РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАУКАМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (МНОЦ) ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Advertisements

2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Салехард ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж ГОУ НПО ЯНАО «Лабытнангское профессиональное училище» ГБОУ СПО ЯНАО Ямальский полярный агроэкономически.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
КОНСОРЦИУМ ( от лат. consortium - соучастие, сообщество ), - это организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
О сетевом взаимодействии федеральных университетов в сфере научной деятельности г. Калининград 4 октября 2013 года КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПЛОЩАДКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА СРЕДНЕГО УРАЛА.
О состоянии и перспективах развития системы профессионального образования Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Организация III Чебоксарского экономического форума «Россия : посткризисное управление, развитие структурных изменений экономики» (22-25 июня.
Окружные ресурсные центры (ОРЦ) реализации и мониторинга региональных программ совершенствования питания в образовательных учреждениях и региональные стажировочные.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАУКАМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (МНОЦ) ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРАЛА – ЗАПАДНОЙ СИБИРИ – СЕВЕРА Екатеринбург 2010 г. 26 ноября А.И. Татаркин, академик РАН

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ Районы Урала, Западной Сибири и Европейского севера являются приоритетными направлениями регионального социально-экономического развития России. Об этом свидетельствуют принятые государственными органами такие решения как строительство транспортных коридоров «Урал промышленный – Урал полярный», «Белкомур» и другие, интенсификация изучения недр восточного склона Урала и Западной Сибири, наращивание добычи алмазов, нефти и газа, переработки леса на территории Архангельской области и т.п. 2

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАНИЙ Как показывает опыт, результаты исследований узко экономических проблем в последние годы все больше вызывают научные дискуссии, что объясняется ограниченностью подхода, согласно которому экономические аспекты искусственно вырываются из обЩего контекста исключительно сложных общественных явлений, где социальные, экономические, технологические, экологические, исторические и политические взаимодействия (отношения) переплетены между собой самым тесным образом. В связи с этим предлагается широкий системный и междисциплинарный подход к изучению проблем развития Урала, активность которых подтверждено практикой. 3

ОСНОВА МНОЦ: ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ И УНИВЕРСИТЕТОВ Проведение научных исследований предлагается организовать в рамках интеграции Уральского отделения РАН в составе: Отдел экономических исследований Архангельского научного центра, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра и Институт экономики УрО РАН – с одной стороны, и Уральского федерального университета УГТУ-УПИ и Северного (Арктического) федерального университета, Пермского государственного технического университета, Южно- Уральского исследовательского, Уфимского авиационного и Тюменского нефтегазового университетов, с другой. 4

Основой создаваемого международного научного центра станет Многостороннее соглашение об учреждении Международного научно-образовательного центра в форма Научного консорциума Консорциум – организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения 5

Создаваемый центр должен стать площадкой для: Проведения совместных международных социально-экономических научных исследований Севера и приравненных к нему регионов; Проведения совместных международных социально-экономических научных исследований Севера и приравненных к нему регионов; Обмена опытом и результатами научных исследований представителями академической и вузовской науки, а также зарубежных ведущих научных центров; Обмена опытом и результатами научных исследований представителями академической и вузовской науки, а также зарубежных ведущих научных центров; Проведения международных научных и образовательных мероприятий: симпозиум, конференций, круглых столов и т.п. Проведения международных научных и образовательных мероприятий: симпозиум, конференций, круглых столов и т.п. Отработки новых экономических технологий реализации структурных социально-экономических преобразований на основе научно-образовательных рекомендаций; Отработки новых экономических технологий реализации структурных социально-экономических преобразований на основе научно-образовательных рекомендаций; Для научных стажировок студентов и аспирантов университетов и научных центров. Для научных стажировок студентов и аспирантов университетов и научных центров. МНИЦ предполагает свободный обмен ведущими учеными и преподавателями в рамках создаваемой сетевой структуры. 6

Важнейшими направлениями деятельности Международного научно-образовательного центра должно стать дальнейшее сближение образовательной и научной деятельности, которое должно опираться на: Отбор перспективной молодежи, а также подготовки и переподготовке педагогических и научных кадров; Отбор перспективной молодежи, а также подготовки и переподготовке педагогических и научных кадров; Вовлечение в образовательный процесс научных сотрудников академических институтов и, в первую очередь, ведущих ученых; Вовлечение в образовательный процесс научных сотрудников академических институтов и, в первую очередь, ведущих ученых; Регулярное проведение периодических олимпиад и конкурсов научных исследований, выполняемых школьниками и студентами; Регулярное проведение периодических олимпиад и конкурсов научных исследований, выполняемых школьниками и студентами; Создание при университетах научно-образовательных центров. Создание при университетах научно-образовательных центров. 7

Основой практической реализации этих направлений является создание мобильных творческих коллективов, в состав которых одновременно входят представители различных научных школ университетов и академических институтов, имеющих различную научную квалификацию и работающих в разных городах. 8 Участников таких коллективов должно сближать: Общие профессиональные интересы, Общие профессиональные интересы, Одна научная проблема, Одна научная проблема, Схожие личные амбиции – получить значимый научный результат, Схожие личные амбиции – получить значимый научный результат, Совместное участие в грантах, программах, выполнении государственных заказов и др. Совместное участие в грантах, программах, выполнении государственных заказов и др.

