Пансионат «Университетский» 16 мая 2012 г. генеральный секретарь АКУР, проректор МГУ имени М.В.Ломоносова И.Б.Котлобовский информационно-методический семинар:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Advertisements

КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА, ПРАВЛЕНИЯ И РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ АССОЦИАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ОБ УМО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Н.Н.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Учебно-методические объединения – новый формат деятельности.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
РОЛЬ УМО В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ООП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Л.А. Трубина, зам. председателя УМО по образованию в области подготовки педагогических.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Вариативная часть основной образовательной программы вуза: свободы и ограничения, возможности внешней оценки качества Попова Е.П., Коршунов С.В.
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
Президиум совета Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма 28 июня – 01 июля 2012 г. г. Иркутск 29 июня 2012 года.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению подготовки – психолого-педагогическое образование « ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УМО КАК МЕХАНИЗМ.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
О задачах УМО на современном этапе О задачах УМО на современном этапе Ученый секретарь УМО- Заместитель начальника Учебно-методического управления МПГУ.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

пансионат «Университетский» 16 мая 2012 г. генеральный секретарь АКУР, проректор МГУ имени М.В.Ломоносова И.Б.Котлобовский информационно-методический семинар: «Эффективность внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в университетах России: нормативные, учебно-организационные и методические вопросы» О возможных путях реорганизации структуры и видов деятельности учебно-методических объединений вузов России. Предложения АКУР и УМО по классическому университетскому образованию

2 УМО и АКУР видят свою основную миссию в оказании информационно-методической поддержки университетам (в первую очередь - региональным) в разработке и реализации основных образовательных программ на основе ФГОС В феврале 2010 и в апреле 2011 года на базе пансионата МГУ «Университетский» (г. Звенигород) УМО и АКУР организовали информационно-методические семинары для проректоров и начальников УМУ классических университетов. В семинарах приняли участие в общей сложности 200 человек из более, чем 60 университетов.

3 3-ий информационно-методический семинар ставит целью обсудить промежуточные итоги эффективности внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в университетах России Ассоциация классических университетов России (АКУР) в годах по заданию Министерства образования и науки России выполняет Государственный контракт 12.P от 28 октября 2011 г. на выполнение работ (оказание услуг) по проекту: «Экспертно- аналитическое обеспечение повышения качества образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в региональные системы профессионального образования». Соисполнителями работ является Ассоциация технических университетов, Региональная общественная организация «Центр изучения проблем профессионального образования» и Институт комплексных исследований образования МГУ имени М.В.Ломоносова.

4 заочное анкетирование руководящего учебно- методического персонала всех вузов, подведомственных Минобрнауки России (более 300 вузов); очное интервьюирование проректоров вузов, деканов и заместителей деканов по учебной работе (50 вузов); экспертиза основных образовательных программ, разработанных вузами на основе ФГОС ВПО (40 вузов); анализ официальный сайтов вузов, подведомственных Минобрнауки России Мониторинг высших учебных заведений осуществляется как комплекс мероприятий, в который входят:

55 УМО и АКУР разработали две специализированные программы повышения квалификации для административного, учебно- методического и преподавательского персонала университетов Программы повышения квалификации были организованы на базе МГУ имени М.В.Ломоносова Разработано и издано специальное учебно-методическое пособие для проведения программ повышения квалификации. Открыт специализированный портал с необходимыми материалами. Общее количество слушателей за г. – 130 человек из 45 университетов

66 Большая часть методических материалов находится в открытом доступе – на сайте УМО и сайтах учебно-методических советов. По оценкам многих экспертов, выставленные на сайте УМО в открытом доступе методические материалы и образцы документов для вузов оказывают реальную помощь университетам практически по всем вопросам методического характера, возникающих при проектировании ООП на основе новых ФГОС. Специалисты УМО и АКУР разработали и опубликовали более 110 методических материалов по вопросам проектирования ООП на основе ФГОС ВПО, применения системы зачетных единиц, методов оценивания сформированности компетенций и т.д.

77 АКУР оказывает информационно-методическую поддержку национальным исследовательским и федеральным университетам, в том числе при организации специализированных программ повышения квалификации В 2010 году по программам повышения квалификации, посвященным вопросам перехода вузов на ФГОС ВПО, организованным АКУР на базе МГУ, прошли обучение 55 человек из НИУ и ФУ. В 2011 году на информационно-методическом семинаре АКУР для проректоров по учебной работе были представители 6 Федеральных и 6 Национальных исследовательских университетов. В 2011 году в качестве пилотного пороекта АКУР и Саратовский национальный исследовательский университет совместно подготовили и реализовали специализированную двухнедельную программу повышения квалификации для 50-ти преподавателей Саратовского университета.

