Владимирская область Муниципальное общеобразовательное учреждение Костеревская общеобразовательная средняя школа 2 Петушинского района Максимова Елена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. подготовила Иванова Н.А. МОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерск 2009.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
1 Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности учащихся начальной школы Рудавина Светлана Евгеньевна.
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
МАОУ «СОШ 110» Игровые технологии. Дидактическая игра как средство развития творческой активности младших школьников на уроках математики Выполнила: Манаенко.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Воспитатель I квалификационной категории. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 71»
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
Транксрипт:

Владимирская область Муниципальное общеобразовательное учреждение Костеревская общеобразовательная средняя школа 2 Петушинского района Максимова Елена Игоревна, учитель биологии высшей квалифика- ционной категории. Педагогический стаж: 23 года.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой Методическая тема школы: «Повышение мотивации учащихся как необходимого условия эффективности учебного процесса и качества образования» Тема исследования: «Формирование активной познавательной позиции школьника через мотивацию учебной деятельности на уроке биологии» Актуальность темы: Возрастающая потребность общества в людях, способных мыслить самостоятельно, без стереотипов Угасание интересов школьников с 12 – 14 лет к приобретению знаний, учебной деятельности П р о т и в о р е ч и е

Цель:создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения Задачи достижения поставленной цели: изучение возрастных особенностей мотивации учения и психологических основ активизации познавательной деятельности школьника; изучение возрастных особенностей мотивации учения и психологических основ активизации познавательной деятельности школьника; обеспечение сочетания в образовательном процессе репродуктивных и творчески преобразующих методов с преобладанием последних, увеличение самостоятельной работы школьников; обеспечение сочетания в образовательном процессе репродуктивных и творчески преобразующих методов с преобладанием последних, увеличение самостоятельной работы школьников; внедрение образовательных технологий, продуктивных форм обучения с учетом возрастных и психологических особенностей школьников внедрение образовательных технологий, продуктивных форм обучения с учетом возрастных и психологических особенностей школьников диагностика уровня сформированности познавательной активности учащихся 5 – 11 классов. диагностика уровня сформированности познавательной активности учащихся 5 – 11 классов.

Познавательная позиция (активность) школьника Стремление учиться, высокий образовательный уровень Способность мыслить самостоятельно Личный опыт творческой деятельность Ступени познавательного интереса Начальный уровень - потребность во впечатлениях. Второй уровень - потребность в знаниях (любознательность) Высший уровень - целенаправленная творческая деятельность

Возрастные особенности мотивации учения «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я пойму» (американская пословица) Цель: соотнести деятельность учителя на уроке с возраст- ными особенностями учащихся,их актуализация в ными особенностями учащихся,их актуализация в пределах возможностей возраста. пределах возможностей возраста. Возраст учащихся Особенности мотивации учения Деятельность учителя на уроке Младший школьник Опирается на материализованные средства (моделирование и речевые опоры (проговарива- ние)).Применение знаний в знакомых и незначительно измененных ситуациях. Начинает формироваться интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в самой простой форме – интерес к дополнительным источникам знаний. Развивается целеполагание в учении. Можно закладывать умение самостоятельной постановки целей. Коллективные игровые формы. Учебно-познавательные игры, создание ярких наглядно- образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, эвристические приемы.

Возраст учащихся Особенности мотивации учения Деятельность учителя на уроке Средний школьный возраст Происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому. Развивается умение находить нестандартные способы решения. Учебно-познавательные мотивы возрастают – «стартовая площадка» для саморазвития личности, развивается целеполагание и совер- шенствуются социальные мотивы. Перевод учебной деятельности с репродуктивного на продуктив- ный уровень. Создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика, использование приема новизны, научного спора, сопоставление противоположных фактов, исследовательского приема. Выполнение творческих заданий. Опора на жизненный опыт. Старший школьный возраст Возникает потребность совершенствование своей учебной деятельности, стремления к самообразованию, выход за пределы школьной программы. Учебные действия в большей степени могут дополняться на продуктивном уровне. Мотивы самообразования связаны с жизненными перспективами, выбор профессии. Целеполагание на каждый вид деятельности на уроке,ситуации познавательных затруднений, самооценка своей деятельности и коррекция. Исследовательский метод, проблемное обучение, метод проектов, интеграция знаний. Система лекционных- семинарских занятий и практикумов, тематические консультации и зачеты.

