Мензул Е.В. - доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрольно-оценочные средства для проверки освоения компетентностно- ориентированных программ Федеральный институт развития образования Факторович А.А.,
Advertisements

Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
О подходах к разработке измерительных материалов для оценки освоения требований ФГОС обучающимися и выпускниками образовательного учреждения профессионального.
Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы.
Федеральный институт развития образования. Создание системы оценки качества при реализации программ прикладного бакалавриата» «Создание системы оценки.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БФУ им. И. Канта Май 2018.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Шкуркин Алексей Сергеевич Разработка средств оценки качества сформированности компетенций в соответствии с ФГОС в АСФ КемГУ
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Белоруссова Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин Оценка результатов освоения ОПОП: анализ контрольно-измерительных материалов образовательных.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Транксрипт:

Мензул Е.В. - доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики

КОМПЕТЕНЦИЯ – Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Подходы к формированию содержания образования и оценке качества подготовки специалиста Предметный подход Деятельстностный подход Дисциплины слабо интегрированы между собой Ориентация на освоение ЗУН Проверка сформированности знаний (реже умений и навыков) Решение простых профессиональных задач Содержание дисциплин тесно интегрировано Ориентация на освоение: ЗУН + формирование личностных качеств + социальной адаптации + опыта профессиональной деятельности Проверка сформированности компетенций Формирование поведенческой модели

Предметно-деятельностный подход по дисциплинампо компетенциям Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует предметному структурированию Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует его деятельностному структурированию

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в вузовской практике.

КОМПЕТЕНЦИИ Способность применять знания, умения, ценностный и практический опыт для успешного решения личностных и профессиональных задач Интегративны: объединяют знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях Диагностичны: факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных критериев Отражают социальный заказ: ориентированы на потребности рынка труда Не равны сумме знаний, умений и навыков Не сводимы к отдельной учебной дисциплине

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ) ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НЕТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ критерии оценки результата + объекты оценивания (что?) эталоны, нормы, качества технологии, методы (как?) + + требования к условиям выполнения задания (чем?) +

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И ЕГО КРИТЕРИИ Продукт учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности Процесс учебной, учебно- исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности Объем профессионально значимой информации соответствие эталону соответствие выбранного, самостоятельно созданного алгоритма решаемой задаче соответствие научным основам организации и выполнения деятельности Объект Критерии:

Традиционные типы контроля Основные: Текущий Промежуточный Итоговая государственная аттестация Дополнительные: Предварительный Рубежный (модульный) Резидуальный (контроль остаточных знаний)

Аттестация по дисциплине Междисципли- нарная аттестация «Квалификаци- онная» аттестация Профессионально значимая научная информация, способы теоретической деятельности На воспроизведение, понимание, работу с информацией, решение типовых и нетиповых задач Общекультурные, общепрофессиональные компетенции На перенос, применение информации, актуализацию умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности Общие и профессиональные компетенции, готовность к ПД (или отдельному ВПД) На выполнение ВПД, сформированность ОК и ПК, реальные или имитационные ситуации ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ

Междисциплинарный экзамен Экзаменационный билет включает отдельные вопросы из разных дисциплин Оценивание компетенций затруднено или невозможно Экзаменационный билет включает междисциплинарную задачу Готовность к применению знаний и умений в новой ситуации Междисциплинарная аттестация

Интегративная модель оценивания компетенции Знаковая система (язык) дисциплины L 1 Сознание обучающегося Пз (L1) Дефицит информации Знаковая система (язык) дисциплины L 2 Проблемное задание (Пз) Инструментарий решения Компетенция Междисциплинарная задача запрос L 1 - L 2 Общее понятийно-проблемное поле

Задачи междисциплинарной промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации: оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС наддисциплинарный уровень ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по дисциплине: оценивание элементов компетенций (ЗУВ) дисциплинарный уровень Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций

Методы (виды) контроля Устный контроль Письменные работы Контроль с помощью технических средств и информационных систем

Традиционные формы контроля УстныйПисьменный Собеседование Коллоквиум Зачет Экзамен Тест Контрольная работа Эссе Реферат Курсовая работа Научно-учебные отчеты по практикам Отчеты по научно- исследовательской работе (НИРС)

Традиционные формы контроля Технические средства Информационные системы и технологии Программы компьютерного тестирования Учебные задачи Комплексные ситуационные задания Электронные обучающие тесты, Электронные аттестующие тесты Электронный практикум Виртуальные лабораторные работы

