Реализация в учебном процессе образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОБУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Advertisements

Психолого – педагогическая служба в образовательном процессе.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: (основные положения).
Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного.
Закон РФ «Об образовании» Ст. 14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением.
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ Заместитель директора НРМОБУ «ПСОШ 2» Певченко Е.Е.
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ Основные положения концепции.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Prezentacii.com. Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания. Л.С.Выготский.
Кузьмина Людмила Викторовна, методист РЦДО
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Транксрипт:

Реализация в учебном процессе образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся

Порядок работы 1. Концепция образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (Комова Л.А.). 2. Формы и методы коррекционно-развивающего обучения, используемые в образовательном процессе (Федосова Н.А.). 3. Организация психологического сопровождения образователь- ного процесса (Харитонова Е.А.). 4. Индивидуальная образовательная программа – основная форма организации дистанционного обучения детей-инвалидов (Шуваева Л.В.). 5. Особенности обучения детей, находящихся на лечении в ЛПУ Воронежской области (Гоголева Т.А.).

Концепция образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике - Охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%; - Гарантия прав каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения; - Необходимость структурно-функциональной, содержа- тельной и технологической модернизации образова- тельной системы страны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

1) к первой степени ограничения здоровья относятся дети, состояние которых характеризуется как «пограничное» и которые при создании специальных условий успешно осваивают соответствующую общеобразовательную программу учреждения; 2) ко второй степени ограничения здоровья относятся дети, осваивающие при создании специальных условий только отдельные курсы общеобразовательных программ учреждения, в котором они интегрируются, а также полностью осваивающие программы специальных (коррекционных) образователь- ных учреждений; 3) к третьей степени ограничения здоровья относятся дети, освоение которыми программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений невозможно гарантировать даже при создании специальных условий, тем не менее,потенциал развития которых требует создания интегративной образовательной среды.

Реализация образования детей с ОВЗ Общеобразовательные школы Специализированные учреждения Надомное обучение

ОГОУ «ЦЛПДО» «Центр лечебной педагогики и дифференци- рованного обучения» является новым типом инклюзивного образовательного учреждения, обеспечивающим адаптивность системы образо- вания к уровням и особенностям развития и подготовки детей; осуществляющим образова- тельную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность с детьми, имеющими проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Отделения ОГОУ «ЦЛПДО» - по обучению детей, находящихся на лечении в ЛПУ Воронежской области; - по обучению детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, с ограничен- ными возможностями здоровья (классы: ЗПР, ЗПРР, ККО, КВН); - Центр дистанционного обучения детей- инвалидов.

Модернизированные программы (перспектива) Программы Центра Воспитательные программы Программы дополнительного образования Общеобразовательные программы определённого уровня и направленности Программы ППМСС образовательного процесса Программы начального образования Программы среднего (полного) общего образования Программы основного общего образования программы по обеспечению деятельности Центра Учебные программы (по предметам) Авторские программы (перспектива) Типовые общеобразовательные программы Рабочие программы - индивидуальная и групповая КРЗ - организационно-педагогические; - методические; - кадровые; - ресурсные; - финансово-экономического обес- печения. - программа клубов, кружков; - программа начальной трудовой подготовки; - программа профессиональной ориентации Общеобразовательные программы - программа ЗПРР; - индивидуальная и групповая КРЗ; -программа адптационного периода первоклассника; - программа достижения возрастной нормы ученика 4 класса. -дистанционное обучение детей- инвалидов; - обучение детей в ЛПУ. Общеобразовательные программы - программа дистанционного обучения детей-инвалидов; - обучение детей в ЛПУ Общеобразовательные программы - программа дистанционное обуче- ния детей-инвалидов; - обучение детей в ЛПУ - ППМСС учителей; - ППМСС родителей; - ППМСС администра- ции; - ППМСС воспитанни- ков; Формирование культуры здоровья

Факторы, определяющие уровень общественного здоровья 1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%; 2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%; 3. Деятельность системы здравоохране- ния - на 10%; 4. Образ жизни человека - на 50%.

Технологии Социальный Дополнительное образование Формирование образовательной среды индивидума с ОВЗ Ученик Ученик Генетический фактор Средовый фактор Образовательный Семейный Образовательный процесс - основные; - вариативные. Программы и методики Общие Частные Здоровьесберегающие Личностно-ориентированные Арт-терапевтические Образовательные Медицинские Психологические Психотерапевтические

Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Предлагается стандартизировать три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения. Выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействую- щих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.

Требования к структуре основных образовательных программ - I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка; - II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного изменения его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка; - III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент изменяется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Уровни образования «Академический» компонент рассматри- вается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Знание математики – практика примене- ния математических знаний и математическое творчество Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества Знания о языке – речевая практика и речевое творчество Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением Обществознание – практика жизни в социуме Естествознание– практическое взаимодействие с окружающим миром Структура образовательных программ

Содержание образования обуславливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ образованием; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зави- симость получения образования детьми с ОВЗ от места проживания, вида образовательного учреж- дения, тяжести нарушения психического разви- тия, способности к освоению «цензового» образо- вания.

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения, используемые в образовательном процессе

Все классы работают по программе коррекционно-развивающего обучения для детей с тяжёлым нарушением речи

Знания - это основа мыслительного развития; чем целесообразнее способы добывания знаний, тем они полноценнее; учение с интересом, с увлечением активизи- рует процесс мышления, воспитания положительных ка- честв личности.

Достижения требования стандартов 1. Адаптация к окружающей природной и социальной среде, формирование нового социального статуса – ученика. 2. Овладение разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой, общения и т.д.). 3. Формирование личностного отношения к окружающему, этических и нравственных норм. 4. Определённый уровень общей эрудиции, характеризующей готовность к дальнейшему обучению.

