Занятие 1. Основы межличностного общения (по Э.Берну) Учебные вопросы: 1. Трансакционный анализ Э.Берна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Почему взрослые люди ведут себя иногда как дети» (позиции в общении ) Педагог-психолог Госсман Н. Д. МКОУ «Икшурминская СОШ»
Advertisements

Философия трансактного анализа Все люди хорошие: человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе. Других людях и о том, как.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Техника «Я-высказывание». «Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты никогда меня не слушаешь !» « Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно,
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
ОЗОЖ. Психологический блок. Умение высказать и принять просьбу, согласие или отказ.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
* Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Итоги первого триместра Родительское собрание. Ошибки в воспитании детей Воспитание – это … Воспитание – это постоянное, не разовое, привитие каких-то.
Родители и дети Гармония отношений. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л.Н. ТолстойЛ.Н. Толстой.
Романычева Н.В., ст.преподаватель кафедры РРМВ Эффективное взаимодействие в педагогическом процессе.
Родительское вече «Спешите любить ребенка» Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них, это дать им ценный пример. Британський.
«Каков учитель такова и школа» Ян Амос Коменский.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Транксрипт:

Занятие 1. Основы межличностного общения (по Э.Берну) Учебные вопросы: 1. Трансакционный анализ Э.Берна.

Взрослый Ребенок Родитель Состояния человека по Э.Берну

РОДИТЕЛЬ - говорит, действует и чувствует так, как это делали в его детстве его родители или другие, пользовавшиеся авторитетом лица. Позиция содержит все правила и запреты, которые маленький человек узнает в детстве: входя в дом, вытирай ноги; никогда не разговаривай с незнакомцами; спички зажигать опасно и т.д. В рамках позиции все правила и принципы являются абсолютной истиной, которая не подвергается сомнению. Информация Родителя становится источником серьезных проблем. Можно предположить, что человек общается с позиции Родителя, если он хмурит брови, снисходительно кивает, гладит по голове и т.п. Речь Родителя часто содержит оценку - положительную или отрицательную, но не подвергающуюся сомнению, - а также слова надо, нельзя, должен, советы и указания. Высказывания Родителя обычно безапелляционны, характерны словосочетания вроде Запомни раз и навсегда, Сколько можно повторять. Общение с позиции Родителя, как правило, связано с ситуациями опеки, покровительства, авторитета, с установлением норм и правил: общение сверху вниз, с позиции старшего не обязательно по возрасту. Родитель может быть как критическим, так и опекающе-заботливым. Примеры: (Муж - жене.) Бедлам в доме, ничего нельзя найти! Неужели так трудно сделать уборку? (Подруга - по­друге.) Ну не волнуйся так сильно, ты же все выучила. Я уверена, ты соберешься с духом и все прекрасно сдашь.

РЕБЕНОК - также отражает опыт детства. Но, в отличие от Родителя, сохраняет в основном эмоции и переживания, впечатления и чувства - как положительные, так и отрицательные. В общении с этой позиции ярко выражен невербальный компонент: Ребенок плачет, смеется, надувает губы, вздрагивает от испуга, хнычет, дразнит, смущается. Характерные словосочетания: хочу, не хочу, боюсь, не буду, подумаешь, не могу, что же мне делать. Поведение в данной позиции имеет много общего с детским: принятие положения младшего или зависимого, обращение за помощью или, наоборот, капризы, выражение упрямства. Позиция Ребенок проявляется в общении не только в ситуациях, имеющих сходство с детским опытом, но и во многих других, где эмоции и переживания преобладают над оценками и рассуждениями, а также для огромного числа ситуаций невербального общения - взаимодействие влюбленных, танцы, игры и пр. Примеры: (Подчиненный - начальнику.) Я очень старался, но у меня все равно ничего не получается. Не могли бы вы объяснить мои ошибки? (Сотрудник - другому сотруднику.) Шеф может сделать со мной все, что хочет, но я не буду больше заниматься этим дурацким отчетом! (Приятель - приятелю.) Классно мы вчера на дискотеке оттягивались, правда?