МНОЦ должен предполагать возможность создания в университетах и институтах международных ассоциированных научных лабораторий, ориентированных на изучение актуальных проблем, финансируемых в рамках научных грунтов. Международная ассоциированная лаборатория – это «лаборатория без стен», без образования юридического лица, включающая одну из лабораторий МНОЦ и научную группу другой страны, действующих в рамках совместного проекта. Первоочередным условием создания МАП является уже существующее продуктивное сотрудничество между научными группами. Для успешной работы проекта возможно сотрудничество сразу нескольких научных подразделений на Урале и за рубежом (их число, тем не менее ограничено). Сетевой характер проведения научных исследований позволит: Существенно расширить охват научными исследованиями за счет формирования творческих коллективов в составе представителей академических институтов, университетов и европейских научных центров; Существенно расширить охват научными исследованиями за счет формирования творческих коллективов в составе представителей академических институтов, университетов и европейских научных центров; Повысить эффективность исследований за счет использования мирового и отечественного опыта и результатов исследований, применения перспективных методов организации выполнения научных проектов, обмена научными кадрами, внедрения современных технических средств и инновационных технологий. Повысить эффективность исследований за счет использования мирового и отечественного опыта и результатов исследований, применения перспективных методов организации выполнения научных проектов, обмена научными кадрами, внедрения современных технических средств и инновационных технологий. 9

ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК НА ИХ ПРАКТИЧЕСКУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЗВОЛИТ: Обеспечить взаимоувязку исследований в рамках конкретных научных направлений: теоретические исследования – прикладные разработки – внедрение в работу органов государственной власти, образование и производство. Организация исследований должна повышать заинтересованность научных коллективов в получении научных результатов путем формирования соответствующей системы материального стимулирования и финансирования научных коллективов в обратном порядке: внедрение – прикладные исследования – теоретические исследования; Обеспечить взаимоувязку исследований в рамках конкретных научных направлений: теоретические исследования – прикладные разработки – внедрение в работу органов государственной власти, образование и производство. Организация исследований должна повышать заинтересованность научных коллективов в получении научных результатов путем формирования соответствующей системы материального стимулирования и финансирования научных коллективов в обратном порядке: внедрение – прикладные исследования – теоретические исследования; Привлечь финансирование исследований и частные инвестиции со стороны корпоративного сектора экономики; Привлечь финансирование исследований и частные инвестиции со стороны корпоративного сектора экономики; Повысить актуальность и практическую значимость результатов проводимых исследований. Повысить актуальность и практическую значимость результатов проводимых исследований. 10

Для оценки, контроля и прогнозирования социальных и экономических процессов на территории Урала, Западной Сибири и Европейского Севера предлагается создать сеть постоянных научных станций социально-экономического мониторинга. Сотрудниками научных станций должны быть работники университетов, академических институтов, а также приглашенные зарубежные ученые и практики. Научные станции должны располагаться в местах наиболее уязвимых в социальном или экологическом плане, либо подверженных глубоким социальным и экономическим изменениям (напр., моногорода, ликвидация действующих производств или строительство новых). В качестве первого шага на пути реализации данного проекта предлагается создание совместной лаборатории на базе трех ведущих исследовательских центров: Институт экономики УрО РАН (Екатеринбург) Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар) Отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН (Архангельск) 11

Основные направления исследований Разработка сценариев освоения и переработка природных ресурсов с учетом инфраструктурного обустройства территорий на инновационной основе; Оценка экономической эффективности развития природоресурсного комплекса Урала, Сибири и Европейского с учетом кооперационных связей с другими регионами; Прогноз влияния промышленного освоения минеральных ресурсов севера Урала и Сибири на социально-экономическое развитие Урала, Архангельской и Тюменской областей, Республики Коми, а также соседних с ними регионов; Оценка влияния промышленного освоения минеральных ресурсов севера Урала, Сибири и Европейского Севера на развитие технологически связанных с природоресурсным комплексом кластеров промышленности; Геолого-экономические и социально-экономические карты, на которых отображено развитие минерально-сырьевых комплексов северных территорий Урала и Сибири и их влияние на социально-экономическое развитие федеральных округов на долгосрочную перспективу; Методическое обеспечение организации социально-экономического мониторинга освоения развития минерально-сырьевого комплекса как системы наблюдения, оценки и прогнозирования, охватывающих весь спектр последствий (социальных, экономических, экологических, медико-экологических) освоения минеральных ресурсов на территории федеральных округов. 12

