Современный урок и его методическое обеспечение. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации и проведения современного занятия Автор: М.В. Пономарева.
Advertisements

«Профессионализм учителя-залог эффективного урока»
Его величество УРОК, Он очень важен в жизни. Звенит звонок - открыта дверь В мир знаний и открытий.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ПЕДСОВЕТ « С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО» 2013 – 2014 уч. год.
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников Педсовет. МОУ Магнитная СОШ Руководитель: Аитова Р.К. заместитель директора по УВР.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Цыренова М.Г.. Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Современный урок. Занятие – это труд, дело, время учения. Заниматься – значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь. С.Ожегов.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Классический – это совершенный, образцовый, первоклассный, имеющий непреходящую ценность, обеспечивающий традицию. Классика в искусстве берет начало из.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Транксрипт:

Современный урок и его методическое обеспечение

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения.

Урок – основа учебно-воспитательного процесса, который в свою очередь является элементом образовательного процесса в целом.

Урок - целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса

«Ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука» В.И. Даль Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Что главное в уроке? Каждый преподаватель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением преподавателя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда преподавателя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Урок это – показатель работы преподавателя и студента Урок это – система деятельности преподавателей и студентов. Это сложная, динамичная, социальная и деятельностная система одновременно.

Как любая система урок (занятие) должен обладать следующими основными свойствами: Целостность Совместимость Стабильность и устойчивость Наличие обратной связи Адаптация

Внутри этой системы существуют различные виды взаимодействия: субъект- субъектное (преподаватель-студент), субъект- объектное (студент – тетрадь, учебник, компьютер, прибор …) различные типы связей: прямая и обратная

Всякая система создается с определенной целью. 1.Что такое цель учебных занятий? а) Цель – это то, что за урок должен сделать преподаватель. б) Цель – это то, чему должны научиться обучаемые в результате проведения урока. в) Цель – это результат, которым должен закончиться урок. г) Цель – это то, что за урок должны сделать обучаемые. 2.Какая фраза является ключевой при формулировке цели учебного занятия? а) Рассказать студентам о… б) Познакомить студентов с… в) Дать понятие о… г) Учиться или научить тому-то… д) Объяснить студентам то-то или что-то…

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Преподаватель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом проводки через все узкие места и подводные камни предмета, дисциплины.

В современной системе образования позиция учителя меняется, мы отходим от «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки. Преподаватель постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов».

Субъект жизни тем и отличается от объекта жизни, что он – активен самостоятельно, умеет творчески решать проблемы, понимает ценность и смысл своих действий, ответственен за их последствия.

Дело в том, что активность (в отличие от реактивности или активизма) – внешнее состояние человека, проявляющееся в динамической деятельности. Но она должна иметь глубоко осознанные, мотивированные личностно значимые основания. Это одна из характеристик творческой личности, способной к преобразованию себя и среды при доминировании внутренних факторов (личностных смыслов, ценностей, переживаний и т.д.) над внешними. Субъект не мечется по жизни, демонстрируя пресловутый активизм. И не плывет по течению, поддаваясь искушениям необременительных «приработков». Он умеет выбирать, руководствуясь спокойно осмысленными ценностями предполагаемых действий и их результатов. Он активен со смыслом, который умеет извлекать из полученных знаний, в первую очередь – для себя. И только через себя – для всех остальных. Очевидно, что студента надо готовить к такой активности.

На развивающем уроке половина учебной деятельности отходит к студентам, а в личностно ориентированном студент уже выполняет большую ее часть. Преподаватель, однако, не освобождается от своей основной функции – учить.

Преподаватели, которые перешли к развивающему или личностно ориентированному образованию, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума? Как применять тот объем знаний, который получен за уроков?

Если вы уверены, что вашим ученикам маловато просто знаний и умений, и неплохо было бы научить ребят хоть немного отходить от стандартных решений (скажем, решая учебные задачи), то вы – на пути к парадигме развивающей Ученикам необходимо время на самоподготовку. Оно включает работу с несколькими источниками информации и оформляется в виде творческого отчета (письменно или устно). Отметим, что творческий отчет – это уже новая форма деятельности учащихся. Помимо этого, урок – творческий отчет – это и новая форма урока.

