Современное понимание понятия "сельская МКШ". Дидактическая система сельской МКШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Advertisements

НСОТ как механизм развития сети общеобразовательных учреждений Томской области.
Из опыта работы сетевой федеральной экспериментальной площадки по переходу на ФГОС общего образования Сартакова Е.Е., ТГПУ 1.
О региональной специфике деятельности сельских школ по реализации ФГОС Сартакова Е.Е.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Общественное обсуждение хода и результатов реализации комплексного проекта модернизации образования по направлению 6: повышение квалификации Основные подходы,
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Проблемы и пути решения реализации профессиональных модулей ФГОС – 3 поколения в системе НПО Виноградова Эльмира Ринатовна преподаватель специальных дисциплин.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ « Лингвистическая гимназия 3 г. Улан - Удэ » 2011.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Секция «Развитие сети общеобразовательных учреждений Томской области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
Развитие региональной методической службы Республики Карелия Нисимов С.У., заместитель министра образования РК.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Транксрипт:

Современное понимание понятия "сельская МКШ". Дидактическая система сельской МКШ

Особенности МКШ Малые коллективы учащихся (отсутствие параллелей классов; разновозрастные классы – комплекты; малая наполняемость; ограниченность общения со сверстниками; несформированность коллектива класса; отклонения в индивидуально – психологических особенностях детей; преобладание мальчиков или девочек; ростовые колебания; нестабильность типологических групп; специфичность ученического актива) Малые педагогические коллективы (совмещение должностей, избыток и недостаток специалистов, низкая стабильность состава, замещения, «педагогическое одиночество», ограниченность возможностей, специфичность взаимоотношений, дефицит сельских учителей, приезжающие педагоги, широкий профиль деятельности учителя). Малые родительские коллективы (своеобразие образовательного уровня, ограниченность культурного общения, принадлежность одному производству, повышенная трудовая занятость, особые взаимоотношения). Особенности в организации учебно-воспитательного процесса (многопредметное преподавание(слагаемые нагрузки, сочетание предметов, комплексные кабинеты); ограниченное общение, вариативные классы, гиперопека (повышенное внимание, усиленный контроль, оперативная помощь, ограниченная самостоятельность), обилие отметок (горизонтальные, вертикальные ряды отметок, «вес» отметки, «престиж» отметки, стимулирующее воздействие отметки), педагогические стереотипы (ориентация на среднего ученика, преобладание фронтальной работы, установка на непрерывный контроль, жёсткая связь контроля и оценки, перенос структуры уроков), школьные диспропорции (территориальная разобщённость школьного микрорайона, увеличенные затраты, низкие результаты)

Этапы модернизации МКШ: 1.Этап оптимизации МКШ (90-е гг.) 2.Этап реструктуризации МКШ (эксперимент Минобразования РФ ( гг.)). 3.Этап модернизации МКШ в условиях перехода на НПФ.

187 ОУ-малокомплектные. Из них: -Городские МКШ Томской области - всего 18 ОУ (число обучающихся до 110 человек): НОШ-4; ООШ-3, СОШ-9. -Сельские МКШ Томской области-187 (число обучающихся до 110 человек): МКШ составляют 33% от всей численности ОУ, 66% от числа сельских ОУ.

Характеристика МКШ Общее количество от числа ОУ Томской области 14.8 %29,6% Реализуемые образовательные программы Начального, основного, среднего образования (преимущественно основного) Начального, основного, среднего образования (преимущественно среднего) Количество обучающихсяДо 60До Число обучающихся в классах до 6 человек (преимущественно 4–5)до 10 человек Количество обучающихся в разновозрастных классах-комплектах 10–12 человек-

Средний возраст педагогов в МКШ- 45 лет, В Зырянском районе года, в Первомайского 42 года, в Кожевниковском районе в МКШ работает только 10% педагогов пенсионного возраста.

Материалы диаграмм 1,2, 3 позволяют сделать вывод о том, что среди педагогов МКШ преобладают учителя с высшим образованием, почти половина (46 %) являются учителями второй квалификационной категории и преподают дисциплины одной образовательной области. В тоже время 53 % всех педагогов вынуждены в силу отсутствия учебной нагрузки изучать вместе со школьниками предметы двух и более образовательных областей, что, безусловно, сказывается на результативности обучения.

Наиболее яркими характеристиками кадрового ресурса МКШ являются уровень мотивации педагогической деятельности и готовность учителей к реализации комплексного содержания образования и разновозрастных технологий преподавания (см. диаграммы 4,5). Уровень мотивации к педагогической деятельности учителей МКШ можно характеризовать как недостаточный. 42 % всех учителей демонстрируют низкую степень мотивации, указывая в качестве основных причин нежелания работать постоянную опасность закрытия школ в процессе реструктуризации сети МКШ. Анализируя уровень сформированности компетенций педагогов МКШ в области разновозрастного обучения необходимо отметить, что, не смотря на достаточный уровень знания теории, владения элементарными навыками организации учебного процесса в условиях разновозрастного класса- комплекта, готовы к организации деятельности только 11 % всего педагогического состава.