Инновационные оценочные средства Модульно-рейтинговая система Стандартизированный тест с творческим заданием Кейс-метод Портфолео Метод развивающейся кооперации Деловая (ролевая) игра Метод проекта

Модульно-рейтинговая система – модульная система обучения + балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений студента ПЛЮСЫ МИНУСЫ В баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. Трудоемкость Субъективность при отсутствии четких критериев

Стандартизированный тест с творческим заданием ПЛЮСЫ МИНУСЫ Проверяет не только ЗУВ, но и компетенции Может использоваться для промежуточного и итогового контроля Трудоемкость разработки заданий Сложность обработки

Кейс-метод – имитация реального события – специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию ПЛЮСЫ МИНУСЫ Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения; Умение работы с информацией, в т.ч. затребовать необходимую; Навык формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля Временные затраты Сложность разработки Обучение студентов работать в рамках метода

Портфолио комплексы индивидуальных учебных достижений студентов ПЛЮСЫ МИНУСЫ позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям; сформированности компетентности студентов. формирование собственных критериев оценки может оказаться для студента достаточно сложным; в том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики развития; как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

Метод развивающейся кооперации – постановка задач, для которых нужно объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом Позволяет оценить умения студента: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; справляться с разнообразием мнений сотрудничать и работать в команде; брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений.

Деловая (ролевая) игра Трудоемкость разработки Временные затраты Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально ПЛЮСЫ МИНУСЫ Позволяет оценить умения студента: работать в команде; применять полученные знания для решения конкретных производственных задач; находить выход из неординарных ситуаций; анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций; учитывать мнение оппонентов; находить несколько вариантов решений.

Метод проектов проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам; трудоемкость разработки и ведения проекта; дополнительные временные затраты на презентационный этап; не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий; Комплексная проверка компетенций позволяет оценить сформированность умений и навыков рефлексивных, поисковых, оценочной самостоятельности, работы в сотрудничестве, менеджерских, коммуникативных, презентационных

Методы и средства оценки общекультурных компетенций Оценивают компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, компетентность социального взаимодействия, компетентность в общении, компетентность информационных технологий

Методы оценки сформированности общекультурных компетенций Объективные тесты с выбором ответа (действия) Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива (есть объективно правильные и объективно неправильные ответы, отражающие компетентность. Тесты-опросники для диагностики личностных свойств Ключи к вопросам определяются с помощью психометрических процедур. Методики «субъективного шкалирования и самооценки компетентности» Эксперт интерпретирует ответы испытуемого, который оценивает какие-либо объекты или понятия по степени сходства или субъективного предпочтения в связи с компетентностью Методы экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.)

Методы оценки сформированности общекультурных компетенций Необходимо привлечение квалифицированных специалистов Подготовка тестов и анкет, сама процедура тестирования и анкетирования, обработка результатов требуют большого количества времени и серьезных времязатрат Тестирование и анкетирование возможно несколько раз за все время обучения студента в вузе

Порядок разработки и экспертизы оценочных средств 1. Утвержденный ФГОС-3 по конкретным направлениям подготовки ВПО 2. Примерные основные образовательные программы (ПООП), учитывающие различные профили обучения

в состав ПООП входят характеристики целей обучения, видов и задач профессиональной деятельности выпускников, приобретаемых ими компетенций, структуры, содержания и условий реализации программ, а также рекомендации по разработке соответствующих форм контроля и фондов оценочных средств.

3. Разработанные вузом основные образовательные программы по различным профилям, входящим в направление подготовки. Составным элементом данных ООП являются фонды оценочных средств, предназначенные для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

ФОС- фонд оценочных средств ФОС = КИМ +КОС КИМ – комплект контрольно-измерительных материалов – применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений. КОС – комплект оценочных средств – применяется в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности

Экспертиза фондов оценочных средств осуществляется на предмет выявления: соответствия ФОС структуре требований ФГОС; соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки; соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.

Компонентный состав компетенции КомпонентыТехнология формирования Средства и технологии оценки Знает Семинарское занятие, самостоятельная работа Тест, контрольная работа Умеет Практическое занятие, лабораторный практикум Контрольная работа, расчетно- графическая работа Владеет Практическое занятие, проект Экзамен

Дескрипторы уровне освоения компетенции Ступени уровней освоения компетенций Отличительные признаки ПороговыйВоспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание … ПродвинутыйВыявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует … ВысокийАнализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует …

Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.

Благодарю за внимание!