Опыт и проблемы сопровождения детей с ОВЗ в Центре «Ресурс» Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
1 Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования Артюшенко Наталья Петровна.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Психолого- педагогическое сопровождение младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма, в условиях ЦППРК.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Транксрипт:

Опыт и проблемы сопровождения детей с ОВЗ в Центре «Ресурс» Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» Журавлева Татьяна Михайловна, директор ГБОУ СО ПМСС Центра «Ресурс», кандидат педагогических наук

Структура Центра отделение психолого- педагогического и медико- социального сопровождения; отделение психолого- педагогического и медико- социального сопровождения; лаборатория «Ранняя комплексная помощь детям и их семьям»; лаборатория «Ранняя комплексная помощь детям и их семьям»; дошкольное отделение; дошкольное отделение; школьное отделение; школьное отделение; школа дистанционного образования (ШДО). школа дистанционного образования (ШДО).

Отделение психолого- педагогического и медико- социального сопровождения

Цель деятельности отделения – определение, подбор, создание условий, обеспечивающих социальную адаптацию детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико- социальном сопровождении.

Отделение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает: Отделение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает: диагностическую и коррекционно- развивающую деятельность; диагностическую и коррекционно- развивающую деятельность; методическую и просветительскую деятельность; методическую и просветительскую деятельность; специалисты Центра входят в состав областной психолого-медико- педагогической комиссии. специалисты Центра входят в состав областной психолого-медико- педагогической комиссии.

В учебном году деятельность отделения осуществлялась по следующим направлениям: 1. Организационная деятельность. 2. Методическая работа. 3. Коррекционно-развивающая деятельность. 4. Диагностическая деятельность в рамках работы ЦПМПК.

организационные процессы в отделении; организационные процессы в отделении; организация взаимодействия со специальными коррекционными образовательными учреждениями; организация взаимодействия со специальными коррекционными образовательными учреждениями; организация взаимодействия с отделениями Центра; организация взаимодействия с отделениями Центра; организация взаимодействия с территориальными и муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями. организация взаимодействия с территориальными и муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями. 1.Организационная деятельность 1.Организационная деятельность

2. Методическая работа Семинары: «Современные технологии в работе психолого-медико- педагогических комиссий» «Практико-ориентированные технологии в работе с детьми с нарушением слуха» «Авторский подход к проблеме развития речи у детей с алалией» «Ранняя комплексная помощь детям и их семьям» «Практико-ориентированные технологии в работе с детьми с нарушениями слуха»

3. Коррекционно-развивающая работа Организация внутреннего и внешнего сопровождения Ф.И.О. педагога Внутр. сопров. (кол-во детей) Внутр. сопров. (кол-во занят.) Внеш. сопров. (кол-во детей) Внеш. сопров. (кол-во занят.) Консул. педаг. Консул. родит. Масленникова Г.А. (сурдопедагог) Васильева М.А. (психолог) Солодникова Т.А. (тифлопедагог)

Всего за учебный год обследовано 62 ребёнка, в том числе 1 конфликтный случай по приказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. 4. Диагностическая работа

Предложения по развитию сопровождения в условиях работы ПМПК Предложения по развитию сопровождения в условиях работы ПМПК Задачи сопровождения: отслеживание динамики развития детей, прошедших обследование в ПМПК в соответствии с данными рекомендациями; отслеживание динамики развития детей, прошедших обследование в ПМПК в соответствии с данными рекомендациями; отслеживание качества работы ПМПК. отслеживание качества работы ПМПК.

Этапы развития: заключение соглашений с образовательными учреждениями и органами управления образованием; заключение соглашений с образовательными учреждениями и органами управления образованием; запрос на передачу информации о выполнении рекомендаций ЦПМПК образовательными учреждениями; запрос на передачу информации о выполнении рекомендаций ЦПМПК образовательными учреждениями; качественный анализ и статистическая обработка полученных результатов; качественный анализ и статистическая обработка полученных результатов; организация обратной связи. организация обратной связи.

