Российские педагогические чтения работников образования г.Краснодара Номинация: педагогическая Номинация: педагогическая Тема: «Актуальные проблемы преемственности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Advertisements

Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Преемственность- непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. связь между различными.
Матвеева М.Г., педагог-психолог ГМЦ. * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об.
Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути решения и перспективы работы.
Конференция для родителей «Готовность детей к обучению в школе» подготовил: воспитатель - С.Л.Ненашева.
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную МС « Создание условий успешно социализации.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
ОКРУЖНОЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ « ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ : АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД » Цель : - обсуждение вопросов адаптации учащихся в школе; - обмен опытом и.
Школа будущего первоклассника (организация ее деятельности) «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и метапредметных результатов младших школьников.
Наличие предшкольной подготовки - общая черта современных образовательных систем различных государств Её цель – создание условий для гармоничного развития.
последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий.
1.Понятия «концепция», «парадигма», «педагогическая парадигма». Стратегии развития современной начальной школы. Цели и задачи развития современной начальной.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Транксрипт:

Российские педагогические чтения работников образования г.Краснодара Номинация: педагогическая Номинация: педагогическая Тема: «Актуальные проблемы преемственности образовательного процесса в дошкольном, начальном и среднем звеньях» Тема: «Актуальные проблемы преемственности образовательного процесса в дошкольном, начальном и среднем звеньях» Автор: учитель английского языка МОУ СОШ 95 г.Краснодара Куркина Лидия Николаевна Автор: учитель английского языка МОУ СОШ 95 г.Краснодара Куркина Лидия Николаевна

Актуальные проблемы преемственности образовательного процесса в дошкольном, начальном и среднем звеньях

Преемственность в образовании – это педагогический феномен последовательного перехода различных ступеней единого образовательного процесса, предполагающий педагогически целесообразный учет достижений предыдущего, особенностей последующего и специфики настоящего этапов развития личности Виды преемственности Виды преемственности Преемственность по вертикали – преемственность между различными образовательными ступенями Преемственность по горизонтали - преемственность между звеньями одной образовательной ступени определение

Преемственность по вертикали Преемственность по горизонтали Дошкольная ступень образования 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Средняя школа

Отечественные периодизацииЗарубежные периодизации Периодизации детского развития как психологическая основа преемственности в образовании

Отечественные периодизации Автор периодизации Основа периодизации Петровский А.В. Различение видов межиндивидных отношений в социальной группе ( семья – воспитатели и другие дети – учителя- предметники, взрослые, сверстники) Слободчиков В.И. Субъектность человека ( стадии развития: оживление – одушевление - персонализация - индивидуализация) Эльконин Д.Б. Ведущая деятельность (игра – учебная деятельность – личное общение)

Зарубежные периодизации Автор периодизации Основа периодизации Дюпон Г. Детская эмоциональность Кольберг Л. Развитие моральных суждений Ловингер Дж. Интегральное качество «эго» Пиаже Ж. Развитие интеллекта Сельман Р. Развитие социального интеллекта

Анализ периодизаций возрастного развития показал, что становление личности представляет собой единый процесс непрерывного развития, состоящий, однако, из последовательных этапов. Каждый из этапов, наряду со свойственной только ему спецификой, заключает в себе черты предыдущего и является основой последующего. Анализ периодизаций возрастного развития показал, что становление личности представляет собой единый процесс непрерывного развития, состоящий, однако, из последовательных этапов. Каждый из этапов, наряду со свойственной только ему спецификой, заключает в себе черты предыдущего и является основой последующего. Таким образом, этапы возрастного развития взаимосвязаны и взаимообусловлены, что, в свою очередь, объясняет необходимость преемственного построения образовательного процесса. Таким образом, этапы возрастного развития взаимосвязаны и взаимообусловлены, что, в свою очередь, объясняет необходимость преемственного построения образовательного процесса. выводы

