II Рождественские образовательные чтения « Традиции нравственности в отечественном просвещении : соработничество Церкви, общества и государства ». Барнаул.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты изучения качества жизни в педиатрии: российский опыт д.м.н. Винярская И.В. зав. лабораторией проблем медицинского обеспечения и качества жизни.
Advertisements

Государственный Медицинский Университет г.Семей Подготовил: Алашбеков Ж.А. 217 гр.омф Проверила: д.м.н.,
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Проф. Бездетко Н.В Национальный фармацевтический университет.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Перспективы внедрения современных инновационных технологий в практику медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ и конвенции о правах.
В 2001 году в 11 странах Европы среди лиц, страдающих расстройствами настроения, был распространен опросник. Этот опросник насчитывал 93 вопроса, благодаря.
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
2 Содержание: Актуальность работы Научная и практическая значимость Цель Задачи Структура респондентов поликлиники 11 г. МинскаСтруктура респондентов.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Здоровый образ жизни сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни»
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Транксрипт:

II Рождественские образовательные чтения « Традиции нравственности в отечественном просвещении : соработничество Церкви, общества и государства ». Барнаул декабря 2011 г.

Изучение качества жизни, как инструмент оценки эффективности лечения Суворова Александра Владимировна, кафедра педиатрии 1 АГМУ

Долг врача состоял в том, чтобы, рискуя жизнью, лечить зачумленного, кем бы он ни был. Врач служил Богу. Антуан де Сент - Экзюпери ( Летчик, философ, писатель ).

Валентин Феликсович Войно - Ясенецкий (27 апреля 1877, Керчь 11 июня 1961, Симферополь ) - русский хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви ; с мая 1946 года архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии по медицине в 1946 году. В своей книге " Дух, душа и тело " Войно - Ясенецкий приводит примеры передачи духовной энергии от человека к человеку ( врач и больной, мать и ребенок, единение симпатий или гнева, " дух толпы ", поток храбрости и отваги ) и спрашивает : " Что же это, как не духовная энергия любви ?" С каждым проходящим через его руки раненым Лука вступал как бы в личные отношения. Помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. С двойным интересом подходил он к койке уже прооперированного : если самочувствие больного было хорошим и раны быстро заживали, это радовало профессора.

Качество жизни, история вопроса Категория качества жизни впервые введена в научный оборот Джоном Гэлбертом и Форрестером в 60- х годах в связи с попытками моделирования траекторий промышленной динамики. Качество жизни ( англ. - quality of life, сокр. - QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека. Качество жизни - это степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности представляются.( определение ВОЗ,1999) Из этого определения следует, что сущность качества жизни имеет преимущественно социально - психологическую природу. Философия качества жизни в конце XX века выходит на первый план в государственной политике и социальной работе в наиболее развитых странах мира, например, в Канаде, Великобритании и Швеции, поскольку через качество жизни возможно осуществлять интегральную оценку эффективности управления в постэкономическую эпоху.

Качество жизни у больных детей Качество жизни, связанное с состоянием здоровья, рассматривается как « исследования качества жизни (QoL), изменяемые в зависимости от состояния здоровья ». Поэтому разделены понятие « качества жизни » QoL (Quality of Life) и понятие « качества жизни, связанного с состоянием здоровья » HRQoL (Heath%Related Quality of Life). Для определения качества жизни применяются специальные анкеты, включающие шкалы, профили, индексы и индикаторы Опросники, применяемые в педиатрии, разработаны с учетом психоэмоциональной сферы ребенка в зависимости от возраста. Они должны быть надежными, доступными. В связи с внедрением передовых технологий в медицинскую практику и, в частности, в интенсивную терапию, значительно возросло число детей, выживающих после тяжелой травмы головы Из оставшихся в живых около 6070 % больных имеют инвалидизирующие неврологические расстройства. Именно эти дети, выжившие после реанимации, составили объект исследования в диссертационной работе врача - реаниматолога Ю. А. Александровича " КЛИНИКО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ НЕЙРОИНТЕНСИВНУЮ ТЕРАПИЮ ЧЕРЕПНО - МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ ". Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Первое отечественное практическое пособие для оценки качества жизни у детей, где описаны следующие теоретические и практические вопросы : способы исследования уровня развития ребенка ; методы выявления пограничных расстройств развития ; модифицированные и адаптированные шкалы для оценки физических, психических и социальных аспектов развития.(2001 г.)

