Сложные случаи проверки права на бесплатную юридическую помощь ____________________ Управляющий делами Адвокатской палаты Ульяновской области Корухова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Субсидии предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Обеспечение граждан бесплатной юридической помощью на территории Кировской области.
О пилотном проекте по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта Департамент социального развития Кировской области.
Состояние дел состояние дел проблемы и перспективы развития данного направления проблемы и перспективы развития данного направления Министерство социально-
Отдельные вопросы применения Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии.
Предоставление государственной услуги по предоставлению компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях.
Кто является организаторами бесплатной юридической помощи? На сегодняшний день оказание бесплатной юридической помощи входит в сферу ответственности администрации.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия «Нам необходимо.
1. Функция, в рамках исполнения которой предоставляется услуга : Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ; 2. Наименование органа.
Административная процедура 205 «Назначение пособия на ребенка в возрасте от 3 до 16 (18) лет»
О механизме предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории.
Приложение 3 к административному регламенту министерства здравоохранения и социального развития Самарской области «Организация оказания юридической помощи.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Бесплатная юридическая помощь сотрудниками.
Содержание постановления Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских.
О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Министр труда.
Об организации работы по реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Специализированный жилищный фонд. Виды специализированного жилищного фонда Специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений государственного.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Транксрипт:

Сложные случаи проверки права на бесплатную юридическую помощь ____________________ Управляющий делами Адвокатской палаты Ульяновской области Корухова Юлия Николаевна

Нормативно-правовые акты: Федеральный закон от ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Закон Ульяновской области от 3 апреля 2003 г. N 013-ЗО «О порядке оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатно» (в ред. от 27 января 2004 г., 21 июля 2010 г., 04 апреля 2011 г.) «Порядок реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области, на получение юридической помощи бесплатно, а также компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатно» (утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 13 мая 2011 г. 211-П (в ред. от г. 455-П). Проект закона Ульяновской области «О бесплатной юридической помощи в Ульяновской области»

В связи с принятием Федерального закона от г. 324-ФЗ проверка права на бесплатную юридическую помощь (далее - БЮП) в целом будет включать в себя две основные задачи: I. Проверка документов гражданина, подтверждающих его право на БЮП II. Проверка наличия в обращении правовой позиции по делу

I. Проверка документов гражданина, подтверждающих его право на БЮП Рассмотрим некоторые сложные случаи из практики проверки документов на БЮП на примере двух категорий граждан: 1. Малоимущие граждане 2. Одинокие родители

1. Категория: Малоимущие граждане п.1 ч.1 ст.20 Закона 324-ФЗ: «граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума»; Дополнительная категория по проекту Закона Ульяновской области: «граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Ульянов- ской области в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже указанной величины».

Основной документ для категории – «справка исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, о среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца перед обращением за оказанием бесплатной юридической помощи». Для получения указанной справки о среднедушевом доходе семьи гражданину, в свою очередь, необходимо представить: - справку ф.8 о составе семьи и лицах, зарегистрированных по адресу места жительства гражданина; - справки о доходах всех указанных в ф.8 членов семьи за последние три месяца до обращения.

ВОПРОСЫ ПО СРОКУ ДЕЙСТВИЯ СПРАВКИ: Согласно соответствующему постановлению Правительства Ульяновской области, указанная справка о среднедушевом доходе действует 30 дней с момента ее выдачи (в настоящее время с Правительством Ульяновской области согласо- вывается вопрос о продлении срока действия данной справки до 3-х месяцев - по соотношению с доходами за 3 месяца), то есть срок действия справки дает право гражданину обратиться за БЮП в течение данного срока. Однако срок действия справки также предполагает, что по его окончании нужно обновление сведений о среднедушевом доходе гражданина для дальнейшего подтверждения его права на БЮП по категории «малоимущие граждане».

Пример 1: изменение финансовых обстоятельств гражданина и превышение размера 1 или 2 прожиточных минимумов (даже на 1 рубль) Пример 2: учитывая, что размер прожиточного минимума меняется ежеквар- тально, на практике имели место случаи, когда при неизменном доходе гражданин утратил право на БЮП в связи с уменьшением размера прожиточного минимума (пример: судебное представитель- ство интересов малоимущей гражданки по жилищному спору: в суде первой инстанции дело было выиграно; ответчики обжаловали решение в областном суде; решение оставлено без изменений, но ответчиками не исполняется; необходимо дальнейшее юридическое сопровождение в службе судебных приставов). ВОПРОС: необходимо прекратить предоставление БЮП или продолжать ведение дела до его завершения на основании первичного обращения гражданина? (Это также вопрос контроля за целевым расходованием бюджетных средств).

ВОПРОСЫ ПО ОСНОВАНИЯМ ВЫДАЧИ СПРАВКИ: (невозможность получить справку о среднедушевом доходе по объективным обстоятельствам) Пример 1: В однокомнатной квартире прописаны: пенсионерка (пенсия 7840 руб.), ее сын, его жена и двое ее несовершеннолетних детей от первого брака. Проживает только пенсионерка, сын с семьей уже несколько лет фактически проживают отдельно в 3-х комнатной квартире жены, где никто не прописан. Хочет выписать сына и его семью, поскольку у них имеется свое жилье, а она вынуждена оплачивать коммунальные платежи за всех 5 прописанных человек. Сын на мировое соглашение не идет, помогать материально отказывается. Для получения справки о среднедушевом доходе ей необходимо представить и справки о доходах сына и его жены.

