Отдел образования администрации Тамбовского района МОУ Комсомольская СОШ Описание передового педагогического опыта «Адаптивная система обучения на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Advertisements

Особенности организации современного урока в начальной школе.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Анализ современного урока В помощь учителю
Современный урок. Занятие – это труд, дело, время учения. Заниматься – значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь. С.Ожегов.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Левокумского района Ставропольского края Методический проект Развитие.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Коллективные учебные занятия как способ повышения качества образования Выступление: Прозоровой Г.Н., руководителя ТГ г. Муниципальное казенное.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Понятие «технология». Признаки и виды технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
Работа выполнена Ткач Еленой Николаевной, заместителем директора по научно-методической работе МОУ СОШ 2 Карасукского района НСО.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Проектирование ИОУЗ. Оформление проекта Оформление проектаТехнология Предмет. Класс. Тема раздела. Тема ИОУЗ. Форма ИОУЗ. Тип ИОУЗ. Оборудование (дидактические.
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Транксрипт:

Отдел образования администрации Тамбовского района МОУ Комсомольская СОШ Описание передового педагогического опыта «Адаптивная система обучения на уроках математики». Автор опыта: Новикова Татьяна Викторовна учитель математики пос. Комсомолец Тамбовский район Тамбовская область 2009 год

Информация об учителе. Ф. И.О.: Новикова Татьяна Викторовна. Место работы: МОУ Комсомольская СОШ. Образование: высшее ТГПИ, 1987 г. Специальность: математика и физика. Преподаваемый предмет: математика. Стаж работы: 22 года. Ф. И.О.: Новикова Татьяна Викторовна. Место работы: МОУ Комсомольская СОШ. Образование: высшее ТГПИ, 1987 г. Специальность: математика и физика. Преподаваемый предмет: математика. Стаж работы: 22 года.

Условия формирования, становления опыта: Сельская школа. Классы общеобразовательные 5-11 с разным уровнем обученности.

Актуальность опыта. «Есть успех – есть желание учиться !» (В.А.Сухомлинский) Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Именно это достигается в АСО. В АСО выделяется: 1. Улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса. 2. Обеспечение комфортности его участников. 3. Адаптацию каждого ученика в конкретных условиях обучения. 4. Развитие всех сфер личности. 5. Формирование адекватной самооценки. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Именно это достигается в АСО. В АСО выделяется: 1. Улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса. 2. Обеспечение комфортности его участников. 3. Адаптацию каждого ученика в конкретных условиях обучения. 4. Развитие всех сфер личности. 5. Формирование адекватной самооценки.

Противоречия 1. между постоянно увеличивающимся объемом учебной информации по математике и сокращением учебных часов; 2. между требованиями программы по данной дисциплине и способностями детей; 3. между формой обучения и индивидуальными особенностями развития учащихся; 4. между необходимостью активно использовать современные инструментальные средства новых технологий и уровнем готовности учащихся к данному виду деятельности. 1. между постоянно увеличивающимся объемом учебной информации по математике и сокращением учебных часов; 2. между требованиями программы по данной дисциплине и способностями детей; 3. между формой обучения и индивидуальными особенностями развития учащихся; 4. между необходимостью активно использовать современные инструментальные средства новых технологий и уровнем готовности учащихся к данному виду деятельности.

Цель: Создание методической системы для улучшения эмоциональной сферы учебно- воспитательного процесса, обеспечения комфортности его участников, адаптации каждого ученика в конкретных условиях обучения, развития всех сфер личности. Создание методической системы для улучшения эмоциональной сферы учебно- воспитательного процесса, обеспечения комфортности его участников, адаптации каждого ученика в конкретных условиях обучения, развития всех сфер личности.

Задачи: 1. обеспечить качественное усвоение предложенного программой базового материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы; 2. подготовить необходимую математическую базу для дальнейшего самостоятельного применения на уроках физики, химии, экономики, технологии и в практической деятельности; 3. научить четко и математически грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты; 4. научить самостоятельно получать необходимую информацию из справочной литературы. 1. обеспечить качественное усвоение предложенного программой базового материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы; 2. подготовить необходимую математическую базу для дальнейшего самостоятельного применения на уроках физики, химии, экономики, технологии и в практической деятельности; 3. научить четко и математически грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты; 4. научить самостоятельно получать необходимую информацию из справочной литературы.

