ВВЕДЕНИЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ Л.Н. Феденко Зам. директора ИСИО РАО К.п.н. 16 мая 2012 г. г. Киев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
Advertisements

Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности общеобразовательных учреждений.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Зональное совещание 16 августа 2012 г.. Указ Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 7 мая 2012 Правительству.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
Транксрипт:

ВВЕДЕНИЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ Л.Н. Феденко Зам. директора ИСИО РАО К.п.н. 16 мая 2012 г. г. Киев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Внесены изменения:Приказ 2357 от 22 сентября 2011 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17»_декабря_2010 г.1897__ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования С1 сентября 2011 года все первоклассники обучаются в соответствии с ФГОС НОО

Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.

7 мая 2012 года Указ 599 Президента России «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики постановляю: 1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования: утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

Рейтинг главных событий в образовании РФ за последние 10 лет Место в рейтинге Событие 1 Увеличение финансирования образования 2 Создание сети ведущих вузов 3 Увеличение финансирования вузовской науки 4 Увеличение свобод образовательных учреждений 5 Развитие негосударственного сектора высшего образования 6 Информатизация образования 7 Индивидуализация образования 8 Создание новых образовательных стандартов Мнение независимых экспертов

Рейтинг главных событий в образовании РФ за последние 10 лет Место в рейтинге Событие 1 Реализация национального проекта «Образование» 2 ЕГЭ 3 Реализация регионами комплексных программ модернизации образования 4 Создание новых образовательных стандартов 5 Разработка нового закона «Об образовании» 6 Введение нормативно-подушевого финансирования 7 Развитие дистанционного обучения 8 Создание сети ведущих вузов 9 Модернизация профобразования 10 Определение приоритетов развития образования 11 Создание условий для инновационного развития 12 Информатизация образования Мнение руководителей регионального образования

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие

Особенности введения ФГОС ООО 1.Особенности введения, обусловленные особенностями ФГОС ООО 2. Особенности введения, обусловленные системными изменениями Создать школу жизни в меняющемся мире, школу управления этими изменениями

Ключевые особенности ФГОС общего образования Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе Стандарты первого поколения Федеральные государственные образовательные стандарты Сохранение единого образовательного пространства, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания Инструмент модернизации системы образования. Инструмент модернизации системы образования. Обязательный минимум содержания образования Требования к результатам освоения ООП «деятельностная» «знаниевая» системообразующий компонент парадигма основные функции содержание Система требований к структуре, результатам освоения и условиям реализации ООП Содержание обучения

ФГОС – стандарты выбора Учитель – выбор путей, средств, способов достижения результатов, Ученик - выбор индивидуальной траектории развития Система рамочных ограничений Чем выше ступень, тем больше возможность выбора

Методологическое основание - системно-деятельностный подход системы ключевых задач, Целей как системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности способов действийсодержания результатов образования достижения личностного развитиядостижения социального развития достижения коммуникативного развитиядостижения познавательного развития проектирование

1. Требования к результатам - преемственность Требования к личностным результатам Требования к предметным результатам Требования к метапредметным результатам Цели образования Структура требований к результатам освоения ООП Требования к результатам освоения основных образовательных программ – конкретизированные и операционализированные цели образования ФГОС планируемые результаты освоения основных образовательных программ – операционализированные требования к результатам Примерная ООП

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов- преемственность и развитие достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Предмет оценки Итоговая оценка Накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования. уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

Особенности системы оценки: «знаниевая» и деятельностная» парадигмы ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум содержания образования (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса освоения ООП обучающимися Контроль за достижением ПР

2. Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования - преемственность и развитие Компоненты разделов ООП НОО Компоненты разделов ООП ООО целевогосодержательногоорганизационного Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты система оценки Содержательный раздел программа формирования УУД программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы Организационный раздел учебный план план внеурочной деятельности система условий Пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК- технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Учебный план; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

3.Требования к условиям реализации основных образовательных программ Информационно- методическое обеспечение Информационно- методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение Готовить школу к ребенку, а не ребенка к школе А.Г.Асмолов Школа сетевого столетия

Особенности требований к кадровым условиям Приведены в соответствие с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет

Особенности требований к финансово- экономическим условиям 1.Требования приведены в соответствие с ФЗ-83 Финансовое обеспечение реализации ООП осуществляется на основе государственного задания учредителя по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта. 2.Дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения) 3. Зафиксировано: норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность 4. Установлено: норматив должен обеспечить реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям реализации ООП, достижения требований к результатам реализации ООП, достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие : формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: Осуществлять образовательную деятельность создание и использование информации создание и использование информации получение информации получение информации Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений проведение экспериментов, наблюдений проведение экспериментов, наблюдений проектирование и конструирование проектирование и конструирование обработка материалов и информации обработка материалов и информации создание материальных объектов создание материальных объектов художественное творчество художественное творчество размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ

