Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Садовский руководитель поисковых сервисов Внешняя сторона поиска Яндекса: взгляд изнутри.
Advertisements

Алексей Иванов Агентство ISEE Marketing Анализ поведения пользователей на сайте и управление конверсией.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г. Лекция 6. Сравнение двух выборок 6-1. Гипотеза о равенстве средних. Парные выборки 6-2.Доверительный.
1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАКЕТА ПРОГРАММ «STEP+» Численное исследование автономных систем обыкновенных дифференциальных уравнений и нелинейных уравнений общего вида.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения Курс в дистанционном обучении Романова Екатерина Владимировна,
Выч. навыки 1 класс Итоги работы в 1-й четверти Учащиеся научились: считать до 10 и обратно; сопоставлять названия цифр, их образы и число предметов на.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
1 Основы надежности ЛА Надежность сложных систем.
ESTIMATION OF HIDDEN COMPUTER COSTS IN THE POPULATION Оценка скрытых компьютерных издержек Отчет.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
23 сентября 2012 г.23 сентября 2012 г.23 сентября 2012 г.23 сентября 2012 г. Лекция 9. Непрерывные распределения 9-1. Функция распределения 9-2. Плотность.
Исследование рынка молочных продуктов. Москва Октябрь 2012.
Транксрипт:

Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна

Оценка проектного решения Лекция 13 Юзабилити-тестирование

Место в общем плане проектирования Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13. 3

Подготовка и планирование юзабилити- исследования Для планируемого ю-исследования определить: 1)цели (исследование «формирующее» или итоговое); 2)задачи сценарий исследования; 3)группы пользователей-участников; 4)технологии сбора и анализа данных (лабораторное тестирование, он-лайн-тестирование и т. п.); 5)бюджет и время проведения. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13.4 Thomas Tullis, William Albert Measuring the User Experience: Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics. – Publisher: Morgan Kaufmann. – – 336 p. – The Morgan Kaufmann Series in Interactive Technologies.

Виды показателей юзабилити ПО Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13.5 Показатели производительности (Performance Metrics) 1 Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Поведенческие и физиологические показатели (Behavioral and Physiological Metrics) 4 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Прочие специализированные показатели 6

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13.6 Показатели производительности 1

Успех задания (task success) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13.7 НазначениеПоказать, сколько пользователей с легкостью достигнут своей цели, решая типичные для продукта задачи. Область применения универсальная мера (везде, где перед пользователем возможно чётко сформулировать задачу, можно измерить успешность её выполнения, например, при онлайн-покупке продукции, при поиске ответа на определённый вопрос или при заполнении онлайн-формы и др.). Подвиды «двоичный» успех задания; градация успешности задания. Процедура для каждой задачи чётко определить конечное состояние её решения (определить критерий успешного завершения задачи или стоп-критерий); получить ответ от пользователя (вербальный, на бумаге, через он-лайн инструмент; в произвольной или структурированной форме); представить результат в наглядной форме для анализа. Показатели производительности 1

Успех задания. «Двоичный» успех Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13.8 Значение меры «двоичного» успеха («success rate») Как собирать данные для измерения Двоичного успеха Показатели производительности 1

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 13.9 Как анализировать и представлять Двоичный успех по отдельным задачам; по пользователям, например: часто/редко используют продукт, есть/нет предыдущий опыт работы с продуктом, мало/много знаний в предметной области продукта, по возрасту. Проблема обобщения полученного уровня успеха на всю совокупность пользователей: 1)пропорция (% тех участников, которые справились с задачей верно) – не надёжно; 2)вычислить доверительный интервал (например, см. калькулятор для вычисления доверительного интервала для двоичного успеха - Пример (80% справились): если 4 из of 5 успешно решили задачу, то дов. инт. (95%) – от 36 до 98; если из 16 of 20 успешно решили задачу, то дов. инт. (95%) – от 58 до 93; если 80 из of 100 успешно решили задачу, то дов. инт. (95%) – от 71 до 87. 1) Столбчатая диаграмма: Успех задания. «Двоичный» успех Показатели производительности 1

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция ) Столбчатая диаграмма – «сколько участников справлялись/не справлялись с всеми задачами, и с какой частотой?» Как анализировать и представлять Двоичный успех количество участников Успех задания. «Двоичный» успех Показатели производительности 1

