Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович Тютчев. Русский поэт, дипломат, консервативный публ ицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года. поэтдипломатконсервативныйПетербургской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Один из величайших лирических поэтов России родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование.
Advertisements

Жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева. Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 в селе Овстуг Брянского уезда.
Биография Ф.И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Выполнила ученица 10 Б класса средней школы 1 Тимофеева Зоя учитель Адиева Л.В.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Поэтический мир Тютчева и Фета
Подготовила ученица 6 «б» класса МОУ лицея 107 Юмагулова Биллур.
Выполнила уч – ца 10 а класса Думчева Анна. Содержание Биография Карьера за границей Работа в России Любовная лирика Тютчев и Пушкин Периодизация Музеи.
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева Презентация ученицы 6(10)А класса Антоненко Дарьи.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ РАБОТА АБДУЛЛАЕВА МАМЕДА. ДЕТСТВО ТЮТЧЕВА Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии.
Биография Тютчева Фёдора Ивановича
Федор Иванович Тютчев ( г г.) родом из небольшого села Овстуг Брянского уезда (Орловская губерния). Известный русский поэт-публицист,
Федор Иванович Тютчев Родители Тютчева Екатерина.Львовна. Тютчева, мать поэта Иван. Николаевич. Тютчев, отец поэта
Стихи никогда не доказывали ничего другого, кроме большего или меньшего таланта их сочинителя. Федор Иванович Тютчев.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли.
Русский поэт, член - корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно - напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение.
Федор Иванович Тютчев Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, - И нам сочувствие дается, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
Министерство Образования Московской области ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский государственный профессионально- педагогический колледж.» Презентация по дисциплине.
Федор Иванович Тютчев Н НН Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
Prezentacii.com. Русский поэт, член - корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно - напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое.
Творчество Ф. И. Тютчева Проверочная работа. Биграфия 1. Когда и где родился Тютчев? 2. Какое образование получил? 3. Литературный дебют.(Название, год)
Транксрипт:

Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович Тютчев

Русский поэт, дипломат, консервативный публ ицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года. поэтдипломатконсервативныйПетербургской АН1857 годапоэтдипломатконсервативныйПетербургской АН1857 года

Биография Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование. Изучил латынь и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателяначал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков иМихаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности. латыньдревнеримскую поэзиюГорациявольнослушателяСловесном отделенииМосковском университетеАлексей МерзляковМихаил КаченовскийОбщества любителей российской словесностилатыньдревнеримскую поэзиюГорациявольнослушателяСловесном отделенииМосковском университетеАлексей МерзляковМихаил КаченовскийОбщества любителей российской словесности

Карьера за границей Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. 1821МюнхенИван Тургенев Эрнестиной Дёрнберг1821МюнхенИван Тургенев Эрнестиной Дёрнберг

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией. III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярииА. Х. БенкендорфомНиколаем IIII отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярииА. Х. БенкендорфомНиколаем I Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашел в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто ее автор».

Работа в России Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком». Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос»(1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий гг., но не завершенного трактата «Россия и Запад». манифест коммунистической партииреволюционных событий гг.манифест коммунистической партииреволюционных событий гг.

В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая свое «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «православный характер». В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии. тайные советникитайные советники

Поэзия По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XIX века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия. Ю. Н. ТыняноваXIX векаДержавинЛомоносовЮ. Н. ТыняноваXIX векаДержавинЛомоносов

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский счита ет наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»: Л. В. Пумпянский Небесный свод, горящий славой звездной Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. «Как океан объёмлет шар земной…» Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словамРомана Лейбова:Романа Лейбова

... интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу... С другой стороны тютчевский корпус откровенно случаен, перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое тютчевское наследие заведомо неполно. Единство и теснота тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором».

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода правильные риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект

Периодизация Согласно ЮЮЮЮ рррр ииии юююю Л Л Л Л оооо тттт мммм аааа нннн уууу, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всем его внутреннем единстве можно разделить на три периода: 1-й период начальный, 1810-е начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века. 1-й период начальный, 1810-е начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.XVIII века 2-й период вторая половина 1820-х 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. 2-й период вторая половина 1820-х 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.XVIII века 3-й период 1850-е начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник». 3-й период 1850-е начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Любовная лирика В любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства). любовнойлирикелюбовнойлирике До нас дошло более 1200 писем Тютчева.

Тютчев и Пушкин В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.1920-х годахЮ. Н. ТыняновПушкин«Современнике»

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеют серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед глухими времени стенаньями»

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.