Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: Титульный лист Пояснительную записку Учебно-тематический план.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

Образовательные программы дополнительного образования детей.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Автор: Заведующая ОДОД Кириленко Тамара Михайловна.
Составление программ дополнительного образования.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Районный семинар «Программно- методическое обеспечение дополнительного образования на базе ОУ»
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Ленинская средняя общеобразовательная школа.
Перспективы использования ресурса дополнительного образования в современной школе Корюкина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
Военно – патриотический клуб «Патриот». Военно-патриотический клуб «Патриот» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданное.
Организация внеурочной деятельности, как составляющая социализации личности ребенка на этапе внедрения ФГОС НОО. Руководитель МО начальных классов МБОУ.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Транксрипт:

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: Титульный лист Пояснительную записку Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Список литературы

наименование ОУ; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы.

Направленность дополнительной образовательной программы; Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; Цели и задачи дополнительной образовательной программы; Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); Формы и режим занятий; Ожидаемые результаты и способы определения их результативности; Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д.).

Перечень разделов, тем; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

Обеспечения программы методическими видами продукции (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по постановке экспериментов или опытов; Дидактически и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематика опытных и исследовательских работ и т.д.

Список литературы должен включать список литературы для учителя и список литературы для обучающихся. Источники должны быть размещены в алфавитном порядке, в зависимости от фамилии автора или названия статьи (сборника) и т.д. Необходимо указать год выхода источника в печать и издательство. Сначала перечислить источники на русском языке, затем также по алфавиту источники на иностранных языках. Если Вы используете электронные ресурсы, то указывайте конкретные сайты и ссылки.

Срок реализации краткосрочных дополнительных образовательных программ (1-2 года) – в объеме 2 ч. в неделю, 72 ч. в год. Срок реализации долгосрочных дополнительных образовательных программ (3 года и более) – в объеме 3- 4 ч. в неделю, ч. в год.

Общие положения Дополнительныеобразовательныепрограммы, реализуемыев общеобразовательных учреждениях, должны быть направлены: на расширение содержания программ общего образования; на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; на профессиональное (допрофессиональное) образование, в том числе при сетевом взаимодействии с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования, а также учреждениями дополнительного образования детей; на расширение программ профильного обучения (элективные курсы, дополнительные к учебному плану); на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, туризма, спорта.

Главное назначение программ культурологической направленности - изучение специфики и сущности функционирования культуры, определение её места и роля среди других социальных явлений. Эти программы призваны дать детям представление о хранении, отборе и систематизации ценностей культуры разных народов и позволяют школьникам через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений разных эпох. Программы культурологической направленности помогают понять актуальную культуру, развивают у детей стремление к межнациональному общению, формируют основы толерантного взаимодействия.

Данные дополнительные образовательные программы в школе 1 ступени могут быть направлены: на расширение содержания программ общего образования («Занимательная математика», «Риторика», «Решение логических задач» и др.); на реализацию основных направлений региональной образовательной политики («Введение в экологию», «Моя родословная», «История родного города (села)», «Тамбовские писатели детям», «Введение в экономику», «Наши права» и др.); на формирование прикладных навыков («Наши питомцы», «Наш сад», «Техническое творчество», «Решение изобретательских задач» и др.).

Программы в школе 2 ступени могут быть направлены: на расширение содержания программ общего образования («Человек и растения», «Мифология», «Мы и вселенная», «Интернет клуб», «Точность и правильность родной речи» и др.); на реализацию основных направлений региональной образовательной политики («Ландшафтоведение», «Орнитология», «Духовное краеведение», «Моя родословная». «История родного города (села)». «Наши первоцветы», «Редкие животные Тамбовской области» и др.); на освоение социального опыта, приобретение воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни («Познай себя», «Основы рационального питания». «Современный этикет». «Психология», и др.);

на профориентационную работу, профконсультирование, формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка («Психологический практикум», «Профессии моего города (села)», «Компьютерная графика», «Программирование», «Виртуальная среда», «Юный журналист» и др.); на подготовку обучающихся к участию в олимпиадном движении; на работу научно - исследовательских обществ обучающихся; на профессиональное (допрофессиональное) образование.

