Общероссийская общественная организация Ассоциация инженерного образования России VIII съезд Москва 27.03.03 Москва 27.03.03.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
Роль институтов развития образования в реализации федеральной образовательной политики Аверкин Владимир Николаевич, ректор Новгородского института развития.
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Информация о деятельности Тольяттинского регионального отделения АИОР за г и направления работы на период В.В. Ельцов Секретарь Тольяттинского.
Транксрипт:

Общероссийская общественная организация Ассоциация инженерного образования России VIII съезд Москва Москва

Общероссийская общественная организация Ассоциация инженерного образования России VIII съезд Отчетный доклад Президента Ассоциации Похолкова Ю.П. Москва Москва

Общероссийская общественная организация «Ассоциация инженерного образования России» является добровольным общественным объединением физических лиц, в состав которого входят ученые, преподаватели, инженеры и специалисты инженерных высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, научно-производственных предприятий, технопарков, технополюсов и других организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, заинтересованные в развитии и совершенствовании инженерного образования в России и содействующие ускорению научно- технического прогресса. В состав Ассоциации могут входить также и юридические лица - общественные объединения.

Ассоциация имеет Всероссийский статус, что дает ей право создавать свои структурные подразделения: региональные отделения, представительства или филиалы на территории всех субъектов Федерации. Ассоциация инженерного образования России как всероссийская общественная организация, объединяющая физических лиц, - уникальное явление в системе российского профессионального образования. Другие Ассоциации, например, Ассоциация российских вузов, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инженерно- строительных вузов и т.д. объединяют вузы как государственные учреждения.

Общероссийский общественный характер Ассоциации инженерного образования России особенно ценен в условиях строительства гражданского общества в нашей стране и позволяет реализовать в международном образовательном пространстве ряд таких задач, которые принципиально не могут быть реализованы другими Ассоциациями. К таким задачам могут быть отнесены задачи создания независимых структур аттестации и аккредитации образовательных программ, признаваемых за рубежом, сертификации специалистов и преподавателей высшей школы, подписания ряда международных документов по образованию и т.д.

Члены общественного объединения могут свободно и без оглядки на административные структуры и другие органы государственной и региональной власти высказывать своё мнение по реформированию, перестройке, модернизации образования в стране и его дальнейшего развития. Это позволяет активно формировать общественное мнение профессионалов по вопросам содержания инженерного образования, образовательных технологий, оценке различных нововведений в инженерных вузах и доводить это мнение до федеральных и региональных структур законодательной и исполнительной власти, образовательных учреждений.

Совершенствование инженерного образования и инженерной деятельности во всех их проявлениях, относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям, включая процессы преподавания, консультирования, исследования, разработки инженерных решений трансферта технологий, оказания широкого спектра образовательных услуг, обеспечения связей с общественностью, производством, наукой и интеграции в международное научное образовательное пространство. Миссия Ассоциации инженерного образования

Полноценная деятельность Ассоциации после VII съезда, который состоялся 30 марта 2001 года, была затруднена противоправными действиями бывшего Генерального директора Ассоциации Нестерова А.Ф. Об этом Правление достаточно детально информировало региональные отделения и инженерные вузы. Нестеров А.Ф., несмотря на то, что он не был избран на VII съезде в Правление и был освобожден от должности Генерального директора, отказался передавать подлинники уставных и финансовых документов, а также печать Ассоциации вновь избранному Правлению и подал исковое заявление в суд с требованием признать нелегитимными решения VI и VII съездов Ассоциации. Хорошо понимая абсурдность выдвинутых требований, Нестеров А.Ф. ставил своей целью парализовать деятельность Ассоциации. Суды первой и второй инстанции, признали его исковые требования несостоятельными. После этого Правление смогло получить необходимые для работы документы, зарегистрировать изменения, внесенные VII съездом, в Минюсте РФ только 26 июня 2002 года и начать полноценную деятельность Ассоциации.

На данный момент Ассоциация насчитывает в своих рядах 526 членов и имеет региональные отделения в 60 субъектах Российской Федерации, филиалы в 7 Федеральных округах. На карте России это выходит следующим образом.

