Тема: Педагогические условия эффективного развития социальных компетенций подростков» Экспериментальная площадка МОУ «СОШ 16» Г.Братска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Advertisements

Формы организации воспитательной работы с учащимися основной школы в рамках ФГОС ООО Выступление заместителя директора по ВР Аношиной Н.Ю.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
О СПЕЦИФИКЕ ШКОЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ Филатова Татьяна Ивановна, заместитель директора МОУ СОШ 3.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
634522, Россия, Томская область, Томский район, с.Калтай, ул.Ленина 61 Адрес сайта в Интернете
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
« Проектирование программ духовно – нравственного развития для основной школы в соответствии с задачами ФГОС основного общего образования» ПРОЕКТ опытно-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МОУ Юго- Камская средняя общеобразовательная школа Пермского района Проект модернизации основной школы «Школа развития и становления личности» 2011 год.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Транксрипт:

Тема: Педагогические условия эффективного развития социальных компетенций подростков» Экспериментальная площадка МОУ «СОШ 16» Г.Братска

Актуальность проблемы Международные исследования PISA показали: результаты российских учащихся статистически значительно ниже, чем результаты по странам ОСЭР или средние международные результаты. рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: по естественно-научной грамотности; по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран).. :

В правительственной Стратегии модернизации образования компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования. В настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания. В 2011 г. начальная а затем и основная школа будут постепенно переходить на работу по новым стандартам второго поколения, в которых выделено специальное требование к общеобразовательной подготовке учащихся – «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В проекте федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для основной школы говорится, что: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

«Программа социальной деятельности как средство развития социальных компетенций подростков» Для реализации данных целей разработчики ФГОС предлагают каждому образовательному учреждению разработать «Программу социальной деятельности обучающихся». Она «должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающихся с окружающим социумом, природой.

«Программа социальной деятельности как средство развития социальных компетенций подростков» Программа должна обеспечить: формирование социальных компетенций обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, специфики деятельности в процессе развития и взросления» (проект ФГОС второго поколения для основной школы).

Актуальность исследования Обострение противоречия между необходимостью развития социальных компетенций у подростков и недостаточная разработанность теоретического обоснования условий эффективного развития социальных компетенций

Мы полагаем, что развитие социальных компетенций подростка эффективно при следующих условиях: 1.Переориентация учителя на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способности к ответственному выбору, самоорганизации, рефлексии, жизнетворчеству. 2.Наполнение содержания образовательных программ эмоциональной и социальной компонентой. 3.Использование педагогических технологий, построенных на субъектно-субъектных отношениях педагога и учащегося. 4. Психологическое просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Проблема исследования Проблема исследования: каковы теоретические основы условий эффективного развития социальных компетенций подростков. Объект исследования: процесс развития социальных компетенций подростков. Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития социальных компетенций подростков. Цель исследования: теоретическое обоснование условий, способствующих эффективному развитию социальных компетенций подростков в образовательном процессе.

Гипотеза исследования Процесс развития социальных компетенций подростков станет эффективнее если: внедряются педагогические технологии в урочной и внеурочной деятельности, способствующие развитию социальных компетенций; проводятся в системе тематические тренинговые занятия, большие психологические игры, способствующие развитию социальных компетенций подростков; разработана программа социальной деятельности учащихся.

Для проверки гипотезы используется комплекс методов Психолого-педагогическое наблюдение. Методики диагностики социальных компетенций. Моделирование системы условий для развития социальных компетенций подростков. Изучение результатов деятельности учащихся и учителей школы, участвующих в эксперименте. Анкетирование и опрос участников (педагогов, детей и их родителей). Изучение и обобщение педагогического опыта.