8 Основные мероприятия УМО и АКУР по сопровождению ФГОС Разработка УМС предложений по внесению изменений во ФГОСы (содержатся в раздаточных материалах) Редактирование УМС ПООП (86 ПООП) с учетом измения нормативных документов Проведение экспертами УМО и АКУР по запросам университетов обучающих семинаров и программ по повышению квалификации (более чем в 20ти университетах)

9 Выполнение плана мероприятий по организации общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, утвержденного Советом УМО и АКУР 16 декабря 2011г. Подготовка предложений в проект приказа МОН по очно-заочной, заочной формам обучения и форме экстерната Основные мероприятия УМО и АКУР по сопровождению ФГОС

10 О международных проектах АКУР Начиная с 2006 года АКУР активно участвует в реализации международных образовательных проектов, вовлекая в эту работу классические университеты. Сегодня АКУР участвует в реализации 4 проектов в рамках европейской программы ТЕМПУС. Самый крупный – проект TUNING RUSSIA «Создание сети центров Tuning в Российских университетах»). В 2007 году решением съезда Ассоциация создала в своем составе Центр сетевого взаимодействия и академической мобильности.

11 О проекте TUNING RUSSIA «Создание сети центров Tuning в Российских университетах») Участники консорциума – 12 Российских вузов (из них - 6 классич. университетов, включая МГУ) и 4 европейских университета. Координатор - University of Deusto (Университет Деусто, Испания), координатор с Российской стороны – АКУР.

12 О проекте TUNING RUSSIA «Создание сети центров Tuning в Российских университетах»). ЦЕЛЬ проекта: Создание на базе ряда российских университетов при поддержке Евросоюза Центров, которые будут оказывать всем заинтересованным вузам консультативно-методическую и практическую помощь в области создания совместных с европейскими вузами образовательных программ и программ двойных дипломов Европейский координатор проекта - Университет Деусто (Испания) – предложил АКУР свое содействие при создании Центров Tuning не только в университетах – участниках проекта, а и в НИУ и ФУ, входящих в АКУР.

13 О реорганизации системы УМО

14 Система государственно-общественных структур, созданная приказом Минобразования от для управления разработкой и учебно- методического обеспечения ГОС ВПО 2-го поколения Координационные советы по циклам дисциплин Координационные советы по областям знаний Федеральный совет по разработке ГОС ВПО Минобразования России председатель – министр образования Российской Федерации Научно-методические советы по дисциплинам (НМС) Учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации (УМО) Все созданные государственно-общественные объединения (КС по областям знаний и по циклам дисциплин, НМС, УМО) успешно выполняли свои функции и согласованно работали на выполнение общей задачи – повышение качества российского образования и сохранение единого образовательного пространства.

15 Действие приказа 1766 от Министерства образования отменено Приказом 54 от г. Министерства образования и науки, тем самым Структура государственно-общественного управления разработкой и методическим обеспечением образовательных стандартов ликвидирована. В г.г. Минобрнауки и Рособрнадзор лишил УМО основных функций, связанных с контролем качества образовательных программ и их учебно- методического обеспечения.

16 Основные события: 26 ноября 2010 – съезд АКУР и Совет УМО инициировал вопрос о необходимости реорганизации системы УМО с целью восстановления системной научно- методической работы объединений вузов по обеспечению реализации новых ФГОС 25 января Коллегия Минобрнауки России поддержала это предложение Февраль 2011 год – АКУР создала две экспертные группы 1)Группа по формированию Концепции формирования системы государственно-общественных объединений ГОО в системе профессионального образования (руководитель - проректор МГУ И.Б. Котлобовский) 2)Группа по разработке проекта Положения АКУР об общественной аккредитации образовательных программ (руководитель - профессор ВГУ С.А. Запрягаев)

17 Май- июль 2011 – проекты документов разосланы по университетам – членам АКУР, организовано широкое обсуждение этих документов, получено одобрение в целом проекта Положения. Даны конструктивные предложения. Июнь 2011 – Приказ Минобрнауки «О создании Комиссии по вопросам деятельности ГОО в системе ВПО и послевузовского образования» 14 июля 2011 – первое заседание Комиссии Минобрнауки Сентябрь – создание экспертной группы при Комиссии Минобрнауки, в которую не были включены представители МГУ и СПбГУ 22 Ноября – второе заседание Комиссии и рассмотрение Концепции, разработанной экспертной группой Основные события:

