Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ.
Advertisements

Зам. директора по НМР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Пскова Назарова Е.В. Алгоритм организации преемственности между ступенями начального.
Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего.
Реализация требований ФГОС в образовательной системе «Школа 2100» итоги эксперимента.
Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
Экспериментальная работа «Осуществление преемственности в ОС «Школа 2100»». Итоги Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
1 (на примере Образовательной системы «Школа 2100»). Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
УМК «ШКОЛА 2100». Образовательная система «Школа 2100» - это: 1. Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Транксрипт:

Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС. Итог совместного эксперимента РАО и Образовательной системы «Школа 2100»

Ситуация, в которой осуществлялся эксперимент

Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ Система оценки – новые задания на проверку действий! Сделаны по нач.школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Преемственность новых стандартов ФГОС Официально принят, действует. Первые ученики пойдут учиться по нему 1 сентября 2011 года Официально принят в начале 2011 года. Начался процесс экспертизы учебников 5-9 кл. под этот ФГОС. Самый поздний срок его введения – 1 сентября 2015 года Проект опубликован, идет жаркое обсуждение и доработка. Единая система целей-результатов

КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Союз авторов, методистов, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» Цель: Функционально грамотная личность. УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив Премия Правительства РФ ФГОС Федеральный перечень учебников реализующих ФГОС ( уч.г.): УМК «Школа 2100» признан одной из четырех СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ предостерегаем от формального подхода: -Система учебников – это связи, а не набор! -Мало взять учебники, нужно работать в системе целей и технологий © ?!

Общие сведения об эксперименте

Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности? Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школыУчитель основной школы Содержание Цели Технологии

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА Педагогическая: Воспитание функционально грамотных выпускников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения (универсальные учебные действия) для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и общественной морали. Общеобразовательная: обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических, дидактических и методических материалов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА 1) Внедрение алгоритма организации непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий. 2) Уточнение представления о новом образовательном результате. 3) Апробация системы развития универсальных учебных действий (ранее – общеучебных умений) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной, основной и старшей школы. 4) Создание и апробация комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.

Переход в основную школу осуществляется БЕЗ алгоритма организации преемственности. 4 кл 6 кл Диагностика личностных и метапредметных результатов Переход из начальной в основную школу осуществляется по алгоритму организации ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. > 4 кл 6 кл Экспериментальные классы Контрольные классы РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ Цели Содержание Технологии Цели Содержание Технологии основная школа «Школа 2100» начальная школа «Школа 2100» основная школа «Школа 2100» начальная школа Другие системы ЗАМЫСЕЛ И ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА

УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА 11 регионов России: Республика Башкортостан, Ивановская область, Костромская область, Краснодарский край, республика Мордовия, Псковская область, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, республика Татарстан, республика Чувашия, Ярославская область; 34 – методиста институтов повышения квалификации и методических центров; 58 – общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев); более 300 – педагогов начального и основного звена; 100 – классов; более учеников; 11 авторов и методистов Образовательной системы «Школы 2100», координаторы: Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, М.Е.Турчина). Научный руководитель эксперимента – доктор психологических наук, профессор, академик РАО Д.И.Фельдштейн

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА С 2009 года + Москва (ГЭП) С 2010 года + Саратовская обл. (РЭП) С 2011 года + Омская обл., + респ. Удмуртия

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ «Школы 2100» Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА УМК – это инструмент, но не сама преемственность Совет координаторов направлений « старые инструменты» «новые инструменты»

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА – построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям

Начальная ступень Основная ступень Единая система универсальных учебных действий: Цели Содержание Технологии Единый комплекс: -проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов Единый УМК Уровень 3-4 кл. Уровень 5-6 кл. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 1.Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл. 6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения 7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8.Определение эффективности – диагностика, анализ

Осуществление алгоритма «Преемственность»

1шаг. Сентябрь 2008 г. Метод.объединение начальной и основной школы Создание приказом администрации образовательного учреждения временного метод.объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). «Круглый стол» педагогов начального и основного звена. г.Псков Оно должно включать учителей, которые в момент образования объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов- предметников, которые будут принимать этих детей в 5-м классе.

