Основы конструирования и методика проведения уроков деятельностной направленности. Крайнова Елена Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 198»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура урока открытия нового знания в рамках системно - деятельностного подхода.
Advertisements

Зиганшина С. В., учитель начальных классов, МБОУ « НОШ 5» Урок ОНЗ.
Типология уроков деятельностной направленности. Основные цели: 1.Познакомить с типологией уроков деятельностной направленности 2.Познакомить с логикой.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Логика урока открытия нового знания (ОНЗ). ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ) – ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Модель урока деятельностной направленности. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Деятельностный подход в организации образовательного процесса Автор презентации Игнатьева А.С.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Мордовина Наталия Валерьевна учитель начальных классов, руководитель ШМО МБОУ НОШЭР г. Углегорск.
Выполнила: Галошина Е.В. Учитель физики МБОУ «Новозоринская СОШ»
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Презентацию подготовила Паршина Н.А. Учитель нач.кл. МОУ СОШ 4.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Транксрипт:

Основы конструирования и методика проведения уроков деятельностной направленности. Крайнова Елена Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 198», г. Северск

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Системно- деятельностный подход Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, ребенок – хозяин своей деятельности. Он: ставит цели, ставит цели, решает задачи, решает задачи, отвечает за результаты.отвечает за результаты. Что значит "деятельность"? целеустремленная система; есть обратная связь; учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка

Новый образовательный результат – через организацию деятельности обучающихся.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности». Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».

Уроки деятельностной направленности: 1.Уроки «открытия» нового знания; 2.Уроки отработки умений и рефлексии; 3.Уроки общеметодологической направленности; 4.Уроки развивающего контроля

Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода. Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Урок открытия нового знания (ОНЗ). Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин) 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. ЗАТРУДНЕНИЕ Я НЕ МОГУ…

3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин) Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина)

Затруднение – причина – цель. ПРИЧИНАЗАТРУДНЕНИЕЦ Е Л Ь

4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин) 1.Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин) 1. Реализация построенного проекта 2. Фиксация нового знания в речи и знаков (эталон) 3. Решение задачи, вызвавшей затруднение Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4 – 5 мин) 1. Решение типовых заданий на новое знание на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) (по эталону для самопроверки) Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем последующих тем Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин) 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

ТДМ Технология деятельностного метода ) Мотивация к учебной деятельности 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие 3) Выявление места и причины затруднения 4) Построение проекта выхода из затруднения 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8) Включение в систему знаний и повторение 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке

Эталон «Структура урока в технологии деятельностного метода» п/п п/п Этапы урока деятельностной деятельностнойнаправленности Продол- житель- ность Деятельность учащегося Деятельность учащегося 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1-2 минуты -установить рамки деятельности «могу-хочу- надо» -включиться в учебную деятельность 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 4-5 минут -повторить необходимый материал -активизировать мыслительные операции -совершить пробное действие -зафиксировать затруднение 3. Выявление места и причины затруднения 3-4 минуты -проанализировать свои действия -зафиксировать место затруднения -найти причину затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 4-6 минут -сформулировать цель действий -согласовать тему урока -выбрать способ и средства для действий -сформулировать план действий

Эталон «Структура урока в технологии деятельностного метода» 5. Реализация построенного проекта 5-8 минут -реализовать проект в соответствии с планом -открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаково -зафиксировать преодоление затруднения -сделать вывод в общем виде 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4-5 минут -решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ -проговорить новый способ вслух 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 3-5 минут -самостоятельно выполнить задание -проверить по эталону -выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть 8. Включение в систему знаний и повторение 5-8 минут -выполнить задания, где новые знания связаны с изученными -подготовиться к изучению следующих разделов 9. Рефлексия учебной деятельности 2-3 минуты -оценить свою деятельность на уроке -соотнести цель и результаты -наметить новую цель -определиться с домашним заданием

Алгоритм конструирования урока «открытия нового знания» 1.Выделить и сформулировать новое знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания. 3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4.Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения. 5.Подобрать упражнения для этапа актуализации. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7.Смоделировать диалог или проблемную ситуацию. 8.Составить самостоятельную работу и эталон проверки. 9.Определить приёмы организации первичного закрепления. 10.Подобрать задания на этап закрепления. 11.Провести анализ урока по конспекту. 12.Внести коррективы в план-конспект.

Сравнительная характеристика Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Больше всего мне понравилось … Больше всего мне понравилось … На занятии я себя чувствовала … На занятии я себя чувствовала … В своей работе я буду (постараюсь) использовать … В своей работе я буду (постараюсь) использовать … Я уверена, что … Я уверена, что …