В сфере изучения Урала – Западной Сибири – Европейского Севера работа международного научно-образовательного центра, по нашему мнению, должна базироваться на следующих основополагающих принципах. Она должна быть деидеологизирована. Приоритетом должна стать выработка ориентиров и всесторонний комплексный учет российских национальных интересов в регионе. Задача экспертов – объективный анализ, оценка и прогнозы, опирающиеся на беспристрастное обобщение фактологической информации. Центр должен быть открыт для взаимодействия с любыми партнерами, какое бы учреждение или университет они не представляли. Специалисты привлекаются на межведомственной основе, вне зависимости от отношений между ведомствами, в которых они работают, по контрактам или в рамках научного обмена. Объектом исследований Центра являются социальные и экономические процессы, происходящие на территории Уральского региона и Европейского севера. Направление включает в себя изучение современного состояния экономики, политики, экологии, истории, культурологии, социологии в общем контексте развития Урала как особой географо-экономической и социально-культурной общности. Прагматичность выбора проблем исследований, обусловливается их практической направленностью. Тесная увязка фундаментальных и прикладных исследований с образовательной, производственной и управленческой деятельностью. При этом фундаментальные исследования строго увязываются с практической реализацией, обеспечивая их высокий научный уровень. 13

Иностранные университеты и ведущие научные центры, с которыми заключены соглашения о стратегическом партнерстве: 1.Валенсийским университетом (Испания) 2.Братиславским университетом им. Коменского (Словакия) 3.Институтом экономики Академии наук республики Узбекистан 4.Харьковский национальный экономический университет (Украина) 5.Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития Национальной академии наук Украины (Украина) 6.Казахский национальный экономический университет имени Т. Расулова, г. Алматы 7.Институт экономики АН Узбекистана, г. Ташкент 8.РГКП Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (Казахстан) 9.Шихэцзыский университет (Китай) 10.АО «Институт экономических исследований» (Казахстан) 11.TauLynn Mining (Canada) 12.Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Белоруссия) 13.Государственным научным учреждением Института экономики Национальной академии наук Беларуси (Белоруссия) 14.Технический университет – горная академия (Германия) 15.Манчестерский Метрополитен Университет (Великобритания) 16.Институт национального развития при Администрации Президента Монголии и Монгольской академии наук (Монголия) 17.Институт стратегических исследований (Монголия) 18.Монгольская академия наук (Монголия) 14

Национальные университеты и ведущие научные центры, с которыми Институт имеет тесные научные связи и заключены соглашения о стратегическом партнерстве 1.Уральский государственный горно-геологический университет (Екатеринбург) 2.Уральский государственный технический университет УГТУ-УПИ (Екатеринбург) 3.Уральская государственная академия государственной службы (Екатеринбург) 4.Читинский государственный технический университет (Екатеринбург) 5.Уральский государственный университет путей сообщения (Екатеринбург) 6.Института управления и экономики (Санкт-Петербург) 7.Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург) 8.Оренбургским государственным университетом (Оренбург) 9.Уральский институт металлов (Екатеринбург) 10.Уфимский государственный авиационный технический университет (Уфа) 11.Челябинский государственный университет (Челябинск) 12.Южно-Уральский государственный исследовательский университет (Челябинск) 13.Тюменский государственный нефтегазовый университет (Тюмень) 14.Московский государственный горный университет (Москва) 15.Пермский государственный технический университет (Пермь) 16.Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского (Санкт-Петербург) 15

Институты РАН, с которыми Институт имеет тесные научные связи: 1.Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера (Сыктывкар) 2.Совет по изучению производительных сил (Москва) 3.Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) 4.Институт экономических исследований ДВО РАН (Хабаровск) 5.ЦЭМИ (Москва) 6.Институт математики и механики УрО РАН (Екатеринбург) 7.Институт промышленной экологии УрО РАН) (Екатеринбург) 8.Институт металлургии УрО РАН (Екатеринбург) 9.Институт геологии и геохимии УрО РАН (Екатеринбург) 10.Институт горного дела УрО РАН (Екатеринбург) 11.Институт экологии растений и животных УрО РАН (Екатеринбург) 12.Институт металлургии УрО РАН (Екатеринбург) 16

Рис.1. Схема научных и образовательных связей Института 17

Рис. 2. Схема международных научных и образовательных связей Института 18

19