Учителю начальных классов необходимо знать о тех особенностях развития детей в дошкольном возрасте, которые сказываются на дальнейшем обучении их в школе Особенности дошкольного возраста и их учет учителями предметниками ( трактовка Давыдова Д.Б.) Осуществление дошкольниками видов свободной деятельности (игра, рисование, музицирование) Осуществление дошкольниками видов свободной деятельности (игра, рисование, музицирование) Процесс выполнения различных видов деятельности доставляет младшему школьнику радость Процесс выполнения различных видов деятельности доставляет младшему школьнику радость Многообразие видов деятельности Многообразие видов деятельности Развитие и образование дошкольника осуществляется опосредованно Развитие и образование дошкольника осуществляется опосредованно

Анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с позиций преемственности между ДОУ и начальной школой показывает, что преемственность между ДОУ и начальной школой – это прежде всего преемственность в развитии ребенка. Анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с позиций преемственности между ДОУ и начальной школой показывает, что преемственность между ДОУ и начальной школой – это прежде всего преемственность в развитии ребенка. Поэтому, как справедливо отмечал Давыдов В.В. попытки решить эту проблему «директивными методами» оказываются безуспешными. Проявляются эти методы в следующем: дошкольников усиленно натаскивают в области псевдодошкольных знаний и умений, а в начальной школе эксплуатируют дошкольный опыт ребенка, пытаясь просто придать новую, систематическую форму тому, что он почерпнул в условиях детского сада, семьи. Поэтому, как справедливо отмечал Давыдов В.В. попытки решить эту проблему «директивными методами» оказываются безуспешными. Проявляются эти методы в следующем: дошкольников усиленно натаскивают в области псевдодошкольных знаний и умений, а в начальной школе эксплуатируют дошкольный опыт ребенка, пытаясь просто придать новую, систематическую форму тому, что он почерпнул в условиях детского сада, семьи. При такой организации преемственности теряет смысл идея развития личности в образовании. При такой организации преемственности теряет смысл идея развития личности в образовании. выводы

Особенности младшего школьного возраста и их учет в обучении Острота любознательности детей Острота любознательности детей Малая дифференцированность восприятия младших школьников Малая дифференцированность восприятия младших школьников Слабость произвольного внимания Слабость произвольного внимания Хорошо развитая склонность к механическому запоминанию Хорошо развитая склонность к механическому запоминанию Хорошо развитое воссоздающее воображение Хорошо развитое воссоздающее воображение Развитие разумно-теоретического мышления Развитие разумно-теоретического мышления Авторитет учителя Авторитет учителя

При построении учебного процесса следует учитывать половую дифференциацию в младшем школьном возрасте При построении учебного процесса следует учитывать половую дифференциацию в младшем школьном возрасте (девочки «взрослее» мальчиков на год- полтора) Дети данного возраста идеализируют педагога («эффект ореола»). Данный факт налагает на педагога большую ответственность: и в своем поведении, и в речи, и во внешнем облике он должен быть образцом для детей. Дети данного возраста идеализируют педагога («эффект ореола»). Данный факт налагает на педагога большую ответственность: и в своем поведении, и в речи, и во внешнем облике он должен быть образцом для детей. выводы

Особенности младшего подросткового возраста и их учет в обучении С точки зрения преемственности между начальной и основной средней школой интересным являются особенности младшего подросткового возраста, т.е. период пребывания учащихся в 5-6 классах, которые в современной дидактике еще называют «средне-начальной школой». С точки зрения преемственности между начальной и основной средней школой интересным являются особенности младшего подросткового возраста, т.е. период пребывания учащихся в 5-6 классах, которые в современной дидактике еще называют «средне-начальной школой». Стремление подростка к самостоятельности Стремление подростка к самостоятельности Обострение чувства взрослости Обострение чувства взрослости Стремление более углубленно понять себя Стремление более углубленно понять себя Возникновение личного общения Возникновение личного общения Преодоление «эффекта ореола» Преодоление «эффекта ореола»

