Семинар для руководителей и специалистов ОДОД Образовательные программы в системе дополнительного образования составитель: Агапова Елена Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Составление программ дополнительного образования.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного курса) Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Транксрипт:

Семинар для руководителей и специалистов ОДОД Образовательные программы в системе дополнительного образования составитель: Агапова Елена Анатольевна

Образовательная программа педагога дополнительного образования – это нормативный документ: -отражающий педагогическую концепцию педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности; -раскрывающий условия, методы и технологию реализации целей и задач, предполагаемый конечный результат; -раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

-включающий краткое систематическое изложение содержания курса и объёмов, позволяющих ребёнку самоопределиться и реализовать себя в одной или нескольких областях образовательного пространства учреждения; - направленный на достижение ребёнком прогнозируемого уровня образованности и воспитанности.

Функции образовательной программы нормативная образовательная программа является документом для выполнения в полном объёме целеполагания в программе определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения фиксации определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению детьми процессуальная в программе определяется логическая последовательность усвоения материала, основные формы и методы обучения детей

оценочная определяет уровень освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки

Общие требования к образовательным программам педагога 1.Единство методологических основ построения учебных программ. 2.Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры и искусства. 3.Взаимосвязь с другими образовательными программами в рамках образовательной программы учреждения, отражение целостного объёма знаний. 4.Включение в программу всех элементов содержания, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей.

5.Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками. 6.Преемственность элементов содержания программы. 7.Соответствие требованиям системности и преемственности в построении образовательного процесса. 8.Направленность на развитие природных способностей ребёнка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.

Основные нормативные документы: -Закон Российской Федерации «Об образовании»; -Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; -Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН (зарегистрировано в Минюсте г. 4594); -Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждённые научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации г.) -О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Миобразования и науки России от г ; -Устав учреждения.

В процессе моделирования результата необходимо учитывать следующее Содержание программы должно быть: 1.Ориентировано -на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; -формирование у обучающегося адекватной современному уровню образовательной программы картины мира; -интеграцию личности в национальную мировую культуру; -Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества; -Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

2.должны соответствовать -целям общественного развития, обеспечивать всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности ребёнка, соответствовать образовательным интересам детского и взрослого населения, учитывая уровень развития детей; -достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям; -приоритетам социально-экономического развития; -определённому уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно- спортивной, туристко-краеведческой, эколого- биологической, военно-патриотической, социально- педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, культурологической); - современным образовательным технологиям; - задачам становления гражданского общества и правового государства

направлено -на создание условий для развития личности ребёнка; -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; -развитие способности к самообразованию; -приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культур; -обеспечение преемственности содержания различных видов образования; -целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; -обеспечение преемственности содержания различных видов образования;

-целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; укрепление психического и физического здоровья; - положительную социализацию ребёнка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй; - профилактику асоциального поведения

Ключевые компетентности дополнительной образовательной программы: -познавательная; -информационная; -коммуникативная; -социально-гражданская; -организаторская.

Технология разработки образовательной программы

Типовой алгоритм целевого программирования Что необходимо определить Компоненты программирования Что должно быть достигнуто, в конечном счёте? Цель программы Что требуется для достижения цели? Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) Какие ресурсы и в каком объёме требуются для реализации программы? Информационные, материальные, финансовые, кадровые

На какой период времени рассчитана программа? Временная характеристика программы Каков механизм управления реализации программы? Организационная структура, включающая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнения задач, мер, взаимодействия между ними Отслеживается и оценивается выполнение программы? Учётный, отчётный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программы? Коррективы содержания и механизма реализации программы Как и насколько выполнена программа? Подведение итогов. Окончание программы.

Структура образовательной программы дополнительного образования детей

Структура – строение, взаимное расположение частей, составляющих единое целое (С.И. Ожегов)

Титульный лист -Наименование образовательного учреждения; -Где, когда и кем утверждена образовательная программа дополнительного образования детей; -Название образовательной программы; -Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; -Срок реализации образовательной программы; -Степень авторства образовательной программы; -Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; -Название города; -Год разработки дополнительной образовательной программы.