Теоретическое обоснование опыта. Построение содержания обучения. Организация образовательного процесса Обеспечение самодвижения обучающегося в качестве субъекта учения. Соотнесенность содержания с общечеловеческими гуманистическими критериями. Приоритетность результатов обратной связи для коррекции содержания ОП. Ориентация на сотрудничество учителя и обучающихся Двойственная обусловленность содержания обучения (научность и доступность учебного материала). Ориентация ОП на организацию разноуровневой и разнохарактерной деятельности Ориентация на самодвижение ученика и развитие адекватной самооценки Единство раскрытия знаний в теоретическом, методологическом, прикладном и описательном (язык науки) аспектах. Обеспечение мотивированности, осознанности и действенности учения Усиление ответственности обучающихся за самоорганизацию и результаты учебной деятельности. Внутри и межпредметная интеграция, базирующаяся на жизненном опыте обучающегося Поэтапность формирования знаний и действий Комфортность участников ОП.

Ведущая педагогическая идея опыта. «Нелегок труд заводов и полей, Но есть работа много тяжелей, Работа эта быть среди людей.» (А.П.Межиров) Повышение уровня продуктивности взаимодействия учителя и учащегося. В этом опыте раскрывается методика ведения такого диалога учителя с учениками, который, наряду с решением учебных задач, обеспечивает развитие у учащихся умения общаться друг с другом, содействует достижению эмоционального комфорта участников УВП.

Технология опыта. «Общую структуру урока и всего учебного процесса определяют не детали, а многообразие их возможных сочетаний, строго регламентируемых во времени допустимых взаимосвязях» (В.Ф.Шаталов.) Методические приемы организации разноуровневой деятельности (репродуктивной, репродуктивно -продуктивной, продуктивно-творческой.) 1. Опрос по алгоритму. 2. Отработка содержания понятий с помощью простейшего моделирования объектов. 3. Отработка содержания конкретных единичных понятий и их групп, а так же предметных умений с помощью материализованных основ (тренажных карточек разных типов). 4. Отработка навыков практической работы. Методические приемы организации разноуровневой деятельности (репродуктивной, репродуктивно -продуктивной, продуктивно-творческой.) 1. Опрос по алгоритму. 2. Отработка содержания понятий с помощью простейшего моделирования объектов. 3. Отработка содержания конкретных единичных понятий и их групп, а так же предметных умений с помощью материализованных основ (тренажных карточек разных типов). 4. Отработка навыков практической работы. Обеспечение посильного участия каждого учащегося в УВП. Фронтальные диалоги, организуемые для: 1. Актуализации знаний с целью подготовки к изучению нового. 2. Выявление учащимися проблемной ситуации. 3. Формирования познавательной задачи и ее разрешения. 4. Внутри и межпредметная интеграции знаний учащихся. 5. Обсуждение способов решения познавательных задач. 6. Анализа наблюдений, выполненных по ходу практической работы. 7. Анализа содержания различных средств наглядности. 8. Моделирования изучаемых объектов. 9. Материализации умственных действий средствами математической символики и графики. Обеспечение посильного участия каждого учащегося в УВП. Фронтальные диалоги, организуемые для: 1. Актуализации знаний с целью подготовки к изучению нового. 2. Выявление учащимися проблемной ситуации. 3. Формирования познавательной задачи и ее разрешения. 4. Внутри и межпредметная интеграции знаний учащихся. 5. Обсуждение способов решения познавательных задач. 6. Анализа наблюдений, выполненных по ходу практической работы. 7. Анализа содержания различных средств наглядности. 8. Моделирования изучаемых объектов. 9. Материализации умственных действий средствами математической символики и графики.