Качество жизни у здоровых школьников г. Барнаула субшкалы М ± m поведение интеллект статус внешность тревожность популярность счастье и удовлетв здоровье психосоц статус эталон оценки в баллах 18,2±0,220,3±0,319,38±0,38,9±0,1314,0±0,213,7±0,218,19±0,217,77±0,23 показатели, % 75,8±0,7969,8±162,5±1,468,45±173,71±1,0376,1±1,182,9±0,8974,0±0,98 асимметрия -0,87-0,74-0,27-0,53-1,03-0,41-1,15-0,74 эксцесс 0,61-0,12-0,85-0,681,03-0,691,70-0,16

Соотношение высоких, низких и средних показателей качества жизни по отдельным субшкалам у здоровых школьников Нами проведены исследования качества жизни у 176 школьников в возрасте лет обоего пола, выпускников трех средних школ г. Барнаула использовалась шкала Пирс - Харрис, модифицированная В. И. Гордеевым и Ю. С. Александровичем (2001). В шкале выделены 8 субшкал : 1. поведение ; 2. интеллектуальный и школьный статусы ; 3. внешность ; 4. тревожность ; 5. популярность ; 6. счастье и удовлетворенность ; 7. здоровье ; 8. психосоциальный статус. По сумме баллов с использованием таблицы - ключа рассчитывался глобальный рейтинг для общей оценки QOL. Уровень тревожности у подростков ( шкала 3) имеет наиболее выраженные отклонения (62,5% - общий показатель по субшкале ). Уровень тревожности определяется у подростков проблемами внешности, популярностью среди сверстников и школьным статусом. Считают себя счастливыми и удовлетворенными 76,08%. !!!

Основные выводы по исследованию Высокие показатели по субшкале 7 « здоровье » по данной системе оценок можно объяснить тем, что шкала первоначально создавалась для оценки социальной адаптации хронических больных, в том числе и детей. Соответственно, как низкое качество жизни по шкале « здоровье » было признано 2,3% опрошенных детей, что отражает количество значительных ограничений жизнедеятельности (3-4 группы здоровья ). Умеренные ограничения жизнедеятельности имеют 23,9% детей. Большинство (73,9%) считают, что они не имеют ограничений жизнедеятельности, Характерно, что при оценке качества жизни у детей с острыми лимфобластными лейкозами в периоде ремиссии рейтинг составил 81,5% по субшкале « здоровье » и в целом показатели качества жизни у таких детей практически не отличались от здоровых. У них основной проблемой является социальная адаптация и школьный статус, так как даже при отсутствии значительных ограничений по физической активности сами они и окружающие их считают себя больными. На основании проведенных исследований качества жизни у школьников - подростков можно сделать вывод, что оценка QOL является простым, но достаточно чувствительным методом, позволяющим оценить не столько физическое и соматическое здоровье, сколько психологические и социальные его составляющие, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Современные аспекты исследования качества жизни у больных детей Концепция исследования КЖ в педиатрии, разработанная экспертами Межнационального центра исследования качества жизни, включает ряд принципиальных положений. Спектр возможных сфер применения методологии исследования КЖ в педиатрии достаточно обширен : 1.Определение популяционных норм КЖ детей в России. 2.Изучение влияния заболевания на показатели КЖ детей. В этом разделе принципиальным этапом исследования является сравнение параметров КЖ больных и здоровых детей. 3.Качество жизни как метод индивидуального мониторинга на разных этапах лечения. 4.Качество жизни как критерий оценки эффективности новых методов лечения. 5.Качество жизни как компонент фармакоэкономических расчетов. Исследование и оценка могут быть проведены опытным интервьюером или самим пациентом. Опрос может быть осуществлен по телефону или лично. При заполнении опросника пациентом самостоятельно, финансовые затраты снижаются, но возрастает количество пропущенных пунктов и снижается точность ответов. Дальнейшее расширение использования и упрощение проведения исследования можно достигнуть с помощью применения компьютеров. Применение таких версий опросников поможет сэкономить время, затрачиваемое на заполнение опросников, сделать оценку КЖ более эффективной, сбор данных своевременным и аккуратным.

Заключение 1.Для улучшения качества медицинской помощи в педиатрии необходимо расширение объема диагностической информации о ребенке за счет включения в перечень первичных диагностических данных показателей его физического, психологического состояния и социального функционирования, интегрированных в понятие « качество жизни ». 2.Оценка эффективности программы лечения ребенка должна опираться, наряду с традиционными показателями, на параметры качества его жизни. 3.Оценка качества жизни побуждает врачей взглянуть поверх болезни, немощи, симптомов, помогает определить, каким образом болезнь влияет на человека, а также выбрать соответствующие оптимальные способы вмешательства. Изучение качества жизни – инструмент врача, он может восстановить утрачивающуюся духовную взаимосвязь врача и больного, но при формальном и обезличенном подходе может усугубить эту утрату.

Благодарю за внимание. Наилучшие пожелания !