Программы в школе 3 ступени могут быть направлены: на профессиональное (допрофессиональное) образование, в том числе при сетевом взаимодействии с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования; организацию проектной деятельности обучающихся; сопровождение дистанционного обучения школьников; на подготовку обучающихся к участию в олимпиадном движении; на работу научно-исследовательских обществ обучающихся; на расширение программ профильного обучения (элективные курсы, дополнительные к учебному плану).

Большими возможностями для художественно- эстетического образования детей обладают дополнительные образовательные программы, которые приобщают ребенка к творчеству с учётом его способностей и интересов. Программы художественно-эстетического цикла включают в себя различные виды деятельности, творчества: музыка, пение, хореография; декоративно-прикладное творчество (работа с различными материалами); изобразительное искусство; театральное творчество (различные виды театра!: литературное творчество (проза, поэзия, журналистика). Для каждой возрастной категории рекомендуются программы художественно-эстетической направленности различного уровня освоения: ознакомительный, углубленного изучения, допрофессиональной подготовки и различного срока реализации (краткосрочные года обучения, долгосрочные - 3 и более лет обучения). Не разрешается использовать дополнительные образовательные программы по обучению игре на инструментах (кроме духовых оркестров и музыкальных народных ансамблей) в связи с отсутствием финансирования.

Социально-педагогическая направленность программ предполагает решение задач социализации личности: -формирование самосознания, общественного самоопределения, духовного самосовершенствования; -развитие общения, овладение социальными ролями; -развитие внутренних механизмов контроля, самоконтроля, самокоррекции, самосовершенствования. Данные программы должны быть ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Получение школьниками знаний по основам педагогики, психологии, этикета, включение детей в систему совместной с педагогом деятельности по организации досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях способствуют осознанному творению и совершенствованию способностей ребёнка. Дополнительные образовательные программы социально- педагогической направленности могут быть ориентированы на все возрастные категории.

Программы социально-экономической направленности должны реализовываться как правило в сочетании с правовой подготовкой школьников, изучением комплекса вопросов из области социально-психологической и правовой защиты человека. Данные программы ориентированы на развитие знаний школьников, их практических навыков в сфере культуры потребления, а также подготовку старшеклассников к предпринимательской деятельности. В вышеназванном направлении необходимо использовать метод проектной деятельности. Участие в грантах позволяет обучать детей основам экономики на конкретных примерах: как рассчитать стоимость вещи, изготовленной своими руками; как создать свою компанию и реализовать продукт собственной деятельности; как составить рекламу; что значит быть грамотным потребителем товаров и услуг и т.д.

Техническое творчество направлено на развитие творческих способностей школьников и имеет большое социальное и экономическое значение. Активизация творческой деятельности обучающихся по конкретным видам науки и техники, воспитание культуры труда - важнейшие задачи педагогов, работающих в общеобразовательных школах. Техническое творчество обучающихся на современном этапе эффективно проводится по направлениям: конструирование, моделирование изделий (авиа- и судомоделирование; конструирование малогабаритной техники - машин и механизмов, радиоустройств, космической техники, а также столярно-конструкторское и слесарно-конструкторское направления и др.); рационализаторская деятельность; совершенствование техники и технологии производства; разработка и изготовление технических средств, наглядных пособий, приборов, направленных на совершенствование учебного процесса; информатика и вычислительная техника; участие в научно-исследовательском поиске (НОУ, НТО, КБ).

Дополнительное образование эколого-биологического профиля направлено на развитие интереса школьников к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Смысл экологического образования школьников заключается в осознании ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, формирование готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменение экологической обстановки в мире. Важным условием организации экологического образования является широкое использование разнообразных видов общения с природной средой. Целенаправленное общение с природой позволит овладеть практическими знаниями и умениями по проведению наблюдений на учебно-опытных участках, созданию проектов школьных заказников и реализации их на практике. Большой эффект в формировании экологической культуры школьников даёт использование разнообразных форм работы в различном сочетании. К ним относятся: организация длительных полевых практикумов и экспедиций. Характерной особенностью общения с природой является организация научно-исследовательской деятельности по изучению экологического состояния местных экосистем, нуждающихся в охране.