Нам необходимо образование, направленное на развитие критического и творческого мышления, самостоятельности и ответственности, способности к пониманию других и сотрудничеству. Интерактивные методы обучения – направленные на получение студентами собственного опыта и его осмысления. Каждый студент должен проживать учебный процесс в роли его активного участника. Спорьте, заблуждайтесь, но ради Бога размышляйте и хотя и криво да сами Лессинг

Преподаватель – носитель научного знания, общественного опыта и культуры нации; он является связующим звеном между достигнутым и будущим уровнями общественного развития. Для педагогического труда характерна относительная самостоятельность творческого выбора методических действий, приемов в рамках общепризнанных принципов. Творческий процесс педагога представляет собой сложное взаимодействие двух творческих процессов педагога и студента, содержания и результата.

Традиционный Внимание содержанию Преподаватель = эксперт Знаю что Пассивный студент Занятие жестко спланировано Цели обучения декларируются Главное теория Боятся ошибок Преподаватель непогрешим Взаимодействие ограничено Предпринимательский Внимание процессу Преподаватель = помощник Знаю как + знаю кто Активная работа студентов Занятие спланировано гибко О целях обучения договариваются Главное практика На ошибках учатся Преподаватель сам учится Интерактивное обучение Стили преподавания

Водитель – перенос знаний Скульптор – лепит образ студента Садовник – поощряет развитие студентов, Проводник предоставляя ресурсы - сопровождение на пути к цели преподаватель

Учитель, в отличие от урокодателя, работает не перед безликой аудиторией или пустым глазом объектива телекамеры. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. И это тоже – правильно и нормально.

Посредственный преподаватель излагает, Хороший – объясняет, Выдающийся – показывает, Великий – вдохновляет. В Уорд

Самостоятельная работа Активное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения «добывать» знания, умения ориентироваться в стремительном потоке информации Самообразовательная деятельность предполагает наличие у студентов умений самостоятельной познавательной активности. Формирование таких умений – одна из важнейших задач обучения.

Можно выделить три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный) Цель: закрепление знаний, формирование умений, навыков реконструктивный (новый подход) Цель: использовать знания предыдущих лет или других предметов творческий (поисковый) Цель: анализ проблемной ситуации, получение новой информации. Студент должен самостоятельно выбрать средства и методы решения.

Результат: получение навыков управления своим обучением на любом уровне пожизненно (Т.е. быть способным адаптироваться к любым изменениям на рынке труда)

Всякая цель должна быть реальной, достижимой, но не легкой, конкретной, четко изложенной и легко диагностируемой. Цель выбираю я, но цель ведет меня.

Основой хорошего, качественного урока является правильная постановка главной дидактической цели урока. Главная дидактическая цель урока должна отражать какие теоретические знания получат студенты какие умения у них будут сформированы какие навыки развиты, усовершенствованы.

Эти цели могут (должны) отражать - какое понятие (правило, закон и т.п.) должны усвоить (и на каком уровне) - как будет раскрыто содержание определенного понятия - что будет показано (в широком смысле слова) - что учащиеся должны будут научиться находить, определять, решать, вычислять и т.п. - что они должны научиться проектировать, изготовлять

Кроме обучающей, нельзя забывать про воспитательную и развивающую цели обучения. Принцип единства обучения, воспитания и развития учащихся (Определение цели – ожидаемый результат деятельности)

Развивающие и воспитательные факторы Единство обучения, воспитания и развития Позиция учителя по отношению к студентам и стиль педагогического общения. Общая культура преподавателя, культура речи, внешнего вида, стиля общения Преподаватель – носитель научного знания, общественного опыта и культуры нации. Он является связующим звеном между достигнутым и будущим уровнями общественного развития Преподавание – это наука и искусство

Постановка целей 1.Всегда записывайте их – для того, чтобы сделать их предметом внешней реальности; сделать определенными и продемонстрировать серьезность намерений 2.Сделайте их яркими позитивными и реальными – представьте, прочувствуйте их и обдумайте 3.Формируйте четкие образы 4.Сначала представьте конечный результат, затем разработайте стратегию – планирование будущих действий 5.Установите сроки – четкие конкретные, достижимые, подходящие, уместные 6.Будьте готовы изменять свои цели и идти дальше 7.Несите личную ответственность- в основном перед собой!