- Региональные отделения Европейской части - Региональные отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока - Москва - С-Петербург - Не имеют региональных отделений РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ АССОЦИАЦИИ Ассоциация имеет свои региональные отделения в 60 субъектах Российской Федерации

ПРЕДСЕДАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ АССОЦИАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Количество членов Ассоциации 2. Региональных отделений 3. Провели отчетно-выборные собрания 4. Председатели региональных отделений из них: ректоры проректоры директора инженерных центров деканы факультетов зав. кафедрами другие

В настоящее время инженерное образование России представляет собой самую масштабную систему высшей профессиональной школы России. Контингент студентов, обучающихся в вузах по инженерным специальностям, составляет более 35% от общего контингента студентов в стране. Основные показатели системы инженерного образования по регионам России представлены на слайдах.

16% 12% 26% 46% 21% 29% 35% 15% 16% 43% 27% 14% 16% 26% 38% 20% - Москва - Санкт-Петербург - Европейская часть - Урал, Сибирь и Дальний восток ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ Студенты, всего – чел. Аспиранты дневной и заочной формы, всего –24211 чел. Численность профессорско- преподавательского и научного персонала, всего –81596 чел. Доктора наук, всего –6538 чел.

Наименования подразделений И Н Ж Е Н Е Р Н Ы Е В У З Ы УниверситетыАкадемииИнститутыитого Научно- исследовательские институты Технопарки Проблемные научно- исследовательские лаборатории Инженерные центры Опытные производства Конструкторские бюро Инженерные вузы в своем составе имеют достаточно развитую инфраструктуру научно-производственной деятельности:

Ведущей проблемой инженерного образования является повышение его качества. В меморандуме о высшем образовании стран Европейского сообщества записано «… именно продукция образовательных и подготовительных систем определяет производственный уровень страны и, следовательно, её конкурентоспособность ».

Анализ состояния внутреннего российского рынка показывает, что большая часть наиболее востребованных потребительских товаров, связанных с техникой и технологией - импортная: утюги, кофемолки, кофеварки, стиральные машины, телевизоры, компьютеры, велосипеды, автомашины и теперь даже самолеты. Все понимают, что они, как правило, качественнее отечественных, более надежны, функциональны, эстетичны, удобны. Особенно пользуется спросом оборудование, в котором используются высокие технологии. Например, мобильные телефоны, лэптопы, навигаторы, ультразвуковое медицинское оборудование, томографы и т.п.

На слуху названия зарубежных компаний: Simens, Fillips, LG, Intel, Microsoft, Tefal и других. Все меньше и меньше примеров, когда российская техника конкурентоспособна на мировом рынке: оружие, например, «Калашников», ускорители, приборы неразрушающего контроля и ряд других. Все это при том, что 35% выпускников наших вузов подготавливаются по направлениям и специальностям в области техники и технологии. Так и хочется спросить, что же они делают, где работают, какие виды продукции выпускают? К чему их приготовили образовательные и подготовительные системы страны?

На съезде российских ректоров (декабрь 2002 г.) рефреном звучала мысль о том, что российская система высшего образования - лучшая в мире. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении сказал, что «… высокий уровень образования - это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира». Действительно, мы сегодня находимся в числе ведущих государств мира по отдельным направлениям (энергетика, ядерная техника, космическая, вооружения).

Что же касается экономики в целом, Россия по производству валового национального продукта на душу населения занимает 102 место среди 209 стран мира, впереди Панама, Суринам, Эквадор, Ботcванна и другие. В структуре российского импорта машины и оборудование составляют 34,9%, продовольствие - 14,5%. В структуре экспорта энергоресурсы составляют 48,1%, машины и оборудование - 9,7%. Здесь, как говорят, работы непочатый край. Само по себе утверждение, безусловно, верно. Высокий уровень образования позволяет стране находиться в числе ведущих государств. Вот почему так велика сегодня ответственность университетов перед обществом и государством. Особенно университетов, подготавливающих специалистов в области техники, технологии и менеджмента.

Как сказал на этом же съезде В.В. Путин «…очевидно, что даже самая эффективная эксплуатация природных ресурсов не принесет России определяющих позиций в мировой экономике. В наши дни всё большую долю на мировых рынках занимают высокие технологии».