Результаты первого шага (создание метод.объединения) Положительный опыт: Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод. объединения во втором полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, мы сажаем педагогов за стол переговоров. Митрофанова М.В. (МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского района Республики Мордовия)

Результаты первого шага (создание метод.объединения) Трудности и методы их преодоления Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах. Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки.

2 шаг. Октябрь 2008 г. Согласование целей, содержания и технологий Внутри методического объединения должна быть достигнута договоренность: 1. О едином понимании целей, то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. 2. О соблюдении единых технологий и принципов системы «Школа 2100».

2 шаг. Октябрь 2008 г. Согласование целей, содержания и технологий Компромисс между педагогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему. При этом педагоги опираются на программу развития общеучебных умений (универсальных учебных действий) «Школы 2100», достраивая ее под себя.

Результаты второго шага (согласование) Из программы развития универсальных учебных действий в Образовательной системе «Школа 2100» скорректированной по итогам экспериментальной работы. Определять цель (проблему) и план действийДействовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта. Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели.. Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенно му и самостоятель- но составленном у), используя Н - основные П - и дополнительн ые средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятель- но. НПНПНПНПНПНПНП Средний % по классу Регулятивные УУД. Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)

Педагоги основной школы на уроке в 4-м классе. Республика Мордовия 3 шаг. Октябрь – декабрь 2008 Посещение и анализ уроков в 4-м классе Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют требования, предъявляемые к ученикам и корректируют необходимые умения (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.).

Результаты третьего шага (анализ уроков в 4-м кл.) Положительный опыт: …Сразу же после урока обществознания в младшей школе было много вопросов («что и как дети записывают…» и т.п.). Учитель основной школы, познакомившись с содержанием учебника, в свою очередь, была удивлена: оказывается, многое из ее курса ребята уже знали. Митрофанова М.В. (МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского района Республики Мордовия) Проводилось взаимное консультирование учителями среднего звена и начальной школы по содержанию учебного материала, что способствовало выработке единых требований. Ситникова М.В.., (Каменская СОШ Вичугского р-на Ивановской области) Опыт преодоления трудностей: Трудность: Трудно организовать посещение уроков, т.к. будущие учителя 5- го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков. Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую», и еще несколько проанализировать по видеозаписям. Трудность: Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания) Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока 1. … СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС (в системе «Школа 2100») Учитель:________________________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________

Совместная разработка урока педагогами начальной и основной школы. г.Санкт-Петербург 4шаг. январь-февраль 2009 года Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем- предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным.

Результаты четвертого шага (совместные уроки) Сложилось три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы вместе готовят конспект, а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы.

Результаты четвертого шага (совместные уроки) 3) Сотрудничество учителей основной и начальной школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют (при этом сам процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

5шаг март-апрель 2009 года Диагностика нового результата в начальной школе Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а также психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы в экспериментальных классах (которые будут продолжать учиться в условиях преемственности целей, содержания и технологий «Школы 2100») и в контрольных классах, которые в начальном звене обучались по «Школе 2100», но в основной школе продолжат обучение по другим системам и учебникам.

Результаты пятого шага (диагностика) ПРИМЕР Тест: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Умение: представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм Задание 8.В киоске продавалось мороженое эскимо и пломбир в стаканчике. Продавец занес в таблицу результаты своей работы и начал строить по ней диаграмму. Помоги продавцу достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы. Таблица Диаграмма Мороженое Дни недели ПонедельникВторникСредаЧетверг Эскимо Пломбир в стаканчике Создана и апробирована диагностика нового обр.результата

6 шаг сентябрь-октябрь 2009 года Анализ уроков в 5-м классе На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы. Шестой шаг осуществляется, когда ученики перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Необходимо советами помогать учителям-предметникам Урок литературы в 5-м классе по технологии продуктивного чтения. г.Санкт-Петербург. реализовывать совместные договоренности о преемственных технологиях

7шаг октябрь-декабрь 2009 года Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как Обмен опытом методобъединений по преемственности. Республика Мордовия проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение.

Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.) Положительный опыт: Был создан коллектив единомышленников. Мы стали прислушиваться друг к другу. Борисова М. В., Рогозина М. В. (МОУ «Гимназия 23» г. о. Саранск Республики Мордовия) Учитель начальных классов теперь – желанный гость. Митрофанова М.В. (МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского района Республики Мордовия) Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена. Вечеря Е.В. (шк. 42 п. Ахтырского Абинского р-на Краснодарского края) Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность. Теслинова И.Н., Смекалова И.Н., Зародова Е.А., Молодкина Ж.Е., (школа 31 г.Ярославля)

Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.) Трудности и их преодоление: Трудность: разный диапазон владения предложенными технологиями по данному алгоритму. Преодоление: заранее (годом раньше )привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу. Не ограничивать методобъединение одним годом.

8 шаг январь – май 2010 Определение эффективности организации преемственности Эксперимент завершается определением эффективности работы по преемственности – анкетированием, диагностикой нового результата умений, анализом результатов, корректировкой деятельности педагогического коллектива. Подведение первых итогов эксперимента на открытом семинаре в г.Великие Луки Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Результаты восьмого шага (эффект) Положительный опыт: Результаты каждого отдельно взятого обучающегося не были снижены по сравнению с 4 классом; имеют хороший уровень мотивации, владеют навыками самостоятельной работы в парах, группах, имеют опыт работы с различными видами источников. Леонтьева Е.А. шк.87 г.Казань, республика Татарстан. Сильного снижения качества по итогам входных контрольных работ не наблюдается. Заметны положительные результаты по устным предметам (истории, окружающему миру, литературе) Учителя – предметники отмечают умение излагать свои мысли, логично строить ответы, выделять главное, высказывать свое мнение. Галиуллина А.Л. Шк.54 г.Казань, республика Татарстан.

Результаты восьмого шага (эффект) Трудности и их преодоление: Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся. По- прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.

Общие результаты эксперимента «Преемственность»

РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ в 4-х кл. НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ на выходе из начальной школы 2008 год, 11 регионов РФ, 2769 выпускников начальной школы, обучавшихся по образовательной системе «Школе 2100»: единый исходный уровень контрольных (1079 уч.) и экспериментальных классов (1689 уч.) Личностные действия Регулятивные действия коммуникативные действия Познавательные действия норма хор. прев. ниже нормы (76) Указан средний % успешных действий при выполнении заданий

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ в 5-х кл. учителей, учеников и родителей Экспериментальные классы (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПО «Школе 2100») 53 класса из 9 регионов России учеников, 1009 родителей, 106 учителей основной школы и 37 учителей начальных классов Контрольные классы (БЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ) 41 класса из 7 регионов России: 867 учеников, 493 родителя, 184 учителя основной школы и 26 учителей начальных классов. При анализе опроса проверялись гипотезы: 1) В экспериментальных школах предполагается больше совпадений, сближений позиций учителей начальных и основных классов. ПОЛНОСТЬЮ 2) В экспериментальных классах эмоциональная реакция учеников, учителей и родителей на переход в основную школу будет более позитивной: - оправдаются ожидания детей от 5-го класса ЧАСТИЧНО - условия обучения (как изучаем, за что нас хвалят и т.п.) будут более схожими с начальной школой; ЧАСТИЧНО - оправдаются ожидания учителей 5-го класса по поводу тех качеств, которые они хотели видеть в своих новых учениках; ПОЛНОСТЬЮ - оправдаются ожидания учителей начальной школы о том, что их учеников продолжают развивать, а не «губят»; ПОЛНОСТЬЮ