Детский туризм и краеведение - одно из приоритетных направлений дополнительного образования детей. В настоящее время оно объединено Федеральной целевой программой туристско-краеведческого движения «Отечество». Программы туристско-краеведческой направленности связаны с изучением предметов истории, литературы, географии, экологии, ОБЖ и др. Они углубляют знания по предметам, дополняют их, позволяют реализовывать региональный компонент в образовании. Программы по туризму и краеведению предполагают активные формы физической деятельности: учебные походы, экспедиции, ближние и дальние экскурсии, туристические соревнования, слёты, встречи, а также исследовательскую и проектную деятельность. Содержание программ для младших школьников: «Юные туристы», «Юные краеведы», «Юные ориентировщики», «Юные топографы», «Моя родословная», «Моя малая Родина» и др. - направлено на развитие творческой активности в процессе освоения краеведческого материала, вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, а также нацелено на оздоровление детей, так как занятия в основном проводятся в природной среде.

Для школьников среднего возраста рекомендуются программы двух и более лет обучения: «Пешеходный туризм», «Лыжный туризм», «Велотуризм», «Туризм и здоровый образ жизни», «Литературное краеведение», «Историческое краеведение», «Активисты школьного музея» и др. Программы туристско-краеведческой направленности позволяют школьникам совершенствовать физическое развитие, выполнять нормативы спортивных разрядов, заниматься научно-исследовательской деятельностью. Для обучающихся старших классов предлагаются программы по прелпрофильной подготовке: Младший инструктор по туризму», «Туристы-проводники-. "Туристы-спасатели», «Юный экскурсовод». «Музейное дело» и др. Формы работы с обучающимися могут быть самыми разнообразными: кружки, секции, учебные группы и объединения. Рекомендуется создание в школах клубов - «Патриот», «Поиск», «Каскад», «Меридиан» и т.д. - объединяющие все туристско-краеведческие группы обучающихся.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с ее историей, культурой, природой, с современной жизнью, ее достижениями и проблемами. В содержании патриотического воспитания в первую очередь входят такие человеческие ценности, как гуманизм, нравственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, оптимальное сочетание общественно-государственных и личных интересов; преемственность, сохранение и развитие лучших национальных духовных ценностей и традиций; нетерпимость к нарушениям норм морали и права, к проявлениям национализма. В рамках данного направления могут реализовываться программы по военно-прикладным видам спорта, истории армии и флота, пограничных войск, кадетского движения.

В рамках физкультурно-спортивной направленности в целях формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, обучающейся молодёжи, приобщения их к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта, обеспечения знаниями в области культуры здоровья, воспитания потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом, рекомендуются дополнительные образовательные программы для реализации в общеобразовательных учреждениях для всех возрастных групп: «Лыжная подготовка», «Общая гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Русская лапта», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Шахматы», «Шашки». В основе предлагаемых программ должна быть спортивно- оздоровительная работа со школьниками. Не разрешается использовать дополнительные образовательные программы по единоборствам в связи с отсутствием денежных средств на их финансирование.

Главная цель направления - развитие интереса, познавательной активности, самостоятельности и получение более глубоких знаний в сфере естественных наук -математики, астрономии, физики, биологии, химии, информатики, а также формирование у обучающихся научно-обоснованного понимания мира, умения анализировать факты и выявлять причинно-следственные связи. Одной из основных форм работы со школьниками по естественно-научному направлению является объединение школьников в научное общество, где ведётся проектно- исследовательская деятельность по избранным сферам предметов естественно­научного цикла. Проектная деятельность школьников должна быть нацелена на эффективное формирование и развитие исследовательской культуры обучающихся старших классов при усилении практической направленности учебных дисциплин. Реализация программ естественно-научного направления должно осуществляться посредством разнообразных методов, средств и форм, в том числе исследовательских экспедиций и походов. Полевые походы должны быть тесно связаны с материалом, изученным в течение учебного года.