Это вполне закономерно, так как и средний возраст работающих учителей в 187 МКШ региональной системы образования составляет 45 лет, соответственно оптимизация деятельности и развитие МКШ напрямую зависит от кадрового ресурса, творческий потенциал и стереотипы деятельности которого формировались преимущественно еще в советский период, что обусловливает противоречие между потребностями в педагогах, готовых к осуществлению учебно- воспитательного процесса в условиях полидисциплинарности, интегративности, межпредметности, использованию разновозрастных технологий обучения и низким уровнем квалификации учителей, направленных на поддержание традиционной модели обучения в МКШ

Для концептуального обоснования направлений развития МКШ необходимо было точно сформулировать само определение малокомплектного образовательного учреждения. В настоящее время существует множество таких определений, где либо указываются общие признаки МКШ (общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском населенном пункте (М.П.Гурьянова), либо точное число обучающихся (Белгородская, Воронежская области и др.).

Департаментом общего образования и Администрацией Томской области было разработано понятие «Малокомплектная школа» как общеобразовательного учреждения, расположенного в сельском или приравненном к нему населенном пункте с численностью населения до человек со средней наполняемостью классов не более 10 человек, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы- комплекты в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами с общей наполняемостью: начальные общеобразовательные учреждения (НОШ)- до 40 человек; основные общеобразовательные учреждения (ООШ)- до 90 человек; средние общеобразовательные учреждения (СОШ)- до 120 человек.

В рамках отдельных вариантов разрабатываемой в настоящее время Концепции развития МКШ Томской области констатируется цель оптимизации деятельности и развития малокомплектных сельских школ- создание условий для формирования современных образовательных моделей малокомплектных сельских образовательных учреждений, ориентированных на реализацию образовательных услуг, обладающих высокой степенью качества, доступности, эффективности, в рамках сетевых, муниципальных, региональной образовательных систем Томской области.

Задачи развития МКШ Томской области связаны с: - формированием новых организационно- педагогических моделей МКШ повышение качества образовательных услуг, предоставляемыми малокомплектными сельскими школами путем модернизации педагогического процесса; -включением МКШ в муниципальные образовательные сети в рамках формирования открытого (в том числе и информационного) образовательного пространства; -внедрением эффективных нормативно- правовых условий деятельности МКШ в целях улучшения состояния материально-технической и учебно-методической баз.

Механизмами развития сельских малокомплектных школ Томской области являются: - создание новых моделей ОУ и оптимизация механизмов управления МКШ; -введение нормативно-подушевого финансирования; - кадровое обеспечение процесса модернизации МКШ; -формирование открытого информационного образовательного пространства и др.

Малокомплектные школы разновозрастного обучения – это ОУ, где число обучающихся в классах составляет не более 6 человек, что позволяет сформировать разновозрастные классы-комплекты, функционирующие на постоянной основе. Учебный план таких школ (например, начальных) представлен в таблице.

Модель разновозрастной сельской МКШ (конец ХХ в. – 2011 г.).

Этапы развития разновозрастной сельской школы Этап Становление и развитие модели разновозрастной сельской МКШ Задачи управления I этап: зарождение Используются типовые разновозрастные образовательные программы, идет процесс формирования РВГ и РВКК Формирование типовых образовательных программ согласно заданному алгоритму II этап: становление Спецификация содержания образовательных программ на основе межпредметности, интегративности и комплексности, внедрение отдельных элементов РВО Спецификация содержания образовательных программ на основаниях особенностей МКШ; заказа родителей, социума, обучающихся (в том числе и с особыми нуждами), в том числе в рамках перехода на ФГОС второго поколения III этап: развитие Финансо-экономическое становление школы в условиях НСОТ, НПФ; создание новой управленческой структуры- управленческо-педагогической команды; формирование авторской модели дидактической системы МКШ, воспитательной системы Создание системы авторских программ, специфицированных в рамках заказа местного социума, в том числе и элементов разновозрастных УМК на базе проектов ФГОС второго поколения

Число школьников в МКШ с частично разновозрастным обучением (от 6 до 10 человек) не позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс как силу санитарно- эпидемиологических, так и педагогических закономерностей, что обусловливает необходимость создания временных разновозрастных групп, объединяющихся для изучения какого- либо предмета

В настоящее время разработаны: -модели формирования содержания образования в МКШ; -технологический пакет разновозрастного обучения;