Проект «Культура общения педагога-предпринимателя – залог успешной деятельности», выполненный педагогами колледжа по международному проекту «Предпринимательство в педагогике». «Дьякам в Думе говорить по ненаписанному, чтобы дурь каждого была видна» Указ Петра I

«КРИЗИСЫ ВНИМАНИЯ» Они следуют друг за другом: первый через минут, второй через минут, третий – через 9-11, четвертый и все последующие – через 5-6 минут

С 1-ой по 4-ю минуту способны усвоить максимально около 60% получаемой информации С 5-й по 23-ю минуту – около 80% С 24-й по 34-ю – около 45-50% С 35-й минуты к 45-й идет спад (снижение возможности восприятия и усвоения полученной информации) до 6%

Методы преподавания Метод преподавания эффективны, если они включают в себя: Деятельность Связь с имеющимися знаниями Мотивацию Основной путь повышения эффективности урока обусловлен такой организацией, при которой студенты: слышат видят делают сами (применяют полученные теоретические знания на практике) + эффективный контроль за знаниями студентов (отметка – измерительный прибор)

Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал сам и понял.

Информация – продукт и предмет труда преподавателя 1.Научность, доступность, посильность 2.Актуальность и связь с жизнью 3.Новизна, проблемность и привлекательность материала 4.Оптимальность объема предложенной информации Для запоминания информация группируется в блоки ( 7± 2)

Нетрадиционные уроки привлекли внимание необычностью формы, возможностью участия большего числа учащихся, состязательностью, интересным содержанием, они хорошо учитывают психологию возраста. Студент не декларативно, а действительно становится в центр учебного процесса.

Примеры различных типов методов обучения Мозговой штурм Работа в микрогруппах Деловая игра Кейс-стади Ролевая игра Дискуссия Ситуация - проблема Интеллектуальная разминка Сократовская беседа Имитационные игры Организационно-деятельностная игра Ситуация – оценка Профессиональный тренинг

Критерии отбора методов: Цели обучения Имеющиеся ресурсы Имеющееся время Особенности участников

Основной вид деятельности преподавателя – общение. «Я» - основной инструмент, средство обучения. Каждый преподаватель преподносит свой материал по-своему, в своей собственной манере. Студенты воспринимают нашу информация также по-разному: через слух, зрение или кинесико- тактильным способом. От того, по какому каналу преимущественно идет информация люди (и студенты, и преподаватели) делятся на три типа: аудиал, визуал, кинестетик

Следовательно, любая информация должна быть представлена несколькими способами: логическая цепочка, примеры, рисующие картину, примеры от жизни, связанные с жизнью – объяснение на трех различных уровнях.

Аудиально ориентированные работают на ближайшие цели, любые инструкции понимают дословно, не видят перспективы. Визуалы – работают на перспективу, игнорируя близкие цели, им трудно ставить задачи на пути достижения далекой цели. Кинестетики – люди ощущения, интуиции, на них и опираются в любой работе На тесты лучше всего отвечает визуал Для кинестетиков лучшие результаты дают практические и творческие работы

Посещение и анализ уроков

Все вместе панически боятся различного рода проверок: не потому, что плохо учат, а потому, что не уверены – соответствует ли то, что они делают на уроке современным требованиям или нет, по какой методике идет обучение, какая технология «правильная». Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты.

Цель посещения Например: - как реализуется принцип единства обучения, воспитания и развития учащихся - как реализуется принцип доступности и посильности - как реализуется принцип научности - как реализуется принцип прочности, глубины и осознанности знаний - как личностные качества учителя способствуют реализации основных задач и цели воспитания в ходе урока - насколько эффективна дидактическая деятельность преподавателя на занятии - степень активности и познавательной деятельности студентов на занятии и т.д.

