А.А. Марголис – первый проректор МГППУ, к.психол.н., профессор Психолого-педагогическая подготовка учителей начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Оценка профессиональных компетентностей будущих учителей» Выполнил: Осетров Владимир.
Advertisements

Секция «Проектирование учебного плана и программ дисциплин в области начального образования Руководители секции: Гуружапов Виктор Александрович - зав.
Структура основной образовательной программы. Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы)
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Педагогический колледж 4 Возможности прикладного бакалавриата в повышении качества подготовки специалистов для системы инклюзивного образования 24 октября.
Региональная модель оценки качества профессиональной подготовки педагога в соответствии с профессиональным стандартом ( модель оценки профессиональной.
Взаимодействие в образовательной среде детский сад – начальная школа в условиях введения ФГТ ДО и ФГОС НО докладчик: Пуляевская О.В., к.психол.н., доцент,
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» с совмещенными профилями Начальник Учебно-методического управления МПГУ, к.ф.н.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Проблемный семинар УМО «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» «Принципы и пути развития деятельностной.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Транксрипт:

А.А. Марголис – первый проректор МГППУ, к.психол.н., профессор Психолого-педагогическая подготовка учителей начальных классов

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: 1) личностным 2) метапредметным 3) предметным

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успехa/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Учитель для начальной школы готовится в рамках среднего профессионального образования и высшего профессионального образования

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» 5.1. Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ОК12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.2. Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: Преподавание по программам начального общего образования. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Классное руководство. ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента Обязательная часть циклов ОПОП ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ОГСЭ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Основы философии 44 Основы философии 48 Основы права 32 Русский язык и культура речи 56 Отечественная история 62 История 48 Иностранный язык 182 Иностранный язык 172 Физическая культура 182 Физическая культура Социальная психология 64 Психология общения 48

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий Основы экономики Основы социологии и политологии Мировая художественная культура Литература Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 68 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом ЕН Математические и общие естественнонаучные дисциплины ЕН Математический и общий естественнонаучный цикл Математика 40 Математика

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий Информатика 60 Информатика и информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности Экологические проблемы природопользования 32 Общепрофессиональные дисциплины Профессиональный цикл Общепрофессиональные дисциплины Педагогика 200 Педагогика Психология 170 Психология Основы педагогического мастерства 36 Коррекционная и специальная педагогика 64 Психолого-педагогический практикум 32

ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимально й учебной нагрузки В т.ч. часов обязательны х учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимально й учебной нагрузки В т.ч. часов обязательны х учебных занятий Основы учебно- исследовательской деятельности студентов 33 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 76 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Основы медицинских знаний 32 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 48 Правовое обеспечение профессиональной деятельности Экономика образовательного учреждения 32 Менеджмент 32 Безопасность жизнедеятельности 68 Безопасность жизнедеятельности 68 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г.

ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий Дисциплины предметной подготовки Профессиональные модули модуль Преподавание по программам начального общего образования Русский язык 130/220 Русский язык с методикой преподавания Методика преподавания русского языка 110/130 Детская литература с практикумом по выразительному чтению 80/110 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Теоретические основы начального курса математики 109/185 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания Методика преподавания начального курса математики 90/110

