Операционные системы Введение (часть 2) 3.Основы компьютерной архитектуры 3.1.Компьютер фон Неймана 3.2.Аппарат прерываний 3.3.Внешние устройства 3.4.Аппаратная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Компьютер фон Неймана»: Джон фон Нейман (John Von Neumann) EDVAC (Electronic Discrete Variable Computer - Электронный Компьютер Дискретных Переменных)
Advertisements

Операционные системы Введение (часть 2) 3.Основы компьютерной архитектуры 3.1.Компьютер фон Неймана 3.2.Аппарат прерываний 3.3.Внешние устройства 3.4.Аппаратная.
Прерывания Определение прерывания Прерывания представляют собой механизм, позволяющий координировать параллельное функционирование отдельных устройств.
Лекция 6. Способы адресации в микропроцессорных системах.
Учебный курс Принципы построения и функционирования ЭВМ Лекция 11 Микрокоманды и микрооперации профессор ГУ-ВШЭ, доктор технических наук Геннадий Михайлович.
Устройство памяти ПК. Виртуальная память. Кэш-память. Компьютерная память (устройство хранения информации, запоминающее устройство) часть вычислительной.
АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРА При рассмотрении компьютерных устройств принято различать их архитектуру и структуру. Архитектурой компьютера называется его описание.
Устройство компьютера. 2 Системный блок Процессор (CPU = Central Processing Unit) – микросхема, которая обрабатывает информацию и управляет всеми устройствами.
1 Лекция 4 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВМ Информатика 2 Министерство образования и науки Российской Федерации Казанский государственный технический.
Учебный курс Введение в цифровую электронику Лекция 5 Обмен информацией в микропроцессорной системе кандидат технических наук, доцент Новиков Юрий Витальевич.
Архитектура современных персональных компьютеров Подготовил студент группы 11ИнфБ122 Зайцев Д.
Устройства памяти Учебник, тема 18 стр
Общая структура и состав персонального компьютера.
Что такое компьютер? Перечислите основные устройства компьютера? Каково назначение каждого из них? Что такое компьютерная программа? Что такое данные?
Выполнил: Жаравин Александр Игоревич. Содержание Введение Термины Основные принципы построения ЭВМ Основные принципы построения ЭВМ Основа компьютера.
Автор: Стархова Татьяна Николаевна, преподаватель информатики, Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий.
Архитетура компьютерных систем. Архитектура системы команд как интерфейс между программным и аппаратным обеспечением Архитектура системы команд.
ПОДСИСТЕМА ВВОДА-ВЫВОДА 1. Общие принципы организации ввода-вывода 2 Систему ВВ можно представить в виде пространства ВВ IOSEGment и ряда команд ВВ. Пространство.
Учебный курс Операционные среды, системы и оболочки Лекция 9 Лекции читает доктор технических наук, профессор Назаров Станислав Викторович.
Архитектура ЭВМ (лекция 7) проф. Петрова И.Ю. Курс Информатики.
Транксрипт:

Операционные системы Введение (часть 2) 3.Основы компьютерной архитектуры 3.1.Компьютер фон Неймана 3.2.Аппарат прерываний 3.3.Внешние устройства 3.4.Аппаратная поддержка ОС и систем программирования

Джон фон Нейман (John Von Neumann) EDVAC (Electronic Discrete Variable Computer Электронный Компьютер Дискретных Переменных) «Предварительный доклад о компьютере EDVAC» (A First Draft Report on the EDVAC) Джон Мочли (John Mauchly) и Джон Преспер Эккерт (John Presper Eckert) ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer) Компьютер фон Неймана Историческая справка

Компьютер фон Неймана Структура, основные компоненты компьютера фон Неймана Принципы построения компьютера фон Неймана 1. Принцип двоичного кодирования 2. Принцип программного управления 3. Принцип хранимой программы ОЗУ ЦП АЛУУУ Внешние устройства

Оперативное запоминающее устройство ОЗУ предназначено для хранения программы, выполняющейся в компьютере. Адрес ячейки 0 1 … N–1N–1 Тег поле служебной информации. Машинное слово поле программно изменяемой информации. ячейка памяти ТегМашинное слово

Оперативное запоминающее устройство Использование содержимого поля служебной информации 1. Контроль за целостностью данных При записи слова в память контрольная сумма бит = 9 (1001b) тег = 1. Ошибки нет При чтении машинного слова 16 бит вычисляется сумма бит = 9 (1001b) и сверяется со значением тега. тег Ошибка При чтении машинного слова 16 бит вычисляется сумма бит = 8 (1000b), а тег = 1 Пример контроля за целостностью данных по четности Сбой в работе ОЗУ Ошибка не видна При чтении машинного слова 16 бит вычисляется сумма бит = 7 (111b), и тег = 1 Ошибка будет не выявлена

Оперативное запоминающее устройство Использование содержимого поля служебной информации 2. Контроль доступа к командам/данными 3. Контроль доступа к машинным типам данных

Оперативное запоминающее устройство Время доступа (access time, t access ) время между запросом на чтение слова из оперативной памяти и получением содержимого этого слова. Длительность цикла памяти (cycle time, t cycle ) минимальное время между началом текущего и последующего обращения к памяти. (t cycle >t access ) Производительность оперативной памяти скорость доступа процессора к данным, размещенным в ОЗУ.