Взгляд педагогов НАЧАЛЬНОЙ школы. 1.Какие качества наиболее развиты в учениках (встретив новое, будут размышлять / просить учителя объяснить и т.д.) Экспериментальные классы (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПО «Школе 2100») Контрольные классы (БЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ) Деятельностные качества нового образовательног о результата (самостоятельно сть, умение высказывать свою позицию и др.качества) 20% Взгляд педагогов ОСНОВНОЙ школы. Репродуктивно- формирующие качества старого результата 80% 26%26% 74%74% совпали 29%29% Взгляд педагогов ОСНОВНОЙ школы. 71%71% 47%47% 53% не совпали Взгляд педагогов НАЧАЛЬНОЙ школы. АНКЕТЫ: Портрет учеников 5-х классов глазами учителей: Подтверждается 1-я гипотеза СБЛИЖЕНИЕ ПОЗИЦИЙ – педагоги обеих ступеней ориентируются уже на новый результат (в контрольных классах учителя осн.школы «не видят» этих качеств, а по данным диагностики они у учеников есть

Взгляд педагогов НАЧАЛЬНОЙ школы на коллег из ОСНОВНОЙ. 1. Насколько учителя осн.школы продолжают развитие ваших учеников: мы одна команда / продолжают, но можно лучше / в основном нет / не продолжают Экспериментальные классы (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПО «Школе 2100») Контрольные классы (БЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ) Продолжают полностью или частично 14% Не продолжают или почти не заметно 86% 27% 73% АНКЕТЫ: мнение учителей нач.школы о продолжении Подтверждается 1-я и 2-я гипотезы СБЛИЖЕНИЕ ПОЗИЦИЙ и ЭМОЦ.РЕАКЦИЯ – в экспериментальных классах почти в 2 раза меньше недовольства учителей нач.школы действиями коллег из основной школы Взгляд педагогов НАЧАЛЬНОЙ школы на коллег из ОСНОВНОЙ.

Взгляд УЧЕНИКОВ. Экспериментальные классы (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПО «Школе 2100») Контрольные классы (БЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ) Сложнее (значит, новая ступень ставит новые задачи) 29% Взгляд РОДИТЕЛЕЙ. Проще (значит, нет преемственности в целях и технологиях) 71% 26%26% 74%74% 36% Взгляд РОДИТЕЛЕЙ. 64% 32% 68% Взгляд УЧЕНИКОВ. В экспериментальны х классах на 6-7% больше тех, кому заметен новый уровень сложности и им это интереснее. 1. В 5-м классе по сравнению с 4-м изучать новые темы в основом: сложнее / проще !! интереснее / скучнее АНКЕТЫ: мнение учеников и родителей о характере учебы

ПЕРВЫЕ ДАННЫЕ ДИАГНОСТИКИ в 6-х кл. НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ уровень 3-4 кл. и уровень 5-6 кл. См. в статье «Цели, ход и результаты эксперимента» Личностные действия Регулятивные : планировать коммуникативные действия Познавательные действия (76) 43 и г.11г. Экспер.Контр.Экспер.Контр. Экспер.Контр.Экспер.Контр г.11г. 08г.11г.08г.11г. 5-6 кл 08г.11г. Экспер. Контр Весь тест В 2011 г. диагностировалось только одно умение - планировать

РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к реализованному нами варианту решения проблемы преемственности: 1) Ничего не меняет, проблема остается. 2) Много положительного, но решается лишь около половины проблемы. 3) В основном проблема успешно решена.

РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к представленному варианту решения проблемы преемственности: 1) Ничего не меняет, проблема остается. 2) Много положительного, но решается лишь около половины проблемы. 3) В основном проблема успешно решена.

А что же будет ПОСЛЕ эксперимента?

СОЗДАНА Технология организации преемственности между начальной и основной ступенью образования педагогическим коллективом школы (алгоритм «8 шагов) Разработана на основе алгоритма «8 шагов) в ходе совместного эксперимента РАО и «Школы 2100» (11 регионов – гг.) и ГЭП г.Москвы ( гг.) При разработке учтен опыт всех участников экспериментальной работы, а в особенности - педагогов, обобщивших свой опыт в соответствующих текстах.