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимально й учебной нагрузки В т.ч. часов обязательны х учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимально й учебной нагрузки В т.ч. часов обязательны х учебных занятий Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание 94/94 Естествознание с методикой преподавания Методика преподавания естествознания 32/32 Методика преподавания технологии (труда) с практикумом 60/80 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом Теория и методика физического воспитания 36/36 Теория и методика физического воспитания с практикумом Музыка и методика преподавания 70/72 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Технические средства обучения с методикой применения в учебно- воспитательном процессе 32/32 Изобразительное искусство с методикой преподавания 60/72 Информатика с методикой преподавания 48/48 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий модуль Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Основы организации внеурочной работы (с указанием области деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность, научно-познавательная, общественно-полезная, военно- патриотическая и др. виды, соответствующие профилю подготовки учителя начальных классов) модуль Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий модуль Методическое обеспечение образовательного процесса Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Теоретическое обучение – дисциплины национально- регионального (регионального) компонента Вариативная часть циклов ОПОП Факультативные дисциплины 364 Всего часов теоретического обучения Всего часов обучения по циклам ОПОП Учебная2 нед. Учебная практика23 нед. Педагогическая12 нед.Производственная практика (по профилю специальности)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» ГОС – 2002Г. И ФГОС – 2009Г. ГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий ФГОС Преподавание в начальных классах Всего часов максимальной учебной нагрузки В т.ч. часов обязательных учебных занятий Преддипломная4 нед.Производственная практика (преддипломная) 4 нед Промежуточная аттестация5 нед.Промежуточная аттестация5 нед. Итоговая государственная аттестация 6 нед.Государственная (итоговая) аттестация 6 нед. Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед. Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (050100) профиль «Начальное образование» Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК): - осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1); - способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2); способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3); - способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4); - способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5); - способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400) Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП): - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); - готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3); - способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6); - способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7); - способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8); - готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9); - способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10); - способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО): - способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1); - способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2); - способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3); - готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4); - готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5); - готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6); - готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7); - способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебный план 2005 Специалитет (Специальность Педагогика и методика начального образования) Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Педагогическое образование Профиль «Начальное образование» Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Психолог- педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика начального образования» Трудоемкость (часы) ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1500Гуманитарный, социальный и экономический цикл 1152Гуманитарный, социальный и экономический цикл 1008 Федеральный компонент1050Базовая часть Иностранный язык340Иностранный язык216Иностранный язык144 Физическая культура408Физическая культура 400 Отечественная история100История108История72 Культурология 72Культура и межкульт.взаимод. в совр.мире72 Политология 72 Правоведение Русский язык и культура речи100 Социология Философия102Философия144Философия72 ЭкономикаЭкономика образования72Экономика72 Национально-региональный (вузовский) компонент 225Вариативная часть288Вариативная часть360 New Педагогическая риторика108Рус.яз.и культура речи72 New ДПВ Образовательное право 72 New Профессиональная этика72 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 225Дисциплины (модули) по выбору студента 216Дисциплины (модули) по выбору студента144 ЕН Общие математические и естественно-научные дисциплины 400Математический и естественно-научный цикл 432Математический и естественно-научный цикл 576 Федеральный компонент320Базовая часть216Базовая часть360 Математика и информатика100Основы математической обработки информации 72Математика144 Концепции современного естествознания 120Естественнонаучная картина мира 72Основы педиатрии и гигиены72 Аудиовизуальные технологии обучения 100New Основы экологической культуры 72Современные информационные технологии72 Анатомия и возрастная физиология72 New Вариативная часть72Вариативная часть (в т.ч. дисциплины (модули) по выбору )216 Национально-региональный (вузовский) компонент 80

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебный план 2005 Специалитет (Специальность Педагогика и методика начального образования) Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Педагогическое образование Профиль «Начальное образование» Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Психолог- педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика начального образования» Трудоемкость (часы) ОПД Общепрофессиональ ные дисциплины 1600Профессиональный цикл5904Профессиональный цикл5688 Федеральный компонент 1280Базовая (общепрофессиональная часть) Психология400Психология360Модуль 1: Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности 900 Педагогика120Педагогика360Общая и экспериментальная психология. Теории обучения и воспитания. Поликультурное образование. Социальная психология. Психология развития. Клиническая психология детей и подростков. Дефектология. Социальная педагогики. Педагогика начального образования 380Методика обучения и воспитания младших школьников 360 Основы специальной педагогики и психологии 92 Возрастная анатомия и физиология 72Возрастная анатомия, физиология и гигиена 72 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 72Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 72 Безопасность жизнедеятельности 72Безопасность жизнедеятельности 72Безопасность жизнедеятельности72 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе 72Информационные технологии в образовании (дисциплина находится в естесственно- научном и математическом цикле) 72Модуль 2: Психология и педагогика развития детей Психология дошкольного возраста. Образовательные программы для детей дошкольного возраста. Психология детей младшего школьного возраста. Образовательные программы начальной школы. Психология подросткового возраста. Самоопределение и профориентация учащихся. 432 Модуль 3: Методология и методы психолого- педагогической деятельности Качественные и количественные методы психолого- педагогических исследований. Психолого-педагогическая диагностика. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности. 324