Сущность опыта можно представить в виде модели: Учитель обучает всех учащихсяt минут Учитель работает индивидуально с учащимся Самостоятельная деятельность учащихся (45 – t) минут Т.е. некоторое время на уроке учитель работает со всем классом. Оставшееся время он работает индивидуально с некоторыми учащимися, организуя самостоятельную деятельность остальных. Индивидуальная работа планируется на всю тему. При этом учитывается время, отведенное по плану.

Логико-смысловая модель АСО как системы обучения. Характер содержания Методы Оргформы обучения светский саморазвивающий личностно- индивидуальная ориентированный программированный гуманистический творческий групповая общеобразовательный диалогический коллективная обучающий парная формирование самостоятельности, творчества, предупреждение трудолюбия неуспеваемости АСО УДЕ ДМТДМТ Цели АСО Технологии развитие развитие КСО ИКТ познавательных индивидуальности интересов устный развитие сплошной у ОУН уч-ся текущий письменный гуманно-личностный подход промежуточный практический тестовый спец дидакт. рубежный автоматизированный материал тестовый реализация модели АСО итоговый тестовый Условия функционирования Виды контроля Методы контроля Характер содержания Методы Оргформы обучения светский саморазвивающий личностно- индивидуальная ориентированный программированный гуманистический творческий групповая общеобразовательный диалогический коллективная обучающий парная формирование самостоятельности, творчества, предупреждение трудолюбия неуспеваемости АСО УДЕ ДМТДМТ Цели АСО Технологии развитие развитие КСО ИКТ познавательных индивидуальности интересов устный развитие сплошной у ОУН уч-ся текущий письменный гуманно-личностный подход промежуточный практический тестовый спец дидакт. рубежный автоматизированный материал тестовый реализация модели АСО итоговый тестовый Условия функционирования Виды контроля Методы контроля

Организация учебного процесса. Система уроков: 1.Уроки ознакомления с новым материалом. 2.Уроки привития умений и навыков. 3.Специальные уроки решения задач. 4.Уроки-консультации. 5.Контрольный. 6.Анализ контрольной работы. Система уроков: 1.Уроки ознакомления с новым материалом. 2.Уроки привития умений и навыков. 3.Специальные уроки решения задач. 4.Уроки-консультации. 5.Контрольный. 6.Анализ контрольной работы.

Устная самостоятельная работа. « Слово - полководец человечьей мысли» (В.Маяковский) В АСО на уроке ученик овладевает приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой необходимо иметь партнера. Возможны различные способы организации таких опросов. 1.Вопросник учитель выписывает на доске или на карточке (одна карточка на парту), или проектирует на экран. Работа в парах, дети спрашивают друг друга и оценивают, выставляя в оценочные листы баллы. Первый ученик спрашивает первый вопрос и т. д.; второй начинает с последнего. Каждый отвечает на все вопросы. 2. Предлагаются карточки по вариантам (2 варианта). Сначала вариант 1. Играет роль ученика, вариант 2 – роль учителя, затем меняются. 3.Раскрываются учебники, и ребятам одно за другим предлагаются несколько упражнений. Их не нужно решать. Их не нужно записывать на доске. Их не нужно оформлять в тетрадях. Их нужно просто проговорить. В АСО на уроке ученик овладевает приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой необходимо иметь партнера. Возможны различные способы организации таких опросов. 1.Вопросник учитель выписывает на доске или на карточке (одна карточка на парту), или проектирует на экран. Работа в парах, дети спрашивают друг друга и оценивают, выставляя в оценочные листы баллы. Первый ученик спрашивает первый вопрос и т. д.; второй начинает с последнего. Каждый отвечает на все вопросы. 2. Предлагаются карточки по вариантам (2 варианта). Сначала вариант 1. Играет роль ученика, вариант 2 – роль учителя, затем меняются. 3.Раскрываются учебники, и ребятам одно за другим предлагаются несколько упражнений. Их не нужно решать. Их не нужно записывать на доске. Их не нужно оформлять в тетрадях. Их нужно просто проговорить.

