ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Advertisements

Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Транксрипт:

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Макаровская Зоя Вячеславовна, проректор по учебной работе МГППУ, доктор технических наук, профессор, федеральный эксперт в области профессионального образования Тел. 8(495) март, 2012 Московский городской психолого-педагогический университет

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО Основная образовательная программа высшего профессионального образования Годовой календарный учебный график Учебный план, рабочий учебный план Учебно-методические комплексы дисциплин*: Рабочие программы дисциплин Учебного плана (100%, в том числе дисциплины по выбору). Методические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические указания для студентов (в том числе для курсовых работ / проектов) Фонды оценочных средств дисциплин Учебного плана (100%, в том числе дисциплины по выбору) Программы практик (100%) Программа научно-исследовательской работы (100%) Программа итоговой аттестации. * Письмо Рособрнадзора от N ИН/АК Оценка на соответствие документам друг другу и фактическому учебному процессу

ООП ВПО, как нормативно-методический документ Локальный нормативный акт вуза (Положение) определяет: – Структуру ООП –Содержание ООП –Разработку ООП –Ответственность за разработку и реализацию –Процедуры согласования, утверждения и изменения в ООП –Хранение ООП 3 Год утверждения, Соответствие дат протоколов

РАССМОТРЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ООП ВПО ООП ВПО подлежит: Утверждению ООП ВПО ректором после принятия её на учебно- методическом совете МГППУ Обязательному рассмотрению на заседаниях: –Ученого совета факультета. –Учебно-методической комиссией по направлению подготовки (специальности). –Выпускающей кафедры. Примечание: Оценке подлежит соответствие ООП ВПО требованиям ФГОС ВПО, миссии МГППУ, интересам Департамента образования города Москвы и рынку труда. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе и обороте титульного листа ООП ВПО с пометкой «Рекомендована» с указанием протокола, даты и подписи лица, возглавляющего соответствующий орган или структурного подразделение. Согласование ООП ВПО осуществляется с: –Деканом факультета. –Начальником учебного управления –Проректором по учебной работе Примечание: Ответственность разработку и прохождение процедур согласования несет выпускающая кафедра (в лице её заведующего) – разработчика данной ООП ВПО. 4 Оценка наличия в вузе процедур менеджмента качества

Структура ООП ВПО ОГЛАВЛЕНИЕ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Нормативные документы для разработки ООП ВПО 1.2.Общая характеристика ООП ВПО Цель (миссия) ООП ВПО Срок освоения ООП ВПО Трудоемкость ООП ВПО 1.3.Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника 3.КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО 4.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 4.1.Календарный учебный график 4.2.Учебный план 4.3.Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 4.4.Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся Программы учебных практик Программа производственной практики Программа научно-исследовательской работы 5.ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 5.1.Кадровое обеспечение 5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение 5.3.Материально-техническое обеспечение ООП 6.ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ 7.НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ВПО8 7.1.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2.Итоговая государственная аттестация 8.ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5

ООП:1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Нормативные документы для разработки ООП ВПО ФГОС ВПО по соответствующему направлению (специальности). Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации ФГОС ВПО (Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2010 г «О разработке вузами основных образовательных программ») Рекомендации профильного учебно- методического объединения Положение вуза об ООП (собственное) (!) 6

ООП:1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.2.Общая характеристика ООП ВПО Цель (миссия) ООП ВПО (!) Срок освоения ООП ВПО Трудоемкость ООП ВПО 1.3.Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО (!) 7 содержание нормативная база риски П Общие моменты «… ООП ВПО имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки …». При этом формулировка целей ООП ВПО, как в области воспитания, так и в области обучения, даётся с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп обучающихся, а также Миссии вуза, особенностей научной школы вуза и потребностей рынка труда). Устав вуза Планы социально- экономическог о развития региона, области Эксперты имеют обыкновение предварительно знакомиться с Уставом вуза (в части миссии) и перспективных планов развития региона П Общие моменты «… указывается документ государственного образца об образовании. Для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП ВПО могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. ФГОС ВПООбратить внимание на магистерские программы в части базового образования -непрофильные направления и специальности