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебный план 2005 Специалитет (Специальность Педагогика и методика начального образования) Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Педагогическое образование Профиль «Начальное образование» Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Психолог- педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика начального образования» Трудоемкость (часы) Национально- региональный (вузовский) компонент 160Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента 4608Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемы е вузом 160Модуль 1. Основы современного общего начального образования Основы дидактики общего начального образования. Правовые основы образования и защиты детей. ДПП Дисциплины предметной подготовки 4934 Модуль 2. Содержание и методы обучения детей в начальной школе. Организация деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству. Теория начального математического образования. Технологии начального математического образования. Информационные технологии в работе учителя начальной школы. Теория начального языкового образования. Технологии начального языкового образования. Теория начального литературного образования. Технологии начального литературного образования. Технические средства обучения. Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания. Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке. 1548

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебный план 2005 Специалитет (Специальность Педагогика и методика начального образования) Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Педагогическое образование Профиль «Начальное образование» Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Психолог- педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика начального образования» Трудоемкость (часы) Федеральный компонент4534Модуль 3. Теория и практика деятельности учителя начальной школы. Адаптация первоклассников к школе. Психолого-педагогические измерения в образовании (с практикумом по анализу современных контрольно- измерительных методик). Формирование учебной деятельности в начальной школе. Теория и методика воспитания младших школьников. Основы духовно- нравственного воспитания младших школьников. Учебное сотрудничество и социальное взаимодействие в современном образовании (с практикумом по педагогическому общению). Учет гендерных особенностей в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Русский язык748Русский язык (дисциплина находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального языкового образования) 540 Практикум по русскому правописанию 72Практикум по русскому правописанию (дисциплина находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального языкового образования) 72 История отечественной литературы 160 Детская литература160Детская литература (находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального литературного образования) 108 Теория литературы и практика читательской деятельности 160Теория литературы и практика читательской деятельности (находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального литературного образования) 72 New Литература с основами литературоведения (находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального литературного образования) 108

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебный план 2005 Специалитет (Специальность Педагогика и методика начального образования) Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Педагогическое образование Профиль «Начальное образование» Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Психолог- педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика начального образования» Трудоемкость (часы) Математика700Математика (находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального математического образования») 612 Естествознание320Естествознание (находится в модуле «теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию») 324 Методика обучения русскому языку и литературе 500Методика обучения русскому языку и литературному чтению(дисциплина находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального языкового образования) 396 Методика преподавания математики 320Методика преподавания математики находится в модуле («Теоретические основы и технологии начального математического образования») 324 Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» 180Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (находится в модуле «теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию») 180 Методика преподавания технологии с практикумом 220Методика преподавания технологии (находится в модуле «Теории и технологии художественно-эстетическго образования в начальной школе) 108 Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом 244Методика преподавания изобразительного искусства (находится в модуле «Теории и технологии художественно- эстетическго образования в начальной школе) 108 Теория и методика музыкального воспитания 250Теория и методика музыкального воспитания (находится в модуле «Теории и технологии художественно- эстетического образования в начальной школе) 108 New Дисциплины (модули) по выбору студента (находится в модуле «Теории и технологии художественно- эстетическго образования в начальной школе) 1404 Дисциплины специализации 500 Национально- региональный (вузовский) компонент 200 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 200 Факультативы450