Педагогические технологии, методические средства и коллективные способы обучения групповая учебная работа; реализация проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков; создание ситуации успеха; организация положительных эмоций в общении «учитель - ученик - учитель», мотивация учебной деятельности, организация самоанализа собственной деятельности, диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии, использование ИКТ, участие в ученических конференциях: классных, школьных, муниципальных, областных и региональных;

Педагогические технологии, методические средства и коллективные способы обучения проведение уроков-экскурсий по всем учебным дисциплинам (например, в аптеку, в магазин, на стройку и так далее); проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности; сотрудничество с библиотекой; размещение в Интернете своих творческих работ (поделки, мультфильмы, школьный спектакль, в том числе по программному материалу, и др.); участие в районных, городских, областных олимпиадах.

Задачи исследования раскрыть сущность составляющих социальных компетенций подростков; разработать и апробировать содержание и технологии развития социальных компетенций подростков; определить критерии развития социальных компетенций подростков; разработать программу социальной деятельности.

База эксперимента: г. Братск ул. Гагарина 49, МОУ «Средняя общеобразовательная школа 16». Школа располагает хорошей материально-технической базой, представляющей возможности для индивидуальной работы с учащимися, осуществления проектной, исследовательской, поисковой деятельности. Материально- техническое обеспечение реализации мероприятий программы включает в себя: три кабинета информатики; мультимедийные проекторы; WEB – камера; сканеры; видеозал; библиотека, читальный зал; два спортивных зала.

Участники эксперимента Учащиеся пятых классов уч.г. Учителя, работающие в параллели пятых классов. Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы. Родители учащихся. Медико-психолого-социальная служба: социальные педагоги, педагог-психолог.

Участники эксперимента Научный консультант: Никитина Г.В., кандидат педагогических наук, зам.директора по НМР БГПК 1. Руководитель проекта - директор школы Афанасьева Л.Д. Разработка учебных программ для экспериментальных классов, руководство разработкой программно-методического комплекса – зам. директора по НМР Бурмакина Т.Д. Мониторинг развития, создание программы эксперимента - педагог – психолог Чеховская Т.А. Учителя-исследователи, педагоги-организаторы - участвуют в составлении учебных и внеучебных программ для работы в экспериментальных классах.

Кадровое обеспечение: Педагоги школы владеют образовательными технологиями, способствующими развитию социальных компетенций: технология проектного обучения на уроках английского языка, информатики, технологии; исследовательские методы обучения на уроках цикла естественных наук; информационно-коммуникационные технологии на всех уроках базового цикла; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре на уроках английского языка; обучение в сотрудничестве на уроках базового цикла; технология игрового обучения на уроках информатики и английского языка.

Социальные проекты Участие обучающихся в разработке и реализации социальных проектов формирует такие важные качества личности как поэтапное планирование своей работы, умение предвидеть и получить конечный результат своей деятельности. За период с 2006 по 2010 гг. подготовлено и реализовано 59 проектов, из них 12 социально значимых, получивших поддержку в других образовательных учреждениях города («Школа- сад», «Помоги Дружку», «Радуга в больничном коридоре», «Музей сказочных поделок» и др.).

Этапы эксперимента I этап ( г.г.) – организационно-подготовительный Начало внедрения эксперимента. Разработка принципов, подходов, целей. Подготовка учителей, психологов, педагогов дополнительного образования. Работа над созданием «Программы социальной деятельности обучающихся» Принятие программы, внесение поправок и изменений в программу. Выработка форм и критериев оценивания. Организация постоянно действующего семинара для педагогов по развитию социальных компетенций.

Выработка методики развития социальных компетенций. Корректировка программ, пособий, применяемых методик. Мониторинг развития социальных компетенций. Второй этап ( г.г.) - деятельностный

Третий этап (2014 – 2015 г.г) - обобщающий Сравнительный анализ результатов развития социальных компетенций экспериментальных классов за пять лет (полный цикл обучения). Описание опыта научно-исследовательской деятельности, выступление участников эксперимента на научно-исследовательских конференциях различного уровня, подготовка статей в городские, областные издания, предметные газеты и журналы. Разработка программы следующего этапа эксперимента в рамках преемственности со школой III ступени.