Работа с отстающими. «Беда с ним, да и только! Уроки учит редко, И говорит, что тройка – Прекрасная отметка» (А.Барто) Ориентация на сотрудничество помогает исключить весьма частые конфликты, причиной которых является неуспеваемость. Нередко между учителем и отстающим учеником возникает личная недоброжелательность. Этого следует избегать. В подобных случаях полезно применять метод трансформирования ситуации. Схема метода трансформирования ситуации. Ориентация на сотрудничество помогает исключить весьма частые конфликты, причиной которых является неуспеваемость. Нередко между учителем и отстающим учеником возникает личная недоброжелательность. Этого следует избегать. В подобных случаях полезно применять метод трансформирования ситуации. Схема метода трансформирования ситуации. Методические приемы, способствующие разрешению конфликта: Субъекты общения Планы общения Субъекты общения Учитель Ученик конфликт S S* ЛичностныйУчитель Ученик конфликт S S* Учебная задача Учебная задача – источник конфликта Деловой 1.Организация работы с обучающими карточками. 2.Консультация сильного ученика. Совместная работа,когда помощь товарищу оказывает ученик, стремящийся повысить свою оценку. Ответ консультируемого повышает оценку. 3.Инивидуальная работа и персональный подбор упражнений. Самостоятельные и даже контрольные работы содержат доступный для таких детей материал. 4.Использование разноуровнего дидактического материала, в которых вариант 1 составлен специально для слабых учеников. 1.Организация работы с обучающими карточками. 2.Консультация сильного ученика. Совместная работа,когда помощь товарищу оказывает ученик, стремящийся повысить свою оценку. Ответ консультируемого повышает оценку. 3.Инивидуальная работа и персональный подбор упражнений. Самостоятельные и даже контрольные работы содержат доступный для таких детей материал. 4.Использование разноуровнего дидактического материала, в которых вариант 1 составлен специально для слабых учеников.

Результативность опыта.

Результаты обучения. Результаты ЕГЭ

Школьные, районные предметные олимпиады КлассФамилия учащегося Место в школе Участие в районе КлассФамилия учащегося Место в школе Участие в районе КлассФамилия учащегося Место в школе Участие в районе 6 «А» 8 «Б» 9 11 Рязанов С. Кочеткова К. Алферова Н. Колмыков Р Очнев Е. Зиновьев А. Судоргина С «А» 9 «Б» 10 Рязанов С. Кочеткова К. Колмыков Р. Алферова Н. Очнев Е «А» 8 «А» Медведева А. Ускова В.. Анциферова К. Колмыков Р. Алферова Н. Очнев Е

Международная игра «Кенгуру» КлассФамилия учащегося Место в школе Место в районе КлассФамилия учащегосяМесто в школе Место в районе 7 «А» 9 «Б» 10 Решетов М. Рязанов С. Кочеткова К. Очнев Е «А» 8 «А» 10 Леонов Р. Денисов В. Колмакова М. Гончарова Н. Проценко Э. Медведева А. Попова А. Решетов М. Ускова В. Баркатин И. Анциферова К

Выступления на межшкольных и районных конференциях: Проект «Демография п. Комсомолец» был признан одним из лучших в межшкольной практической конференции «Юность. Наука. Искусство.» и на районной научно-практической конференции «Новое поколение. Путь в науку» эта работа также была признана одной из лучших.

Внеклассные мероприятия. Кружок «Решение задач на смекалку». К луб Веселых Математиков

Список литературы. 1. П.Воскобойникова «Методика Ривина», Химия в школе 4, Журнал «Основы государства и права» В.Г.Коваленко «Дидактические игры на уроках математики», Москва, Просвещение, Г.И.Лернер «Учебная литература, как средство формирований интеллектуальных умений», Биология в школе 1, С.НЛысенкова «Метод опережающего обучения», Москва, Просвещение, С.А.Равичев, С.А.Михеева «Современная экономика», Москва,Вита пресс, МЦЭБО, И.М.Титова «Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения», Химия в школе 6, И.М.Титова «Концепция гуманизации развивающего обучения», Химия в школе 3, Л.Н.Шеврин и др. «Математика 5-6», Москва, Просвещение, В.Ф.Шаталов «Точка опоры», Москва, Педагогика, О.Ю.Черкасов, А.Г. Якушев «Математика. Интенсивный курс подготовки к экзаменам», Айрис Пресс, Москва, 1998