Здесь потенциал в институтах РАН и других научно-производственных учреждениях, безусловно, есть и, может быть, развитие инженерного образования является тем главным звеном, «ухватившись за которое можно вытащить всю цепь».. Естественно, речь идет о подготовке специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации навыками и умением организовывать производство конкурентоспособной продукции, умением нестандартно мыслить, работать в команде и с командой, владеющих новой инновационной культурой.

Утверждая и подтверждая тезис о лучшем в мире российском образовании, нельзя забывать, что это лишь часть правды. Есть и другой взгляд на приведенные утверждения. Горько и обидно осознавать, что лучшая часть российского интеллектуального продукта уходит за рубеж. И не только уходит, работает там, делая существенный вклад в создание новых продуктов, которые затем Россия должна покупать за валюту. В общем, может быть это явление можно было бы назвать нормальным, если бы оно не было столь массовым.

Говоря о развитии образования в мире и в частности инженерного образования, нельзя не отметить ряд тенденций, среди которых наиболее важными являются: интернационализация образования; переход университетов на самофинансирование; создание систем обеспечения качества подготовки специалистов и самоусовершенствования деятельности университетов; развитие проектно- и проблемно-ориентированных методов обучения; интерпренерская направленность подготовки специалистов.

В свете этих тенденций развитие и совершенствование российского инженерного образования видится в двух главных направлениях: развитие международной аккредитации инженерных образовательных программ, включение в мировые интеграционные процессы, такие как Болонский процесс в Европе, Вашингтонское соглашение и другие. трансформации технических университетов в академические инновационные университеты;

Правление Ассоциации приняло решение провести очередной съезд 27 марта 2003 года в Москве с представительством - один делегат от регионального отделения (от субъекта Федерации), три делегата от Москвы и Московской области, два делегата от Санкт- Петербурга и Ленинградской области, сформировало организационный комитет по подготовке и проведению съезда. На съезд избрано 45 делегатов от региональных отделений и приглашено 60 участников. Состав избранных на съезд делегатов: избрано всего - 45 из них: ректоры и проректоры вузов - 31 деканы и зав. кафедрами - 10 другие - 4 Среди приглашенных - руководители федеральных и региональных органов управления образованием, ректоры вузов, президенты и исполнительные директоры других Ассоциаций, представители РАН, МАН ВШ, ведущих научно-производственных предприятий, видные ученые и педагоги.

Следует сказать, что Правление Ассоциации инженерного образования России постоянно чувствовало поддержку и понимание со стороны Министерства образования РФ, Государственных структур РФ, Совета Федерации, комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Российской Академии наук, Ассоциации технических университетов, за что Правление выражает глубокую благодарность.

За отчетный период в составе Правления работали: ПРИХОДЬКО Вячеслав Михайлович, ректор Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета), д.т.н., проф. ЕВСТИГНЕЕВ Владимир Васильевич, ректор Алтайского государственного технического университета, д.т.н., проф. ПУЗАНКОВ Дмитрий Викторович, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, д.т.н., проф. СОКОЛОВ Эдуард Михайлович, ректор Тульского государственного университета, д.т.н., проф. ПОДЛЕСНЫЙ Сергей Антонович, ректор Красноярского государственного технического университета, проф. ТУРМОВ Геннадий Петрович, ректор Дальневосточного государственного технического университета, д.т.н., проф. ЧАПЛЫГИН Юрий Александрович, ректор Московского государственного института электронной техники (технический университет), д.т.н., проф. МАТВЕЕНКО Александр Макарович, ректор Московского государственного авиационного института (технического университета), д.т.н., проф. КУСИМОВ Салават Тагирович, ректор Уфимского государственного авиационного технического университета, к.т.н., проф. СИГОВ Александр Сергеевич, ректор Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), д.т.н., проф. ФЕДОРОВ Игорь Борисович, ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана ХАБАРИН Дмитрий Юрьевич, Исполнительный директор АИОР

В своей работе в отчетном периоде Правление руководствовалось, принятыми на VII съезде документом «Основные направления деятельности Ассоциации инженерного образования России» на период годов и тематическим планом работы Ассоциации, принятым Правлением 26 сентября 2001 года.

Основные направления деятельности на период годов 1.Мобилизация научно-технического и образовательного потенциала регионов на решение существенно значимых для них проблем. 2.Изучение потребностей промышленности региона для решения проблем научно-технического характера, формирование стола – заказов региона на научно-техническую и инновационную деятельность. 3. Консалтинг вузов и научных организаций региона, обеспечение их участия в отечественных и международных конкурсах, грантах и т.д. на производство научных и опытно-конструкторских работ. 4. Проведение активной деятельности в регионах, направленной на объединение усилий государства, образовательных учреждений, организаций, предприятий и общественности для реализации приоритетного развития инженерного образования на основе прогрессивных педагогических идей, использования «высоких» образовательных технологий, сочетания лучших отечественных традиций подготовки инженеров и зарубежного опыта.

Основные направления деятельности на период годов 5.Содействие становлению и развитию новых организационных образовательных структур: открытое образование, дистанционное обучение, непрерывное образование, интегрированное обучение. 6.Содействие совершенствованию содержания инженерного образования. 7.Содействие общественной аккредитации и аттестации вузов и профессиональных образовательных программ в отечественных и зарубежных организациях. 8.Совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы инженерного образования и инженерной деятельности. 9.Развитие международных связей и контактов в области инженерного образования.

Тематический план работы Ассоциации включал девять разделов: 1. 1.Организационная работа 2. 2.Подготовка и проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам инженерного образования 3. 3.Формирование информационных ресурсов Ассоциации 4. 4.Мобилизация научно-технического и образовательного потенциала регионов на решение значимых для них проблем 5. 5.Содействие становлению и развитию новых организационных форм и структур образовательной деятельности 6. 6.Содействие совершенствованию содержания инженерного образования 7. 7.Содействие общественной аккредитации и аттестации вузов и образовательных программ в отечественных и зарубежных организациях 8. 8.Совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы инженерного образования 9. 9.Развитие международных связей Ассоциации в области инженерного образования Тематический план и основные направления деятельности Ассоциации представлен в папках делегатов съезда.

В целом, несмотря на сложившиеся неблагоприятные условия деятельности Ассоциации, о которых говорилось выше, план выполнен удовлетворительно. Из 51 запланированных мероприятий, 26 выполнены полностью, 11 частично и 14 не выполнены в основном по объективным причинам. Основные итоги работы Ассоциации за отчетный период состоят в следующем.

1. Ассоциация оформилась как целостная организация, продуктивно работающая на реализацию своей миссии. В отчетном периоде создано четыре новых региональных отделения в субъектах федерации, организованы филиалы Ассоциации в федеральных округах, число членов Ассоциации увеличилось почти в полтора раза, удалось привлечь спонсоров для финансирования деятельности Ассоциации, начала функционировать дирекция Ассоциации, создан офис Ассоциации, установлены связи с региональными отделениями. Вырос авторитет Ассоциации как внутри страны, так и за рубежом. Одним из свидетельств этого является подписанное соглашение между Министерством образования России и Ассоциацией инженерного образования о совместной деятельности, направленной на создание в России системы общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. Данное соглашение имеется в папках делегатов. Соглашение предполагает заключение с ABET(США) договора о взаимном признании систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ с целью подготовки к подписанию Россией Вашингтонского соглашения. Ассоциация инженерного образования представляется Министерством образования как подписант Вашингтонского соглашения с российской стороны. Основные итоги работы Ассоциации

Организационная работа в Ассоциации требует своего глубокого совершенствования: только единицам региональных отделений удалось провести регистрацию как юридических лиц, действующих на территории субъекта Федерации. Считаю, что основная вина в этом Исполнительной дирекции, которая не может обеспечить региональные отделения нотариально заверенными копиями Устава Ассоциации. Слабо ведется работа в региональных отделениях по увеличению числа членов Ассоциации, сбору членских взносов. Отличается здесь только Алтайское региональное отделение (председатель Евстигнеев В.В.), которое создало ряд первичных организаций в городах Алтая, увеличило число своих членов почти в 10 раз. В настоящее время Алтайское региональное отделение ведет активную работу с инженерным корпусом Алтайских заводов по вступлению в Ассоциацию инженерного образования России. Исполнительная дирекция практически не ведет работу по привлечению в Ассоциацию коллективных членов - других общественных организаций, по созданию предпринимательских структур.