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Успех задания. Градация успешности задания (levels of success). Показатели производительности 1 Возможные основания для градации успешности задания: 1)степень завершённости задачи; 2)опыт выполнения задания (размер усилий); 3)путь решения задачи (оптимальный или иной). Уровни по степени завершённости задания: 1)полный успех: с помощью; без помощи; 2)частичный успех: с помощью; без помощи 3)провал задания: участник ошибочно решил, что завершил задание; участник сдался. Что такое «помощь»: модератор восстановил начальное состояние системы для новой попытки; модератор ответил предоставил информацию, помогающую найти решение; пользователь воспользовался справочным руководством системы, онлайн-справкой, позвонил коллеге и др. Как собирать данные для измерения уровней успешности

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Успех задания. Градация успешности задания (levels of success). Показатели производительности 1 Уровни по опыту пользователя: 1)1 = проблем не возникло; 2)2 = незначительные проблемы; 3)3 = серьёзные проблемы; 4)4 = задача выполнена не верно/пользователь сдался. Уровни по пути решения задачи (по ответу на задание) : 1)вес оптимального ответа – 1.0; 2)вес приемлемого ответа – 0.75 или 0.5 (в зависимости от качества ответа). 3)нет ответа – 0. Как собирать данные для измерения уровней успешности

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Как анализировать и представлять градацию успешности success rate success score Не путать «показатель успеха» («success rate» ) с «весом успеха» («success score») 1) Линейчатая диаграмма, демонстрирующая различные уровни успешности. Например, градация успешности по степени завершённости задания: 2) «Средний вес» успешности заданий. Как на рис. 4.2, но по оси OY вместо «% successful» отложить «средний вес успеха» («average success score»). Успех задания. Градация успешности задания. Показатели производительности 1

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Время выполнения задания (time-on-task) Показатели производительности 1 чем быстрее участник выполнит задание, тем лучше UX (опыт взаимодействия); исключения: игры, образовательные программы и т. п.; важно для часто повторяющихся задач. Как собирать данные для измерения времени выполнения задания Инструменты: 1)модератор с секундомером; 2)видеозапись с отображением времени; 3)автоматизированные инструменты измерения времени (наименьшее влияние на состояние пользователя). Например, Usability Testing Environment (UTE, … в секундах

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Время выполнения задания (time-on-task) Показатели производительности 1 Показатели: 1)среднее время выполнения задания (визуализация разницы между заданиями). Как анализировать и представлять время выполнения задания

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Время выполнения задания (time-on-task) Показатели производительности 1 Показатели: 2)для каждого задания: построить дискретные временные интервалы, сопоставить каждому из них количество участников – разброс времён выполнения задания участниками. 3)пороговые значения: сколько участников уложилось в приемлемое время? Дополнительно вычислить % участников в и за пределами порога. Как анализировать и представлять время выполнения задания очистить данные от выбросов – «очень больших» и «очень малых» значений времён, особенно в случае он-лайн исследования; вычислять для всех заданий или только тех, что завершены успешно? влияние протокола «мысли вслух»

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Ошибки Показатели производительности 1 в общем случае ошибка – это любое действие, мешающее пользователю выполнить задание наиболее эффективным способом; измерение ошибок полезно в случае, когда необходимо понять, какие конкретные действия могут привести к провалу задания, и как различные варианты дизайна могут сократить/увеличить количество ошибок. Область применения: 1)когда ошибка приводит к существенной потери производительности, например, к заметному снижению скорости выполнения задания, к потере уже введённых данных; 2)когда ошибка приводит в существенным затратам, например, увеличение звонков в службу поддержки или увеличение числа возвратов продукта; 3)когда ошибка приводит к провалу задания, например, проголосовать не за того кандидата, купить не тот товар и др.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Ошибки Показатели производительности 1 Процедура: 1)определить множество корректных действий для решения задачи; 2)определить, сколько возможно допустить ошибок (ошибки ввода, ошибки навигации, ошибки выбора, ошибки интерпретации); 3)(опционально) выбрать тип ошибки для измерения; 4)ошибки подсчитать при просмотре видеозаписи (в лаборатории) или автоматизировано (он-лайн исследование); 5)составить таблицу «пользователь-задание», вписать количество сделанных во время исследования ошибок. Как собирать данные для измерения ошибок