В соответствии с ФГОС ООО весь образовательный процесс отображается в информационной среде В информационной среде размещается: поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу материалы, предлагаемые учителем обучающимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедиа сообщения и справочный материал домашние задания, которые, могут включать для анализа видеофильм, географическую карту и др. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в Интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый обучающимся видеофильм, таблицу экспериментальных данных анализ учителем домашних заданий

Новые внешние условия, вызовы, проблемы ввввввввв Новые внешние условия Подготовка нового ФЗ «Об образовании» Введение в действие в 2012 году ФЗ-83 Реализация новых СанПиН Реализация Постановления от 31 мая 2011 г. 436 О порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования

7 мая 2012 года Указ 599 Президента России «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики постановляю: 1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования: внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС и проект ФЗ «Об образовании в РФ» Идеология проекта ФЗ: изменения, поддерживающие ФГОС Возможность выбирать учебные курсы как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта) Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов Нормативное подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и пр.) Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства Дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуализации образования Финансово-экономические механизмы: справедливое распределение ресурсов и равный доступ к качеству образования Оценка качества образования: переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования Общественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенций Идеология проекта ФЗ: изменения, поддерживающие ФГОС Возможность выбирать учебные курсы как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта) Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов Нормативное подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и пр.) Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства Дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуализации образования Финансово-экономические механизмы: справедливое распределение ресурсов и равный доступ к качеству образования Оценка качества образования: переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования Общественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенций

Проект ФЗ «Об образовании в РФ» В полномочия субъекта РФ впервые внесен пункт о финансировании аккредитованных частных образовательных организаций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ (в части расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы) в соответствии с нормативами, установленными для государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций.

Размер заработной платы педагогического работника (проект ФЗ «Об образовании в РФ» ; ст. 48, п. 8) Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

Проект ФЗ 6. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, особенности проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных образовательных программ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Проект ФЗ «Об образовании в РФ»

Проект ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 14. Сетевые формы реализации образовательных программ 2. Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ: совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов; зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Проект ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 15. Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения 1. Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

ФГОС ООО: новые системные задачи Обеспечение нового качества образования. Креативность и инновативность выпускников Формирование компетенций, адекватных задачам модернизации России Создание школы позитивной социализации Конвергенция знаний Индивидуализация образования Модернизация систем педобразования и повышения квалификации педкадров (в т.ч. демонополизация и деинституционализация, формирование сетей) Повышение престижа педагогической профессии, социального статуса учителя Создание современных условий обучения и воспитания, Эффективный менеджмент инноваций Реализация новых типов содержания образования (например, интегрированного) Новые стандарты ВПО, программы развивающего образования Подготовка школьных команд Подготовка учителя, мотивированного на инновационное поведение Повышение зарплаты учителя Развитие дополнительного образования детей, внеурочной деятельности Оснащение образовательной деятельности, создание новой образовательной среды Создание моделей и реализация нового образовательного процесса, обеспечивающего достижение индивидуального максимума результата Институционализация сложившихся механизмов Внедрение новых, адекватных требованиям ФГОС ООО образовательных технологий и механизмов управления Создание института экспертизы ООП Оценка новой результативности. Создание эффективных систем оценки качества образования (нормативной базы, инструментария, процедур; оценка внеучебных результатов, динамики индивидуальных достижений, оценка достижения метапредметных результатов) Стратегические – корреляция с международными Тактические

Введение ФГОС ООО: достижения и заделы Доступность образования уровень образования населения России – один из самых высоких в мире Качество образования Уровень математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) российских школьников выше уровня учащихся многих стран Хорошие результаты на международных олимпиадах: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Возрастает активность семей в образовании детей Рост доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г). Доступность образования уровень образования населения России – один из самых высоких в мире Качество образования Уровень математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) российских школьников выше уровня учащихся многих стран Хорошие результаты на международных олимпиадах: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Возрастает активность семей в образовании детей Рост доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г).

Качество педагогического образования (по результатам международного исследования TEDS, 2008) Будущие учителя математики (знания по математике/знания по педагогике, психологии и методике преподавания математики)

Распределение учащихся четвертых классов по группам (уровень достижений по чтению, PIRLS-2006)

Вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Дифференциация на уровне школ В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. Недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ Рост неудовлетворенности населения спектром и качеством образовательных услуг (в т.ч. выбор образованными родителями западного образования) Снижение мотивации школьников к обучению Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Дифференциация на уровне школ В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. Недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ Рост неудовлетворенности населения спектром и качеством образовательных услуг (в т.ч. выбор образованными родителями западного образования) Снижение мотивации школьников к обучению

Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).

