Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Доклад научного руководителя гимназии Граблиной Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Основы экспертной деятельности при аттестации педагогических работников Обучающий семинар г.
Advertisements

АТТЕСТАЦИЯ ДОЛГОАРШИННЫХ Нелли Владимировна, к.п.н., доцент, начальник регионального центра экспертной оценки педагогической деятельности Оценка уровня.
Министерство образования Московской области ГОУ Педагогическая академия Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Образовательные технологии: классификация, особенности применения. Л.Е.Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО.
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я городского округа Химки Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Лицей 17 г. ХИМКИ А Д М И.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия» 2012 г. Авторы: Филиппова Елена Федоровна, учитель биологии Беглярова Лейла.
Методические рекомендации по подготовке к добровольной аттестации педагога.
Технология как способ развития качества образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
26 января 2011 года Единый методический день Хафизов В.М., заместитель директора Сигаевской школы.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Образовательные (педагогические) технологии МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Тема: «Современные образовательные технологии, как основное средство реализации требований ФГОС» Образование – это индустрия, направленная в будущее С.
Транксрипт:

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Доклад научного руководителя гимназии Граблиной Н.В.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НОВОГО ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ» Доклад научного руководителя МБОУ «Гимназия 5», кандидата педагогических наук, доцента кафедры филологии ПАПО – Граблиной Нины Васильевны

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Технологизация педагогического процесса Стало очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но недостаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому призвана помочь ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Технологии и методики Какая разница между методикой и технологией? Цитирую В.И.Загвязинского: Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Разница понятий «Методика» и «технология» Понятия методика преподавания и технология преподавания дисциплины - часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов. В технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны. Технология отличается своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…). Приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально»!!!!!!!

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Как возникла образовательная технология? Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с учащимися и воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne искусство, мастерство, умение и греч. logos изучение) комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратамигреч.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Понятийный аппарат Технология (от греч. - способ производства) комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.греч. При этом: под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.); под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением; под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Понятие «технология обучения» В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Технология и методика Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы Методика (методическая система) Технология

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: –владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п.30, 31).

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Что шире: образовательная технология или педагогическая технология? Однозначного толкования этих терминов не существует, но в педагогической литературе понятие «образовательная технология» чаще толкуется как более широкое, чем понятие «педагогическая технология», т.к. образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание. На практике возможно применение данных понятий как взаимозаменяющих.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Четыре позиции в научном понимании и употреблении термина «Педагогическая технология» 1.Педагогические технологии как средство, т.е. производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО (В.Бухвалов, В. Пламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р.де Киффер, М. Мейер). Определения: Педагогическая технология включает все: «от мела и классной доски» (Р.де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер). Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия 2. Педагогические технологии как способ (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, и др.) Педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. Определения: Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин); Педагогическая технология – это оптимальный способ действий (достижения цели) в заданных условиях (А.М.Кушнир).

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия 3. Педагогические технологии как научное направление (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, Р. Кауфман, С.Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук. Определения: Образовательная технология – это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В.В. Гузеев) Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, включающая представление об исходных данных состояния здоровья обучающихся и планируемых результатах его улучшения/сохранения (на критериально-диагностической основе), в результате реализации конкретной модели сохранения здоровья школьников, представляющей системно организованную совокупность содержания образования (программ по сохранению здоровья), приемов, методов, форм и средств организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников, разработанную для конкретных условий (приложение)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия 4. Педагогические технологии как многомерное понятие (многомерный процесс) В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева,В.Э. Штейнберг и др. Определения: Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин); Педагогическая технология (образовательная технология) – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия В документах ЮНЕСКО понятие педагогическая технология (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.ЮНЕСКОпедагогике

