. 2.Готовность ряда управляющих компаний ради победы в конкурентной борьбе предоставлять НПФ гарантии высокой доходности без соответствующих финансовых возможностей. 3.Неэффективное использование инвестиционного потенциала НПФ для развития экономики страны. 4.Стремление регулирующих органов максимально сблизить порядок оценки активов НПФ и ПИФов, что заставляет НПФ инвестировать в короткие инструменты и искажает для вкладчиков и участников результат процесса инвестирования 5.Принцип "разумного инвестора".

22 Общая сумма средств, подлежащих инвестированию – 540,5 млрд. руб. в том числе: пенсионные резервы 502,5 млрд. руб. пенсионные накопления 38,0 млрд.руб. (без страховых взносов 2007 года, еще не поступивших в НПФ) Размер инвестиций в отдельные отрасли экономики: на развитие и модернизацию автодорог в 2007 году 170 млрд. руб. На развитие Федеральной сетевой компании в 2008 г. 170 млрд. руб. На развитие Росэнергоатома в 2008 г. 120 млрд. руб. На развитие Гидроэнергетической компании в 2008 г. 76 млрд. руб. Инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов

23 Структура портфеля пенсионных резервов по направлениям размещения на г. Федеральные ценные бумаги, 0,82% Облигации субъектов РФ и муниципальные, 3,43% Банковские депозиты, 12,59% Акции российских предприятий, 27,84% Облигации российских предприятий, 24,19% Паи ПИФов, 5,71% Недвижимость, 0,19% Векселя, 2,41% Ценные бумаги иностранных государств, 0,01% Другое (средства на счетах УК), 22,81% Источник: ФСФР России

24 Структура портфеля пенсионных резервов по срокам вложения Источник: ФСФР России

25 3. Надежность НПФ, защита прав вкладчиков и участников Результаты инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений по итогам 2007 и особенно 2008 года вполне может вызвать негативную реакцию и отток вкладчиков и участников НПФ. В свою очередь, это может привести к возникновению финансовых проблем у НПФ не располагающих достаточным количеством собственных средств. Варианты повышения финансовой надежности НПФ : 1.Увеличение размера собственного капитала. 2.Страхование рисков. 3.Создание объединенных гарантийных фондов

26 Надежность НПФ, защита прав вкладчиков и участников Варианты снижения рисков от деятельности менеджмента НПФ: Внедрение стандартов профессиональной деятельности НПФ. Организация регулярной подготовки и повышения квалификации кадров НПФ. Внедрение в НПФ внутреннего контроля, отвечающего современным требованиям.

27 Обеспеченность фондов ИОУД (198 фондов, имеющих суммарный размер пенсионных средств более 1 млн. руб.) 30 млн. руб. 50 млн. руб. Линия 1:10 ИОУД (тыс. руб.) (ПР+ПН) тыс. руб. Газфонд ЛУКОЙЛ- ГАРАНТ Сургутнефтегаз Благосостояние Сталь-Фонд Опека Ханты-Мансийский НПФ НПФ электроэнергетики Норильский никель Пенсионный капитал Губернский 100 млн. руб.

28 Соотношение накопленных пенсионных резервов и числа участников фондов 1тыс. руб /чел. 10 тыс. руб /чел. 100 тыс. руб /чел тыс. руб /чел. Газфонд Благосостояние Невский ПФ ННФПСО Металлургов Внешэкономфонд Число участников (чел) Пенсионные резервы (тыс. руб.)

29 4. Проблема несостоятельных негосударственных пенсионных фондов Анализ рынка и отчетности НПФ показывает, что Более 30 негосударственных пенсионных фондов практически не ведут операционной деятельности. Около 70 негосударственных пенсионных фондов не смогут выполнить лицензионные требования об увеличении размера имущества для обеспечения уставной деятельности в обозримой перспективе.

30 Что делать? 1.Разработать конкретные предложения по внесению в изменений в законодательство, упрощающих процедуру реорганизации негосударственных пенсионных фондов 2.Совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам разработать комплекс мероприятий по введению временной администрации в негосударственных пенсионных фондах не способных осуществлять лицензионную деятельность и подлежащих ликвидации 3.Подготовить и провести компанию по разъяснению причин ликвидации в короткие сроки большого количества негосударственных пенсионных фондов

31 По оценкам экспертов Национальной ассоциации НПФ: Прогнозируемое число участников по негосударственному пенсионному обеспечению в ближайшие 5-7 лет составит 25 млн. чел. Количество фондов, способных обеспечить их обслуживание (при среднем числе участников в фонде 250 тыс. чел.) – 100 При этом должно достигаться оптимальное сочетание централизованных фондов, имеющих развитую филиальную сеть, и местных региональных фондов Оценочные параметры сети НПФ

32 4. Повышение уровня доверия со стороны населения к долгосрочным финансовым институтам - НПФ 1.Эта задача должна стать частью государственной программы повышения финансовой грамотности населения. 2.Необходимо создавать реальные системы защиты прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. 3.Вводить стандарты операционной деятельности, обязательные для всех негосударственных пенсионных фондов. 4.Улучшать качество обслуживания клиентов НПФ.

33 III. Пути развития системы негосударственного пенсионного обеспечения - Создание экономических стимулов развития системы НПО, в первую очередь, налоговых. - Создание реальных механизмов защиты прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов - Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения.

34 Общее число различных представительств НПФ в федеральных округах России Источник: Расчеты по данным ФСФР России До настоящего времени филиалы и представительства НПФ отсутствуют в 23 регионах России, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации

35 Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, ул. Б. Пионерская, д. 13/6А строение 1 Тел