ООП: 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 8 Отсутствие соответствия друг другу, профилю, специализации; не подтверждаются дисциплинами вариативной части и дисциплинами по выбору Параметр ОбластьОбъектыВидыЗадачи Норматив ная база ФГОС ВПО Определяется вузом ____________________________ с учётом профиля подготовки, специализации, магистерской программы ФГОвузаС ВПО ФГОС ВПО ____________________________ Формулируются для каждого вида профессиональной деятельности в соответствии с профилем, специализацией, магистерской программы. Дополняются с учетом научной школы и традиций вуза потребностей рынка труда Уровень бакалавр Образование (общее, коррекционное, инклюзивное) Социальная сфера Здравоохранение Культура Обучение Воспитание Индивидуально-личностное развитие обучающихся Здоровье обучающихся Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающегося, педагогов, родителей в различных учреждениях различного типа и вида Социализация В ФГОС ВПО задачи прописаны в соответствии с видами: В области психолого-педагогического сопровождения Общего, дополнительного и профессионального образования; Детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании В области социально-педагогической деятельности В области педагогической деятельности в дошкольном образовании на начальной ступени общего образования Уровень магистр Образование Социальная сфера Здравоохранение Культура Обучение Воспитание Индивидуально-личностное развитие обучающихся Здоровьесберегающие технологии образования Здоровье обучающихся Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающегося, педагогов, родителей в различных учреждениях различного типа и вида Социализация В ФГОС ВПО задачи прописаны в соответствии с видами: В области психолого-педагогического сопровождения Общего, дополнительного и профессионального образования; Детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании В области социально-педагогической деятельности В области педагогической деятельности, В научно-исследовательской деятельности В области организационно-управленческой деятельности В большинстве ФГОС задачи не поставлены в соответствие видам деятельности

Ошибки при формулировании задач ООП (собственных) «Дать методические рекомендации …» – относится к задачам профессорско-преподавательского состава по обеспечению качественной подготовки по ООП «Предоставить условия …» – относится к задачам Университета по обеспечению материально-технической, информационной и прочих составляющих Программы, и должны быть решены априорно еще на стадии создания ООП «Сформировать компетенции по …» – относится к задачам профессорско-преподавательского состава по обеспечению качественной подготовки по данной ООП, решается на стадии проектирования Программы 9

3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО Компетенции определяются: Базовые (ОК, ПК) – ФГОС ВПО по соответствующему направлению (специальности), Дополнительные: профессионально-специализированные, в том числе профильно- специализированными компетенциями (вузом в соответствии с целями ООП, согласовываются с работодателем) ЭКСПЕРТ ОПРЕДЕЛЯЕТ: –Задействованность в ООП всех компетенции в целом и по циклам (соответствие ФГОС) –Соответствие компетенций (в том числе дополнительные) специфике профессиональной деятельности выпускника (профильности, специализации ООП) –Наличие согласования компетенций с работодателем ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ: Невозможность реализовать компетенции в тех дисциплинах, за которыми они закреплены Компетенции, согласованные с работодателем одинаковы, несмотря на различную специфику областей их деятельности Примеры: «Должен демонстрировать принятие различий и мультикультурности» - дисциплина «История и методология компьютерных наук», «Инновационный менеджмент» «Должен демонстрировать знание основных методов и средств автоматизации проектирования, производства, испытаний и оценки качества программного обеспечения» - дисциплина «Метрология качества программного обеспечения», в которой однозначно не может быть реализована первая часть компетенции. «Знать современные технические средства визуализации сложных информационных моделей» - дисциплина «Календарно-сетевое планирование» ( ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ компетенция, согласованная с работодателем !!!) 10

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 4.1. Календарный учебный график 4.2. Учебный план 11 Обеспечивается прохождением Учебных программ вуза консалтинговой проверки «Шахтинской» программы до начала её реализации Оцениваемые позиции Оценка эксперта соответствует/ не соответствует Примечания Срок обучения (недели, курсы) Соотношение теоретического обучения, учебной и производственной практики, экзаменационных сессий, каникул Оцениваемые позиции Оценка эксперта соответствует/ не соответствует Примечания Формулировка компетенций Распределение по курсам/ семестрам обучения Распределение по дисциплинам, модулям, практикам Соответствие видов учебной работы и образовательных технологий заявленным результатам освоения ООП (компетенциям) Соответствие форм промежуточной аттестации

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 4.3.Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 4.4.Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся Программы учебных практик Программа производственной практики Программа научно-исследовательской работы 12 В ООП представляются аннотациями или прилагаются к ООП: Проблемы: 1.Не соответствие содержания п исьму Рособрнадзора от N ИН/АК 2.Требованиям ФГОС в части доказательства Использования интерактивных методов, Реализации компетенций Оценки качества обучения Оцениваемые позиции Оценка эксперта соответствует/ не соответствует Примечан ия Наличие обязательных дисциплин базовой части общенаучного и профессионального циклов Наличие дисциплин, в том числе дисциплин по выбору студента, вариативной части общенаучного и профессионального циклов Общая трудоемкость по циклам в зач. ед. в ауд. часах. Общая трудоемкость по дисциплинам в зач. ед. в ауд. часах. Наличие и общая трудоемкость практики и НИР в зач. ед. в ауд. часах. Общая трудоемкость ИГА в зач. ед. в ауд. часах. Общая трудоемкость ООП в зач. ед. в ауд. часах. Распределение по семестрам Виды и формы промежуточной и итоговой аттестации Соответствие реализуемых компетенций и дисциплинам, модулям, практикам