Актуальные проблемы преемственности образовательного процесса в дошкольном, начальном и среднем звеньях 1.Проблемы преемственности между ДОУ и начальной школой 2.Проблемы преемственности между начальной и основной средней школой

1.Проблемы преемственности между ДОУ и начальной школой Вариативный характер образовательного процесса ( появление различные видов ДОУ, программ, учебников привело к рассогласованию требований к поступающим в школу детям) Вариативный характер образовательного процесса ( появление различные видов ДОУ, программ, учебников привело к рассогласованию требований к поступающим в школу детям) Игнорирование закономерностей психического развития ребенка (недостаточный учет педагогами соседних звеньев сензитивности соответствующих возрастных периодов) Игнорирование закономерностей психического развития ребенка (недостаточный учет педагогами соседних звеньев сензитивности соответствующих возрастных периодов) Отсутствие единых концептуальных подходов к построению дошкольного и начального образования Отсутствие единых концептуальных подходов к построению дошкольного и начального образования Социальные факторы (разрушение сети дошкольных учреждений, ухудшение материального положения многих семей привело к появлению многочисленной категории так называемых «домашних детей», не посещающих детские сады, и в силу этого, не получающих необходимой подготовки к школе) Социальные факторы (разрушение сети дошкольных учреждений, ухудшение материального положения многих семей привело к появлению многочисленной категории так называемых «домашних детей», не посещающих детские сады, и в силу этого, не получающих необходимой подготовки к школе)

2.Проблемы преемственности между начальной и основной средней школой Вариативность образования( вариативность содержания образования, методов, видов образовательных учреждений; до недавнего времени остро стояла проблема состыковки развивающего и традиционного содержания) Вариативность образования( вариативность содержания образования, методов, видов образовательных учреждений; до недавнего времени остро стояла проблема состыковки развивающего и традиционного содержания) Игнорирование закономерностей развития младшего школьника и подростка (ученик 5-6 классов –это младший подросток, по возрастным особенностям во многом напоминающий младшего школьника, который на данной этапе только оттачивает и совершенствует способы учебной деятельности, приобретенные в начальной школе) Игнорирование закономерностей развития младшего школьника и подростка (ученик 5-6 классов –это младший подросток, по возрастным особенностям во многом напоминающий младшего школьника, который на данной этапе только оттачивает и совершенствует способы учебной деятельности, приобретенные в начальной школе) Социальные факторы: («остаточное» отношение к образованию со стороны государства; в последнее время наметилась тенденция к изменению, проявляющаяся в реализации национального проекта «Образование» - выделение дополнительных источников финансирования) Социальные факторы: («остаточное» отношение к образованию со стороны государства; в последнее время наметилась тенденция к изменению, проявляющаяся в реализации национального проекта «Образование» - выделение дополнительных источников финансирования)

Преобразования последних десятилетий в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе российского образования в целом, а также построении его отдельных ступеней. Эти изменения привели также к обострению проблемы преемственности между различными ступенями образования. Совокупность факторов, лежащих в основе проблемы преемственности можно условно разделить на 2 группы: образовательные факторы( причины, лежащие внутри самого образования) и социальные факторы,( причины имеющие социальный характер, идущие от общества). Преобразования последних десятилетий в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе российского образования в целом, а также построении его отдельных ступеней. Эти изменения привели также к обострению проблемы преемственности между различными ступенями образования. Совокупность факторов, лежащих в основе проблемы преемственности можно условно разделить на 2 группы: образовательные факторы( причины, лежащие внутри самого образования) и социальные факторы,( причины имеющие социальный характер, идущие от общества). Справедливости ради, нужно отметить тенденцию к разрешению данной проблемы. Но не смотря на это, остается еще много нерешенных вопросов. Справедливости ради, нужно отметить тенденцию к разрешению данной проблемы. Но не смотря на это, остается еще много нерешенных вопросов. выводы