Федеральный государственный образовательный стандарт: общие подходы
Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет. (ст. 7)
Стандарт первого поколения был разработан под руководством академиков РАО Э.Днепрова и В. Шадрикова (2004 год) Стандарт второго поколения подготовлен группой разработчиков под руководством А. Кондакова, член-корреспондента РАО, генерального директора издательства «Просвещение» (2009 год) Коллектив разработчиков состоял из 17 групп, участвовали более 500 человек.
Стандарт – важнейший нормативно- правовой акт, устанавливающий от имени РФ определённую совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
5
Введение ФГОС НОО Введение Стандарта во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, осуществляется с 1 сентября года. Прием детей в 1 класс на обучение в соответствии со Стандартом осуществляется по решению образовательного учреждения.
Структура стандартов второго поколения 1.Требования к структуре основных общеобразовательных программ. 2.Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ). 3.Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. 4.Характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования 5.Модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ. 6.Модель системы социализации и воспитания обучающихся. 7.Физико-гигиенические требования к организации образовательного процесса. 8.Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.
Основные функции стандарта обеспечение права на полноценное образование: «равные возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования» обеспечение единства образовательного пространства страны является фактором решения демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения обеспечение преемственности (ДОУ, СШ, НПО, ВУЗ) повышение объективности оценивания
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно-деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований
10 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как Стандарт как совокупность трех систем требований
Стандарт –важнейшее средство выстраивания новой системы школьного образования, включая его цели, структуру и содержание, систему оценивания, образовательный процесс, условия и ресурсы.
Культурно-исторический системно деятельностнй подход в образовании Понятие «СДП» введено в 1985 г «Задача школы не дать объем знаний, … а научить учиться.» А.Г.Асмолов «…через него мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах».
Деятельностный подход к построению образовательных стандартов Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Деятельностный подход к построению образовательных стандартов Концепция «учения через деятельность» (Д.Дьюи) Основные принципы: -учёт интересов учащихся; -учение через обучение мысли и действию; -познание и знание – следствие преодоления трудностей; -свободная творческая работа и сотрудничество.
Мыследеятельностное обучение Новая школа Учебное исследование Содержание образования УчительУченик Креативное письмоТворческие мастерские Тьюторство Метод проектов Портфолио
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. УУД –совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося- умение учиться. развитие личности как цели и смысла образования
Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования
Л.С.Выготский (1896 – 1934) «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником… … Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития» Л.В.Выготский
19 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Деятельностный подход отражён в Требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Ориентация образовательных стандартов на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
21 РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения
22 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы
Требования к результатам начального общего образования, которые подлежат итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов Функциональная грамотность в области математики, русского и родного языков, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Достижение требований к результатам начального общего образования выявляются в области оценки индивидуальных образовательных результатов – путем проведения проверочных работ в области математики, русского и родного языков, а также в форме презентации результатов индивидуальной или групповой творческой, проектной деятельности обучающихся в области оценки деятельности образовательного учреждения и деятельности системы образования – путем проведения специальных диагностических, социально-психологических и социологических исследований, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.
Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Гражданская идентичность Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ – это методологическая основа ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
28 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи, социально-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
29 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России В ысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
30 Основные задачи духовно- нравственного развития и воспитания школьников Формирование у обучающихся:
Требования к условиям реализации ООП
Гигиенические требования санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режим и т. д.) комфортность санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.) пожарная и электробезопасность, охрана труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта образовательная среда, адекватная развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).
33 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Учебно- материальное обеспечение Ресурсное обеспечение (условия) реализации ООП Финансово- экономическое обеспечение
34 Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия, оборудование, состояние учебных и административных помещаний); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
35 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Примерная основная образовательная программа начального общего образования Плана-график введения ФГОС Инструктивно-методическое письмо Порядок проведения экспертизы учебников Федеральный перечень учебников Федеральные требования Основная образовательная программа начального общего образования Нормативная база образовательного учреждения
36 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Анализ готовности к реализации основной образовательной программы начального общего образования по заданным критериям Анализ готовности к реализации основной образовательной программы начального общего образования по заданным критериям Принятие решения о переходе на ФГОС органом самоуправления учреждения не позднее г. и его согласование с муниципальным органом управления образования Принятие решения о переходе на ФГОС органом самоуправления учреждения не позднее г. и его согласование с муниципальным органом управления образования Проведение собрания родителей будущих первоклассников для рассмотрения вопроса о зачислении на обучение в соответствии с государственным образовательным стандартом и предоставляемых в ОУ образовательных услугах Проведение собрания родителей будущих первоклассников для рассмотрения вопроса о зачислении на обучение в соответствии с государственным образовательным стандартом и предоставляемых в ОУ образовательных услугах Обеспечить прием заявлений от законных представителей на обучение их детей Обеспечить прием заявлений от законных представителей на обучение их детей Провести мероприятия по утверждению новой нормативной базы в соответствии с требованиями ФГОС (основная образовательная программа начального общего образования учреждения, режим занятий. Материально-техническое обеспечение, должностные инструкции, локальные акты, план методической работы, договоры по взаимодействию с учреждениями дополнительного образования детей) не позднее г. Провести мероприятия по утверждению новой нормативной базы в соответствии с требованиями ФГОС (основная образовательная программа начального общего образования учреждения, режим занятий. Материально-техническое обеспечение, должностные инструкции, локальные акты, план методической работы, договоры по взаимодействию с учреждениями дополнительного образования детей) не позднее г. Обеспечить информирование общественности о действиях при введении ФГОС. Обеспечить информирование общественности о действиях при введении ФГОС. Перечень мероприятий для перехода к ФГОС для образовательных учреждений
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Спасибо за внимание! Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока