Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания» Голованов Виктор Петрович, д.п.н., профессор VPGolovanov@mail.ru «Дополнительное образование детей как фактор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Advertisements

Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Перспективы использования ресурса дополнительного образования в современной школе Корюкина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Педагогический совет «Роль ЦДТ в развитии социокультурного пространства района» г. Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Транксрипт:

Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания» Голованов Виктор Петрович, д.п.н., профессор «Дополнительное образование детей как фактор инновационного развития образования»

Становление дополнительного образования детей как социального явления в современной России «…Парадигмой для 21-го века является парадигма партнерства и политика сотрудничества. Сотрудничество, а не обособленные действия различных секторов является наиболее надежным средством достижения значимого прогресса на пути решения серьезных проблем, которым мы противостоим сегодня». Лестер М. Саламон Из выступления 27 июля 2000 года в Университете Мельбурна, Австралия

Ведущая идея развития состоит в том, что система образования не должна стать фактором социального расслоения населения. Напротив, взяв на себя сложные функции воспитания, социальной поддержки, образование будет способствовать консолидации гражданского сообщества как основы местного самоуправления

Сегодня понятие «дополнительное образование детей» рассматривается как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределении.

Важно помнить, что кризис детства возникает тогда, когда взрослые пытаются организовать жизнь детей по своему образу и подобию, исключая возможность познания тайн и многообразия жизни.

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Особенности развития мировой системы образования «НАУЧИТЬСЯ ПОЗНАВАТЬ» «НАУЧИТЬСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ» «НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ» «НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ» Ж. Делор «Образование: сокрытое сокровище»,

Тенденции, определяющие будущее развитие мирового сообщества 1. Средства коммуникации 2. Мир без экономических границ 3. Четыре шага к единой мировой экономике 4. Торговля и обучение через Интернет 5. Новое общество услуг 6. Объединение большого и малого 7. Новая эра досуга 8. Постоянно изменяющаяся форма работы 9. Женское лидерство 10. Наш удивительный, заново открываемый мозг 11. Расцвет национальных культур 12. Растущая численность низшего класса 13. Быстрое старение населения 14. Рост популярности идеи «сделай сам» 15. Деловое сотрудничество 16. Триумф личности Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с

Смысл образования заключается в развитии способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта, частью которого является собственный опыт обучающихся (воспитанников).

Системность в определении идей, основных принципов, используемых подходов обеспечивает согласованное представление о назначении образования как: - образование для жизни: привитие утилитарных умений и навыков, ориентация в социальной сфере; - образование для духовного самосовершенствования: для развития душевных сил, способностей, умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия; - образование для эстетического развития; - образование для личностного роста; - образование для личного удовлетворения: предоставление средств и условий для достижения личной автономии и счастья;

По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения.

К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в сферу дополнительного образования детей.

Систематизирующими идеями развития дополнительного образования детей являются: - идея первичности личности по отношению к обществу; - идея опоры на базовые потребности ребенка; - идея полисферности; - идея формирования единого образовательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе средового подхода; - идея гуманитарно-аксиологической ориентации в осмыслении путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства; - идея технологичности, предусматривающая наличие в системе множества разнообразных образовательных механизмов (технологий) реализации поставленных целей и задач; - идея устойчивого развития в образовательном контексте, ориентирующая на организацию образовательного процесса в режиме саморазвития.

Становление нового качества дополнительного образования детей возможно в контурах новой образовательной парадигмы, для которой характерны: -личностная ориентация образовательного процесса – направленность его на максимальную самореализацию личности и индивидуальности всех субъектов образовательного процесса; -субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса; -гуманизация и гуманитаризация образования, его демократический характер; -введение новых здоровьесберегающих, здоровьеформирующих образовательных технологий.

Сфера дополнительного образования детей проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в их свободное от основной учебы время.

Исходной позицией является положение о том, что самый дорогой капитал нашего общества это детство, перспективность которого определяет перспективность будущего России. Организовать и реализовать данный капитал способна образовательная общественность - те люди и общности, которые личностно и инициативно видят в образовании центральный механизм воспроизводства и наращивания качества. Во всем развитом мире центральным показателем и критерием реального качества жизни на территории является состояние и, в первую очередь, перспективность и безопасность детства как основы и залога достойной будущности страны и жизни на данной территории.

Для России и ее субъектов на ближайшие годы именно постановка и решение проблемы перспективности детства является важнейшим интегральным показателем осмысленности и эффективности реализации социальной, образовательной и социально-культурной политики, качества управления и жизни.

Функции свободного времени осознаны и конкретизированы в философских, психологических, социологических и педагогических трудах достаточно давно, однако целый ряд общеизвестных социальных, правовых, экономических, политических, культурных, да и профессионально- педагогических причин во многом препятствовал, да и все еще препятствует их реализации.

В социальном плане это выражается: в потребительском и прагматическом отношении общества к детству как к промежуточной стадии взросления, обеспечивающей только воспроизводство рабочей силы. Самоценность детства, его непреходящее значение для самоочищения и творческого развития общества либо еще не полностью осознается, либо замалчивается.

В правовом отношении: детство и каждый ребенок в отдельности продолжают оставаться социально и юридически незащищенными. Ограничения прав детей не регламентируются законом и выходят далеко за границы запретов, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка.

В экономическом аспекте: все еще превалирует остаточный принцип финансирования всех образовательных и детских программ, в том числе связанных с организацией свободного времени ребенка.

В политическом контексте: монопольная, тоталитарная идеология коммунистического воспитания способствовала вытеснению изменчивого и развивающегося многообразия интересов детей из педагогической концепции и практической работы.

Идеология «усредненного» человека, «усредненности» общества до сих пор проявляется в игнорировании значимости оперативного учета детских интересов и мотивов с целью их удовлетворения и развития. Прошло время отрицания дифференциации образования детей, но еще далеко до признания необходимости создания системы, сориентированной на достижение этой цели.

В содержательном аспекте: В слое массовой культуры, психологии и традиций, существующих в нашем обществе, свободное время ассоциируется с проблемой его «убивания», а не с проблемой его расширения и рациональной организации, направленных на творческий, духовный рост всего сообщества граждан, каждой отдельной личности (и, конечно, в первую очередь, личности ребенка).

Основная цель сферы дополнительного образования детей: помочь ребенку использовать ресурс детства, ресурс свободного времени в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

Полисферность - новое качество дополнительного образования детей любая дополнительная образовательная программа должна быть интегрирована в разные сферы жизнедеятельности человека. целью является интеграция с любыми другими видами образования, прежде всего с общим, профессиональным, а также и с культурой, искусством, наукой, спортом, социальной защитой и др.

Дополнительное образование детей можно считать одним из наиболее значимых в ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами.

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Вместе с общеобразовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого социокультурного пространства страны.

Отсюда вытекает ориентированность дополнительного образования детей на: динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развёртывания и реализации своего жизненного пути; стимулирование творческой активности ребёнка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, на удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, на организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства перспективного и благополучного детства

Развитие сферы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Приоритетного национального проекта «Образование», цель которого – повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала.

Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования детей стал временем осмысления преимуществ этого вида образования, соотнесения новых идей и привычных стереотипов «второстепенности» дополнительного образования детей по отношению к базовому, разработки технологий его реализации, закрепления появляющегося в практике опыта планирования и организации дополнительного образования детей, решения задач повышения его качества.

К концептуальным основам развития полисферности современного дополнительного образования детей, которые были заложены в дореволюционную эпоху, можно отнести: учет индивидуальных склонностей и возрастных особенностей воспитанников; добровольность, свободу выбора детьми нужного им учреждения и конкретного детского объединения; открытость и общедоступность системы внешкольного образования, отсутствие ограничений при приеме; бесплатность занятий.

