Семинары для преподавателей образовательных учреждений НПО и СПО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР Г. ЧЕБОКСАРЫ Э Н Е Р Г Е Т И К А Докладчик:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Advertisements

Проблемно – поисковая (исследовательская) технология Создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает.
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Технология проблемного обучения Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Современные педагогические технологии Лицей 15 Современные педагогические технологии – ключ к успеху.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Составители МО начальных классов МОУСОШ 30.. Общие сведения о школе: Год открытия школы – 1979 Год начала работы по системе Л.В. Занкова Количество.
Современный урок Урок- клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть.
На уроках иностранного языка на основе индивидуального подхода Учитель немецкого языка: Нестерова Е.Н. МОУ «СОШ с.Малотроицкое»
Учить трудиться, думать смело, Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставникам стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк, Мудрейшей изо всех.
18 АФОРИЗМЫ ПРО ВОСПИТАНИЕ Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Основные принципы успешности урока Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Л.Н. Толстой.
МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
1 Технология проблемного обучения. 2 Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний мощное развитие интеллекта, творческих.
Технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской Рюмина И.П
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
1 Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы.
Транксрипт:

Семинары для преподавателей образовательных учреждений НПО и СПО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР Г. ЧЕБОКСАРЫ Э Н Е Р Г Е Т И К А Докладчик: Гришина Наталия Юрьевна 1

Обучающий семинар Применяемые современные образовательные технологии, необходимые для развития соответствующих компетенций обучаемых

Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий. Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах

1. Социальная 2. Коммуникативная 3. Информационная 4. Специальная 5. Когнитивная Общие компетенции специалиста

Специальная: подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке результатов труда Коммуникативная: владение технологиями устного и письменного общения, в том числе программирования, умение пользоваться Internet Информационная: владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации Социальная: способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность Общие компетенции Когнитивная: готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации личностного потенциала, стремление к постоянному обогащению своей профессиональной компетентности

Слабо выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности Отсутствие позитивной мотивации к продолжению образования, недостаточный уровень осознания собственных интересов и перспектив Результаты обучения по- прежнему оцениваются не через интегральные показатели, а на основе ЗУНов, по пятибальной системе Пример проблемных фактов и негативных тенденций в обучении Стиль, содержание, методики и технологии обучения предметам остаются МОНОЛОГИЧНЫМИ, АВТОРИТАРНЫМИ, направленными лишь на усвоение информационных массивов

Когда появляется потребность в педагогической технологии? Когда возникает проблема в процессе обучения!

Педагогическая технология Понятийный аппарат

Педагогическая технология - это Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм о бразования (ЮНЕСКО)

Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения целей (М.В. Кларин) Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков) Педагогическая технология - это

Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) Педагогическая технология - это

Совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев) Педагогическая технология - это

Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) Составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов) Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) Педагогическая технология - это

Откуда пришла в педагогику технология?

Понятие «ТЕХНОЛОГИЯ» « … - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы исходного объекта в процессе производства объекта – цели; наука о способах воздействия на сырье или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства» (Политехнический словарь, 1989, с. 534)

Понятие «ТЕХНОЛОГИЯ» «Совокупность производственных операций, методов и процессов в определенной отрасли производства, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и т. п. … Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких- либо производственных процессов» (Большой толковый словарь русского языка, 2000, с. 1332)

Схема технологического процесса Сырье Диагностика свойств Внешнее воздействие Промежуточное состояние Внешнее воздействие Диагностика свойств Конечный продукт Диагностика свойств Свойства

Схема учебного технологического процесса Сырье Свойства Внешнее воздействие Промежуточное состояние Внешнее воздействие Свойства Конечный продукт Диагностика свойств Диагностика свойств Диагностика свойств Диагностика исходного состояния Диагностика промежуточного состояния Диагностика конечного состояния Конечный продукт Специалист Студент Свойства

Модель педагогической технологии Диагностика начального, промежуточного и конечного состояния студента Модель обучения Критерии выбора адекватной модели Критерии выбора адекватной модели Начальное состояние Начальное состояние ПС Планируемые результаты обучения Планируемые результаты обучения

Что объединяет современные образовательные технологии? РАЗВИТИЕ

Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать студента, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью, для участия в воспитательных событиях 1. мотивировать студента, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью, для участия в воспитательных событиях 2. создавать психологический комфорт, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» студента в образовательном пространстве учебного заведения 3. создавать среду для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями 4. обучение строить на применении в образовательном пространстве проблемных методов, эвристических, рефлексивных 5. построено на фундаменте применения в учебно- воспитательном процессе субъект - субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса Обучение должно создавать зону затруднений для студентов 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятия

Развитие потребностно - мотивационной сферы. Значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Акценты на овладение методологическим и знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации Развитие когнитивно- деятельностной сферы. Особая роль - креативности мышления. Значимость приобретения средств мыслительной деятельности Новые образовательные цели