Технология опыта « Нет лучше метода сообщения уму знаний, Чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах» Д. Максвелл Приемы развития познавательного интереса на уроке биологии сюжетно-ролевые игры; сюжетно-ролевые игры; познавательные игры- познавательные игры- путешествия; путешествия; игры-соревнования; игры-соревнования; игры-упражнения. игры-упражнения. метод проблемного изложения; метод проблемного изложения; проблемные ситуации или проблемные вопросы; проблемные ситуации или проблемные вопросы; биологические задачи биологические задачи различного характера. различного характера. нестандартное введение темы и образное название ее; нестандартное введение темы и образное название ее; эпиграф урока; эпиграф урока; постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации; постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации; актуализация мотивов предыдущих достижений учащихся. актуализация мотивов предыдущих достижений учащихся. игровые технологии на этапе осмысления и закрепления изучаемого на этапе восприятия знаний

«Мастер не учит, а создаёт ситуации» (Индийская мудрость) В Виды использования проблемных ситуаций. С целью актуализации знаний учащихся( перед эвристической беседой, при сопоставлении фактов) С целью изучения нового материала( перед просмотром фрагментов фильма, сообщениями учеников, при постановке познавательной задачи) С целью организации самостоятельной работы ( перед демонстрационными опытами, в ходе практических и лабораторных работ, в работе со схемами,моделями, справочниками) Виды использования биологических задач. Задачи на построение имеющихся знаний. Задачи на распознавание натуральных объектов. Задачи, способствующие развитию логического мышления. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. задачи на формирование умения выдвигать и доказывать гипотезы. Задачи на установление связи теоретических знаний с практическими Задачи, связанные с самонаблюдением. Задачи, содержащие новую информацию.

«Начало – больше половины» Аристотель Приемы развития познавательного интереса и результат изменений деятельности учащихся на этапе восприятия знаний Методические приемы Ожидаемый результат деятельности учащихся Нестандартное введение темы урока, его образное название, эпиграф Активизация умственной деятельности на фоне положительных эмоций, появление потребности во впечатлениях, любознатель- ность. Прием новизны (интересные факты, сведения, живой, увлекательный материал). Занимательность, яркость изложения фактов. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации Появление чувства удивления, интеллекту- альной активности, эмоциональной припод- нятости, стремление к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательной активности Эвристический прием, опираясь в своем вопросе на знания учащихся, помочь им посредством наводящих вопросов находить правильные ответы. В работе даже слабые ученики, дается алгоритм движения к результату. Живой интерес, учатся быть последовательными, логичность. Прочное усвоение знаний и опыта деятельности, развивающий эффект. Исследовательский прием: опыт, наблюдение, анализ данных, предложенные как познавательная задача Самостоятельность, формирование навыков творческой деятельности и приемов научного познания, овладение опытом целостного исследования Использование натуральных объектов в заданиях, прием моделирования Активность в изучении учебного предмета, заинтересованность, появление множества вопросов.

«Мастер не учит, а создает ситуации.» (индийская мудрость) Методические приемы организационно-психологического момента урока биологии. КлассОбразное название темы урока Тематическое планирование 6 « Цветок и … тайна жизни.» « Солнце, жизнь,хлорофилл.» Что такое опыление? Фотосинтез 7 « Современные властелины мира» « Вслед за пернатой радугой.» Общая характеристика млекопитающих. Обобщение по теме «Птицы.» 7 8 « Их ядовитые и неядовитые высочества.» « Маленькие железы большого значения.» Многообразие пресмыкающихся. Железы внутренней секреции. 8 8 «Душа движений.» «Элексир жизни.» Строение и функции мышц. Значение и состав крови. 8 8 «Служба очистки.» « Волшебная азбука.» Выделение. Витамины « Открытие нового мира.» « Вещества жизни.» Клеточная теория. Химия и биология белков. 10« Плохие новости…в белковой упаковке.»Вирусы « Утро планеты…» «Долгий путь человека.» Возникновение жизни на Земле.» Основные этапы антропогенеза.» 11« Бомба замедленного действия- воздух?»Современное состояние и охрана атмосферы. ( экология) « Бездонен ли колодец?»Современное состояние и охрана воды. ( экология)