2. Правление Ассоциации. Информационно – аналитический центр ведут работу по организации и проведению научно – практических конференций и семинаров по проблемам инженерного образования. Проведена в мае 2002 года в Томске традиционная Международная конференция "Проблемы и практика инженерного образования" по теме «Международная аккредитация образовательных программ». Основные итоги работы Ассоциации

В конференции приняли участие руководители Министерства образования России, ректоры и проректоры вузов, представители Администрации и Государственной Думы Томской области, иностранные специалисты Англии, Германии, США, Индии, Бангладеш, Сингапура, Тайваня, Чешской республики, Австралии, Греции, представители промышленности, ученые и педагоги российских вузов. Конференция показала, что проблемы международной аккредитации сегодня беспокоят научно – педагогическую общественность многих стран в связи с глобализацией рынка образовательных услуг.

Проведен Международный научно – методический семинар по теме "Совершенствование деятельности образовательных учреждений в рыночных социально – экономических условиях" (Греция, Солоники) в сентябре 2001г. В семинаре приняли участие ректоры и проректоры российских вузов, ученые и педагоги Греции. Перед участниками семинара выступили с заказными докладами ведущие российские и греческие ученые, известные специалисты по менеджменту, стратегическому планированию и комплексному системному совершенствованию деятельности вуза в рыночной экономике. Участники семинара получили методические материалы.

Проведен Международный семинар "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" (Томск, ноябрь, 2002г.). В семинаре приняли участие Министр образования России – Филиппов В.М., ректоры российских вузов, а также руководители ведущих мировых структур в области аккредитации образовательных программ Джерри Йорган, Президент Совета США по аккредитации образовательных программ в области техники и технологии (АВЕТ), Скотт – генеральный директор Всемирной организации по аккредитации транснациональных образовательных программ GATE, Хоули – зам. директора Национального агентства по сертификации систем менеджмента качества (Великобритания) NQA.

Ассоциация также приняла участие в организации Международной конференции по инженерной педагогике (IGIP). Проведены в апреле 2002 года общественные слушания в Томске, с приглашением ректоров вузов, реализующих инженерные профессионально – образовательные программы, и Председателей Правления региональных отделений Ассоциации Сибирского Федерального округа по обсуждению путей реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. На общественное обсуждение были вынесены следующие вопросы: пути реализации концепции модернизации российского образования вузами Сибирского Федерального округа, реализующими инженерные образовательные программы, получаемые вузами округа, преимущества и возможные риски при реализации концепции, а также выбор образовательной, научно – исследовательской и экономической политики с целью усиления преимуществ и уменьшения рисков.

В общественных слушаниях по объявленной теме приняли участие представители Администрации и Государственной Думы Томской области, Союза ректоров России, Президент, члены Правления и Председатели региональных отделений Ассоциации инженерного образования России, ректоры и проректоры вузов Сибирского Федерального округа, реализующие инженерно – технические образовательные программы, научно – педагогическая общественность, руководители профсоюзных организаций, преподаватели и студенты вузов г. Томска. Участники слушаний сформировали рекомендации и предложения по совершенствованию концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Текст рекомендаций и предложений имеется в папках делегатов съезда.

Участники общественных слушаний приняли также решение поручить Правлению Ассоциации: проинформировать органы законодательной и исполнительной власти всех уровней Российской Федерации об оценке концепции и рекомендациях, выработанных на настоящих слушаниях; поставить перед Правительством России и Минобразования Российской Федерации вопросы повышения оплаты труда НПС и стипендиального обеспечения студентов, обеспечения реальной автономии вузов, добиваться последовательного выполнения действующего законодательства об образовании. Участники общественных слушателей также решили принять предложение Государственной Думы Томской области по содействию в реализации законодательной инициативы Ассоциации инженерного образования России по совершенствованию нормативно – правовой базы в сфере образования и науки.

Как показала практика, общественные слушания по актуальным проблемам инженерного образования являются действенным инструментом формирования общественного мнения и активного влияния на решения властных структур. Этот инструмент следует рекомендовать использовать в других регионах.