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Критерии технологичности педагогического процесса: Системность (логичность, целостность); Научность (концептуальность, развивающий характер); Структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность); Процессуальность (организация учебного процесса, методы и формы, управляемость, инструментальность, диагностичность, оптимальность, воспроизводимость) Эффективность (высокая результативность при наименьших затратах)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Системность – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Научность (концептуальность) – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения целей. Это система взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность. Структурированность – наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм),обеспечивающих устойчивость и надежность системы.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Процессуальность (временной алгоритм) Управляемость – включает диагностическое целеполагания, планирования, проектирование педагогического процесса, варьирование средствами и методами с целью коррекции, адаптации и т.д. Инструментальность – инструментальная обеспеченность комплексом учебно-методических, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции процесса Инструментарий: Педагогический – пакет дидактических материалов, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т. Д Диагностический – пакет тестов, контрольные, диагностические работы, материалы для итоговой и промежуточной аттестации, сборники заданий, темы творческих заданий для учащихся и др.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Диагностичность – выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получать информацию о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов. Оптимальность – это достижение максимального результата при минимуме затрат. Воспроизводимость – возможность применения (воспроизведения) технологии в других условиях и др. субъектами. Эффективность – отношение результата к количеству израсходованных ресурсов.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Классификация технологий: 1.Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили). 2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение, интерактивные технологии: «Дебаты», проведения дискуссий, тренинговые технологии, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова, технология интенсификации обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова и др.)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия 3. Технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса Технология программированного обучения, Технология дифференцированного обучения, Технология индивидуализации обучения (профильного обучения), Технология групповой деятельности, Технология перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенковой). 4. Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, М.А. Чошанов), Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия 5. Частнопредметные педагогические технологии: Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев), Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин), Технология преподавания ИЗО в школе, Технология «Школа -2000». 6. Альтернативные технологии: Технология эвристического образования (А.В. Хуторской), Технология мастерских и др. 7. Природосообразные технологии: Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья (Спартианское воспитание, система «Детка» П.К. Иванова, модели природосообразного обучения письму и чтению А.М. Кушнира, валеологическая модель воспитания Татарникова А.Г. и др.)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия 8. Технологии свободного образования: Вальфдорская педагогика (Р.Штейнер), Технология саморазвития (М.Монтессори) и др.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Уровень владения технологиями/методиками В подтверждение владения конкретной технологией/методикой педагогу, в процессе собеседования с экспертом, рекомендуется представить конспекты типов занятий в данной технологии/методике, например: технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова конспект уроков постановки учебной задачи, контроля, коррекции и т.д.

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Методические разработки Конспекты занятий, уроков Знания Занятия, уроки, мероприятия Владение Выступления, публикации, сайт и др. Распространение опыта Применение современных образовательных технологий и методик

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Критерии технологичености Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Концептуальность. Каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Критерии технологичености

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Критерии технологичености

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов. Критерии технологичености

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Эффективность. Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Критерии технологичености

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях, другими субъектами. Критерии технологичености

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Экспертное заключение Применение современных образовательных технологий и/или методик

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия ОЦЕНКА УРОВНЯ владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками (Заполняется экспертом)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Приложение 1 ОЦЕНКА УРОВНЯ владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками (Заполняется экспертом)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Приложение 1 ОЦЕНКА УРОВНЯ владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками (Заполняется экспертом)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Анализ и самоанализ открытого урока/мероприятия (видеоматериала, отзыва на урок/мероприятия) Критерии Целесообразность и оптимальность применения технологии/методики Управляемость процессом обучения Завершенность действий в УВП Результативность, достижение запланированной цели урока/мероприятия

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Приложение 1 ОЦЕНКА УРОВНЯ владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками (Заполняется экспертом)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Приложение 1 ОЦЕНКА УРОВНЯ владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками (Заполняется экспертом)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Собеседование с администрацией ОУ, руководителем ШМО Наличие материалов Документы ШМО, отчетно- аналитическая документация администрации ОУ, подтверждающие деятельность педагога по распространению опыта по реализации технологии и/или методики Портфолио аттестуемого педагогического работника (раздел «Продуктивность и эффективность методической деятельности»)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Приложение 1 ОЦЕНКА УРОВНЯ владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками (Заполняется экспертом)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Творческих успехов, уважаемые коллеги!!!!