Организация психологического сопровождения образовательного процесса

Мониторинг учащихся Исследование межлич- ностных отношений. Выявление уровня тре- вожности. Адаптация учащихся к образовательному про- цессу. Изучение уровня ком- фортности школьной среды. Мотивация обучения. Изучение когнитивных процессов: 1. Память. 2. Мышление. 3. Воображение. 4. Внимание.

Занятия с логопедами Всего учащихся – 95 человек. Индивидуальные: 54 человека = 57% Групповые занятия: 41 человек = 43%

Занятия с психологами Всего учащихся – 95 человек. Индивидуальные: 27 человека = 29% Групповые занятия: 43 человек = 45%

Влияние социума на развитие личности Кто или что влияет Каким образом влияет Ближайшее окружение взрослых: домашние, друзья семьи, педагоги Их влияние на развитие ребёнка сложно недооценить. С одной стороны, в дошкольном возрасте ребёнок перенимает их поведение, обогащает словарный запас, расширяет кругозор. С другой стороны, взрослые проводят с ребёнком целенаправленные обучающие занятия, играют в разнообразные развивающие игры. Ближайшее окружение детей: ребята во дворе, в детском саду, в секциях и кружках Сверстники оказывают друг на друга сильное влияние. Развитие ребёнка связано в том числе и с его взаимодействием с равными: это один из важных элементов первичной социализации ребёнка. Медиаокружение: телевидение, Интернет, реклама Полагать, что они не оказывают влияние на развитие ребёнка, в XXI веке было бы наивным. Медиа – большое «окно в мир» для маленького ребёнка, и важно научить ребёнка правильно смотреть в это «окно». Для этого важно развивать критическое мышление и аналитические способности.

Влияние социума на учащегося Семья Социум Ребёнок Образовательное учреждение

Влияние окружающей среды на ребёнка Семьи - 80 % Друзей - 10% Окружающие люди - 2 % Социального института - 8%

Регламент взаимодействия Учителя Воспитатели Социум Друзья Семья ППС Ребёнок

Индивидуальная образовательная программа – основная форма организации дистанционного обучения детей-инвалидов

Центр дистанционного образования детей-инвалидов по Воронежской области

Обязанности по реализации дистан- ционного образования детей-инвалидов Воронежской области, обучающихся на дому, возложены на областное государст- венное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педаго- гической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Центр дистанционного обучения

Центр дистанционного образования Организация технического обеспечения рабочих мест учителей Отдел организации образовательного процесса Технический отдел Организация учебно- методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) Осуществление монито- ринга деятельности по организации дистанци- онного обучения Работа сетевых учителей Организация технического обеспечения рабочих мест учащихся Внешние связи Взаимодействие МОУО, ОУ Ведение банка данных

Учебный комплекс Оборудованы 29 мест для работы детей-инвалидов, с учётом нарушений здоровья: - мышечная дистрофия: разработан Органайзер, получивший название «Наладонник»; - ослабленное зрение: увеличен размер шрифта, большого размера дисплей или альтернативные дисплеи клавиатуры с брайлевским шрифтом, тактильных дисплеи для вывода информации, и принтеров, печатающие или «накалывающие» текст брайлевским шрифтом, используются специальные компьютерные программы, позволяющие пользователю слышать то, что он не может увидеть на экране; - трудности в движениях: специальные программы обеспечивающие пользователю возможность создавать и редактировать текст на компьютере, позволяющие посредством одного пальца совершать операции, требующие при стандартной клавиатуре использования комбинации клавиш (например, Control, Alt, Shift и т.п.). - нарушенная координация движения: создано специальное программное обеспечение стандартной клавиатуры со специальными настройками для отключения действия повторения символа, а также клавиатуры с увеличенным размером клавиш для тех, кому трудно попасть на клавиши стандартной клавиатуры или, наоборот, миниатюрные клавиатуры – для лиц с ограниченным диапазоном движения рук.

Индивидуальный учебный план

Контроль

Планируемый контингент обучающихся С марта 2011 года - 29 детей- инвалидов, проживающих на территории г. Вороне-жа. С сентября 2011 года детей- инвалидов города Воронежа и Воронежс-кой области – 2012 учебный год – 169 детей- инвалидов города Воронежа и Воронежской области (по мере обеспечения технических условий). В период с 2011 по 2015 год планируется создать полноценную систему дистанционного образования детей-инвалидов в Воронежской области.

Особенности обучения детей, находящихся на лечении в ЛПУ Воронежской области

Решение педагогического совета 1. Планирование учебного процесса в школьном отделении (зам. директора Федосова Н.А.) осуществлять с учетом коррекционной работы на результатах грамотного анализа, фактическом материале усвоения детьми программы. 2. Психолого-педагогическому отделению (зав. отделением Харитонова Е.А.)разработать к года программу ППС сопровождения всех участников образовательного процесса. 3. Отделу организации дистанционного обучения детей-инвалидов Центра дистанционного образования (зав.отделом Шуваева Л.В.) до г. изучить систему взаимодействия учителей общеобразовательных учреждений и сетевых учителей.До г. продумать методику составления индивидуального учебного плана для каждого ребенка-инвалида. 4. К г. зам. директора по ВР Хоровой И.Г. разработать воспитательную программу обучения навыкам здорового образа жизни. 5. Зам директора по дополнительному образованию и социализации личности разработать до г программы социализации личности. 6. Методисту по научно-методической работе Высоцкой Е.И. создать до г. банк педагогических идей, форм, и методов по организации учебного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.