Лаборатория «Ранняя комплексная помощь детям и их семьям»

Целью деятельности Лаборатории является организованное психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основными задачами Лаборатории являются: - проведение диагностики уровня познавательного и речевого развития детей в возрасте от 1 года до 3 лет; - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого- педагогической поддержки их семьям; - составление индивидуальной программы развития для родителей и для педагога (с указанием конкретных практических рекомендаций); - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; - обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии (риском нарушения); - определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лаборатория проводит консультации и индивидуальные занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет: - с нарушением зрения - с нарушением зрения - с нарушением слуха - с нарушением слуха - с нарушением опорно-двигательного аппарата - с нарушением опорно-двигательного аппарата - с задержкой речевого развития - с задержкой речевого развития - с ранним детским аутизмом - с ранним детским аутизмом - с наследственными генетическими заболеваниями - с наследственными генетическими заболеваниями - группы риска (недоношенные и маловесные дети) - группы риска (недоношенные и маловесные дети) - с алалией (моторной, сенсорной, сенсомоторной) - с алалией (моторной, сенсорной, сенсомоторной)

За период с 1 сентября 2011 года по 31 мая 2012 года Лабораторией было принято 226 детей в возрасте от 1 года до 9 лет, из них 192 – первично. В возрасте от 1 года до 3 лет – 109 детей, от 3 до 5 лет – 90 детей, от 5 до 7 лет – 19 детей, от 7 до 9 лет – 8 детей.

Проведено 226 консультативных приёма с разработкой индивидуальной программы развития для каждого ребёнка (для занятий дома). Индивидуальные коррекционные занятия по развитию речи, познавательной деятельности, элементарных математических представлений и изодеятельности посещали 76 детей. Всего в Лаборатории за 2011 – 2012 уч.год было проведено 2803 индивидуальных занятий

Научно-методическая работа Лаборатории Апробация и совершенствование компьютерной программы «Играем, развиваемся, растём!». Апробация и совершенствование компьютерной программы «Играем, развиваемся, растём!». Внедрение новых практических приёмов по работе с детьми с нарушениями в развитии: Внедрение новых практических приёмов по работе с детьми с нарушениями в развитии: - АВА – терапия; - работа с детьми со сложными нарушениями по схеме 2 – 1 (два специалиста – один ребёнок); Разработка и внедрение бланка плана коррекционной работы по развитию речи. Разработка и внедрение бланка плана коррекционной работы по развитию речи. Изготовление и апробация практических методических пособий по работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии Изготовление и апробация практических методических пособий по работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии

В 2012 году были изданы следующие методические пособия: - Индивидуальные занятия по развитию речи детей с алалией. Сборник конспектов. / под ред. Куциной Е.В. - Индивидуальные занятия по развитию речи детей с алалией. Сборник конспектов. / под ред. Куциной Е.В. - Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Лексика. Грамматика. Связная речь. Методическое пособие по развитию речи детей с алалией. - Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Лексика. Грамматика. Связная речь. Методическое пособие по развитию речи детей с алалией.

Мониторинг образовательной деятельности База данных компьютерной программы «Играем, развиваемся, растём!» База данных компьютерной программы «Играем, развиваемся, растём!» Журнал движения детей Журнал движения детей Журнал посещаемости индивидуальных занятий Журнал посещаемости индивидуальных занятий Результаты оценки уровня развития ребёнка Результаты оценки уровня развития ребёнка Индивидуальные планы коррекционной работы детей Индивидуальные планы коррекционной работы детей

Предложения, перспективы Организовать индивидуальные супервизии специалистов города и области (обучение, консультации логопедов-дефектологов в ходе их работы). Организовать индивидуальные супервизии специалистов города и области (обучение, консультации логопедов-дефектологов в ходе их работы). Обучить специалистов Лаборатории на дистанционных курсах по АВА-терапии. Обучить специалистов Лаборатории на дистанционных курсах по АВА-терапии. Создать оценочную систему диагностики речевого и познавательного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Создать оценочную систему диагностики речевого и познавательного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Начать внедрение инновационных технологий в работе с детьми с алалией (интерактивная доска). Начать внедрение инновационных технологий в работе с детьми с алалией (интерактивная доска).

Дошкольное отделение

Деятельность отделения направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее образование и компенсаторное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В отделении функционирует три дошкольные группы: две общеразвивающие и одна коррекционная для детей с ОВЗ по зрению.

