Организация профориента- ционной работы в ГБОУ СОШ 301 Фрунзенского района Профессиональное самоопределение, вопрос «Кем быть?» являются одним из главных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- это научно обоснованная система социально - экономических, психолого - педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Центр профориентационной работы в МБОУ СОШ 76 город Краснодар.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Землю красит солнце, человека – труд Народная мудрость.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. Профориентация - это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, методико- биологических.
Профессиональная ориентация учащихся Семененкова Т.М. учитель технологии МОУ – Жерелевская общеобразовательная средняя школа Куйбышевский район Калужская.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Семинар для классных руководителей: «Организация профориентационной работы с учащимися 9 классов.
Профессионально- ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения Николаева Ирина Вадимовна, заместитель директора по.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
Профориентационная работа Юноши и девушки, а также их родители! Правильно профессию выбрать не хотите ли? МАОУ Трубичинская основная общеобразовательная.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Профориентация в школе - это социальный проект ! Профориентация в 9«Б» классе.
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Организация профориента- ционной работы в ГБОУ СОШ 301 Фрунзенского района Профессиональное самоопределение, вопрос «Кем быть?» являются одним из главных вопросов в жизни любого человека, а особенно выпускника школы! Подсчитано, что примерно 40% молодёжи, не владея правилами выбора профессии, избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и способностям. Это влечёт за собой личные разочарования и экономический урон государства. В стратегических документах правительства страны отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодёжи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого- педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка Цели: - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. - выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: - получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для планирования профориентационной работы: - дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства: - сформировать положительное отношение к труду; - научить разбираться в содержании профессиональной деятельности: - научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами: - научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основные направления деятельности ГБОУ СОШ 301 по проведению профориентационной работы Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности: Поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы: Планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональном)' самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения: Осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся); Проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы: Составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников: Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции: Организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях: Организует тематические экскурсии учащихся на предприятия: Оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения: Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению: Организует встречи учащихся с выпускниками школы студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Социальный педагог: Способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; Оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения: Осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; Оказывает помощь куратору в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Психолог проводит индивидуальное консультирование, включающее: Уточнение запроса учащегося Информирование о наиболее востребованных профессиях Санкт-Петербурга Ознакомление с различными классификациями профессий Выявления мотивов выбора профессии и структуры ценностей учащегося Определение личностных особенностей учащегося, влияющих на успешность в различных профессиях Определение профиля интеллектуальных способностей (соответствие его выбранной профессии) Даёт рекомендации исходя из особенностей личности ученика Оказывает помощь в составлении плана реализации выбранного пути Оказывает помощь куратору в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся. Учителя-предметники: Способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: Способствуют формированию у школьников адекватной самооценки: Проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся. Библиотекарь: Регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбора профессии и профориентационной работе: Организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии. Медицинский работник: Используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни: Проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека: Оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру: Оказывает помощь куратору, психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Психолого-педагогическая помощь ученику, испытывающему трудности профессионального самоопределения, должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем и осуществляется по преимуществу двумя способами: через работу в группах и путем индивидуальной работы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинга, психологические практикумы и др. При индивидуальной работе взаимодействие ориентировано, прежде всего, на самосознание: используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, диагностика, сочинения и др.

КНИГИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% по совету родителей, 9% под влиянием СМИ, еще 9% руководствуются в выборе малозначительными факторами (например - близость к дому). Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются наиболее устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

ОБЩАЯ СХЕМА ПЛАНИРОВ АНИЯ ПРОФЕССИ ОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Для того, чтобы выпускники смогли определить «зону оптимального выбора» профессии, необходимо: 1. Помочь им составить «Образ Я» 2. Познакомить с миром профессий 3. Помочь сделать правильный выбор

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ) Уровень самооценки Тип темперамента Тип мышления Уровень эмоциональности, способность к разрешению конфликтов Организаторские и коммуникативные способности Аналитические и творческие способности Уровень внимания, памяти, интеллекта Тип личности Склонности, способности, интересы Отношение к определённому типу профессий

МИР ПРОФЕССИЙ Основные понятия: профессия, специальность, должность Рынок труда, востребованность профессий Мотивация трудовой деятельности Виды профессий по предмету, цели, средствам и условиям труда Отношения в трудовом коллективе Требования к образованию Профессиональные качества Медицинские противопоказания Оплата труда

ПОРТФОЛИО - итог профориентационной работы Ученика ____ класса _____ школы _____________________________ «Я и мои профессиональные планы» Цель данного портфолио – создание и корректировка первичного профессионального плана. СОДЕРЖАНИЕ «Автопортрет» «Самодиагностика готовности к выбору профессии» Алгоритм построения профессионального плана «хочу» - «могу» - «надо» –«Углубим знание и понимание своего «хочу»» –«Углубим знание и понимание своего «могу»» –«Углубим знание и понимание «надо»» Построение профессиограммы Мой первичный профессиональный план и возможности его корректировки