Основные блоки программы Концептуальн ый Учебно- методический Материально- технический Контрольно- методический Справочный Пояснительная записка -Введение -Цель и задачи -Организацион но- педагогические основы деятельности -результативно сть -Учебно- тематический план -Содержание -Методическо е обеспечение - Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении Прогнозируем ый результат реализации программы -Список литературы для педагога -Список литературы для детей -Приложения

Пояснительная записка

-Направленность образовательной программы. -Уровень освоения. -Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана данная образовательная программа. -Актуальность, новизну, педагогическую целесообразность образовательной программы. -Свою точку зрения о влиянии занятий данным видом деятельности на развитие личности ребёнка. -Цель и задачи дополнительной образовательной программы. -Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ или указывает реквизиты и характеристику программ на основе которых она разработана.

-Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. -Формы и режим занятий. -Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. -Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследования конференции и т.д.)

Направленность -Научно-техническая; -Спортивно-техническая; - Художественно-эстетическая; -Физкультурно-спортивная; -Туристко - краеведческая; -Эколого-биологическая; -Военно-патриотическая; -Социально-педагогическая; -Социально-экономическая; -Культурологическая; -Естественно-научная.

Уровни освоения -общекультурный; -углублённый (от 3-х лет и больше); -профессионально- ориентированный

Цель и задачи образовательной программы

Цель – это заранее осознанный и планируемый результат. Цель – запланированный результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

ВидыСодержание Глобального масштабаИзменение формирования мировоззрения личности, её культуры через новую образовательную систему Общепедагогического плана-Нравственное воспитание личности; -Развитие личностных качеств; -Сплочение детского коллектива через реализацию программы Дидактического плана-Обучение; -Организация полноценного досуга и др.

Задача – это конкретизированная формулировка пути достижения какой-либо части содержания поставленной цели

Виды задачСодержание обучающая- Формирование специальных знаний, умений, навыков; - Удовлетворение образовательных потребностей; Приобретение основ трудовых и допрофессиональных умений и навыков. познавательная-Включённость в познавательную деятельность; -Формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности воспитательная-формирование нравственного сознания личности; - Воспитание качеств, взглядов, убеждений; -Гуманистического мировоззрения; -Способов самоконтроля.

развивающая-развитие личности; - активности; -самостоятельности; -общения; -интеллектуальных способностей мотивационная-развитие познавательного интереса; -включение в активную деятельность; -формирование интереса к занятиям социально-педагогическая-формирование общественной активности; -реализация в социуме; -профилактика асоциального поведения; -культура поведения

эстетическая-аккуратность; -опрятность; -умение ценить красоту в себе и окружающем мире оздоровительная-сохранение и укрепление здоровья; -формирование здорового образа жизни

Рекомендовано Три типа задач: 1.Образовательные (обучающие, познавательные) 2.Развивающие ( развивающие, мотивационные) 3.Воспитательные ( воспитательные, эстетические, оздоровительные )

Цель и задачи могут формулироваться: -для всей образовательной программы в целом (обязательно); -для каждого уровня подготовки обучающихся, закладываемого в программу ( подготовительный, начальный, освоения деятельности, совершенствование деятельности, мастерства); -для каждого года обучения; -для каждого этапа обучения (вводного, адаптационного, основного, практического, обобщающего и т.д.) внутри курса.

Организационно- педагогические основы деятельности

-статус, вид образовательной группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно- исследовательская); -состав учебной группы (постоянный, переменный); -особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам); -возраст обучающихся, психолого–педагогические особенности возраста; -условия приёма обучающихся (с какого возраста, почему, медицинские условия, из какого микрорайона, из каких образовательных учреждений); -количество обучающихся (общее, по годам обучения); -формы организации деятельности учащихся на занятии; (индивидуальная, по подгруппам, групповая, всем коллективом); -формы проведения занятий; -методы обучения.