Научная новизна В разработке теоретической трактовки понятия «социальные компетенции подростков» с учетом достигнутого уровня развития педагогической науки; В определении принципов эффективного развития социальных компетенций подростков; В создании целостной концепции педагогических условий эффективного развития социальных компетенций подростков; В разработке программы социальной деятельности подростков, включающей социальные проекты; систему тренинговых занятий, описание педагогических технологий, способствующих развитию социальных компетенций подростков.

Практическая значимость В разработке научно-методических рекомендаций по организации системы педагогических условий эффективного развития социальных компетенций подростков; В создании и апробировании модели педагогических условий эффективного развития социальных компетенций подростков.

Ожидаемые результаты в субъекте исследовательской деятельности: учащиеся будут уметь сотрудничать, работать в команде; способны брать ответственность на себя, иметь навыки саморегулирования; регулировать конфликты мирным путем; участвовать в функционировании общественных институтов. в методической продукции: разработка программы по развитию социальных компетенций, создание методических пособий.

Разработать программу социальной деятельности учащихся для формирования всех компонентов социальных компетенций. Адаптировать содержание учебных программ, методик и технологий развития социальных компетенций. Организовать исследовательскую деятельность педагогического коллектива. Разработать систему мониторинга достижений учащихся экспериментальных групп. Модель внедрения эксперимента

Критерии оценки результатов развития социальных компетенций: 1.Сотрудничество, работа в команде. 2.Способность брать ответственность на себя, саморегулирование. 3.Регулирование конфликтов мирным путем. 4.Участие в функционировании общественных институтов.

Сотрудничество, работа в команде Умение определить личностную роль в обществе; Умение слушать Умение обращаться за помощью Умение выражать благодарность Умение следовать полученной инструкции Умение доводить работу до конца Умение вступать в обсуждение Умение предлагать помощь взрослому Умение задавать вопросы Умение заявлять о своих потребностях Умение сосредотачиваться на своём занятии Умение исправить недостатки в работе Умение просить об одолжении Умение предлагать помощь сверстнику Умение выражать симпатию Умение принимать комплименты Умение проявлять инициативу Умение делиться Умение извиняться

Способность брать ответственность на себя, саморегулирование Способность самостоятельно принимать решения Способность делать осознанный выбор стремление к осознанию собственных потребностей и целей Умение воспроизводить основные чувства Умение выражать чувства Умение распознавать чувства другого Умение сочувствовать Умение обращаться с собственным гневом Умение реагировать на гнев другого человека Умение справляться со страхами Умение переживать печаль

Регулирование конфликтов мирным путем Умение отстаивать свои интересы мирным путём Умение выражать недовольство Умение спрашивать разрешения Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят Умение проявлять толерантность Умение принять последствия собственного выбора Умение реагировать на незаслуженные обвинения Умение реагировать в ситуации, когда виноват Умение проигрывать Умение обходиться с чужой собственностью Умение говорить «нет» Умение адекватно реагировать на отказ Умение справляться с ситуацией игнорирования Умение справляться со смущением Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности

Детские общественные объединения ДОО «Новое поколение» (входят учащиеся 5-8 классов). Основные направления деятельности: благотворительность, окружение вниманием и заботой одиноких людей, ветеранов, забота о младших, организация досуговой деятельности и тд. Члены ДОО активно принимают участие в конкурсах различного уровня. ДОО «Молодые волонтеры» (8-11 классы). Основные принципы деятельности: забота и милосердие, инициатива и творческий поиск, пропаганда ЗОЖ, противодействие социально-негативным явлениям, организация досуга. Эти дети часто проводят акции, мероприятия для своих сверстников. Участвуют в городских акциях и проектах: «Посади дерево», «Выбираю жизнь», «Весенняя неделя добра», «Обращение к водителю» и др.

Взаимодействие МОУ «СОШ 16» со средой Учреждения здравоохранения Образовательные учреждения Социальные структуры Учреждения доп. образования, культуры и спорта МОУ «СОШ 16»