Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
1 Компетентностный подход в образовании. Эволюция образовательной парадигмы Доинституциональный период (ценности замкнутой группы, передаваемые примером)
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Роль медицинских сестер в системе здравоохранения стран ЕС Паулиина Аарва июня 2007, Тюмень Проект по первичной медицинской помощи, Россия.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
Проблемы высшего образования в США и Европе 12 февраля 2008 Семинар Проф. А. Сафти, Научного консультанта филиала кафедры ЮНЕСКО.
Современные компетенции образования Международные Российские Цель и задачи модернизации российского образование Цель модернизации образования Задачи модернизации.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Кувашова Людмила Владимировна учитель технологии МОУ «СОШ 54» город Новоуральск.
Транксрипт:

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе

Необходимость внедрения компетентностного подхода обусловлена глобализацией мировой экономики, интеграцией России в европейское образовательное пространство, сменой образовательной парадигмы, предписаниями Концепции модернизации российского образования до 2010 г.

Образование – открытый социальный институт Факторы институциональных изменений: глобализация и информационно- технологическая революция. Тенденции развития: появление мирового рынка образовательных услуг и продуктов; растущее значение информационных технологий; развитие экономики знаний, как движущей силы экономического роста и формирование ОП, в котором индивиды имеют возможность реализовать образовательные возможности на протяжении всей жизни.

Школам нужно интенсивно изменяться, чтобы быть готовыми ответить: на социальную неоднородность общества; на больший доступ людей к технологическим инновациям для ежедневной жизни и работы; на интеллектуализацию экономики, что становится конкурирующим фактором на всемирных рынках услуг; на требования работодателей, которые все более понимают значимость постоянного повышения квалификации; на новые роли индивидуумов в социальной жизни общества.

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Европа объединилась Число студентов Число студентов, обучающихся за рубежом Дипломированные специалисты с иностранными дипломами млн80 млн110 млн140 млн ,05 млн1,5 млн2 млн6 млн ,1 млн4 млн6 млн10-15 млн

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Последствия объединения Непонятно, что и в каком объеме изучил студент или специалист: Вузы автономны. Учебные программы по одной и той же специальности сильно отличаются. Учебный год в одних вузах делится на «семестры», в других на «триместры».

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Последствия объединения Бакалавр: в Великобритании - это лицо, проучившийся три года в университете (бакалавры дипломов не пишут и не защищают); во Франции – это лицо, закончившее 12 классов средней школы. Дипломированный специалист: во Франции было – 3 вида (уровня) высшего образования, однако каждый вуз выдавал свой оригинальный диплом о высшем образовании, и, если не знать, чем отличается образование, полученное в Сорбонне от образования, полученного в Парижском политическом университете, мы не сможем оценить не только качество образования, но и его уровень; в Германии и Финляндии –было как у нас - один, сейчас добавились бакалавры и магистры. Ученые звания: профессор во Франции - преподаватель вуза без степени; в России, как минимум, кандидат наук.

Национальные оценочные системы СтранаОценки ECTSABCDEFXF % проявления (10%)(25%)(30%)(25%)(10%) Австрия Бельгия Чехия123 Дания Эстония Финляндия Франция Германия Греция < 4 Венгрия Ирландия A(4) B+ (3.5) B(3) C+ (2.5) C(2) D(1), D+(1.5) Италия Латвия Литва < 5 Люксембург Мальта Отличие 1 кл. Отличие высшего 2 кл. Отличие низшего 2 кл. F(0), Польша Португалия Словакия12 3 Словения Испания Швеция ОтличноСдано GBA B+, A -B-,B C, C+ C, D E,E,E,E, NL > 5.5 Норвегия1.5–1, Россия F

