Дата рождения -12 октября 1966 года Образование – высшее, Учебное заведение, специальность – СВФУ, организатор- методист Педагогический стаж – 16 лет Категория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
Advertisements

Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного.
Опыт работы педагога-психолога МКДОУ «Белозерский детский сад 1» Жанабековой Гульнары Мокашевны.
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Участие педагога- психолога в комплексном сопровождении развития ребенка с социально- личностными проблемами.
Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
Выступление на семинаре для заведующих МДОУ Опытно-экспериментальная работа в дошкольном учреждении как средство поиска эффективных путей сохранения здоровья.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 20 « ЧЕБУРАШКА» Проект «Коррекция личностного развития детей дошкольного возраста.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Обучающегося: Курчатова А.В. Научный руководитель: Шандыбо С.В. к.пед.н.,доцент. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Актуальность темы. В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания.
Воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад» Гаврилова Тамара Александровна.
Автор Шалабаева Т.В. Воспитатель МДОУ Д/С 51 «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»
Транксрипт:

Дата рождения -12 октября 1966 года Образование – высшее, Учебное заведение, специальность – СВФУ, организатор- методист Педагогический стаж – 16 лет Категория – 1 Награждения – Почетная грамота МО РС (Я) 2006 г. Семейное положение – замужем, имеет 4 детей

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных. Ученые доказали, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, что положительное эмоциональное состояние есть важнейшее условие позитивного психического развития личности. Тревожность обычно повышена при нервно- психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей переживающих психотравмы, у лиц с отклоняющимся поведением. Наличие тревожности в дошкольном возрасте может негативно повлиять на становление личности ребенка. Этим и диктуется актуальнос ть работы.

Гипотеза: Работа с детьми высоким уровнем тревожности будет эффективной, если: -планомерно и систематически включать в образовательный процесс комплекс коррекционных игр; -будет обеспечено правильное психолого- педагогическое руководство со стороны воспитателей и родителей.

Цель исследования– выявить и устранить детскую эмоциональную тревожность методом игровой терапии.

Задачи: Выявить причины эмоциональной тревожности у детей старшего дошкольного возраста Проверить эффективность коррекционно – развивающих занятий в коррекции детской тревожности

Предмет исследования: тревожность как эмоциональная проблема у детей дошкольного возраста Объект исследования: коррекция детской эмоциональной тревожности методом игровой терапии

Методы исследования: - детский тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена - социометрия (Коломинский Я. Л.) Экспериментальная база исследования: детский сад «Теремок»,села Дэбдиргэ Таттинского улуса.

Научная новизна заключается в том, что в ходе исследования определены условия устранения тревожности, уточнены теоретические подходы, выявлены методы и приемы устранения эмоциональной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработаны рекомендации по предупреждению и устранению тревожности у детей дошкольного возраста. Материалы могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения родителей.

Экспериментальное исследование проводилось в Таттинском улусе, с. Дэбдиргэ, в старшей группе, детского сада « Теремок» с ноября 2007 года по апрель 2008 года. Участвовало 17 детей.

Для выявления уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста был проведен тест определения индекса тревожности Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амена. Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени.

Код ребенка Вычисление ИТ ИТ(%) 1ИТ=6:14*100% 42,8% 2ИТ=4:14*100% 28,5% 3 ИТ=5:14*100% 35,7% В тестировании принимали участие 17 детей. Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (И.Т.) Например: В зависимости от уровня тревожности все дети подразделяются на три группы: А) Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%) – у 3 детей; Б) Средний уровень тревожности – (ИТ от 20 до 50%) – 14 детей; В) Низкий уровень тревожности – (ИТ от0 до 20%) – не выявлено;

На основании данных теста тревожности была построена диаграмма, отражающая уровень тревожности Диаграмма 1

Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, дети расположены в зависимости от их статуса на орбитах социограммы. (Социометрия по Я.Л. Коломинскому) Девочки Мальчики Предпочитаемые Принятые Лидеры

Социометрический статус ребенка в старшей группе Диаграмма 2 В результате проведенного социометрического исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью изучения межличностных отношений определены статусные категории каждого ребенка. В итоге: «лидеры» - 2 человека, «принятые» – 5 человек, «предпочитаемых» В категории «предпочитаемых» преобладают дети с высоким уровнем тревожности.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, следует отметить, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является игровая терапия. Так как известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действия, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта. Для коррекции высокого уровня тревожности данным методом я провела работу по адаптированной программе «Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» (И. Залесская, С. Антонова), целью которой является снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» Коррекционно-развивающая программа (адаптированная ) (Выявление и устранение тревожности) Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, 1-2 раза в неделю. Программа предполагает работу с группой 6-7 человек.

Задачи программы: Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния. Умение понимать эмоциональное состояние других людей. Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Снизить тревожность, агрессию. Развивать навыки взаимодействия друг с другом. Совершенствовать внимание, речь, восприятие, воображение. Повышение групповой сплоченности.

Формы и методы работы: Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика. Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг. Релаксационный метод.

Принципы использования игры с коррекционными целями: 1.Погружение в игру. 2. Равенство игровых отношений. 3.Спонтанность и импровизация в игре. 4.Организующее начало игры. 5.Условность игрового действия. 6.Эмоциональное отреагирование в игре. 7.Перемена (чередование ) ролей..

Члены группы (код) Проблема в начале занятий Результат в конце занятий 3 Замкнутость, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Стал более раскрепощенным, Удается контролировать себя в разных ситуациях. 4 Раздражительный, вспыльчивый, иногда чрезмерно застенчив. Стал более собран, спокойнее, научился расслабляться, появилась открытость. 9 Тихий голос, замедленный темп деятельности,трудности в общении. Стала более ответственна, самостоятельна. Начала проявлять активность. Возрос темп деятельности. 14 Неуверенность в себе, тихий голос, замкнутость. Начала проявлять активность, стала более эмоциональной. 16 Чрезмерная плаксивость, капризность, обидчивость, беспокойство. Стал спокойнее, появилась открытость, улучшился эмоциональный фон.

Социометрический статус детей в группе к концу проведенного эксперимента Предпочитаемые Принятые Лидеры Девочки Мальчики По итогам повторного социометрического анализа к «принятым»» детям прибавилось 4 человека, что показывает снижение уровня тревожности у «предпочитаемых» детей и улучшение межличностных отношений в группе.

Сравнивая результаты тестирования до и после устранения, можно проследить разницу уменьшения тревожности процентных данных Диаграмма 3

Заключение Проведенное экспериментальное исследование позволило наметить решение одной из важных теоретических проблем выявление педагогических условий при устранении тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В нашей работе с детьми высшим уровнем тревожности мы использовали для устранения тревожности игры, так как известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действия, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развития воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения.

В результате проведенной нами работы мы добились ощутимых результатов: в конце эксперимента полученная разница результатов позволяет говорить об эффективности игры для устранения детской тревожности, препятствующей нормальному личностному развитию старших дошкольников. Проведенные работы помогли детям уменьшить свои сомнения и страхи, беспокойства и агрессии, чувства вины, обрести уверенность в себе, в своих силах.

Таким образом, проведенные исследования доказывают поставленную нами гипотезу, что работа с детьми, с высоким уровнем тревожности будет эффективной, если планомерно и систематически включать в образовательный процесс комплекс коррекционных игр и обеспечить правильное психолого-педагогическое руководство со стороны воспитателей, психологов и родителей.