классЭПИГРАФТема урока 6 « Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок» ( Г.Андерсен) «Природа не молчит. Простой цветок из моего сада подсказал мне истину. Постигни, человек, мое рождение и мой рост- и ты уразумишь тайну жизни.» (Б.Спиноза) Что такое опыление? 7 «Животные также достойны внимания и благоговения, как старинные книги, картины и памятники истории.» (Д.Даррелл) Общая характеристика млекопитающих. 8« Главным предметом изучения человечества является человек.» ( В.Гете) « Тот не человек, кто себя не знает.» ( народная мудрость) « Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека.» ( В.Г. Белинский) «Мышцы суть двигатели нашего тела.» ( И.М.Сеченов) Введение. Обобщение по теме «Опор- но-двигательная система». Работа мышц. 10« Покров тайны, окутывавшей процесс возникновения, роста и структуры организмов был сорван.» « Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете.» ( К.А.Тимирязев) «Как композитор находит единственно нужный звук, так селекционер В тысяче растений отыскивает те, которые дадут начало новому сорту» ( В.Н.Ремесло) «Мне объяснить остается, и к этому ход рассуждений приводит, что мир образован из смертного тела и одновременно то, что имел он на- чало когда-то…» ( Лукреций Кар). Клеточная теория. Фотосинтез. Задачи современной селекции. Возникновение жизни на Земле. 11 « …открыв естественный отбор и выяснив роль его в эволюции живой природы, Дарвин превратил биологию в точную науку.» ( Б. Кедров) « Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе.» ( Ф.Тютчев) Естественный отбор. Биосфера.

« На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал…» « На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал…» ( И.А.Крылов) ( И.А.Крылов) « От нас природа тайн своих не прячет,но учит быть внимательнее к ней» ( Н.Рыленков) ( Н.Рыленков) «Природа- единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания.» ( В.Гете) « Во всем мне хочется дойти до самой сути..» ( Б.Пастернак) « Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдается ему.» ( В.Гете) Эпиграфы ко многим Эпиграфы ко многим темам уроков биологии. 10«Легко быть зверем и легко быть птицей. Быть человеком- это тяжело.» ( Е. Винокуров) « Природа наша единственная и, конечнр, самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает ее указаниям, тот и достигает без сомнения, наилучших результатов.» ( И. Трояновский) Введение в экологию. ( курс «Экология») 10« Жизнь правит бал и в воздухе, и в воде, и на поверхности планеты, и в самой тверди земной.» (А.П.Виноградов) « Если мы хотим достичь какого-либо согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.»(Р. Риклефс) « Выйдя из животного мира « Человек разумный» по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Семейство людей с единственным ныне видом « Гомо сапиенс»- вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы.» ( Д.Эттенборо) Среды жизни. Законы и следствия пищевых отношений. Человек- биосоциальный вид. 10« Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он ее переделывает.» ( А. Франс) « Каковы наши намерения- промотать основной капитал своего богатого биологического наследия или, проявив мудрость, сохранить его, чтобы жить на щедрые проценты?» ( Ньюмен)» « У природы нет ни кулака, ни зуба защищаться от недругов. Ее сокровища вверены нашей совести и благородству.» ( Л.Леонов) Агроценозы и агроэкосистемы. Современные проблемы охраны природы.

Диаграмма «Уровень учебно-познавательного интереса учащихся» (9 класс в 2003г.- 11 класс на выпуске в 2005г. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности, авт.РепкинаГ.В. Заика Е.В.) % 2003год% 2004год % 2005год Из 30 учеников: 26.6%- 1-2 уровень; 43.4%- 3-4 уровень; 30% 5-6 уровень; Из 30 учеников: 13.3%- 1-2 уровень; 36.6%- 3-4 уровень4 50% 5-6 уровень Из 30 учеников: 3.3%- 1-2 уровень 26.6% уровень 70% 5-6 уровень 1-2 уровни. Отсутствие интереса. Реакция на новизну. 3-4 уровни. Любопытство. Ситуативный учебный интерес. 5-6 уровни. Устойчивый учебно- познавательный интерес. Обобщенный учебно- познавательный интерес.

Я выполняю домашние творческие задания с интересом Удовлетворенность учащихся 11 класса на конец 2005 года процессом и результатами изучения биологии (анкетирование) У меня высокая работоспособность на уроке Этот предмет полезен для меня Я доверяю учителю