Деятельность образовательных учреждений по профилактике правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков Материалы педагогического совета 26.03.2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Advertisements

Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Эпиграф Ребенок для полного и гармоничного его развития нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это только возможно,
Правовое воспитание в детском саду. Нормативная база - Конвенция о правах ребёнка; - Конституция РФ; - Семейный кодекс РФ; - Закон РФ от ФЗ.
Об административной ответственности. Ст Административного кодекса РФ.
Проектирование в решении проблем детского неблагополучия в школе Подготовила Леонова Н.А.
Работа классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании равное право и обязанность родителей.
Ответственность ОО, ответственность должностных лиц ОО.
Тема: «Образовательное право» Заседание членов клуба социально –правовых знаний Кировского района.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 вступил в силу 01 сентября 2013 года. Исключение составляет ч. 6 ст. 108, вступившая в силу.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от ФЗ ( ред. от ) « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
Обязанности родителей Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права.
Родительское собрание Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие формирования личности.
ФЗ 120. Основные понятия. несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением.
Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС Расширенное заседание МС отдел воспитания Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ И СНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ Приказ Министерства образования и науки Российской.
Транксрипт:

Деятельность образовательных учреждений по профилактике правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков Материалы педагогического совета педагогического совета

Содержание: Нормативно-правовая база Нормативно-правовая база Состояние детской и подростковой преступности Состояние детской и подростковой преступности Наркологическая заболеваемость Наркологическая заболеваемость Деятельность классного руководителя по работе с учащимися «группы риска» Деятельность классного руководителя по работе с учащимися «группы риска»

Нормативно-правовая база образовательных учреждений: 1.Конвенция ООН о правах ребенка. 2.Конституция Российской Федерации. 3.Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

5.Семейный кодекс Российской Федерации: Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье: Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Статья 56. Право ребенка на защиту Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность -шестнадцать лет. Статья Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Статья Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Статья Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей. Статья Появление в общественных местах в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Статья Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

7. Федеральный закон 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные понятия: Несовершеннолетний, безнадзорный, беспризорный, несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, семья, находящаяся в социально опасном положении, индивидуальная профилактическая работа. В соответствии со статьёй 14 данного закона (пункт 2) общеобразовательные учреждения общего образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: 1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; 2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; 3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

8. Закон Челябинской области от ЗО «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области» Основные задачи органов и учреждений системы профилактики: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и своевременное оказание им и их семьям социально - медико - психолого - педагогической помощи; - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; - социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

9. Федеральный закон от ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Статья 9 Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания: 1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка. 1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка. 2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. 3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам. 4. В образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

10. Закон Российской Федерации от «Об образовании»: Статья 15 этого закона (пункт 7) гласит, что «родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся». Статья 19 этого же нормативного акта (пункт 3) предписывает, что: «Общее образование является обязательным». Поэтому (пункты 4, 6, 7) «Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Документы необходимые для подачи в ГКДНиЗП для перевода учащегося из образовательного учреждения: - ходатайство образовательного учреждения; - справка из образовательного учреждения (НПО), в котором несовершеннолетний продолжит обучение; - в случае, если ребенок опекаемый (сирота) – согласование отдела опеки и попечительства УСЗН; - при переводе в вечернюю (сменную) школу – справку с места работы, возраст 15 лет.

Вступил в силу Федеральный Закон от ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании»: статья 5.57 часть 1 - нарушение или ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. часть 2 - нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. ст часть 1 - нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. часть 2 - реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. часть 3 - выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. часть 4 - умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. часть 5 - нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с внесенными изменениями в законодательство, а также в соответствии с Постановлением 6 от МКДНиЗП при Правительстве Челябинской области: - исключить случаи перевода учащихся 7 классов в вечерние (сменные) школы; - исключить случаи перевода учащихся 7 классов в вечерние (сменные) школы; - усилить контроль за законностью отчисления (исключения) несовершеннолетних из образовательной организации. - усилить контроль за законностью отчисления (исключения) несовершеннолетних из образовательной организации.

Основные понятия, используемые в Постановление главы города 8691-П «Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении»: единый банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении (далее именуется единый банк данных) – совокупность сформированных информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о проживающих на территории города семьях и детях, находящихся в социально опасном положении; единый банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении (далее именуется единый банк данных) – совокупность сформированных информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о проживающих на территории города семьях и детях, находящихся в социально опасном положении; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности (беспризорности) находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности (беспризорности) находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

С 06 октября 2009 года в г.Магнитогорске действует Постановление главы города 8691-П «Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении». С 06 октября 2009 года в г.Магнитогорске действует Постановление главы города 8691-П «Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении». Согласно данному Положению учреждения образования в пределах своей компетенции: 1) выявляют и ведут внутришкольный учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; 1) выявляют и ведут внутришкольный учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; 2) информируют управление образования администрации города о выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении; 3) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении, проводят воспитательно- профилактическую работу с учащимися, их родителями; 4) участвуют в составлении и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении; 5) формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся; 6) информируют городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении; 7) осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики; 8) организуют занятость учащихся, привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к участию в спортивных секциях, технических и иных кружках, клубах и других мероприятиях.