Образовательное неравенство - «слабые школы» ( Ярославский международный форум) Контингент обучающихся Ресурсные ограничения и образовательные технологии

Несовременное содержание образования (Ярославский международный форум)

Процент будущих учителей, считающих возможным работать учителем в основной школе в течение всей жизни

Качество педагогического образования (по результатам международного исследования TEDS, 2008) Студенты успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного материала (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т. п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, где необходим самостоятельный вывод, анализ предложенной математической ситуации или решение поставленной проблемы.

Учителю недостает следующих качеств (данные ФЦИОМ) Духовность, высокие моральные и этические качества Педагогический талант: любить детей, работать по призванию Лидерские качества Хорошее владение русским языком Бескорыстие, альтруизм, добросовестность Респектабельность, привлекательный внешний вид Чувство юмора Умение организовывать и планировать время Эрудированность Современность (понимание современной жизни и умение разбираться в технике) Открытость Доброта Мнение родителей учеников средних и старших классов

Образ учителя (по данным ФЦИОМ) «Советский» учитель Современный учитель Идеальный учитель С одной стороны: Энтузиаст Пример для подражания Престижная профессия Непререкаемый авторитет Вызывает уважение, трепет Работает по призванию, не за деньги С другой стороны: Строгий: «ботан» Сухой: робот Авторитарный Несовременный Заидеологизированный С одной стороны: Современный: «продвинутый» Модный Активный Спортивный Стремящийся к саморазвитию Психолог С другой стороны: Бездушный, безразличный Коррумпированный Материально нуждающийся Думает только о деньгах Не способен реализовать себя в других областях Натаскивает на ЕГЭ Ограниченный Психолог Индивидуально подходит к каждому ученику Любит детей и свой предмет Преподает вне рамок учебной программы Креативный Педагог попризванию Друг ученику Увлекает за собой, лидер Терпеливый и сдержанный С чувством юмора В единой команде с администрацией и учениками

Новый учитель, новый руководитель Введение ФГОС ООО требует: От руководителей способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса повышения ответственности за условия и качество реализации образовательных программ выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнёрами мотивации учителей на непрерывное профессиональное совершенствование От педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения изменения профессиональной позиции технологического перевооружения перестройки содержания образования и способов его интерпретации овладения навыками проектирования образовательного процесса.

9 ноября 2011 г. заседание Координационного совета в Якутске Определены основные проблемы: модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров под новый стандарт Нач. Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко: необходимо переходить от повышения квалификации учителя к повышению квалификации коллективов образовательных организаций введение стандартов в коррекционном образовании интегрированное образование дальнейшее совершенствование финансово-экономических механизмов оснащение образовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием этнокультурное содержание и федеральная экспертиза

4-5 апреля заседание Координационного совета в Иркутске Основной вопрос: О повышении квалификации руководящих и педагогически х работников по вопросам введения и реализации ФГОС начального и основного общего образования в субъектах РФ и планах работы по данному направлению. Вопросы для рассмотрения на следующих заседаниях: Система оценки достижений обучающихся Профессиональный стандарт учителя (руководителя) Стажировочная площадка и ее роль, функции и содержание деятельности по введению ФГОС общего образования Информационное обеспечение введения ФГОС общего образования и работа с различными субъектами образовательного процесса

1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ: перечни планируемых результатов по всем изучаемым курсам, предметам, учебным модулям с учётом логики развёртывания учебного процесса во временнóй перспективе (возможно использование УМК, в которых они разработаны) 2) систему формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ: адаптация итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ применительно к этапам образовательного процесса, выделенным образовательным учреждением возможностям отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности; системы воспитательной работы; системы психолого-педагогической поддержки; системы дополнительного образования. Проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов Образовательное учреждение разрабатывает: Основные проблемы введения и реализации ФГОС ООО Разработка ООП: Обучение школьных команд. Помощь: методические материалы, рекомендации

1. Описание организации и содержания: промежуточной аттестации обучающихся итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся оценки проектной деятельности обучающихся 2. Адаптация инструментария для итоговой оценки, разработанного на федеральном уровне, для организации: оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию; 3.Адаптация (разработка) инструментария для итоговой оценки по предметам и/или программам, вводимым ОУ 4. Адаптация (разработка) инструментария для организации стартовой диагностики 5 Адаптация или разработка инструментария системы внутришкольного контроля. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов Компетенция ОУ Обучение школьных команд Помощь: методические материалы, рекомендации

Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; защиты итогового индивидуального проекта. Обучение школьных команд. Помощь: методические материалы, модели, рекомендации

Особенности оценки индивидуального проекта В ОУ разрабатываются : требования к организации проектной деятельности требования к содержанию и направленности проекта требования к процедуре защиты проекта критерии оценки проектной деятельности Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося Компетенция ОУ Обучение школьных команд. Помощь: методические материалы, модели, рекомендации

Формирование ИКТ-компетенций (планируемые результаты) В результате освоения основной образовательной программы основного общего образования выпускник научится: обращению с устройствами ИКТ (подключать устройства ИКТ, соединять устройства ИКТ, осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; размещать в информационной среде различные информационные объекты; выводить информацию на бумагу); осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; создавать письменные сообщения, графические объекты, музыкальные и звуковые сообщения; создавать, воспринимать и использовать гипермедиасообщения; выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; осуществлять коммуникации и социальное взаимодействие; вести поиск и организовывать хранение информации; анализировать информацию, осуществлять математическую обработку данных в исследовании; осуществлять моделирование, проектирование и управление. Обучение школьных команд. Помощь: методические материалы, рекомендации

Проектирование содержания образования Центральное место при проектировании содержания образования занимает вопрос о том, как содержание связано с усвоением универсальных учебных действий Образовательное учреждение: уточняет связи УУД с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью конкретизирует использование типовых задач, направленных на развитие УУД обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий посредством реализации программ отдельных учебных предметов Компетенция ОУ Обучение школьных команд Помощь: методические материалы, рекомендации

Программа коррекционной работы Разрабатывает программу, включающую в себя взаимосвязанные направления: диагностическое диагностическое коррекционно-развивающее коррекционно-развивающее консультативное консультативное информационно-просветительское информационно-просветительское Определяет и реализует механизмы выполнения программы: сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения Компетенция ОУ Обучение школьных команд. Помощь: нормативное обеспечение, модели, рекомендации Ресурсный центр – коррекционное ОУ

ФГОС ООО: Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные образовательные программы. Индивидуальныеобразовательныепрограммы изучение отдельных предметов (образовательных модулей), в том числе в других образовательных учреждениях участие учащихся в различных видах внеурочной деятельности и в дополнительном образовании самостоятельное изучение учащимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей) Помощь: нормативное обеспечение, модели, рекомендации

Кадровые условия: освоение компетенций на курсах ПК 1 Доля учителей, которые на курсах ПК прошли подготовку к самостоятельной разработке рабочей программы учебной дисциплины 78,59 % 2 Доля учителей, освоивших в ходе практических занятий методику формирования УУД по планированию собственной деятельности 52,59 % 3 Доля учителей, осваивавших методику формирования УУД по планированию собственной деятельности без практических занятий 47,78 % 4 Доля учителей, освоивших в ходе практических занятий методику формирования УУД по контролю и оценке собственных действий 52,22 % 5 Доля учителей, осваивавших методику формирования УУД по контролю и оценке собственных действий без практических занятий 47,04 % 6 Доля учителей, освоивших в ходе практических занятий методику формирования УУД по использованию знаково-символических средств 52,22 % 7 Доля учителей, осваивавших методику формирования УУД по использованию знаково-символических средств без практических занятий 42,96 % 8 Доля учителей, освоивших в ходе практических занятий методику формирования УУД по постановке и формулированию проблемы, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности 58,15 9 Доля учителей, осваивавших методику формирования УУД по постановке и формулированию проблемы, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности без практических занятий 42,22 % 10 Доля учителей, осваивавших методику формирования УУД записи, фиксации информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ без практических занятий 40,37 % 11 Доля учителей, освоивших в ходе практических занятий методику формирования УУД записи, фиксации информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ 46,67 %

ФГОС: освоение компетенций на курсах ПК

Кадровые условия: организация повышения квалификации Распределение регионов в зависимости от того, сколько педагогов прошло практическое обучение на курсах повышения квалификации.

Задачи системы дополнительного профессионального образования способствовать реорганизации реальной педагогической практики, вооружить педагога новыми деятельностными образцами, задать спектр реальных образцов деятельности, которые демонстрируют другой уровень педагогического профессионализма создать инфраструктуру, позволяющую педагогу иметь доступ к этим образцам, соотносить с ними реальную деятельность и получать консультационную поддержку сформировать критерии эффективности освоения программ дополнительного профессионального образования осуществлять измерение результатов повышения квалификации кадров, соотнося их с требованиями ФГОС общего образования и практической деятельностью не только развивать отдельного профессионала, но и развивать педагогический коллектив, «команду» ОУ

Размещение документов на сайтах: Спасибо за внимание! Размещение документов на сайтах: Спасибо за внимание!