Задачи Обеспечение стандарта дошкольного образования, как системы требований к содержанию и уровню развития детей на каждой возрастной ступени развития. Обеспечение стандарта дошкольного образования, как системы требований к содержанию и уровню развития детей на каждой возрастной ступени развития. Создание благоприятных условий формирования системы отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества с взрослыми и детьми разного возраста. Создание благоприятных условий формирования системы отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества с взрослыми и детьми разного возраста. Создание атмосферы эмоционального комфорта, развития любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; Создание атмосферы эмоционального комфорта, развития любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; Повышение профессионального мастерства педагогов. Повышение профессионального мастерства педагогов.

Школьное отделение

В школьном отделении обучаются дети с нарушением зрения: слабовидящие и незрячие. Школьное отделение реализует программы начального общего начального общего основного общего основного общего среднего (полного) общего образования. среднего (полного) общего образования.

Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и максимально индивидуализирован. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в таких направлениях: по развитию осязательного и зрительного восприятия, мимики, речи, мелкой моторики, пространственной ориентировки; по охране и развитию остаточного зрения; по лечебной физической культуре, формированию навыков общения, по формированию приемов и способов самоконтроля и регуляции движений.

Школа дистанционного образования

Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий является дополнительным к образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением для детей, обучающихся на дому и является средством социальной защиты, психолого- педагогической реабилитации ребенка- инвалида.

Комплекты оборудования Базовое рабочее место обучающегося, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана. Базовое рабочее место обучающегося, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана. Базовое рабочее место для незрячих обучающихся. Базовое рабочее место для незрячих обучающихся. Базовое рабочее место для слабовидящих обучающихся. Базовое рабочее место для слабовидящих обучающихся. Базовое рабочее место обучающегося с мышечной атрофией (миопатией). Базовое рабочее место обучающегося с мышечной атрофией (миопатией). Базовое рабочее место обучающегося с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы). Базовое рабочее место обучающегося с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы).

На сегодняшний день в ШДО по проекту гг. обучается 456 детей и работают 313 педагогов. На 2012 год планируется набор еще 220 детей и 295 педагогов.

В рамках основной деятельности Школы ДО организована деятельность психолого- педагогического консилиума

Результаты психолого-педагогического сопровождения в Школе ДО Ф.И.О. педагога Внутр. сопров. (кол-во детей) Внутр. сопров. (кол-во занят.) Внеш. сопров. (кол-во детей) Внеш. сопров. (кол-во занят.) Консул. педаг. Консул. родит. Стерхова А.В. (психолог) Еликова Д.В. (психолог) Захарова А.Л. (логопед) Бухарова т.А. (дефектолог)

Учителем-логопедом за год было обследовано 56 детей. Статистика речевых нарушений: речевое развитие соответствует возрасту 19 детей; речевое развитие соответствует возрасту 19 детей; ОНР -28 детей; ОНР -28 детей; ФНР - 7; ФНР - 7; ФФНР - 12; ФФНР - 12;

Педагогом-психологом было обследовано 56 человек. Из них 42 учащимся рекомендованы индивидуальные коррекционные занятия с педагогом- психологом, а 4 учащимся групповые.

Обследование эмоционально-личностной сферы показало, что у 70 % обследованных эмоционально-волевая сфера сформирована в соответствии с возрастом. При этом было выявлено, что у 90 % детей - повышенная тревожность; у 80 % - агрессия (в том числе подавленная).

Учителем-дефектологом был обследован 51 ребенок. Из них: 30 - детей - развитие познавательной деятельности соответствует возрастной норме; 30 - детей - развитие познавательной деятельности соответствует возрастной норме; 9 детей - развитие познавательной деятельности незначительно отстает от возрастной нормы; 9 детей - развитие познавательной деятельности незначительно отстает от возрастной нормы; 12 детей - развитие познавательной деятельности отстает от возрастной нормы. 12 детей - развитие познавательной деятельности отстает от возрастной нормы.

Перспективы Задачи развития и совершенствования работы: отработать механизм обратной связи по результатам консилиума с педагогами; отработать механизм обратной связи по результатам консилиума с педагогами; отработать механизм обратной связи по результатам консилиума с родителями; отработать механизм обратной связи по результатам консилиума с родителями; привлечь специалистов консилиума к работе педагогических советов, методических объединений; привлечь специалистов консилиума к работе педагогических советов, методических объединений; максимально увеличить количество обследуемых детей; максимально увеличить количество обследуемых детей; разработать методические рекомендации специалистов консилиума для педагогов, родителей. разработать методические рекомендации специалистов консилиума для педагогов, родителей.

Спасибо за внимание!