Технологический комплекс разновозрастного обучения состоит из ряда различных образовательных технологий и моделей обучения. К числу технологий можно отнести наиболее применяемые в МКШ Сибирского региона: модульное, интегральное (В.В.Гузеев и др.), разновозрастное (А.А.Остапенко и др.), проектное обучение, КСО (В.К. Дьяченко и др.), обучение при помощи кейсов (А.П.Тряпицина и др.), в ходе межвозрастного взаимодействия (Л.Н.Байбородова и др.). Очевидно, что этот перечень можно продолжить, так как практически любая из современных образовательных технологий может быть использована в условиях разновозрастного класса- комплекта (как, например, различные варианты развивающего обучения). К числу моделей обучения, широко распространенных в МКШ РФ, можно отнести взаимообучение, обучение в микрогруппах и др. В тоже время необходимо отметить, что все эти модели и технологии являются гибкими (по М.В. Кларину), используются зачастую всеми педагогами МКШ эпизодично или в рамках комплекса. Это связано как с особенностями построения разновозрастной группы, так и содержанием образования. В разновозрастных классах- комплектах используются традиционные учебно-методические комплексы в виду того, что специальные практически отсутствуют. Этот факт обусловливает необходимость главенства не технологических требований, а содержания образования, построение которого и диктует использование необходимого элемента образовательной технологии или модели обучения.

В тоже время необходимо отметить, что есть достаточно традиционные элементы разновозрастного обучения, которые используются повсеместно. Традиционная модель разновозрастного обучения может быть выражена формулой: организационный момент урока проводится для классов «Х» и «У»+ отрезок времени на уроке х (класс «Х» работает с педагогом + класс «У» работает самостоятельно) + отрезок времени на уроке х (класс «У» работает с педагогом + класс «Х» работает самостоятельно) + подведение итогов урока проводится для классов «Х» и «У». Эта модель бывает сломана только при проведении однотемных уроков, решении общих задач, которые возникали не так уж и часто, так как представители двух - трех классов, находящиеся в одном помещении, сохраняли свою принадлежность к конкретному классу. Это всячески поддерживалось и подчеркивалось учителем, а взаимодействие организовывалось учителем, когда для этого появлялась возможность. На наш взгляд, наиболее предпочтительным способом решения данной проблемы является организация образовательного процесса в разновозрастных группах по единому учебному плану для всех членов данной группы независимо от возраста (класса). Опыт такой деятельности был представлен как исследователями, так и учителями в 80-е годы ХХ в. В настоящее время при организации и проведении однотемных уроков необходимо использовать азличные образовательные технологии. Нам видится, что основой технологического комплекса разновозрастного обучения может быть модульное обучение (как вариант интегральная технология В.В. Гузеева).

Сама технология представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие, которые именуются «модулями» и которыми легко манипулировать. В МКШ такими модулями могут выступать отдельные темы или разделы учебных дисциплин. «Модули» могут складываться из руководств, предлагаемых тем для обсуждения, самостоятельной работы и др. Структура модуля практически построена по принципу разбивки учебного материала на уровни проявления компетенций (типы задач для решения). Каждую тему можно изучать на том или ином уровне. В зависимости от характера учебных целей ученик может ограничиваться первым уровнем, связанным с его работой, или осваивать дополнительные уровни. Именно поэтому модули применяются особенно часто в обучении с доминирующим междисциплинарным подходом. Для обучающегося модульное обучение открывает новые перспективы в рамках формирования индивидуальной образовательной программы. С введением модульного (или сложнее - интегрального обучения) может и измениться формула организации учебного процесса в разновозрастных группах МКШ. Так, модуль разновозрастного обучения может состоять из цикла уроков: вводный, на котором в рамках однотемного содержания образования вытраивается общее представление ребенка о материале; урок традиционного взаимодействия; уроки самостоятельной работы (проектные, микрогрупповые, взаимообучения и пр.), где школьники могли бы отрабатывать отдельные умения и навыки, формировать различные компетентности в индивидуальном или групповом режиме; контрольно-проверочный урок и др. Содержание этих уроков может быть однотемным (одноуровневым, разноуровневым), выстроенным на основе синтезированной деятельности, либо на основе разного учебного материала. В последнем случае цементирующим элементов разновозрастного урока будут выступать общие для разных классов способы деятельности.

Использование технологического пакета позволяет в рамках модуля сформировать любые варианты из элементов методик и образовательных технологий, а, следовательно, сделать обучение в разновозрастных группах интересным и красочным. Использование разновозрастных учебных групп, на наш взгляд, автоматически решает проблемы, связанные с классно-урочной формой обучения в сельских малокомплектных, малочисленных школах. При организации образовательного процесса в ходе межвозрастного общения появляются большие возможности в организации совместной учебной деятельности.