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебный план 2005 Специалитет (Специальность Педагогика и методика начального образования) Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Педагогическое образование Профиль «Начальное образование» Трудоемкость (часы) Учебный план 2011 Бакалавриат по направлению Психолог- педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика начального образования» Трудоемкость (часы) Военная подготовка450 New Методика обучения компьютерной грамотности (находится в модуле «Теоретические основы и технологии начального математического образования») 72 New Обществознание (находится в модуле «теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию») 72 Практика20 недельУчебная практика108Учебная и производственная практики1080 Производственная (педагогическая, культурно-просветительская) 756 Итоговая государственная аттестация 8 недельИтоговая государственная аттестация216Итоговая государственная аттестация216 ИТОГО:8884ИТОГО:8640

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ Требования к учителю Выполнение ООП на основе ФГОСИндивидуализация обучения, умение работать с различными категориями учащихся Умение строить учебную деятельность, т.е. формировать предметные, мета- предметные и личностные качества предметные компетенции Умение индивидуализировать учебную деятельность с учетом возраста и иных особенностей ребенка

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ Вывод: главные требования к учителю для новой школы 1) Умение строить обучение как учебную деятельность, т.е. не ЗУНы, а компетенции 2) Индивидуализация учебной деятельности за счет более серьезной психологической подготовки

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ Традиционное решение второй задачи – увеличение часов психологии. Однако это не эффективно, т.к. формально и не соединено с реальными потребностями различных детей в процессе организации учебной деятельности. Это рассказ об особенностях таких детей, а не способы их обучения, развития, социализации в ходе учебной деятельности. Эффективное решение: Возможно только совместно с психологом, для этого необходим общий профессиональный язык, средства комуникации и совместная реализация профессиональной деятельности. Вывод: Необходим другой уровень психологической подготовки учителя – подготовка учителя и психолога на одной базовой, психолого- педагогической подготовке (в течении) 1-2 года. Этот подход реализован во ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование».

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ Однако реализация такого стандарта не гарантирует подготовки нового учителя в соответствии с указанными выше требованиями, если не решена первая задача - обучение построению учебной деятельности. В случае нерешения этой задачи психологические знания остаются формальными и не вовлеченными в процесс индивидуализации обучения. Решение первой задачи предполагает необходимость другой модели прпрактико-ориентированной подготовки, где единицей является стажировочная площадка (стажировочная база) для формирования определенных компетенций учителя в процессе решения конкретной профессиональной задачи

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Школа – образец учебной деятельности 1. Учителя - носители компетенций по организации учебной деятельности 2. Сертификация школы как «стажировочной площадки» - клинической базы для подготовки кадров 3. Описание профессиональных задач, решаемых на базе школы Описание компетенций, необходимых для решения этих задач Сертификация учителей школы как лиц, владеющих этими компетенциями Создание на базе стажировочной площадки учебного процесса, т.е. превращение этой площадки в элемент учебного модуля ООП ВПО, встраивание в учебную деятельность студентов Университета

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Модуль в ООП ВПО предполагает одновременное освоение теоретических, исследовательских и практических компетенций, которые обязательны в рамках решения профессиональных задач этого модуля. МОДУЛЬ Различный уровень владения компетенциями на уровне знаний умений владений профессиональных задач {Компетенции} знания умения владения

Профессиональная деятельность состоит решения совокупности профессиональных задач и отражена в форме соответствующих модулей в ООП ВПО Профессиональная деятельность = профессиональных задач. ООП = модулей. Практика не по семестрам, а в каждом модуле. Такой способ освоения деятельностного содержания может быть отражен в соответствующих требованиях стандарта. Наличие практической части в каждом модуле, направленном на освоение соответствующих компетенций на уровне владения в решении профессиональных задач. На базе практикумов в сертифицированных стажировочных площадках. Модуль Решение профессиональной задачи Набор необходимых компетенций

Наличие сертифицированных баз и супервизоров как необходимое условие освоения содержания модулей, построенных по принципу решения основных профессиональных задач. Стажировочные базы – это не иллюстрация теории на практике, а способ освоения содержания решения профессиональных задач. Наличие баз с сертифицированными компетенциями по решению основных профессиональных задач – основное условие реализации деятельностного подхода в подготовке учителя.

Школы – лидеры могут быть основным ресурсом модернизации педагогического образования.