Ряд интересных конференций провели региональные отделения Ассоциации. Следует отметить конференции и систему мероприятий, проведенных Алтайским региональным отделением "Дни науки на Алтае", посвященные 60 – летию инженерного образования на Алтае и 250 – летию "Ползуновского производства". В рамках этого мероприятия состоялись Ползуновские чтения и проведен Форум инженеров выпускников АлтГТУ под девизом "Наследники Ползунова И.И.", а также церемония запуска в действие водоналивного колеса 18 – го века по чертежам и конструкции великого российского инженера – изобретателя И.И. Ползунова, который построил это колесо в селе Колывань Змеиногорского района Алтайского края. Якутские региональные отделения (Председатель Стогний В.В.) выступили одним из организаторов IV Международного семинара "Фундаментальные и прикладные проблемы мониторинга и прогноза стихийных бедствий (Стихия ), который состоялся в Севастополе, в сентябре 2000 г.

Основные итоги работы Ассоциации 3. Формирование информационных ресурсов Ассоциации. Правление уделяет серьезное внимание представлению Ассоциации во внешнем и внутреннем информационном пространстве. За отчетный период значительно реконструирован сайт Ассоциации, он имеет теперь "зеркало" в Томске и Москве, регулярно обновляется, за 2 года его посетило более 4- х тысяч человек. В настоящее время идет реконструкция сайта на английском языке. На сайте сегодня можно найти самую свежую и самую полную информацию о деятельности Ассоциации. На сайте создан форум – виртуальная комната для общения членов Ассоциации, работает дискуссионный клуб "Проблемы инженерного образования". Издан 2000-ым тиражом проспект Ассоциации на русском и английском языках. Проспект имеется в папках делегатов.

Издан первый номер журнала "Инженерное образование". Журнал будет выходить с периодичностью 2 раза в год, объем журнала 8 – 10 печатных листа, тираж 1000 экз.

Основные итоги работы Ассоциации 4. Мобилизация научно-технического и образовательного потенциала регионов на решение значимых для них проблем В инженерных вузах России накоплен достаточно высокий инновационный потенциал, незначительная часть которого вовлечена в отечественный и международный технологический и ноу-хау трансферт. По оценкам экспертов в инженерных вузах России накоплено более 40 тыс. технологий, которые могут быть востребованы и вовлечены в народнохозяйственный оборот. В соответствии с тематическим планом предлагалось изучить потребности промышленности и социальной сферы, регионов с целью формирования на этой основе «стола заказов» для Ассоциации, провести работу по инвентаризации интеллектуальной собственности вузов в регионах по единой системе информационных описаний и разработать комплекс мероприятий по включению интеллектуальной ресурсов региона в хозяйственный оборот.

В силу недостаточной организации этой работы со стороны Правления и Исполнительной дирекции Ассоциации, а также низкой активности в этом направлении региональных отделений выполнить эту работу в полном объеме не удалось. Есть отдельные начинания в Алтайском, Красноярском, Омском, Томском, Хакасском, Тульском и др. региональных отделениях. Обсуждение проблем развития научных исследований и инженерного образования в Алтайском крае Присутствуют губернатор Алтайского края Сурков А.А., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Миронов С.М. Докладчик Евстигнеев В.В., Председатель регионального отделения АИОР Алтайского края, ректор Алтайского государственного технического университета

В настоящее время Правление Ассоциации ведет интенсивную работу по организации и проведению семинаров по подготовке инженерных вузов и содействию им по участию в Шестой Рамочной программе Европейского сотрудничества. По мнению Правления накопленный в инженерных вузах интеллектуальный потенциал может быть эффективно использован совместно с партнерами из других стран при выполнении проектов Шестой Рамочной программы, учитывая, что Россия в этой программе участвует как равноправный партнер.

Проведено 12 семинаров в Москве и Томске по участию членов Ассоциации в Шестой Рамочной программе Европейского сообщества, в которых приняло участие 420 человек из Волгоградского, Тамбовского, Московского, Самарского, Санкт-Петербургского, Курского, Тюменского, Новосибирского и др. региональных отделений. В программе семинара: представление Шестой Рамочной программы ЕС, программ Евроатом, Мария Кюри, Эврика, Tempus, Tacis, INTAS, а также практикум по составлению заявок на конкурсы ЕС по вышеназванным программам