Пример 2: Обратилась женщина с 4-летним ребенком; чуть больше года назад муж уехал на заработки и до сих пор судьба его неизвестна; для назначения ребенку пенсии по потере кормильца, вступления в наследство, расторжения брака, снятия с регистрации по месту жительства и т.д. необходимо решение вопроса о признании умершим. Та же проблема – справка о доходе мужа. Пример 3: По решению суда женщина и члены ее семьи: первая дочь 23 лет с двумя детьми 1,5 и 4 лет и вторая дочь 19 лет, 8 месяцев беременности; - были выписаны без предоставления другого жилого помещения. Для получения справки о среднедушевом доходе семьи необходимо подтвердить регистрацию по месту жительства всех членов семьи.

Пример 4: Женщина осуществляет постоянный уход за матерью-инвалидом 1 группы по психическому заболеванию, проживают совместно, но зарегистрированы по разным адресам. Пенсия матери – руб.; пособие дочери по уходу за инвалидом – 1200 руб. Общий фактический доход семьи – руб., т.е. 7184,5 руб. на человека. Получить справку о среднедушевом доходе невозможно: пенсия матери превышает 2 прожиточных минимума; а у дочери нет документов на представительство: 3-летний срок действия нотариальной доверенности от матери истек, а сейчас требуется судебное решение вопроса о признании ее недееспособной и установлении опекунства. Примечание: Во всех приведенных выше примерах БЮП была оказана не на субсиди- рованной основе, а «Pro bono» (кроме того, некоторые ситуации будут исключены в будущем за счет формирования по новому законодательству отдельных категорий граждан – например, инвалиды 1 группы независимо от дохода и малоимущие).

2. Категория: Одинокие родители п.9 ч.1 ст.20 Закона 324-ФЗ: «граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации»; Дополнительная категория по проекту Закона Ульяновской области: «члены многодетных семей и одинокие родители, воспитывающие ребёнка в возрасте до четырнадцати лет (ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без родителей».

Основной документ для категории – «справка исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, подтверждающая факт воспитания ребёнка одиноким родителем, другим лицом, воспитывающим его без родителей». Поскольку понятие «одинокий родитель» в законодательстве РФ не сформулировано, то государственными органами ему придается следующее толкование: - в целях предоставления дополнительного пособия на ребенка одинокой матери: принимается свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери; - в целях предоставления налоговых вычетов по НК РФ: понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка (в частности, по причине смерти).

Примеры: в выдаче справки о статусе «одинокого родителя» было отказано в следующих случаях: -родители разведены; -второй родитель лишен родительских прав, однако на момент рождения ребенка он им являлся; - второй родитель умер – отказ по основанию, что понятие «единственный родитель» предназначено только для целей налогообложения, а не для соцзащиты. Примечание: В процессе рабочих совещаний АПУО с Правительством Ульяновской области решается вопрос о разъяснении понятия «одинокий родитель» в постановлении о выдаче соответствующей справки, а также о расширительном толковании этого понятия в вышеуказанных случаях.

II. Проверка наличия в обращении правовой позиции по делу Право на бесплатную юридическую помощь, помимо документального подтверждения его оснований, включает в себя и такой аспект, как наличие правовой позиции по делу, поскольку субсидирование оказания БЮП государственным бюджетом предполагает и ответственность за правомерное, целевое и эффективное использование средств бюджета.

Так, согласно пункту 2 статьи 21 нового Федерального закона 324-ФЗ предусмотрено, что бесплатная юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин: 1)обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера; 2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований; 3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Следовательно, при обращении гражданина за БЮП адвокат должен совершить следующие действия по определению правовой позиции по делу: 1.Проверить полноту и сроки действия документов, подтверждающих право гражданина на БЮП; 2. Выслушать обращение гражданина, задать уточняющие вопросы и изучить имеющиеся документы по делу – т.е. определить наличие правового характера обращения; 3. Дать предварительную правовую оценку по заявленному гражданином вопросу; 4. Определить наличие или отсутствие правовых оснований для предъявления каких-либо требований и препятствия для их реализации (иногда для этого требуется изучение законодательства и судебной практики);

5. Определить, к какому именно из перечисленных в Федеральном законе 324-ФЗ случаев относится вопрос заявителя; возможно ли оказание ему БЮП именно адвокатом либо необходимо перенаправить гражданина «по подведомственности» оказания БЮП (в госюрбюро, иные госорганы и т.д.); 6. При принятии решения о невозможности оказания БЮП в установленных рамках – выдать соответствующее заключение (по общим правилам рассмотрения обращений – оно должно быть мотивированным и письменным). Выводы: Даже не принимая во внимание тот факт, что вся эта работа по правовой экспертизе обращения не будет оплачена за счет бюджета, можно наглядно представить затраты труда и времени.