Оперативное запоминающее устройство К независимых банков памяти, где К = 2 L. L-разрядов номер банка (0...2 L -1) Расслоение памяти

Оперативное запоминающее устройство Последовательное чтение машинных слов по адресам: ОЗУ без расслоения ОЗУ с расслоением A ~ t cycle ~ t access A+1 ~ t cycle ~ t access А+2 ~ t cycle ~ t access Суммарное время: ~ 3*t cycle ~ 3*t access Расслоение памяти... Контроллер доступа к памяти Последовательность адресов i, i+1, i+2,..., i+K–1 Контроллер банка 0 Контроллер банка 1 Контроллер банка 2 Контроллер банка K–1 Банк 0Банк 1Банк 2Банк K–1 ii+1i+2i+K–1 Сравнение времени доступа Схема работы

Центральный процессор Устройство управления (control unit) координация выполнения команд. Арифметико-логическое устройство (arithmetic/logic unit) выполнение команд, арифметической или логической обработки операндов. Регистровая память (register memory) совокупность устройств памяти процессора - регистров. Кэш-память (cache memory) буферизация работы процессора с оперативной памятью. Кэш L1УУАЛУ Регистровая память

Центральный процессор Регистровая память (регистровый файл) Регистры общего назначения (РОН) Специальные регистры: счетчик команд (program counter) указатель стека (stack pointer) слово состояние процессора (processor status word) Регистровая память

Центральный процессор Рабочий цикл процессора.… да Условие не выполняется Передача управления Логическая или арифметическая операция Выборка команды по значению СчК, формирование адреса следующей команды: СчК = СчК+1 Анализ кода операции Вычисление адресов операндов и их значений АЛУ Выполнение команды Анализ условия перехода Вычисление исполнитель- ного адреса операнда А перехода, СчК = А перехода

Центральный процессор Кэш-память (cache memory) первого уровня (L1) 1.Обмен данными между кэшем и оперативной памятью осуществляется блоками фиксированного размера 2. Адресный тег блока содержит служебную информацию о блоке (соответствие области ОЗУ, свободен/занят блок, …) 3.Нахождение данных в кэше – попадание (hit). Если искомых данных нет в кэше, то фиксируется промах (cache miss) 4.При возникновении промаха происходит обновление содержимого кэша вытеснение. Стратегии вытеснения: случайный выбор блока вытеснение наименее «популярного» блока (LRU Least- Recently Used) 5. Вытеснение кэша данных: сквозное кэширование (write-through caching) кэширование с обратной связью (write-back cache) тег модификации (dirty bit )

Аппарат прерываний Прерывание событие в компьютере, при возникновении которого в процессоре происходит предопределенная последовательность действий. Внутренние инициируются схемами контроля работы процессора Внешние события, возникающие в компьютере в результате взаимодействия центрального процессора с внешними устройствами Типы прерываний

Аппарат прерываний Этап аппаратной обработки прерываний Завершение текущей команды Блокировка прерываний. Сохранение актуального состояния процессора прерывание Программный этап обработки прерывания

Аппарат прерываний Программный этап обработки прерываний … да нет Идентификация типа прерывания короткое ? обработка Выход из прерывания: восстановление состояния процессора в точке прерывания, возврат, снятие блокировки прерываний «Полное» сохранение регистров фатальное ? да Снятие блокировки прерывания Завершение обработки прерывания Завершение прерванной программы

Внешние устройства

Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) Обмен данными: записями фиксированного размера блоками записями произвольного размера Доступ к данным: операции чтения и записи (жесткий диск, CD-RW) только операции чтения (CD-ROM, DVD-ROM, …) Последовательного доступа: Магнитная лента Прямого доступа: Магнитные диски Магнитный барабан Магнито-электронные ВЗУ прямого доступа

Устройство последовательного доступа Магнитная лента Маркер конца ленты Маркер конца i-ой записи Маркер начала i-ой записи Маркер начала ленты i-ая запись

Устройство прямого доступа Магнитные диски штанга сектор Условный цилиндр головка Операции, необходимые для начала чтения (позиционирования) 1.Установка головки на требуемую дорожку 2.Поворот для совмещения головки с началом сектора

Устройство прямого доступа Магнитный барабан трек сектор головки Операции, необходимые для начала чтения (позиционирования) 1.Поворот для совмещения головки с началом сектора

обращение к внешнему устройству Модели синхронизации при обмене с внешними устройствами Синхронная организация обмена завершение обмена с ВУ возможность выполнения процесса 1 приостановка выполнения процесса, ожидание завершения обмена завершение обработки прерывания обработка прерывания 1 Примечание: процесс выполняется до возникновения следующего прерывания Асинхронная организация обмена обращение к внешнему устройству