АНАЛИЗ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ЭКСПЕРТ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ: Обеспеченность ООП рабочими программами программ ( 100% ) Актуальность учебной дисциплины (модуля) в рамках реализации ООП ? К решению каких задач профессиональной деятельности готовит учебная дисциплина (модуль)? ? В формирование каких компетенций может внести вклад учебная дисциплина? ? Какие результаты обучения будут готовы продемонстрировать обучающиеся? (иметь представление, знать, уметь…) Содержание учебной дисциплины (модуля) ? Соответствие общей трудоемкости дисциплины ФГОС (в ЗЕ и акад.часах); ? Соответствие содержания рабочей программы современным запросам производства, экономики и рынка труда; ? Ориентация содержания дисциплины на формирование заявленным общекультурным и профессиональным компетенциям; ? Отражение взаимосвязей изучаемых дисциплин и исключение дублирования в содержании дисциплин; ? Использование современных образовательных технологий, используемые при реализации различных видов учебной работы (особо – интерактивные методы); ? Соответствие видов самостоятельной работы требованиям к подготовке выпускников, содержащимся во ФГОС; ? Соответствие текущего, промежуточного контроля и диагностических средств оценки знаний специфике дисциплины и требованиям к выпускникам. 13 Аннотации программ, используемые в ООП, не дают полного представления о реализуемой дисциплине

ПРОГРАММЫ ПРАКТИК ЭКСПЕРТ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ: ? Обеспеченность программ ( 100% ) ? Соответствие видов, целей и задач практик заявленным компетенциям; ? Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь практики с другими частями ООП; ? Соответствие разделов (этапов) практики видам работ на практике, трудоемкости и формам текущего контроля; ? Использование современных научно-исследовательских и научно-производственных технологий. ? Описание баз практики с указанием формируемых на них компетенций 14

ПРОГРАММА НИР ЭКСПЕРТ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ: ? Обеспеченность программ ( 100% ) ? Соответствие требованиям к организации научно- исследовательской работы обучающихся, сформулированным в разделе 7 ФГОС ВПО по направлению подготовки; ? Ориентация на формирование заявленных во ФГОС компетенций; ? Адекватная формулировка результатов решения задач исследования с указанием и теоретического и практического значения; ? Включение всех элементов научного исследования, ведущих к защите дипломной работы (проекта) или магистерской диссертации. 15

ООП: 5. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Кадровое обеспечение Риски: остепенённость, профильность образования, назначение руководителей ВКР (особо магистрантам), назначение руководителей магистерских программ Учебно-методическое и информационное обеспечение Риски: количество рекомендуемых источников основной литературы велико и не соответствует объему самостоятельной работы; указанные ссылки на внешние источники не содержат дату обращения к ним и на момент проверки не являются активными; не подтверждается доступ к базам учебно-методической литературы, базам (указанных в ФГОС); Не подтверждается доступ к Интернет. Материально-техническое обеспечение ООП Проблемы: соответствие требованиям ФГОС (наличие специализированных классов, оборудования и прочее) 16 Эксперт проверяет доступность на месте (в вузе)

ООП: 6. ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ Описание индивидуально Риски: o Описывается среда, не соответствующая уровню образования (Ошибки: первое сентября, мисс университет – для программ магистратуры)– вуза o Не описывается научная среда вуза (научные школы, организация НИР студентов, проведение на постоянной основе научно-методологических семинаров на постоянной основе* ; проведение конференций молодых ученых и студентов и прочее) * Не путать с семинарами, проводимыми в соответствии с Учебным планом 17

7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ВПО 7.1.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2.Итоговая государственная аттестация ФОС оформляется отдельным документом Структурные элементы ФОС: а) паспорт фонда оценочных средств дисциплины; б) фонд оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины: вопросы к экзамену комплект типовых задач (кейс-пакетов) к экзамену в) фонд оценочных средств текущей аттестации дисциплины: комплект тестовых заданий. комплект других оценочных материалов (типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения. Текущий и промежуточный контроль – общее описание и указание на соответствующие положения Итоговая аттестация: – общее описание и указание на соответствующее положение и программу ИГА (особо – участие работодателя) 18

ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Описание индивидуально Рекомендации: обеспечить ООП рецензиями: работодателя базового УМО 19