Списочный состав объединения формируется исходя из необходимости присутствия на занятиях на I году обучения – не менее 15 человек на II году обучения – не менее 12 человек на III году обучения – не менее 10 человек

При приёме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о возможности заниматься данным видом деятельности

Формы проведения занятия - практическое занятие; - беседа; -занятие-игра; - конкурс; - творческая лаборатория; - концерт; - праздник; -выезд; - занятие-исследование; - выставка; - экскурсия; - лекция; - дискуссия; - мастер-класс; - соревнование; - контрольное занятие; - смотр и др.

Классификация методов обучения по источнику знаний-словесные; -наглядные; -практические по уровню познавательной деятельности -объяснительно- иллюстративные; -репродуктивные; -проблемные; -частично-поисковые (эвристические); -исследовательские.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Диагностика от слова «диагноз» (греч.- распознание, определение) - процесс исследования для определения диагноза, процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком

Педагогическая диагностика – система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования

Диагностика результативности образовательного процесса - выявление и фиксирование полученных в ходе образовательного процесса результатов с целью установления их соответствия ожидаемым результатам

Ожидаемые результаты по каждому году обучения Должны знать Должны уметь

Методы диагностики Эмпирические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, изучение педагогической документации Методы теоретического исследования: анализ, синтез Математические и статистические методы: ранжирование, шкалирование, определение средних величин полученных показателей, и др.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: -собеседование; -зачёт; -зачётный лист; -вопросник по программе; -реферат; -защита работы; -выполнение нормативов; -контрольные упражнения ; -участие в концертах и выставках; -выступления на конкурсах и соревнованиях; -викторина; -открытое занятие; -осуществление диагностических процедур -выставка; -видео-запись.

Результатами обучения детей по программе могут являться: -определённый набор знаний, умений и навыков; -развитие способностей; -положительные психические изменения; -повышение престижа объединения; -улучшение показателей адаптации в обществе; -презентабельные результаты: выставки, концерты, публикации; -профессиональное самоопределение обучающихся и пр.

Для выявления и оценки результативности нужно определить: Параметр результата – (от греч. parametreo - меряю, сопоставляя) - величина, характеризующая какое- либо свойство, качество предмета. Критерий – (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо; мерило.

Для выявления и оценки результативности нужно определить: Показатели – данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Индикаторы – составляющие показателя, с помощью которых он наиболее подробно описывается. Методы отслеживания результата – способы исследования (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ). Формы предъявления результата.

Учебно-тематический план

Включает в себя: -перечень разделов и тем программы; -количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий в пределах установленного на реализацию программы времени.

Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час в неделю36 часов в год 2 часа в неделю72 часа в год 3 часа в неделю108 часов в год 4 часа в неделю144 часа в год 6 часов в неделю216 часов в год 8 часов в неделю288 часов в год 10 часов в неделю360 часов в год 12 часов в неделю432 часа в год

Методические рекомендации по количеству учебных часов (Приложение к приказу Комитета по образованию от ) 1 год – 144 – 216 часов (4-6 академических часов в неделю) 2 год – 216 – 288 часов (6-8 академических часов в неделю) 3 и последующих годов – 288, 360, 432 часов (8-12 академических часов в неделю)

Максимально допустимая нагрузка на одного ребёнка в неделю не должна превышать 12 академических часов

Наименов ание разделов и тем Всего часов В том числе теорияпрактика Раздел 1. Вводное занятие 33- Раздел 2 (название) Тема 1 (название)

Содержание программы

Для оформления предлагается следующая схема: - раздела. Название раздела. - темы. Название темы. -Теория (основные теоретические понятия, без подробной расшифровки и описания). -Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). -Место проведения занятия (если занятие выездное).

Методическое обеспечение программы

Обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции представляется в виде перечня: -Методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.; -Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; -Дидактические и лекционные материалы или методики по исследовательской работе; -Тематику опытнической или исследовательской работы и т.д.

Название материала Форма материала Тема и раздел программы Длительности нот Плакат - схемаII раздел. Нотная азбука. Тема 2.3. Длительности нот. …………………

Материально-техническое обеспечение программы: -требования к учебному кабинету (его размерам, освещению, вентиляционному режиму, покрытию пола); -требования к оборудованию (технические средства обучения, специальные приспособления; при оформлении образовательных программ детских объединений информационных технологий необходимо указать компьютерный класс; -требования к оснащению (мелкий инвентарь и расходные материалы в расчёте на каждого обучающегося в объединении).