Сегодня наше общество переживает кризис института семьи и отсутствие системы внешкольной поддержки детства. Существующая сегодня система образования не удовлетворяет требованиям нового времени и всем сложностям социальной жизни в современном обществе. Особенно остро эта ситуация «несоответствия» касается сферы дополнительного образования детей. Дети и подростки оказываются «за бортом» важнейшего типа образовательной деятельности – дополнительного образования детей.

Ключевая особенность дополнительного образования детей - в определённом способе, позволяющем подростку получать новое образование и формирующем способность посредством проектирования, исследования комплексно и всесторонне видеть и решать проблемы, исследовать мир – пока еще слабо представлена в системе дополнительного образования детей через технологии и программы нового поколения. Дополнительное образование детей должно давать подростку основу широких групп профессий для ответственного самоопределения по отношению к своему будущему.

Движению в этом направлении в настоящее время мешает: значительная суженность процессов самоопределения юношества относительно собственного будущего, в том числе и профессионального, это усиливается, прежде всего, тем обстоятельством, что функциональную нагрузку, связанную с выбором жизненных стратегий, выполняют замещающие их мифологемы, транслируемые СМИ и ближайшим окружением взрослых, по большей части отказавшихся от собственных жизненных шансов и вследствие этого оказавшихся неуспешными в жизни. Поэтому для молодых людей характерна такая черта, как провинциальность сознания, характеризующаяся отсутствием у них собственного «чувства места и времени».

существующая отраслевая замкнутость системы образования, которая во многом продолжает пока работать «на саму себя», становясь практически изолированной отраслью и не получая оперативно используемых сигналов от своих основных потребителей – от рынков труда и от непосредственных потребителей образования (обучающихся, семей), то есть от общества в целом.

Важнейшая задача – создание общественно открытой образовательной системы, так как эта система более динамична и способна более оперативно, чем общеобразовательное учреждение, реагировать на изменения спроса на образовательные услуги, служить экспериментальной площадкой для отработки программ допрофессиональной подготовки, удовлетворять спрос на дополнительные образовательные услуги, которые по объективным причинам не оказывают общеобразовательные учреждения.

Дополнительное образование детей развивается на межведомственной, интеграционной, полисферной основе и выступает гарантом поддержки и развития детства, прежде всего одаренных детей.

Организация сферы дополнительного образования детей осуществляется на основе приоритетных принципов: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы и способности детей; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, творческого развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу полисферности дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Дополнительное образование детей – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы.

Система дополнительного образования детей располагает уникальными социально- педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, эколого- биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско- краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности.

Дополнительное образование детей формирует функциональную грамотность, многофункциональные, надпредметные «ключевые» компетентности: умение анализировать ситуацию, ставить цель, продуцировать идеи, планировать проектировать, продуктивно действовать, принимать ответственные решения и т.д.

Ребенок в дополнительном образовании детей постигает самую главную в жизни вещь ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется экологическое пространство жизнедеятельности детей, пространство детского благополучия. «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». С.Я.Маршак

Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка. Растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал. Появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.

Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.

Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей. Не доверяют политическим лидерам. Имеют собственное мнение о переустройстве общества. Хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл. Отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность. Изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии. Осознают свое бесправное положение в обществе. Признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.

И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Воспианник удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Образовательное пространство сегодня не просто сфера, обеспечивающая обучение и воспитание личности; сегодня – это полисфера многообразных и высококачественных образовательных услуг, где формируются основы стабилизации и развития всего социального комплекса

Образовательная полисфера - сообщество людей, социальных групп, институтов, объединенных единой целью – развитием образования, общей ответственностью за его судьбу.

Понятие «образовательная полисфера» включает в себя не только участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) и подразумевает связь между ступенями образования, это не только образовательное учреждение + инфраструктура ближайших окрестностей (микросоциум). Есть еще более широкое и более конструктивное понимание данного термина - как сообщества людей, социальных групп, институтов, объединенных единой целью – развитием образования, общей ответственностью за его судьбу.