ЦП: Иерархия устройств хранения информации РОН КЭШ L2 ОЗУ ВЗУ прямого доступа с внутренней кэш буферизации (оперативный доступ к данным) ВЗУ прямого доступа без кэш буферизации (оперативный доступ к данным) ВЗУ долговременного хранения данных (архивы, резервные копии...) КЭШ L1 Увеличение ёмкости Увеличение времени доступа Уменьшение скорости чтения/записи Увеличение времени хранения информации

Аппаратная поддержка ОС и систем программирования Мультипрограммный режим режим, при котором возможна организация переключения выполнения с одной программы на другую. программа 1 t1t1 t2t2 t3t3 время обмена программы 1 (операции ввода/вывода) программа 2 программа 3 программа 1 t

1. Аппарат защиты памяти 2. Специальный режим операционной системы (привилегированный режим или режим супервизора) 3. Аппарат прерываний (как минимум, прерывание по таймеру) Базовая аппаратная поддержка мультипрограммного режима

Аппаратная поддержка программных систем и мультипрограммного режима Проблемы: Вложенные обращения к подпрограммам Накладные расходы при смене обрабатываемой программы Перемещаемость программы по ОЗУ Фрагментация памяти

Перемещаемость программы по ОЗУ Соответствие адресов, используемых в программе, области ОЗУ, в которой будет размещена данная программа Загрузка и начало выполнения ОЗУ Буфер программ, ожидающих начала обработки ОС Программа 1 Программа 2 … … Программа К …

Фрагментация памяти V 1 своб. V 2 своб. V 3 своб. V 4 своб. V K своб. Буфер программ, ожидающих начала обработки V 1 прог. V 2 прог. V L прог. Проблема фрагментации: V i прог. > V j своб. для i,j (несмотря на то, что i ) => деградация системы ОС Программа N1 1 Программа N2 2 Программа N3 3 Программа N4 4 … K Программа 1 Программа 2 … Программа L Несмотря на то, что имеется достаточное количество места в памяти, разместить ни одну из программ не удаётся.

Виртуальная память. Базирование Исходный текст программы Транслятор Объектный модуль Библиотека объектных модулей, редактор внешних связей Исполняемый модуль Проблема – установление соответствия между программной адресацией и физической памятью В исполняемом модуле используется программная (логическая или виртуальная) адресация

Виртуальная память. Базирование Аппарат виртуальной памяти аппаратные средства компьютера, обеспечивающие преобразование (установление соответствия) программных адресов, используемых в программе с адресами физической памяти, в которой размещена программа во время выполнения. Базирование адресов реализация одной из моделей аппарата виртуальной памяти.

Виртуальная память. Базирование А исп. прог. Базирование адресов решение проблемы перемещаемости программы по ОЗУ. Абсолютный адрес А исп. физ. = А исп. прог. Относительный (адрес относительно начала программы) А исп. физ. = А исп. прог. +

Виртуальная память. Базирование Базирование адресов отображение виртуального адресного пространства программы в физическую память «один в один». Программное (виртуальное) адресное пространство 0 L -1 Физическая память

Виртуальная память. Страничная организация памяти 0 -я страница 1 -я страница... Страницы - блоки фиксированного размера. Размер страницы 2 k номер страницы номер в странице Количество страниц ограничено размером поля «номер страницы» k k-1 0 Структура адреса

Виртуальная память. Страничная организация памяти А исп. вирт. Таблица страниц процессора А исп. физ. Преобразование виртуального адреса в физический замена номера виртуальной страницы на соответствующий номер физической страницы kk-10 Номер виртуальной страницы Номер в странице kk-10 Номер физической страницы Номер в странице …

Виртуальная память. Страничная организация памяти Модельный пример организации страничной виртуальной памяти нет да А исп. вирт. Номер виртуальной страницы Номер в странице 0 1 i m-1 0: 1: i: m-1: i 0 i -ой виртуальной странице соответствует физическая страница с номером i Получаем физический адрес, продолжение работы Полученный виртуальный адрес не размещен в ОЗУ Обращение в «чужую» память Страница откачена в целях оптимизации использования ОЗУ Прерывание «защита памяти» Причина? СТОП Подкачка нужной страницы, вычисление физического адреса, продолжение работы программы

Регистровые окна (Register windows) Окно N–1 Окно 0 Окно 1 Виртуальные регистры CWP указатель текущего окна (current window pointer) SWP указатель сохраненного окна (saved window pointer) Окно 0 Множество физических регистров 0 K-1 Окно 1 Окно N–1...

Аппаратная организация системного стека Использование системного стека может частично решать проблему минимизации накладных расходов при смене обрабатываемой программы и/или обработке прерываний. Регистровый буфер (специальные регистры или КЭШ L1) Оперативная память Вершина стека SP (указатель стека) Основание стека Команды работы со стеком: PUSH добавить новый элемент POP удалить элемент из вершины стека