Волгоград, 31-01-2012 Научно-методические принципы организации подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин к профессиональной деятельности в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Городской методический семинар Тема: «Метапредметные технологии как средство реализации современных целей образования» Южноуральск, 2012.
Advertisements

Научно-методическое сопровождение формирования метапредметных результатов образования обучающихся Е.А. Белорыбкина, заведующая кафедрой педагогики и психологии.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС. Знание (по Б.Д. Эльконину) 1.Знание – это не сведения. 2. Знание – средство преобразования ситуации. 3. Если знание мысленно.
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Методическое обеспечение метапредметного компонента школьного образования Тралкова Наталья Борисовна - методист, старший преподаватель МИОО Кафедра информационных.
Разработка метапредметного урока по естественно-научным дисциплинам в условиях перехода на ФГОС основной школы.
«..школа должна, в первую очередь учить детей мыслить-причем, всех детей, без всякого исключения» В. В. Давыдов.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Современный урок. Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Проектирование уроков развивающего обучения в свете достижения метапредметных результатов образования. Проектирование уроков развивающего обучения в свете.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Транксрипт:

Волгоград, Научно-методические принципы организации подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин к профессиональной деятельности в условиях реализации школьных стандартов нового поколения Смыковская Татьяна Константиновна

Волгоград, которая помогает человеку: - сориентироваться в спектре разнообразных специальностей, - получить то образование, которое в данный период времени доступно и соответствует его реальным возможностям, Реализация научно-методических принципов обеспечивает создание такой системы образования,

Волгоград, которая помогает человеку: - изменить профиль образования, если первоначальный выбор оказался не очень успешным, - получить такое количество государственных сертификатов и дипломов, которые обеспечат конкурентоспособность специалиста на рынке труда и построение его профессиональной карьеры Реализация научно-методических принципов обеспечивает создание такой системы образования,

Волгоград, Организация подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин должна подчиняться ряду принципов Принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования

Волгоград, Принцип фундаментализма требует связи подготовки с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира, с постановкой проблемы приобретения системных знаний. Фундаментализм обеспечивает высокий общекультурологический уровень подготовки преподавателя естественнонаучных дисциплин, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность

Волгоград, Принцип сознательности и активности требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности обучающихся по их приобретению Три вида активности обучающихся: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую

Волгоград, Л.В.Занков сформулировал пять положений, обеспечивающих высокую активность обучающихся: - обучение должно вестись на высоком уровне трудности; - ведущая роль в обучении должна принадлежать теоретическим знаниям; - изучение материала необходимо вести быстрым темпом, - учащиеся должны осознавать сам процесс учения, - необходимо вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых

Волгоград, Самостоятельная работа – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей

Волгоград, – Самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности – Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов

Волгоград, Принцип генерализации В содержание профессиональной подготовки включается лишь информационно емкий материал, обеспечивающий разумную и оправданную концентрацию учебной информации и интеграцию профессиональной компетентности

Волгоград, Принцип вариативности отражение запросов различных форм и маршрутов приобретения профессиональных компетенций

Волгоград, Принцип индивидуализации требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых преподавателю естественнонаучных дисциплин, определяет необходимость построения индивидуальных образовательных траекторий профессиональной подготовки

Волгоград, Принцип опережения В содержание профессиональной подготовки вводятся элементы, опирающиеся на прогностический анализ динамики конкретной социальной ситуации и обеспечивающие предотвращение социального старения квалификационной характеристики специалиста

Волгоград, Принцип модульности построения образовательного процесса Распределение организации профессиональной подготовки во времени и пространстве (используя в т.ч. и дистанционные технологии обучения) Модульность целей, результатов Модульность содержания Модульность структуры учебного процесса

Волгоград, Деятельностный принцип Осуществление подготовки через обеспечение осознания обучающимися содержания профессии (предмет, средства, результат) и ее внешней структуры, включающей действия и операции

Волгоград, Принцип информационной поддержки Наличие специально созданной информационной образовательной среды образовательного учреждения Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера

Волгоград, Принцип конгруэнтности Учебная деятельность – это регулярное учебное взаимодействие преподавателя и студентов. Три вида конгруэнтности в рамках учебного взаимодействия: предметности, направленности и интенсивности.

Волгоград, Деятельности преподавателя и студентов имеют один предмет – это предмет учебной дисциплины Виды деятельности преподавателя и студента могут отличаться по интенсивности, а также в том случае, если преподаватель участвует в учебном процессе в качестве «транслятора» знаний студентам

Волгоград, Принцип метапредметности Основу содержания профессиональной подготовки составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного познания их студентом. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Волгоград, Принцип метапредметности Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом. В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем). конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Волгоград, Принцип метапредметности Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Волгоград, Принцип метапредметности Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Волгоград, Метаумения К ним относятся: - теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.; - навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию; - критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.; - творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми; - регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности; - качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

Волгоград, Преподавателям высшей школы сегодня важно осознать, что они работают не только в принципиально иной, нежели до современных реформ социокультурной и экономической ситуации, другими стали возможности технических средств обучения, доступ обучаемых к информации и выбор образовательной траектории, а главное - иным стал объект обучения. Произошла кардинальная трансформация смысложизненных ориентаций учащейся молодежи, появились новые потребители образовательных услуг.