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Ошибки Показатели производительности 1 Задания с единственной возможностью ошибки: 1) вычислить частоту ошибок (error rate) для каждого задания (количество ошибок, делённое на число участников, выполнявших данное задание); 2)общий взгляд на «как участники выполняют задания в целом»: усреднить показатель ошибок (error rate) по заданиям (для отчётов); усреднить показатель ошибок только по тем заданиям, которые имеют определенное количество ошибок (например, 50% заданий имеют показатель ошибки 10% и более). Как анализировать и представлять ошибки QWERTY различные экранные клавиатуры Пример с клавиатурами

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Ошибки Показатели производительности 1 Задания с множеством возможностей для ошибок: 1)для каждого задания уравновесить число ошибок по количеству возможностей для ошибок; 2)усреднить количество ошибок по числу участников для каждого задания; 3)сравнить показатель ошибок с допустимым пороговым значением; 4)при необходимости учесть степень важности каждой ошибки – взвесить: 1 – незначительная, 2 – умеренная, 3 – серьёзная; вычислить «вес ошибок» для каждого задания и усреднить по участникам. Как анализировать и представлять ошибки

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Эффективность (efficiency) Показатели производительности 1 объём усилий для выполнения задания: когнитивных (поиск места для выполнения задания, выбор следующего необходимого действия, интерпретация результатов) и физических (перемещение мыши, ввод текст, переключение выключателя и др.); анализ числа действий или шагов, выполняемых участниками для решения задачи. 1)определить действия, подлежащие измерению, определить «положительные» действия; 2)определить начало и конец действия; 3)подсчитать действия (видеозапись или автоматизированные средства); 4)каждое действие должно представлять увеличение когнитивных или физических усилий; 5)рассматривать только успешные задания. Как собирать данные для измерения эффективности

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Эффективность (efficiency) Показатели производительности 1 1)Какая задача требует наибольших усилий? для каждой задачи усреднить по числу участников количество действий. 2)Для Web вычислить показатель потерянность (lostness): Как анализировать и представлять эффективность L = 0L = 0,56 N – количество различных веб-страниц, посещённых при выполнении задания; S – общее количество веб-страниц, посещённых при выполнении задания (в повторными посещениями); R – минимальное (оптимальное) количество страниц, необходимое для посещения для выполнения задания.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Эффективность (efficiency) Показатели производительности 1 3) Эффективность как комбинация успеха задания и время на его выполнение: Common Industry Format (CIF) для Отчётов по ю-исследованиям (Usability Test Reports) (NIST, 2001): «основная мера эффективности – это отношение показателя успеха задания к среднему времени его выполнения» ( успех в минуту). Как анализировать и представлять эффективность

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Эффективность (efficiency) Показатели производительности 1 Пример эффективности как комбинация успеха задания и времени на его выполнение Как анализировать и представлять эффективность

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Обучаемость (learnability) Показатели производительности 1 обучаемость – время и усилия, потраченные на освоение чего-либо, нагрузка на память пользователя; применять там, где важно знать как и когда пользователи достигнут уверенного уровня владения инструментом для решения задачи. 1)Собирать данные многократно: испытания (trial) проводить так часто, как планируется использовать продукт (по возможности); определить количество испытаний. 2)Наблюдать за тем, как различные меры эффективности изменяются со временем (время на задание, количество ошибок, число шагов, показатель успешности заданий в минуту). Как собирать данные для измерения обучаемости

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Обучаемость (learnability) Показатели производительности 1 1)Представить меру эффективности как функцию от опыта пользователя. 2)Обратить внимание на: наклон кривой обучения; точку, в которой график начинает выравниваться (участники научились на столько, что дальше мало возможности для совершенствования навыков); разницу между min и max по оси OY (сколько нужно обучаться, чтобы достичь наибольшей производительности); количество испытаний, приводящих к наибольшей производительности. Как анализировать и представлять обучаемость Пример с клавиатурами