Образование должно втянуть, включить в себя возможные развития различных сфер мыследеятельности и выступить как полисфера регионального общественного развития. Создать эту полисферу невозможно, не объединяя для этой цели творчески мыслящую, проектноориентированную и имеющую историческое мировоззрение интеллигенцию в различных регионах страны.

Дополнительное образование детей выступает одной из социальных сфер свободного времени, сферой педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время, являясь персонифицированным образованием в свободное время ребенка, образованием за рамками основного и профессионального образования, позволяющее подрастающему поколению попробовать себя в познании и творчестве, максимально раскрыть свой потенциал, самоопределиться предметно, социально, профессионально, и самое важное – личностно.

Свободное время не является незанятым временем. Вместе с тем, нет ничего страшнее для свободного времени, чем бессмысленная занятость ради занятости и разнообразные перегрузки в виде, например, бесконечного, ни кем не соизмеряемого объема выполняемых ребенком домашних заданий, которые не всегда востребованы школой в отношении каждого конкретного ребенка и уж тем более неясны в отношении к организации свободного времени каждой семьи.

Переорганизация отношения к свободному времени является ключевым проблемным вопросом для сферы образования и одновременно при осмысленной постановке данного вопроса - потенциалом и ключевым ресурсом свободного развития личности. Наконец, следует подчеркнуть и заявить экономический потенциал полисферности дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей фактически является базовой сферой создания общественной стоимости и производства общественного богатства.

Дальнейшие перспективы современного дополнительного образования детей связаны с развитием его полисферности (многосферности), с формированием образовательного пространства детства, в котором значимой составляющей выступает дополнительное образование детей как подсистема, представленная различными сферами: образовательной, социально- педагогической, социокультурной, культурно- досуговой, спортивно-оздоровительной, празднично-игровой и др.

Важно отметить, что использование по отношению к дополнительному образованию детей, термина «полисферность» - свидетельство появления в педагогической реальности принципиально нового качества дополнительного образования детей.

Проблема развития полисферности дополнительного образования детей вытекает из осмысления того непреложного факта, что в современной социокультурной ситуации дополнительное образование детей превращается из достаточно изолированной ведомственной структуры в сферу межведомственного сотрудничества, сферу социального партнерства, сферу формирования наиболее востребованных типов личности, становится неотъемлемой частью духовного, интеллектуального и физического развития детей и подростков, сферой культуры и досуга, а главное - сферой непрерывного персонифицированного (индивидуализированного) образования.

Удалось реализовать принципы полисферности и социальной эффективности дополнительного образования детей, на практике представить дополнительное образование детей как социальную технологию поддержки и развития других сфер жизни и деятельности региона, как технологическую основу интегральной социальной политики в регионе. Удалось серьезно отработать межведомственное взаимодействие, разработать и реализовать такие многосторонние комплексные межведомственные программы как "Образование и культура", "Образование и здоровье", "Образование и занятость" и др.

Базовыми идеями развития полисферности дополнительного образования детей являются: идея социально-педагогической солидарности, которая означает солидарное единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом поле демократического государства. Социально-педагогическая солидарность в диалектическом единстве реального воспитательного пространства и соответствующего общественного сознания, духовности выступает стратегическим фактором развития воспитания детей, предусматривает совпадение (взаимопринадлежность) личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на соци­ально-полезную деятельность как образ жизни;

идея социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского общества и государства, действующих согласованно в достижении общей цели - создании и развитии общего пространства государственного, общественного и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающих поколений;

идея межсекторного взаимодействия, направленного на встраивание общенациональной системы воспитания в либеральную рыночную модель общественного реформирования, в значительной степени базирующуюся на инициативе и самодеятельности граждан. Инициативные общественные объединения могут стать значимой частью системы социального партнерства в реализации общенациональной программы развития воспитания при условии значительно большей их поддержки институтами государства и гражданского общества;

идея проектирования и построения педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме.

Дополнительное образование нужно каждому! Спасибо за внимание!