Неопределенные Местоимения В Русском Языке (Второй Сертификационный Уровень, Общее Владение) Леонтьева Анна Леонидовна Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Advertisements

Урок 3 Институт и учёба. Вступительное слово: Речевые образцы.
Итоговая аттестация по английскому языку в начальной школе Ю.В. Дятлова, МОУ СОШ 20.
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
«С чего начинается Родина…». Родина начинается с самого себя. Для начала надо понять, что такое Родина? В нашем понимании - это твоя страна, город, улица,
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Занятие 3. Десять заповедей неудачника, или Как стать счастливчиком.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Неугомонные Как прошла первая четверть. Первая четверть была немного сумбурной, потому что мы отвлекались от занятий, помогали совхозу в уборке свеклы.
Как помочь своему ребенку учиться Как помочь своему ребенку учиться.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Неопределённые местоимения. Цели урока: Знать: об отличительном признаке неопределённых местоимений( неопределённость), образовании неопределённых местоимений,
Подготовка к ГИА 2013 года по русскому языку Словосочетание (В2) Презентация создана учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ 14» Дейкиной Натальей.
Средства выраженияПримерыКомментарии ЕСЛИ…, (ТО) Если у меня будет время, я обязательно приду к тебе (однократное действие). Если ему нравилась какая-
Выполнила учитель немецкого и английского языка МАОУ « СОШ 28» г. Балаково Фокина Г. В.
Прочитайте и подумайте над этим. Мой друг открыл ящик комода своей жены и достал пакетик, завернутый в шелковую бумагу. Это был не просто какой-то пакетик,
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Проверка качества усвоения учебного материала по теме «Человек и информация» Урок 24 Классная работа Тест Вариант I Вариант I Вариант II Вариант.
Транксрипт:

Неопределенные Местоимения В Русском Языке (Второй Сертификационный Уровень, Общее Владение) Леонтьева Анна Леонидовна Москва

Общие положения Задача: –научить употреблять/понимать высказывания, содержащие основные серии неопределенных местоимений (-то, -нибудь, кое-, а также местоимение один).

Общие положения Теоретическая база Haspelmath M. Indefinite Pronouns. Oxford: Clarendon Press, 1997

M. Haspelmath. Indefinite pronouns Есть контексты, типичные для неопределенных местоимений. неизвестное (не знаю, кто) –специфицированное неизвестное (знаю, но не скажу, кто) –свободный выбор (все равно, что) –стандарт сравнения –вопрос –условие (протазис условного предложения) –будущее время –императив и некоторые др.

M. Haspelmath. Indefinite pronouns Каждая серия местоимений «вырезает» из этого множества контекстов свою область – другие контексты недопустимы. например, в императивных высказываниях не бывает местоимений –то-серии *Купи что-то поесть ок Купи что-нибудь поесть «Вырезанные» области варьируют по языкам, в то время как само множество контекстов универсально

Что нам это дает? Типовые контексты коммуникативные ситуации Мы можем тренировать употребление местоимений в допустимых ситуациях и эксплицировать те ситуации, где употребление той или иной серии недопустимо. В фокусе теперь не только смыслы показателей серии (часто очень тонкие и трудно доступные неспециалисту), но и интуитивно понятные ситуации

Структура пособия Урок 1. Местоимения с показателем –то (4 – 5 часов) Урок 2. Местоимения с показателем -нибудь (3 - 4 часа) Урок 3. Местоимение один (1 - 2 часа) Урок 4. Местоимения с показателем кое- (1 - 2 часа)

Структура пособия Урок 5. Употребление неопределенных местоимений в русском языке (общий алгоритм) (1 час; возможно самостоятельное изучение материала как подготовка к контрольной работе)

(обобщающий алгоритм) 1) знаю, о чем говорю кое-Х или один Х; не знаю или не помню Х-то или Х– нибудь; 2) прошлое, УЖЕ было или есть Х-то; будущее, ЕЩЕ НЕ было Х-нибудь; 3) я знаю и думаю, что ты тоже догадываешься, о чем я говорю кое-Х; я знаю, но думаю, что тебе это не важно один Х.

Структура пособия Заключительная контрольная работа по теме (2 часа) Задания разной сложности Балльная система оценки каждого задания Вариативность выполнения

(контроль) 1. Тест (20 высказываний) 2. У вашего друга много проблем. Дайте ему советы, используя известные вам неопределенные местоимения (5 ситуаций) 3. Вы стали участником ситуаций. Задайте вопросы в соответствии с этими ситуациями (4 ситуации)

(Контроль) 4. Переделайте предложения так, чтобы максимально точно сохранить их смысл и использовать неопределенные местоимения или конструкции с ними (10 высказываний- толкований)

5. Напишите письмо другу о том, как вы сейчас живете в России. Расскажите, как вы учитесь, какие у вас занятия, о чем на них рассказывают … как вы живете в общежитии, что готовите, где покупаете еду … какие официальные правила существуют в университете и в общежитии, как выглядит Москва в начале осени и в конце ноября, какие у вас друзья, какие у них привычки, что они любят, а чего никогда не делают, чем вы занимаетесь в свободное время, что вам кажется странным и непонятным в Российской жизни и т. п. Используйте в письме все известные вам неопределенные и отрицательные местоимения (каждый показатель хотя бы один раз, но чем больше, тем лучше).