Информационная поддержка профориентационной работы Информационные сайты о ВУЗах Санкт-Петербурга и Москвы Сайт художественных вузов Сайт психологических факультетов ВУЗов Санкт-Петербурга Сайты: словарь профессий, как выбрать профессию и тп

Полезные адреса Санкт-Петербургская молодежная биржа труда: Набережная канала Грибоедова, 105 Городской центр молодежных программ: ул. Смолячкова, 19 Молодежная общественная организация «Правый берег»: Индустриальный пр., 38, к.1, тел Учебно-методический центр Комитета по образованию: улица Миргородская, 16\5, тел.: , Управление федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу (справочная информация на сайте – Районный центр занятости населения Фрунзенского района: ул. Бухарестская, :

Нормативно-правовые документы. Конституция Российской Федерации г. Всеобщая Декларация прав человека.1948 г. Конвенция о правах ребенка.1990 г. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» г. Закон РФ «Об образовании».2005 г. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» г. Кодекс законов о труде.2002 г. Кодекс об административных правонарушениях.2003 г. Гражданский Кодекс РФ г. Уголовный Кодекс РФ.2000 г. Постановление Правительства РФ от г. 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки России от г. 53 «О создании координационной группы Министерства образования и науки РФ по организации введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Приказ Минобрнауки РФ от г. 101 «Об утверждении перечня субъектов РФ и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Письмо Минобразования РФ от г ИН\14-03 «Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению». ( 2004г., 6, «Вестник образования»)

В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЮ МОЖНО НАЧИНАТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Мы в профессии играем Балерина дружит с Дашей. По душе их выбираем, Даша кормит с ложки кашей И мечтаем поскорее Куклу-капризулю Катю - Мамы с папой стать взрослее, Подрастает... (воспитатель) Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать. Воспитатель ходит в школу Саша гордо самолет Вместе с мальчиком веселым На веревочке везет. Ян жонглирует мячом, Он готовится к полетам, Значит, будет... (циркачом) Значит, вырастет... (пилотом) Ян-циркач знаком с Иваном, У пилота Боря друг Недоверчивым и странным. Красит краской все вокруг. Он следит за дядей Дроном На окне рисует дождик, И мечтает стать... (шпионом) Значит, вырастет... (художник) У шпиона есть братишка. У художника сестренка Коля любопытный слишком, Петь умеет очень звонко. Он наукой увлеченный, Подпевают Насте птицы Значит, вырастет... (ученым) Значит, вырастет... (певица) Наш ученый с другом Васей У певицы есть соседи – Плавал дома на матрасе. Близнецы Денис и Федя. Ловко обогнул диван Воду варят вечерами, Вася, храбрый... (капитан) Значит будут... (поварами) Капитана Ксюша с Жанной Модельеры любят Гошу, Повара с Валерой в ссоре, Заразили кашей манной. Потому что он хороший. Он опять о вкусах спорит. А потом лечили щами. Сочинил он им сонет, Очень любит он дебаты, Стать хотят они... (врачами) Значит, вырастет... (поэт) Значит будет... (депутатом) У врачей есть три подружки – У поэта брат – Степашка, Депутат с Мариной дружит. Наряжаются в подушки. Он весь год учил букашку Той, что вечно в танце кружит, Галя, Машенька и Вера Прыгать из стакана в ковшик Ведь красавица Марина По призванью... (модельеры) Степа - юный... (дрессировщик) Стать мечтает (балериной)

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОСНОВНОМ ПРОВОДИТСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В старшей школе – это дискуссии, беседы, тестирования, тренинги, ролевые игры, профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, посещение дней открытых дверей в различных учебных заведениях

В кабинете профориентации

Сотрудничество ГБОУ СОШ 301 с учебными заведениями ФГБОУ высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.М.Герцена ФГБОУ высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский аграрный университет» ГОУ высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский государственный технологический институт (технический университет) ГОУ высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий» ФГБОУ высшего профессионального образования «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта ГОУ высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Сотрудничество ГБОУ СОШ 301 с образовательными учреждениями Фрунзенского района ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества ГОУ Центр психолого-медико-социального сопрвождения СПбГУ ЦБС ГОУ ДОД Центр детского (юношеского) технического творчества «Мотор» ГБОУ ДОД Детский оздоровительно- образовательный центр СПб «Балтийский Берег»

Работа с родителями Проведение родительских собраний (общешкольные, классные) Лектории для родителей Индивидуальные беседы педагогов с родителями учащихся Анкетирование родителей учащихся Привлечение родителей для выступлений перед учащимися Дни открытых дверей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы найти своё место в обществе, человеку необходимо правильно выбрать профессию. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодежи часто происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб людей. Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением – кем стать, по какой дороге пойти, на каком поприще служить людям. Фактически, выбор профессии - это выбор человеком своей судьбы! Помогая сегодняшнему школьнику сделать свой профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, школа помогает формироваться конкурентоспособному специалисту, готовому к активной профессиональной деятельности, реализации своего потенциала. Время- река, которая течет в одном направлении из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивает вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед выпускниками - миллионы дорог, и от того, куда они пойдут, какой путь выберут, зависит их жизнь.