Вот некоторые отзывы участников семинара: Данный семинар чрезвычайно полезен, так как на нем была представлена полная информация о возможности получения грантов из ряда Европейских фондов и организаций. Высоко профессиональные сотрудники отдела по работе с международными программами и фондами Томского политехнического университета смогли ответить на все вопросы по поводу оформления заявок на гранты, обозначили типичные ошибки, допускаемые в процессе написания заявок. Форма проведения семинара (с использованием компьютера, обеспечением раздаточным материалом) очень удачна. Власова Н.Ю., д.экон. наук, профессор Уральский государственный экономический университет Мне очень понравилось! Я первый раз в Томске - тоже понравилось! Город чуть младше моей Уфы, то что услышал на семинаре удивило. Появилась конкретная информация от специалистов по грантам. До этого, я никак не мог получить достоверную последнюю информацию хоть по каким-нибудь научным грантам. Думаю, такие семинары следует проводить и дальше. Зотов А.Н., доцент Уфимский государственный нефтяной технический университет

Кроме того, Ассоциация инженерного образования совместно с рядом зарубежных партнеров подготовила проект на конкурс в Шестой Рамочной программе. В рамках проекта планируется создание практически во всех субъектах Федерации информационно- консультационных центров по работе с программами ЕС. Эти центры запланировано создавать на базе региональных отделений Ассоциации. В результате осуществления проекта будет реализовано также объединение указанных служб на местах с помощью организационных и технических механизмов европейской системы CORDIS.

Основные итоги работы Ассоциации 5. Содействие совершенствованию содержания инженерного образования Существенный вклад члены Ассоциации внесли в выполнение проекта «Разработка принципов научного проектирования и технологии создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в условиях изменяющейся структуры кадровых потребностей. Вице-президент Ассоциации Пузанков Д.В. выступал координатором, в состав управляющего комитета входили вице-президент Ассоциации Подлесный С.А. и Похолков Ю.П. В целях совершенствования содержания инженерного образования Информационно-аналитический центр Ассоциации ознакомил членов Ассоциации и региональные отделения с меморандумом Комиссии ЕС «Учеба через всю жизнь» и сформировал предложения Комиссии ЕС по его совершенствованию и уточнению в части инженерного образования.

Основные итоги работы Ассоциации 6. Содействие общественной аккредитации и аттестации вузов и образовательных программ в отечественных и зарубежных организациях С целью организации и проведения работ в этом направлении Ассоциация инженерного образования России, Российская Академия Наук, Ассоциация технических университетов при поддержке Министерства образования РФ и НК ЮКОС учредили Фонд содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий (МАСС).

Основные задачи фонда МАСС. Оказание информационных, консалтинговых и образовательных услуг в области: создания и международной сертификации систем менеджмента качества в образовательных, научных и иных учреждениях и организациях; международной аккредитации образовательных учреждений и сертификации образовательных программ; международной сертификации специалистов и преподавателей высшей школы; создания, развития и международного признания национальной системы общественно-профессиональной аккредитации и сертификации в сфере интеллектуальной и производственной деятельности российских научных организаций, образовательных учреждений и промышленных предприятий. В материалах розданных делегатам представлен проспект фонда МАСС.

В структуре Ассоциации инженерного образования России создан Аккредитационный независимый центр. В состав центра входят: Аккредитационный Совет, методическая комиссия и комиссии по аккредитации образовательных программ по различным направлениям подготовки. Основные задачи Аккредитационного центра: Взаимодействие с государственными и общественными организациями, промышленными предприятиями с целью повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием в области техники и технологий. Проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высших учебных заведений России в области техники и технологий. Международное сотрудничество с целью обеспечения признания качества подготовки специалистов в области техники и технологий в российских вузах, повышение их профессиональной и академической мобильности. Аккредитационный независимый центр Ассоциации инженерного образования разработал критерии аккредитации инженерных образовательных программ. В настоящее время Аккредитационный Совет формирует экспертов для проведения аккредитации образовательных программ в ряде инженерных вузов.