18 Президиум ГОО в системе высшего и послевузовского ПО Секретариат Президиума КС по УГНС «Гуманитарные науки» КС по образованию в области социальных наук, экономики и управления КС по образованию в области техники и технологии КС по образованию в области культуры и искусства УМО по ГН Психол огия УМО по ГН Языки и коммун икация УМО по ГН Юриди ческие науки УМО по ГН Гуман науки и культу ра УМО по УГНС «Социаль ные науки» УМО по УГНС «Экономика и управление» УМО по УГНС.. 17 шт УМО по УГНС.. 7 шт УМО по УГНС «Здравоохранение» УМО по УГНС «Сфера обслуживания» УМО по ГН «Физическая культура и спорт» УМО по УГНС «Образование и педагогика» УМ С УМ К УМ С УМ К УМ С УМО по УГНС «Физико- математическ ие науки» УМО по УГНС «Естественны е науки» УМ С Концепция экспертной группы при МОН УМО по УГНС «Сельское и рыбное хозяйство» УМ С

19 Положения концепции, представленной экспертной группой, вызывающие сомнения 1)УМО – не добровольное объединение вузов, коллегиально выбирающих руководящие органы УМО, а объединение назначаемых (утверждаемых) по цепочке физических лиц (Министерство – Председатель Совета УМО - члены Совета УМО) Эти лица не являются уполномоченными представителями вузов. Формально весь Совет УМО может быть утвержден из физических лиц, работающих в одном (двух) вузах.

20 Положения концепции, представленной экспертной группой, вызывающие сомнения 2) УМО формируются строго по укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) (кроме УГНС «Гуманитарные науки» и УГНС «Культура и искусство») 3) УМО могут возглавлять председатель или несколько сопредседателей и соответственно несколько базовых вузов (для некоторых УГНС – до 7-8 вузов) 4) Базовый вуз – это вуз, ректор которого утвержден МОН председателем (сопредседателем) УМО на срок его председательства.

21 Предложенный набор УМО по гуманитарным наукам и вузы – разработчики ФГОС 1) Языки и коммуникация: – Журналистика (МГУ); – Военная журналистика(Вуз Минобороны); – Реклама и связи с общественностью (МГИМО); – Международные отношения (МГИМО); – Востоковедение и африканистика (МГУ) ; – Филология (МГУ) ; – Издательское дело (МГ университет печати); – Телевидение (МГУ) ; – Лингвистика (МГ лингвистический ун-т) – Перевод и переводоведение (Акад. ФСБ); – Фундаментальная и прикладная лингвистика (МГУ); – Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере (РГГУ).

22 Предложенный набор УМО по гуманитарным наукам 2) Гуманитарные науки и культура – Философия; – Политология; – История; – Зарубежное регионоведение; – Регионоведение России; – Антропология и этнология; – Культурология; – Религиоведение; – Теология; – Прикладная этика; – Документоведение и архивоведение; – Изящные искусства; – Искусства и гуманитарные науки; – История искусств.

23 Предложенный набор УМО по гуманитарным наукам 3) Юридические науки – Юриспруденция; – Правовое обеспечение национальной безопасности; – Правоохранительная деятельность; – Судебная экспертиза; – Таможенное дело 4) Психология – Психология; – Психология служебной деятельности; – Клиническая психология; – Конфликтология. 5) Физическая культура и спорт

24 Этапы реализации проекта, предложенного экспертной группой 1)МОН Приказом утверждает структуру управления ГОО и полный перечень УМО по УГНС и ГН 2)МОН создает комиссии для организации конкретного УМО из руководителей вузов – разработчиков ФГОС по всем направлениям из данной УГНС 3)Комиссия выбирает из своего состава Председателя и сопредседателей 4) Председатель утверждается МОН 5) Председатель утверждает персональный состав Совета УМО и всех УМС Ни на одном этапе создания новой системы УМО данная схема не предполагают участие вузов (кроме тех вузов, чьи ректоры войдут в созданные МОН Комиссии по УМО)

25 Риски 1)Вместо объединений, поддерживающих сетевое взаимодействие вузов, могут быть созданы структуры, отражающие интересы одного или нескольких вузов или лиц. 2)Вместо организации разработки и обновления учебно-методического обеспечения ФГОС, а также системной работы с региональными вузами, будут усилены административные и надзорные функции. 3)Большое число «базовых» вузов в одном УМО по УГНС приведет к «размыванию» ответственности за результаты работы.