Методика анализа и оценки эффективности урока основные правила наблюдения за деятельностью преподавателя и студентов: Принцип невмешательства Принцип корректности Принцип учета всех факторов Принцип учета специфических особенностей учебного предмета, преподавателя, группы

Принципы анализа занятий Принцип научности Принцип известности требований к учебно- воспитательной деятельности Принцип единства требований Соблюдение принципа целесообразности требований

Анализ урока должен быть направлен на : - Совершенствование учебного процесса - Оказание методической помощи преподавателям, особенно молодым и не имеющим педагогического образования - Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта - Оказание помощи преподавателям в инновационных поисках

Критерии продукта -Соответствие теме -Регламент -Новаторство -Полезность -Доступность -Научность -Раздаточный или другой дидактический материал -Визуальные средства -Обратная связь - контакт

Большое спасибо за внимание!

Преподаватель (субъект деятельности) Содержание деятельности (информация) Цель урока (планируемый результат) Оценка эффективности (хода) и качества (результата) деятельности Студенты (второй субъект деятельности) Способы деятельности (принципы, методы и приемы)

Мотивация Мотивы – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Бразды мотивации держат в своих руках совместно учителя и учащиеся. Мотивы можно определить, как и отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Понимание мотивов осложняется тем, что мотивы не всегда осознаются педагогами и учащимися.

Специальные исследования показали, что от 20% до 50% подростков либо вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны. Однако есть целый ряд т. н. «побочных» склонностей и интересов – к успеху, к деньгам, красивой жизни, есть ещё врождённая любознательность, природные склонности … Очень важным правилом стимулирования является умение педагога сделать работу на уроке привлекательной.

Урок – это: 1)основная форма организации учебной работы; 2) динамическая, совершенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса; 3) социальная система; 4) основа самодеятельности учащихся в учебном процессе; 5) действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития; 6) элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы; 7) звено в системе уроков; 8) аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье

Что относится к воспитывающим факторам учебных занятий (урока)? а) Содержание учебного материала. б) Организация учебного процесса на данном занятии. в) Методы обучения и воспитания, используемые преподавателем. г) Личность преподавателя и его стиль общения с обучаемыми.

Преподавание – это искусство и наука. Искусство – потому, что каждое занятие н еповторимо. Его ход, эмоциональная окраска, используемые средства зависят от целого ряда факторов, которые трудно предсказать. В этом смысле преподавание сродни работе художника, писателя, в основе которой требуется глубокое знание жизни, человеческой души. Но вместе с тем, это и наука, в основе которой лежат объективные законы, фиксирующие существенные связи и отношения в процессе восприятия и усвоения учебного материала.

1.Каким вы видите традиционный урок? 2.Каким вы видите современный урок? На что необходимо обращать внимание педагогу? 3. Какие развивающие, воспитательные цели вы можете предложить для реализации?

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

Если вы считаете, что вашим ученикам нужны прочные, обширные знания, и умения их применять, то не лишним будет вопрос: где применять? Если этот вопрос учителя не волнует, значит, цель обучения останется той же, что была и двадцать, и сорок лет назад: овладение суммой знаний, умений и навыков в соответствии с определенным программой обучения объемом. Она и направит вас к той образовательной парадигме, где процесс накопления этой суммы описан на уровне жестко распределенных действий учителя. Это – информационно - знаниевая (традиционная) парадигма.

Кроме урока в последнее время появилось множество других форм организации учебной деятельности, а в самом уроке – новых целей, критериев, задач, форм взаимодействия.

даже профильная подготовка поступление не гарантирует, а официальная цель учебы в старших классах ориентирует именно на поступление в вуз? Профиль «срабатывает» только в том случае, если школа заключает договоры с вузами. Но это невозможно даже теоретически: в стране нет такого количества институтов и университетов, которое приняло бы всех выпускников одного года.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают работать в традиционной парадигме. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 4. Опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. А вот что ответили учителя на вопрос: «Что плохого в традиционном уроке?» 1. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. 2. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени. Если не использовать огромный воспитательный потенциал урока, который продолжает оставаться «основной формой образовательного процесса», то возлагать надежды на «целенаправленный процесс воспитания» бесполезно. Внеклассная воспитательная работа «провисает» без ключевой подготовки к восприятию ее ценностей – на уроке. Вряд ли сегодня уместно разделять эти процессы