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Отрицательные аспекты: всё, что мешает успешному завершению задания; всё, что сбивает пользователя с пути решения задачи; всё, что вводит пользователя в замешательство; всё, что приводит к ошибке; не замечено то, что должно быть замечено; всё, что ошибочно признано корректным (завершённым); непонимание навигации; др. Положительные аспекты: ясное отображение сложной информации (в простом формате, понятном пользователю); обучение без особых затрат; поддержка пользователя в выполнении сложной транзакции наиболее эффективным образом и без путаницы. Примеры аспектов для обсуждения юзабилити => «полезные» отрицательные аспекты указывают на возможные улучшения продукта => положительные перечисляются, чтобы не быть потерянными в дальнейших итерациях проектирования

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Способы выявления аспектов для обсуждения юзабилити: 1)в лаборатории или при тестировании по телефону: наблюдения за поведением пользователей и уточнении по окончании сессии; несколько наблюдателей; протокол «мысли вслух» (что, как, почему и ожидания). 2)он-лайн тестирования: сбор комментариев, рейтингов и т. п. (в структурированной и открытой форме). 3)экспертная оценка ПИ. Аспекты для обсуждения юзабилити: 1)истинные: большинство участников столкнулись с ними; столкнулся только один человек (малое число участников); выполнен анализ его поведения, «логики» обнаружена. 2)ложные: столкнулся только один человек (малое число участников); выполнен анализ его поведения, «логика» не обнаружена. Как выявлять аспекты для обсуждения юзабилити приготовиться к тому, что могут быть найдены совсем не те ю-аспекты, что ожидались изначально. Пример «Apple Presents Apple». Детализация аспектов: 1)более детальные, например: неверно понята подпись к полю ввода. 2)менее детальные, например: запутанная организация всего сайта; слишком высокая плотность информации на странице, пользователю трудно заметить нужные ссылки.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Уровень серьёзности (severity) аспектов: 1)по степени влияния на опыт пользователя, например: низкий, или «косметический» (цвета); средний – аспект досаждает или расстраивает пользователя, но не приводит к срыву задания (неоптимальный путь); высокий – приводит к срыву выполнения задания, потере данных; «катастрофический» - безвозвратная потеря данных, вред, причиняемый аппаратному обеспечению/ПО; отсрочивание даты внедрения/выпуска продукта. Как оценить аспекты для обсуждения юзабилити 2)по комбинации факторов – частоты использования и влияния на бизнес-цели. Например три шкалы: влияние на UX (1=низкое, 2=среднее, 3=высокое); предполагаемая частота использования (1=низкое, 2=среднее, 3=высокое); влияние на бизнес-цели (1=низкое, 2=среднее, 3=высокое). суммарный рейтинг – от 3 до 9. Выбрать шкалу серьёзности и использовать её для всех исследований

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 1)Какова общая юзабилити продукта? 2)Улучшается ли показатель юзабилити от итерации к итерации проектирования? 3)На чём сфокусировать внимание при дальнейшем улучшении? Анализ и представление показателей для юзабилити-аспектов Показатели: 1)общее количество уникальных юзабилити- аспектов (без рейтинга): без учёта уровня серьёзности; с учётом уровня серьёзности (количество уникальных юзабилити-аспектов, классифицированных по рейтингу серьёзности).

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Анализ и представление показателей для юзабилити-аспектов Показатели: 2)среднее количество ю-аспектов по всем участникам: без учёта уровня серьёзности; с учётом уровня серьёзности. без учёта уровня серьёзности

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Анализ и представление показателей для юзабилити-аспектов Показатели: 3)количество участников, столкнувшихся в конкретными ю-проблемами: без учёта уровня серьёзности; с учётом уровня серьёзности (в качестве фильтра ю-аспектов или для агрегирования данных по уровням серьёзности). например, сравнение двух итераций проекта относительно конкретного элемента ПИ.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Анализ и представление показателей для юзабилити-аспектов Показатели: 4)количество юзабилити-проблем, разбитых на общим категориям (количество категорий от3 до 8).