26 Риск для классического университетского образования Основные направления подготовки и специальности, которые определяют университет как классический, в предложенной Концепции рассредоточены по семи разным УМО!!! Отсутствие в новой системе ГОО структуры, координирующей работу всех УМС по направлениям подготовки классического университетского образования, приведет к размыванию единых методологических и организационных принципов в университетах, к потере уникальных возможностей классического университета для подготовки разносторонне образованных людей, готовых к адаптации на рынке труда и к продолжению образования

27 Основное предложение Совета УМО по классическому университетского образованию Уйти от процедуры создания новой сети УМО, в основе которой – назначение Минобрнаукой персон, не уполномоченных вузами, вернуться к системе, базирующейся на участии вузов, дать возможность вузам страны добровольно объединиться в те или иные структуры (КС, УМО, УМС, Ассоциации и т.д.) и самостоятельно определить оптимальную структуру тех или иных УМО и УМС и их систему управления.

28 Предложения Совета УМО по классическому университетскому образованию 1)В рамках предложенной Концепции экспертной группы МОН. Главное условие - передача основной процедуры формирования УМО – от Минобрнауки - самим вузам. Минобрнауки должен сформировать только перечень Координационных советов по областям знаний и в каждом КС создать комиссии из представителей вузов и работодателей

29 Президиум ГОО в системе высшего и послевузовского ПО Предложения МГУ по передаче процедуры формирования УМО по УГНС или по ГН – самим вузам (через комиссии КС) КС по образованию в области физико- математических естественных наук КС по образованию в области гуманитарных наук КС по образованию в области социальных наук, экономики и управления КС по образовани ю в области культуры и искусства КС по УГНС «Сельское и рыбное хозяйство» КС по УГНС «Здравоохранение» КС по УГНС «Образование и педагогика» КС по УГНС «Сфера обслуживания» КС по образованию в области техники и технологии Пояснения 1. Минобрнауки утверждает перечень координационных советов (КС) по областям знаний (полностью закрывающий поле ВПО) 2. Для каждой области знаний формируется Комиссия из уполномоченных представителей вузов (всех вузов, участвовавших в разработке ФГОС, ведущих вузов в данной области), а также объединений (ассоциаций) вузов и профессиональных ассоциаций УМО, УКС, УМС и т.д. Пояснения Комиссии КС самостоятельно определяют – какие УМО и УМС и в каком сочетании направлений подготовки (специальностей) ВПО и специальностей послевузовского образования необходимо создать, какие нужны НМС по дисциплинам, НМС по дополнительному образованию и т.д. и дают соответствующие предложения в Минобрнауки России АКУР

30 Предложения МГУ и СПбГУ 2)В ближайшем будущем необходимо идти другим путем, по которому идут все страны с высоким уровнем демократических и академических свобод в сфере образования. 3)Предложить существующим и формирующиеся в образовательной системе ассоциациям (объединениям вузов) добровольно взять на себя функции по научно-методическому обеспечению реализации ФГОС. 4)Со стороны Минобрнауки необходимо ведение реестра уполномоченных объединений и Ассоциаций 5) Министерству можно рекомендовать создание одного ГОО – Координирующего совета, возглавляемого ответственным лицом Минобрнауки, в который войдут Председатели всех объединений (ассоциаций)

и т.д. Координационный совет уполномоченных объединений (ассоциаций) вузов и профессиональных ассоциаций во главе с Министром или заместителем министра образования (В составе КС могут быть НМС по УГНС, по отдельным дисциплинам, советы по дополнительному образованию и т.д.) АТУ Ассоциация технических университетов Ассоциация ведущих университетов России АКУР Ассоциация классических университетов России Объединение (ассоциация) педагогическ их вузов УМ С Совет деканов эконом. ф-тов кл. унив. УМ С Новая концепция формирования системы общественных и государственно- общественных объединений в системе ВПО и ППО УМ С Функции государственно-общественного объединения - Координационного Совета: 1)Предложения в МОН и Правительство по совершенствованию Перечней ВПО и ППО, ФГОС и ФГТ, нормативно-правовой базы и т.д. 2)Формирование и актуализация реестра уполномоченных общественных объединений ВУЗов (ассоциаций). 3)Формирование и актуализация реестра рекомендованных примерных основных образовательных программ 4)Формирование и актуализация реестра профилей программ бакалавриата и специализаций программ подготовки специалистови т.д. Функции общественных объединений ВУЗов (ассоциаций), зарегистрированных в реестре уполномоченных объединений вузов: 1)Организация разработки и утверждения ПООП для программ ВПО и ППО 2)Организация разработки и утверждения рекомендованных программ дисциплин, инвариантных по группам направлений подготовки ВПО 3)Организация сетевого взаимодействия вузов в вопросах содержания и методологии образования, в вопросах качества образования и т.д. Ассоциация «Юридическое образование» и т.д. Секция мед. образовани е в кл.унив.

32 Благодарю за внимание!