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Последствия объединения Объем выполненной учебной работы в приложениях к диплому указывается по-разному СтранаНаличие крéдитны х форм Название единицы трудоемкости осво-енного материала Соотношение Германиянетsemesterwochenstunde ( семестра ) 1 С = 20 недель (1 год = 2С) Грециянетучебная единица1 УЕ = 1 ауд. час/нед Финляндияда (с 2003 года)opintoviikko (учебная неделя) 1 УН = 40 астр.час. (1 год = 40 УН) Швецияда (накопительная) poäng (пункт) 1 пункт = 1 неделя (1 год = 40 пунктов) Великобри- тания да (накопительная) credit ( кредит) 1 год = 12 кредитов. Нидерландынетstudiepunt (учебная единица) 1 УЕ = 1 неделя (1 год = 42 у.е.) Португалияда (с 2005 года)учебная единица1 у.е. = 15 астр. час. (Лекции) 1 у.е.= 22 астр. час. (Практич. зан.) 1 у.е. = 40 астр. час. (Самост. раб.) Испанияда (с 2003 года)учебная единица1 у.е. = 10 ауд. час РоссияДа (зачетная)академический час 1 АЧ = 45 или 50 мин

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Поэтому, на всякий случай: - специалисты при переезде в другую страну вынуждены были «перезащищать» диплом; - студенты начинать обучение с первого курса. Однако это противоречит правам человека

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Это определило первую причину, вызвавшую необходимость реформирования европейских национальных образовательных систем первую причину, вызвавшую необходимость реформирования европейских национальных образовательных систем: Сделать европейские национальные образовательные системы прозрачными и понятными.

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования В наше время социально-экономическая цель образования стала другой В доиндустриальном обществе (феодализме) целью образования было повышение интеллектуального уровня господствующего класса. В индустриальном (социализм, капитализм) подготовка ограниченного контингента специалистов-управленцев из сословий, не относящихся к господствующему классу.

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования на 5% в краткосрочной перспективе на 2,5% - в долгосрочной. В Европейском Союзе за 90-е годы не менее 0,5% экономического роста обеспечено именно этим фактором. (Расчеты, проведены Организацией экономического сотрудничества и развития) В современном (постиндустриальном или инновационном)обществе повышение «образованности» общества на 1 академический год обеспечивает прирост экономики В современном (постиндустриальном или инновационном) обществе повышение «образованности» общества на 1 академический год обеспечивает прирост экономики

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Так как обществу выгодно иметь как можно больше людей с высшем образованием, то образовательная система должна обеспечить возможность получения высшего образования всеми слоями населения. Отсюда появляется вторая причина, вызвавшая необходимость реформирования европейских национальных образовательных систем: В результате реформы образовательные системы Европы должны перейти от подготовки ограниченнго контингента специалистов к массовому высшему образованию (так это называется у нас) или всеобщему высшему образованию (так это формулируют в Европе и Азии).

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования актической цели Изменение дидактической цели Доиндустриальное общество. Обучение преимущественно схоластическим знаниям. Доиндустриальное общество. Обучение преимущественно схоластическим знаниям. Индустриальное общество. Изучаются знания, имеющие практическое значение, к усвоению знаний, добавилась вторая цель - обучать применению знаний на практике. Подготовка специалистов. Индустриальное общество. Изучаются знания, имеющие практическое значение, к усвоению знаний, добавилась вторая цель - обучать применению знаний на практике. Подготовка специалистов. Инновационное общество. Научно-техническая революция привела к тому, что обучить даже основам необходимых обществу знаний, стало невозможно. За время обучения, возникают новые знания, из-за стремительного возникновения все боле новых и новых знаний в принципе не могут соответствовать потребностям развивающегося общества. Массовое высшее образование и массовая подготовка специалистов конкретных специальностей не одно и то же. Инновационное общество. Научно-техническая революция привела к тому, что обучить даже основам необходимых обществу знаний, стало невозможно. За время обучения, возникают новые знания, из-за стремительного возникновения все боле новых и новых знаний в принципе не могут соответствовать потребностям развивающегося общества. Массовое высшее образование и массовая подготовка специалистов конкретных специальностей не одно и то же. Появилась третья причина реформирования национальных образовательных систем- научить учиться Появилась третья причина реформирования национальных образовательных систем- научить учиться.

1) национальные образовательные системы должны стать прозрачными и понятными; 2) высшее образование должно стать всеобщим (массовым); 3) высшее образование должно учить учиться. Три причины, вызвавшие необходимость реформирования национальных образовательных систем

аккредитованные вузы; единые квалификации (признавать все ступени высшего образования, включая уровень докторантуры); приложение к диплому, в котором должно быть: - описание национальной образовательной системы, - перечень изученных дисциплины, - трудоемкость изученных дисциплин, - качество освоения (оценка) изученных дисциплин. Национальные образовательные системы должны стать прозрачными и понятными Для этого разработаны требования, названные образовательным пространством, и все страны, согласные с этими требованиями принимают на себя обязательства адаптировать свои национальные образовательные системы к бюрократическим требованиям этого пространства (В 1999 году таких стран было 29, сейчас 45) : Образовательное пространство

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования (Болонский процесс) 0. Вашингтонское соглашение 1987 год США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, подписали это соглашение, позднее к нему присоединились Гонконг и Южная Африка 1. Конвенция о признании квалификаций высшего образования (Лиссабон 1997) О признании всеми странами объединенной Европы документов о высшем образовании, выданных в странах Европейского союза. 2. Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования. г. Париж, Сорбонна, 25 мая О введении в Европе единой двухуровневой системы образования. 3. Создана европейская сеть, для обеспечения качества высшего образования (ENQA).

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования (политические способы решения проблемы Болонский процесс) Болонский процесс (прошлое) Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 г. (а) О введении приложения к диплому, и указания в нем ECTS – единиц трудоемкости. (б) О возможности накопления этих единиц в течение всей жизни. (в) Об обеспечении качества образования. 5. Понимание Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров образования. г. Берлин, 19 сентября 2003 г. (а) О разработке согласованного свода стандартов, процедур и принципов обеспечения качества образования, например, единых программ обучения, единой системы аккредитации и сертификации. (б) О признании аспирантуры третьим уровнем образования. 6. Общеевропейское пространство образования – достижение целей. Коммюнике Конференции Европейских министров образования. Берген, Мая Распространить стандарты, гарантирующие качество образования, предложенные ENQA на все страны Евросоюза. Создать маршруты обучения в высшем образовании. Создать процедуры признания предшествующего образования.

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования (политические способы решения проблемы Болонский процесс) Болонский процесс (настоящее) 7. Совещание в Лондоне мая 2007 года, было посвящено анализу внедрения стандартов и руководящих принципов гарантии качества; введения национальных структур квалификаций; присуждения и признания совместных степеней, включая уровень докторантуры; созданию возможностей для гибких маршрутов обучения в высшем образовании, включая процедуры признания предшествующего обучения.

Объективная необходимость реформирования национальных систем высшего образования Все эти заседания, совещания и естественно, работа вузов по выполнению принятых решений позволили Евросоюзу сформулировать 10 целей Болонского процесса. См. выдачи.

Десять целей болонского процессаРоссийская система образования 1. Принятие системы сопоставимых степеней (через внедрение Приложения к диплому) Приложение к диплому выдается 2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. (второй цикл - получение степени магистра и/или степени доктора) Двух цикловая (уровневая) система образования имеется 3. Учреждение системы кредитов (по типу ECTS - европейской системы учета трудоемкости) Учет трудоемкости изученных дисциплин ведется (в академических часах) 4. Содействие мобильности (получение одного высшего образования в двух и более вузах) Образование, начатое в одном вузе можно завершить в другом (при наличии академической справки) 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (разработка сопоставимых критериев и методологий) Раньше в нашей системе высшего образования внутривузовских структур управления качеством образования не существовало. Сейчас более 250 вузов их организовали и приступили к разработке сопоставимых критериев и методологий. 6. Содействие европейским воззрениям в высшем образовании, (развитие совместных учебных планов, программ обучения, практической подготовки, научных исследований, схем мобильности, межинституционального сотрудничества) С более глубоким внедрением в Зону европейского высшего образования, наши вузы в состоянии обеспечить обучение по различным совместным программам. (например, Нижегородский университет совместно с Калабрийским (Италия) Гренобльским (Франция) университетами и университетом Эти первые шесть целей изложены в совместном заявлении европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года: «ЗОНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» Европейское образовательное пространство