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Анализ и представление показателей для юзабилити-аспектов Показатели: 5)показатели юзабилити-проблем, разбитых на задачам: количество уникальных ю-проблем для каждой задачи (с какими задачами связано наибольшее число ю-вопросов?); количество участников, столкнувшихся хотя бы с одним ю-вопросом при выполнении конкретной задачи; количество ю-вопросов высокого уровня серьёзности, связанных с каждой задачей. анализ позитивных юзабилити-аспектов аналогичен анализу негативных; возможен анализ отношения числа позитивных ю-аспектов к негативным.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Анализ и представление показателей для юзабилити-аспектов Факторы, влияющие на выявление юзабилити-вопросов: 1)участники (разная мотивация, уровень опытности в предметной области, техническая грамотность и др.); 2)задания (формулировка, области продукта и т. п.); 3)метод исследования; 4)форма продукта («бумажный» прототип, полуфунциональный прототип и готовый продукт); 5)среда (прямое/косвенное взаимодействие, освещение, рабочее место, наблюдатели, видеозапись и т. п.); 6)модераторы. Количество участников: с какой вероятностью мы выясним новые ю-аспекты при исследовании поведения нового участника? [Nielsen&Landauer, 1993]: p = 30%; «магическая цифра 5» - за и против.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Примеры того, что следует выяснить: общий уровень удовлетворённости; простота использования; эффективность навигации; ясность терминологии; осведомлённость о конкретных функциях; визуальная привлекательность; и др. Подходы к сбору данных: шкалы оценки (рейтинги); открытые вопросы («перечислите три особенности продукта, которые вам понравились больше всего»); списки атрибутов; и т. п. Сбор и анализ самоговорящих метрик субъективные данные

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Виды шкал оценки : 1)Шкала Ликерта [Rensis Likert, 1953]: нечётное число степеней согласия (5, 7 позиций) в некоторым выражением, от полюса к полюсу; например: 2)Семантически дифференцирующая шкала [Charles E. Osgood, 1957]: пары полярных по значению прилагательных, выражающих отношение; межу полюсами нечетное число позиций; например: Анализ результата: 1)назначить каждой позиции рейтинга числовое значение, усреднить по участникам; 2)рассматривать только по два крайних значения (top-2 and bottom-2-boxes), например: узнать % пользователей, попавших в top-2-box. Сбор и анализ самоговорящих метрик

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Показатели: 1)Легкость использования: шкала Ликерта с выражением «Это задание было легко выполнено»; семантически дифференцирующая шкала – «Легко/Трудно». 2)After-Scenario Questionnaire (ASQ) [Jim Lewis, 1991]: «Я удовлетворён легкостью выполнения задач в данном задании (сценарии)»; «Я удовлетворён объёмом временных затрат на выполнение задач в данном задании (сценарии)»; «Я удовлетворён сопутствующей информацией (онлайн справка, сообщения, документация) при выполнении задач». Сбор и анализ показателей. После каждого задания какие задания самые трудные? какие области продукта особо нуждаются в совершенствовании? получить оценку участников выполнения каждого задания по нескольким шкалам. из определения юзабилити: продуктивность (п.1), производительность (п.2), удовлетворённость (п. 1-3)

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Показатели: 3)Показатель ожидания/опыт: выяснить перед выполнением задания ожидания относительно легкость/трудности его выполнения; узнать после выполнения, на сколько легко/трудно оказалось на самом деле выполнение этого задания; для каждого задания вычислить средний показатель ожидания (average expectation rating) и средний показатель опыта выполнения (average experience rating). Сбор и анализ показателей. После каждого задания трудно легко конкурентные преимущества

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Показатели: 3)Оценка величины юзабилити (Usability Magnitude Estimation) [Mick McGee, 2004]: дать возможность пользователю самому придумать линейку для оценки юзабилити; показать пользователю два варианта дизайна, «плохой» и «хороший»; оценивать задания относительно этих вариантов. Сбор и анализ показателей. После каждого задания

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. После каждого задания Эксперимент по сравнению показателей: 1)Сравниваемые показатели: легкость использования по шкале Ликерта; легкость использования по семантически дифференцирующей шкале; два первых вопроса из ASQ (без справки); показатель «ожидание/опыт»; аналог Оценки величины юзабилити – оценить от 1 до 100 (выше значение – лучше опыт). 2)он-лайн исследование, 6 заданий, готовое приложение (резюме сотрудников), 1131 участник, по одной технике на участника; 3)выявить взаимосвязь с «объективными» данными – показателями производительности (бинарный успех задания и время на задание). 4) дальнейшее исследование показало, что: на «большой» выборке все 5 техник дают одинаковый результат; на «малой» выборке (