Основные итоги работы Ассоциации 7. Совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы инженерного образования По данному направлению Ассоциация проделала следующую работу. Региональные отделения Ассоциации принимали участие в разработке законов об образовании субъектов Федерации. В ряде регионов работа над законами об образовании завершена и эти законы приняты (Томское, Красноярское, Новосибирское и другие региональные отделения). Ассоциация совместно с Государственной думой Томской области разработала законодательные предложения по статусу научно-исследовательских институтов при вузах и внесла эти предложения в Правительство и в профильный комитет Государственной Думы Российской Федерации. Ассоциация подготовила предложения о внесении дополнений и изменений в закон о высшем и послевузовском образовании.

Основные итоги работы Ассоциации 8. Развитие международных связей Ассоциации в области инженерного образования Ассоциация инженерного образования России является одним из ведущих общероссийских общественных формирований, определяющих сотрудничество преподавателей, ученых, студентов инженерных вузов с зарубежными партнерами. Ассоциация проводит совместные мероприятия с зарубежными вузами и соответствующими инженерными ассоциациями, союзами, фондами по взаимному обмену студентами и специалистами, проведению международных симпозиумов и конференций, продвижению на отечественный и международный рынок продукции высоких технологий, выполнению совместных проектов и программ. Ассоциация в настоящее время интенсивно работает с рядом организаций США, Южной Африки, Австралии, Японии по подготовке к подписанию Российской стороной Вашингтонского соглашения (Washington Accord) о взаимном признании систем общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий.

Сотрудничество Ассоциации с Международным альянсом транснационального образования (GATE), ЮНЕСКО с целью разработки, внедрения и мониторинга соблюдения стандартов качества транснационального образования, позволяет инженерным и другим вузам России получить консалтинговые услуги по аккредитации учебных заведений и провести сертификацию образовательных программ, пересекающих границы государства.

Сотрудничество с одной из авторитетных международных организаций в сфере высшего профессионального образования Международное общество по инженерной педагогике Internationale Gesellschaft fur Ingenering (IGIP) позволяет Ассоциации инженерного образования России способствовать решению задач по международной сертификации преподавателей вузов России и присвоения им квалификации Европейский преподаватель инженерного вуза.

Ассоциация сотрудничает в области сертификации систем менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов на соответствие международному стандарту ISO9001:2000 с одной из ведущих в мире организаций по сертификации – National Guality Assurance (NGA, Англия). Томский политехнический университет и 14 его подразделений успешно прошли сертификацию систем менеджмента качества и получили соответствующие дипломы.

Я хотел бы остановиться на недостатках в работе Ассоциации и проблемах, которые не удалось решить и которые мешают эффективной работе. За этот короткий промежуток времени, на наш взгляд, все-таки не удалось превратить Ассоциацию в мощную общественную организацию России. Недостаточная активность региональных отделений не позволила во многих регионах России развернуть активную деятельность Ассоциации. Часть мероприятий утвержденного тематического плана не были выполнены по причине недостаточного внимания к ним членов Правления. Одной из серьёзных проблем оказалась проблема перехода от прежнего Устава Ассоциации инженерного образования к новому Уставу Ассоциации инженерного образования России как общероссийской общественной организации. Главным противником этого перехода оказался бывший Генеральный директор Ассоциации проф. Нестеров. Суть конфликта и его действия я уже изложил в докладе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ на период 2003 –2005 г.г. Говоря о будущем, хочу представить Вам: 1. Превращение Ассоциации инженерного образования в мощное общественное объединение России, с сильными активно действующими региональными отделениями и глубоко заинтересованными в совершенствовании и приоритетном развитии инженерного образования членами. 2. Содействие становлению и развитию новых образовательных структур, способных адекватно отвечать на вызовы внешней среды: исследовательские, инновационные, академические, предпринимательские и другие университеты. 3. Содействие становлению и развитию инновационного и элитного инженерного образования в России.

4. Формирование и развитие национальной независимой системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. 5. Содействие инженерным вузам в прохождении международной аккредитации образовательных структур и сертификации образовательных программ, сертификации специалистов и преподавателей высшей школы, сертификации систем менеджмента качества подготовки инженеров и образовательных услуг. 6. Содействие инженерным вузам по продвижению высоких технологий на отечественный и мировой рынки, обеспечения их участия в Шестой Рамочной программе Европейского сообщества. 7. Развитие международных связей и контактов в области инженерного образования. 8. Проведение конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам инженерного образования. 9. Участие в совершенствовании нормативно-правовой и законодательной базы инженерного образования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