Кадровые условия (если в программе предусмотрены несколько направлений образовательной деятельности или педагогу необходимы коллеги- помощники (концертмейстер, репетитор, режиссёр и др.)

«Список литературы»

Два списка литературы: -литература, использованная педагогом при составлении образовательной программы и используемая в своей повседневной работе; -литература, рекомендуемая для чтения детям.

Классификация программ

По признаку функционального назначения Учебная программа предметная программа, включающая краткое систематическое изложение содержания образования по данному предмету, содержащая круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися Общеразвивающая программа программа, направленная на расширение кругозора детей, их общекультурное и физическое развитие Досуговая программа познавательная, общественно полезная, развлекательная программа, направленная на организацию свободного времени детей и подростков, детей и их родителей, позволяющая ребёнку легко раскрыть и удовлетворить свои интересы, потребности

По признаку тематической направленности Программа одной тематической направленности программа, отражающая содержание и процесс образования по одному направлению деятельности Интегрированная программа программа, отражающая содержание и процесс образования по нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности Модульная программа программа, по способу организации своего содержания составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков Комплексная программа программа совместной деятельности нескольких педагогов, направленная на достижение определённой общей цели средствами содержания и процесса

По признаку возрастного предназначения Программы дошкольного образования Рассчитаны на реализацию с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) Программы начального и общего образования Рассчитаны на реализацию с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы общеобразовательной школы) Программы основного и общего образования Рассчитаны на реализацию с детьми среднего школьного возраста (5-8 классы общеобразовательной школы) Программы среднего (полного) общего образования Рассчитаны на реализацию с детьми старшего школьного возраста (9-11 классы общеобразовательной школы)

По признаку полового предназначения Программы, предназначенные для девочек Программы, предназначенные для мальчиков Программы смешанного назначения (предназначенные для детей обоих полов)

По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы- это распределение программ по группам согласно количеству времени, необходимых для их полной реализации. Сверхкраткосрочная программа реализуется за промежуток времени не более чем учебное полугодие Краткосрочная программа реализуется в течение одного учебного года Средней продолжительности реализации реализуется в течение 2-3 лет обучения Длительной реализации реализуется в течение четырёх лет обучения

Ресурсы – средства, запасы, возможности, источники чего- либо Временные ресурсы – это запасы времени, количество времени

По степени авторства Типовая программа содержание разработано на основе государственных программ для внешкольных учреждений Усовершенствованная программа содержание разработано на основе типовой, но включает собственные частичные изменения в содержании образования и методике учебного процесса Самостоятельная программа составлена на основе самостоятельно разработанного педагогом содержания образования, собственных элементов педагогической технологии, но без чётко обоснованной авторской концепции и недостаточно апробированная в ходе образовательного процесса Экспериментальная программа разработана для проверки педагогической целесообразности, результативности какой- либо педагогической гипотезы

Авторская программа содержит изложение целостной авторской концепции, содержит изложение целостной авторской концепции, раскрывает особенности подхода автора к решаемым педагогическим задачам, его взгляд на процесс образования, объект и субъект образования, взаимодействие и развитие всех этих элементов. авторскими считаются программы, утверждённые районным экспертным советом, а также признанные дипломантами и лауреатами Всероссийского конкурса авторских программ (или городского этапа)

По степени практической отработанности программы 0-й этап замысел образовательной программы 1-й этап допустимый уровень разработки программы (позволяет приступить к работе с обучающимися) 2-й этап достаточный уровень разработки программы 3-й этап оптимальный уровень разработки программы 4-й этап уровень разработки образовательной технологии

Практический – относящийся к деятельности по применению чего-нибудь в жизни, к опыту. (С.И. Ожегов) Отработанность – придание чему-либо окончательного вида (С. И. Ожегов) Степень – мера, сравнительная величина чего- либо. ( С.И. Ожегов) Классификация программ по степени их практической отработанности – это их распределение по группам на основании меры законченности, достаточности для педагогической деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!