Десять целей болонского процессаРоссийская система образования 7. Обучение в течение всей жизниПока в России при получении высшего образования допускается перерыв не более пяти лет 8. Высшие учебные заведения и студенты (вовлечение вузов и учащихся в процесс формирования Зоны европейского высшего образования) Это процесс 9. Содействие обеспечению привлекательности Зоны европейского высшего образования (расширение квалификаций, обеспечение качества путем аккредитации/сертификации) Аккредитация и сертификация российских вузов и учебных программ проводится 10. Энергичное продолжение (достичь целей, поставленных Болонской декларацией, используя особенности национальных систем образования, культур и языков) Это процесс Эти четыре цели добавлены к первым шести на встрече европейских министров, отвечающих за высшее образование, г. Прага, 19 мая 2001 года: «К ЗОНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». Европейское образовательное пространство

Изменения в школьном образовании: расширение среднего образования (охват всех детей); создание возможности для успешного обучения всем учащимся; фокусирование содержания образования на приобретение основных компетенций, необходимых для успешного функционирования человека в обществе знаний;

качественные улучшения в средствах и технологиях обучения; персонификация образования, интеграция формальных и неформальных форм его получения; улучшение эффективности управления в среднем образовании.

Концепция модернизации российского образования изменяет образовательную парадигму; предписывает переход образовательных учреждений на комптентностный подход.

Задание В группах по 5-7 человек, определите, как Вы понимаете термины «Компетенции», «Компетентность» и «Компетентностный подход» применительно к образовательной деятельности?

«….В общем, у принца налицо полное отсутствие овладения не то, что ключевыми, а вообще какими бы то ни было компетенциями. За что, видимо, и поплатился… Был бы компетентным, стал бы королем! А так…» Исак Фруми «Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования»

«…Все отчетливее осознавалась как главная проблема вырождение способности системы общего образования защитить своего выпускника от нахлынувшего рынка…» КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ: ПРИХОТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ? С.Е. Шишов, профессор, начальник отдела Управления развития образования Минобразования России, д.п.н.

Понятие «компетенция» Термин «компетенция» (в переводе с латинского соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Понятие «компетенция» В научной литературе понятие «компетенция» рассматривается как совокупность знаний, умений (приемов) и навыков, которые необходимы для качественного выполнения определенной работы, при этом умения рассматриваются, как способность и готовность эффективно применять знания на практике и удовлетворять минимальному стандарту качества деятельности.

Понятие компетентности в стандартах ISO Компетентность, в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», понимается как продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике

Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере (А.В. Хуторской)

Компетенции – внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы и алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях (И.А. Зимняя)

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающая его личностное отношение к ней и предмету деятельности; это совокупность качеств ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В. Хуторской)

Компетентность – актуальное, деятельностное проявление компетентности (И.А. Зимняя) Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт (С.Е. Шишов)

Общее образованиеПрофессиональное образование Ключевые компетентности (базовые навыки, сферы общекультурной компетентности ) Общепредметные (общеметодологические, общеучебные) компетентности Базовые компетентности Предметные компетентностиСпециальные компетентности

Определение компетентностного подхода Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях

Принципы компетентностного подхода Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Задание В подгруппах по 5-7 человек продумайте, каким образом указанные принципы могут быть реализованы (реализуются) в практике работы школы? Приведите примеры.

Задачи перехода школы к компетентностному подходу создание условий (мотивационных, педагогических, методических, управленческих, психологических) для внедрения образовательных технологий, формирующих компетенции, разработать и внедрить систему оценки достижений учащихся, ориентированную на компетентностный подход.

Задание Какие мотивационные, педагогические, методические, управленческие, психологические условия нужно создать в вашей школе, чтобы осуществить переход на компетентностный подход?