Структура урока - Введение материала –Понять из контекста общее значение показателя, увидеть типовые ситуации. Формальные моменты (язык) -местоименные корни, словоизменение -порядок слов

Структура урока Употребление (от высказывания к тексту) - порождение высказываний в рамках заданной ситуации (работа с типовыми контекстами) - порождение связного текста, предполагающего высокую частотность изучаемых единиц.

Структура урока От простого к сложному, от абстрактного к конкретному Местоимение (кто-то пришел) именная группа (кто-то чужой пришел) не имею информации (кто-то, что-то) не понимаю (зачем-то, почему-то) не имею информации + давно (когда-то)

Структура урока В конце каждого урока предлагаются домашние задания. В зависимости от уровня учащихся, их интересов и склонностей, количества часов, отведенных на тему и т. п. можно выбрать для группы те задания, которые ей подходят.

Пособие (файл word)

Урок 1 Неопределенные местоимения с показателем -то Введение материала (5 – 7 минут) Скажите, у вас хорошая память? Что вы делаете, когда забываете важную для вас информацию? Прочитайте письмо иностранца, приехавшего учиться в Москву. Попробуйте представить себе автора письма. Как он выглядит? Какой у него характер? Похожи ли вы на него?

Дорогие мама и папа! Как у вас дела? У меня всё хорошо, я уже начал учиться. У нас в этом году будут какие-то новые предметы. Только я не помню, какие. В России мне нужно помнить очень много вещей. Это трудно. На нашем этаже в общежитии много студентов. Все они откуда-то приехали в Россию (мы часто встречаемся на кухне, когда готовим еду, но я всё забываю спросить, откуда они). Многие уже сколько-то времени изучали русский язык и неплохо говорят по-русски. Русский для нас единственный общий язык. И мы понимаем друг друга! Это так здорово! Сейчас в Москве уже прохладно. Листья на деревьях совсем желтые. Сейчас, когда я пишу вам письмо, за окном идет дождь, уже вечер, людей на улице почти нет. Вон кто-то идет из магазина: у него большой красный рюкзак. Думаю, он несет что-то очень тяжелое. Наверное, купил много продуктов. Дома его, конечно, кто-то ждёт: может быть, жена и дети, а может быть, собака. Почему-то у него нет зонта. А дождь сильный. Теперь он садится в какой-то трамвай. Мне не видно из окна его номер. Уехал. А мне нужно делать какие-то упражнения по русскому языку. Я где-то записал их номера, но забыл, где. Теперь буду звонить друзьям, узнавать, что нужно делать. До свидания, я вас очень люблю и скучаю. Пишите. Ваш Тео

Проверьте свою память! Помните ли вы: откуда приехали соседи Тео по общежитию? как звали человека, который шел из магазина? что он нес в рюкзаке? что задали Тео по русскому языку? Если вы не смогли ответить на эти вопросы самостоятельно, поищите ответ в тексте. Знает ли сам Тео ответы на эти вопросы? Почему вы так думаете? Еще раз просмотрите текст и скажите, какие слова использует Тео, когда говорит о том, что он забыл? Подсказка: все эти слова похожи друг на друга, они имеют общую часть.

Формулируем правило О том, что вы не знаете или забыли, можно сказать с помощью местоимений с показателем – то: Кто-то стучит в дверь Я слышу стук в дверь, но я не знаю, кто стучит в дверь. Я где-то читал об этом Я помню, что я читал об этом, но не помню, где я читал об этом.

Формальные моменты В слабых группах имеет смысл вспомнить, структуру русского вопросно-ответного диалога: –Согласование местоимений кто и что –Возможные ответы на вопрос какой

Упражнение 2. Представьте себе, что вы забыли информацию, которую выражают подчеркнутые слова из упражнения 1. Какие предложения у вас получатся? Например: Вася ушел в театр (Куда но ушел?) Вася куда-то ушел.

порядок слов Обратите внимание! · В русском языке местоимения с показателем – то обычно ставятся перед глаголом: Мама что-то купила. Директор с кем-то разговаривает. Местоимение какой-то ставится перед существительным: Он сел в какой-то трамвай.

Перейти к файлу самого пособия