Деятельность классного руководителя по работе с учащимися «группы риска» Причины, порождающие подростков «группы риска» Причины, порождающие подростков «группы риска» Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Классификация учащихся «группы риска» Классификация учащихся «группы риска» Деятельность классного руководителя по выявлению проблемных детей Деятельность классного руководителя по выявлению проблемных детей Диагностическая карта учащегося «группы риска» Диагностическая карта учащегося «группы риска» Возрастные особенности в работе с учащимися «группы риска» Возрастные особенности в работе с учащимися «группы риска» Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Причины, порождающие "трудных" подростков отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; незнание их интересов и потребностей; политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; усиление влияния псевдокультуры; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми. потеря эмоциональных контактов с детьми.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Типы проблемных семей Задачи классного руководителя Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Типы проблемных семей Задачи классного руководителя Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Типы проблемных семей Задачи классного руководителя Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы, учителей Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Типы проблемных семей Задачи классного руководителя Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют Изменить жизненную ориентацию родителей Изменить жизненную ориентацию родителей Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями Типы проблемных семей Задачи классного руководителя Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Категории учащихся «группы риска» Учебно-педагогические Учебно-педагогические Поведенческие Поведенческие Медицинские Медицинские

Работа классного руководителя с детьми «группы риска» определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности); определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности); установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения; установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения; изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность; изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность; установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика; установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика; ознакомиться с положением ребенка в семье; ознакомиться с положением ребенка в семье; изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива; изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива; выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Диагностическая карта «трудного ребенка» составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем; составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем; проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе; проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе; установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств; установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств; определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона; определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона; изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений. изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий Классный руководитель должен: научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности; научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности; создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся; создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся; вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг); вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг); обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки; обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки; учить уважать товарищей и взрослых; учить уважать товарищей и взрослых; развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки. развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Классный руководитель должен : подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность; подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность; учить различать истинную и ложную красоту человека; учить различать истинную и ложную красоту человека; воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку; формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку; правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников; правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников; создавать "ситуации успеха" в учебном процессе; создавать "ситуации успеха" в учебном процессе; организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений. организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями Классному руководителю необходимо организовать: общение в микрогруппах ближайшего окружения; общение в микрогруппах ближайшего окружения; деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения Начальная ступень Средняя ступень Старшая ступень 1. Работа с коллективом учащихся 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе 1. Работа с коллективом учащихся 2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д. 3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей. 3. Определение форм индивидуальной помощи. 4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков. 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами 2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности. 3. Индивидуальная работа

Решение педагогического совета: Включить в планы воспитательной работы раздел по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков срок до Включить в планы воспитательной работы раздел по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков срок до Изучить нормативно-правовые документы по организации семейного воспитания и предупреждения подростковой безнадзорности и правонарушений срок до Изучить нормативно-правовые документы по организации семейного воспитания и предупреждения подростковой безнадзорности и правонарушений срок до Довести до сведения учащихся и родителей изменения в законодательстве Челябинской области по предупреждению безнадзорности и правонарушений до Довести до сведения учащихся и родителей изменения в законодательстве Челябинской области по предупреждению безнадзорности и правонарушений до Усилить контроль за учетом пропусков уроков учащимися по уважительным, неуважительным причинам со стороны классных руководителей и администрации школы Усилить контроль за учетом пропусков уроков учащимися по уважительным, неуважительным причинам со стороны классных руководителей и администрации школы Организовать методический семинар для педагогических работников по изучению современных форм, методов и средств воспитательной работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений Организовать методический семинар для педагогических работников по изучению современных форм, методов и средств воспитательной работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений Классным руководителям составить планы индивидуально-профилактической работы с учащимися «группы риска» ежемесячно Классным руководителям составить планы индивидуально-профилактической работы с учащимися «группы риска» ежемесячно Привести в соответствие с нормативно-правовыми документами учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении срок до Привести в соответствие с нормативно-правовыми документами учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении срок до