Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна и пути преодоления трудностей. Оксана Кондратюк, логопед ВБО «Даун Синдром»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна Учитель-логопед «ЦПМСС» Свинина Н.В.
Advertisements

МОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
ГБОУ НШДС нервно-психическом статусе детей; двигательной активности и ориентировки в пространстве; развитии познавательной деятельности; общем речевом.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Использование дидактических игр и развитие мелкой моторики в коррекционно- развивающей работе учителя- логопеда. МАДОУ Поярковский детский сад 3 «Светлячок»
Полякова Н.А.. работа по развитию понимания речи создание мотивации для развития речевых коммуникаций развитие мелкой моторики развитие фонематического.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Условия применения верботонального метода Алёшина Э.В., учитель – дефектолог слухавого кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида, 2009 год.
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
Отделение логопедической и дефектологической коррекции.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Статистика показывает, что.
МОУ СОШ с.Лазарево Уржумского района Кировской области Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Советы логопеда. Развитие речи детей дошкольного возраста.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Транксрипт:

Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна и пути преодоления трудностей. Оксана Кондратюк, логопед ВБО «Даун Синдром»

Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна Альтернативная система коммуникации Практические рекомендации при вмешательстве и обучении Практическая рекомендации по программе «Смотри и учись». Темы для обсуждения:

Возраст в месяцах Взаимодействие Словарь Грамматическ ий Строй Речь От рождения до 12-мес. Контакт глазами, смех, плач. Смотрят, наблюдают, вокализируют, гулят, лепечут, соблюдают очередность. Понимают несколько слов мес. Привлекают внимание, используют жесты. Вкладывают в жесты и слова определённый смысл. Появляются жесты и первые 10-слов. Начинают использовать в речи согласные и гласные, звуки, слоги, жесты мес. Инициируют общение В активном словаре около 30-слов. Понимание опережает активную речь. Произносят вместе два слова. Используют в речи не вполне четко произносимые слова Этапы развития общения и речи от рождения до трёх лет у детей синдромом Дауна.

Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата Нарушения общего и речевого дыхания Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства Особенности слуха Офтальмологические проблемы Нарушения функции щитовидной железы Сниженный мышечный тонус (гипотония) Трудности в организации кормления Несформированность психических функций Особенности познавательной деятельности Неравномерное развитие речевых навыков. Разрыв между импрессивной и экспрессивной речью Трудности в построении предложений и усвоении грамматического строя Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

Слабые места: -Слух и зрение -Речь и язык -Вербальная кратковременная память -Усвоение материала на слух -Числа Сильные стороны: - Социальная компетентность, эмпатия, социальные навыки - Самообслуживание и бытовые навыки - Зрительная кратковременная память - Успешное обучение на наглядном материале - Чтение Профиль психомоторного развития, характерный для синдрома Дауна

Опора на сильные стороны развития – - социальную - эмоциональную Опирайтесь на социальную компетентность; Поощряйте «хорошее» поведение, соответствующее возрасту; Придерживайтесь четко определенных ожиданий и границ. Учет особенностей профиля развития при разработке подходов к обучению

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком: Мимика, Жесты, Телодвижения, пантомимика Тактильные контакты, прикосновения Всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию! Альтернативная система коммуникации

Практические рекомендации при вмешательстве и обучении Речевое обследование ребенка с синдромом Дауна Исследование импрессивной речи (понимание значений слов, обозначающих предметы и действия, конкретных инструкций) Исследование экспрессивной речи (установление объема активного словаря) Обследование фонематического слуха Обследование фонетико-фонематической стороны речи Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата Оценка связной речи Оценка навыков чтения

Навыки социального общения Словарный Грамматика Речь Навыки и знания, необходимые для разговора

Необходимо целенаправленно работать над всеми аспектами языка и речи: Пониманием речи Словарным запасом Коммуникативными навыками Разборчивостью речи Усвоением грамматического строя Работа над развитием языка и речи

Понимание речи развивается быстрее экспрессивной речи При обучении ребёнка словам используйте структурированный подход и давайте ему как можно больше возможностей повторять их Делайте слова видимыми Побуждайте ребенка учиться, выполняя практические действия Много практики и подкрепления Упорядочивайте словарный запас с помощью работы по категоризации и развитию ассоциативного мышления (рабочие паутинки, диаграммы-пауки) Расширение словарного запаса

В программе разработано 3-контрольных словарных списка, которые охватывают первые 800 слов, изучаемых в любом языке; Ведется запись может ли ребенок: - понять слово; - показать слово жестом; - произнести слово (имитация); - использовать слово спонтанно; - произнести слово достаточно чётко, чтобы быть понятным. Практическая часть по программе «Смотри и учись» Контрольный словарный перечень

Шаг-1( Картинки к первым словам): рассматриваем картинки, подбираем картинки; выбираем картинки, называем картинки. Шаг-2 ( Первые написанные слова): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем фразы к рисункам. Шаг-3 (Картинки к новым словам): подбираем картинки; выбираем картинки; называем картинки (упражнения такие же, как упражнения из шага 1- Картинки к первым словам.) Шаг-4 (Первые предложения): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем предложения к картинкам

Спасибо за внимание!