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. В конце сессии тестирования Показатели: 1)Усреднённый показатель оценки по отдельным задачам: не даёт представление о снимке впечатления в конце сессии. 2)Шкала юзабилити системы (System Usability Scale) [Brooke, 1996]: 5 положительных и 5 отрицательных выражения и степени согласия; итоговый вес – от 1 до 100. формула: из весов для выражений 1,3,5,7,9 вычесть 1; из 5 вычесть веса для для выражений 2,4,6,8,10; суммировать значения; умножить на коэффициент 2,5. общее впечатление об опыте выполнения заданий посредством продукта; для сравнения результата различных итераций проектирования; для сравнения с аналогичными продуктами. Какой вес SUS хорош (плох)? ниже 60% - низкий уровень опыта взаимодействия; выше 80% - высокий.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. В конце сессии тестирования Показатели: 3)Computer System Usability Questionnaire (CSUQ) [Jim Lewis, 1995]: полезность системы; качество информации; качество интерфейса; общая удовлетворенн ость.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. В конце сессии тестирования Показатели: 4)Questionnaire for User Interface Satisfaction (QUIS) [Chin, Diehl, & Norman, 1988]: общая реакция; экран; терминология и информация; обучение; производительность системы. Онлайн анкеты/опросы от GARY PERLMAN (QUIS, ASQ, CSUQ и др.): html html

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. В конце сессии тестирования Показатели: 5)Usefulness, Satisfaction, and Ease of Use Questionnaire (USE) [Arnie Lund, 2001] : полезность; удовлетворённость; легкость использования; легкость обучения.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. В конце сессии тестирования Показатели: 6)Карточки с реакциями на продукт от Майкрософт (Product Reaction Cards) [Benedek&Miner, 2001] : участники выбирают карточки, наилучшим образом отвечающие их впечатлению от работы с продуктом; объяснить пять самые выразительные карточки; вычислить отношение позитивных карточек к негативным.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. В конце сессии тестирования Эксперимент по сравнению показателей [Tullis & Stetson, 2004]: 1)Сравниваемые показатели (анкеты адаптированы для анализа веб-сайтов): SUS; QUIS; CSUQ; карточки с реакциями; собственная техника (9 позитивных выражения и шкала Ликерта). 2)онлайн-тестирование, оценивают два веб-портала, 123 участника, каждому участнику по 2 задачи, по 2 веб-портала, по одному виду опроса; 3)общий результат: первый веб-портал заметно предпочтительнее второго (по всем техникам) – «корректное заключение»; выяснить как изменится результат (то есть способность давать «корректное заключение») в зависимость от величины выборки (от 6 до 14).

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. Онлайн-сервисы Варианты обратной связи: 1)Website Analysis and Measurement Inventory (WAMMIwww.wammi.com) [Human Factors Research Group of University College Cork in Ireland]: выросло из Software Usability Measurement Inventory (SUMI); доступно на большинстве европейских языков; сравнение результата с БД уже оцененных веб- сайтов (!); оценки по категориям. обратная связь от пользователей веб-сайтов («Voice of the Customer», или VoC.); аналог самоговорящих показателей в конце сессии тестирования; (а) случайному пользователю всплывающий опрос, например, при выходе из системы; (б) сбор обратной связи в различных местах сайта от всех желающих. представление результата средний вес

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. Онлайн-сервисы WAMMI

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. Онлайн-сервисы Варианты обратной связи: 2)American Customer Satisfaction Index (ACSIwww.TheACSI.org) [Business School of The University of Michigan]: используется на

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. Онлайн-сервисы ACSI

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. Онлайн-сервисы Варианты обратной связи: 3)обратная связь от OpinionLab ( постраничный аналог тестирования «после каждой задачи».

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Сбор и анализ показателей. Онлайн-сервисы На что обратить внимание при использовании онлайн- средств: 1)количество вопросов; 2)добровольность обратной связи (склонность к отрицательным отзывам); 3)дублирование данных (от одного пользователя).