ВЗРОСЛЫЙ – общение основано на самостоятельно полученном опыте и знаниях, фактах и оценках. Поведение Взрослого опирается на расчет, оно логично и рационально. Взрослый оценивает правила, содержащиеся в Родителе, и подтверждает их правильность или опровергает. Взрослый решает, какие из чувств Ребенка может проявлять, а какие - нет, уместно это или неуместно. Общение с позиции Взрослого - обсуждение, высказывание мнений, обмен сведениями и информацией, беседа по поводу совместных действий. Мимика Взрослого способствует этому: прямой взгляд, заинтересованность, задумчивость. В речи Взрослого используются слова почему, что, где, когда, кто, как, сколько, по сравнению, вероятно, я полагаю, по-моему. Общение с позиции Взрослого - это обмен репликами по конкретному поводу. Примеры: Без получения дополнительной информации отчет составить невозможно. Когда будет следующая лекция?

ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ по Э.БЕРНУ Самый простейший процесс общения - это обмен одной транзакцией, по следующей схеме: «Стимул» собеседника 1 вызывает «реакцию» собеседника 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника.

Равноправные трансакции Наклонные трансакции По линии Р-Р мы сплетничаем или говорим банальности («Молодежь распустилась!» «Да, мы были значительно скромнее!»). По линии В-В работаем («Подай разводной ключ!» «На!») или обмениваемся информацией («Который час?» «Двенадцать!»). По линии ДД любим или развлекаемся («Пойдем в кино?» «Хорошая идея!»). Возникают в ситуации опеки, заботы, подавления или восхищения («Надень зимнюю шапку!» - «Хорошо!»). Параллельные трансакции

Родитель - Ребенок Муж. Бедлам в доме, ничего нельзя найти! Неужели так трудно сделать уборку? Жена. Прости, пожалуйста, это потому что меня задержали на работе. Я сейчас быстро-быстро все уберу. Взрослый - Взрослый Муж. Нынешние цены просто ужасны! Жена. На зарплату или пенсию жить уже совершенно невозможно. Студент. Когда будет следующая лекция? Студент. В следующую среду. Ребенок - Ребенок Работник. Шеф может сделать со мной все, что хочет, но я не буду больше заниматься этим дурацким отчетом! Работник. Ну и я не собираюсь за всех отдуваться! Параллельные трансакции

Перекрещивающиеся трансакции Вопрос: Взрослый – Взрослому: «Который час? Ответ: : Родитель – Ребенку: «А где твои часы?» Вопрос: Взрослый – Взрослому: Надоело сидеть за лекциями! Пошли погуляем. Ответ: Ребенок – Родителю: Когда будет следующий семинар по логике? Вопрос: Взрослый – Взрослому: Ты не знаешь, где мой ключ от квартиры? Ответ: : Родитель – Ребенку: Ты ослеп, что ли? Он же в двери торчит.

Скрытые трансакции Скрытые трансакции имеют два уровня: осознаваемый, социальный, где связаны два Взрослых партнера по общению, и скрытый, психологический, где Дитя одного партнера провоцируется каким-нибудь другим компонентом второго партнера. Инициатива как будто принадлежит Взрослому, но исход общения зависит от желаний Дитяти. И тайное становится явным. Официант: Что будете пить? Посетитель (с некоторой растерянностью пить вообще не собирался, просто зашел пообедать): Коньяк с шампанским. Здесь как будто идет разговор двух Взрослых. Правильно было бы ответить: «Да, у вас великолепный ресторан и отличные напитки, но я зашел просто пообедать» и потом заказать еду. Но Взрослый официанта тонко провоцирует Дитя посетителя, как бы говоря: «Неужели такой солидный не может позволить себе…». И Дитя заставляет Взрослого заказать спиртные напитки. Ведь с точки зрения Взрослого, выпивка глупость, А слова. Взрослого посетителя имеют скрытый подтекст, который принадлежит Дитяи: «Я докажу этому… официанту, что я посетитель не хуже другого». Спиртные напитки, может быть, и высокого качества. Но это, как минимум, лишняя трата времени, денег и вред здоровью.

Несколько примеров скрытых трансакций : Юноша – подруге: Приходи послушать мою музыку. Цель: (Лишь бы мы остались с тобой наедине ). Продавец (деловым тоном ) покупателю: Это хорошая вещь! Но для Вас это довольно дороговато. Цель: (Пытается вызвать реакцию, апеллируя к Ребенку в психике клиента)

ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ по Э.БЕРНУ 1. Если общение идет по схеме горизонтальной или наклонной трансакции, оно может идти неограниченно долго. Конфликта нет и не будет. 2. Если общение идет по схеме перекрестной трансакции, общение прекращается и начинается конфликт. конфликт конфликта нет