Педагог ведет студента по пути субъективного открытия, он управляет его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью

Функции: 1) конструирования 2) проектирования 3) самодиагностики 4) экспертизы… пространства занятия Педагогический конструктор

Характеристики образовательных технологий Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика 1 Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2 Интегральная характеристика «Школа памяти»«Школа развития» 3 Преобладающий тип и характер взаимоотношени й Субъект - объектный Субъект - субъектный 4 Девиз педагога«Делай как я»«Не навреди» 5 Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность 6 Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные

Характеристики образовательных технологий Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика 7 Методы обученияИллюстративно- объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8 Ведущий принцип «продавливания»«выращивания» 9 Ведущий тип деятельности осваиваемый студентом Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10 «Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Характеристики образовательных технологий Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика 11 Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12 Функции преподавателя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой студентов, консультант 13 Позиция студента Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствова нию, наличие интереса к деятельности

Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности студента, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по- разному в зависимости от того: - какие психолого-педагогические представления берутся за основу, - какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства

Как известно, в учебном пространстве проблема «чему учить» состоит в определении цели обучения и содержания обучения. Проблема «как учить» состоит в выборе адекватных образовательных целей, методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» обучающегося. (Аналогичное и в воспитательном пространстве)

педагогические технологии рефлексивная При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа Образовательное пространство развивающего типа исследовательская (проблемно- поисковая) коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен- ческая) деятельностная

Особенность технологии: наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения Коммуникативная (дискуссионная) Особенность технологии: осознание студентом деятельности (как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены) Рефлексивная Особенность технологии: способность студента проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Особенность технологии: самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности Особенность технологии : моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения Особенность технологии: реализация педагогом модели «обучение через открытие» Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

Пример оформления проблемно-поисковой технологии

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором студент в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют «ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ». Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: в содержании учебного предмета; в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе

1) создать в пространстве деятельности студента значимую для него проблемную ситуацию, 2) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия как проблемы; 3) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной студентом проблемы. 3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? Критерии результативности: 1) наличие у студента положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...»), 2) наличие у студента положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...») 4. Результатив- ность применения в учебном процессе. Как оценить?

4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить? 3) переживание студентами субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой. Я вывел закон..»), 4) осознание студентом усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...»), 5) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения проблемные: - проблемного изложения; - частично-поисковый; - исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: - парное взаимодействие; - микрогрупповое взаимодействие; - бригадное (групповое) взаимодействие; - межгрупповое взаимодействие

3. известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы 1. потребность студента в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться...") альтернативных методов решения профессиональных задач из истории науки и промышленности описаний экстремальных ситуаций профессиональной деятельности 2. неизвестное знание, которое студент должен усвоить по проекту педагогических целей занятия Содержит ТРИ главных компонента: Создается на материале Проблемная ситуация в образовательном пространстве

Студент не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности Интеллектуальное затруднение, которое возникает у студента, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт … и как действовать при этом. Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. 38

альтернативные данные Признаки учебной проблемы: отсутствие у студента необходимого для решения проблемной ситуации знания отсутствие достаточного опыта осознание студентом противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: избыточные данные недостающие данные неверные данные Проблема в образовательном пространстве

Проблема в образовательном пространстве - это осознание студентом невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний Обнаружение студентом противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию студентом состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, студент строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит студента к тому, что проблемная ситуация для студента становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий. У студента возникает субъективная потребность в новых знаниях. ?

Переход к сетевым технологиям Модели сетевого взаимодействия: Концентрированная сеть - предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. Распределенная сеть - каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития

Переход на дистанционное обучение Новая модель обучения: в центре технологии обучения – студент, в основе учебной деятельности – сотрудничество, студенты играют активную роль в образовательной деятельности, суть технологии – развитие способности к самообучению

Задачи дистанционного обучения Поддержка образовательной деятельности студента и преподавателя; обеспечение взаимодействия между преподавателями; обмен педагогическим опытом и организация доступа к дидактическим и методическим материалам; обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к быстро растущим информационным ресурсам

Требования к содержанию занятия: 1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики; 2.создание условий для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы; 3.активная коллективная творческая деятельность обучающихся; 4.дифференциация обучения; 5.использование современных информационных технологий на уроке; 6.эффективное использование педагогических средств; 7.связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом

Формирование профессиональных качеств специалистов: 1.системное мышление; 2.экологическая, правовая, информационная, технологическая, коммуникативная культура; 3.способность к предпринимательству и осознанному анализу своей деятельности; 4.профессиональная самостоятельность и ответственность; 5.творческая активность; 6.толерантность; 7.способность к постоянному профессиональному росту

Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ "Эксперимент", с. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989, Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М., Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, Кн.1. Сиденко А.С. Технологизация педагогического опыта. Возможна ли она?//Народное образование Литература

Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В./ под ред. Татьянкина Б.А. – М.: 5 за знания, Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, Литература

Интернет - ресурсы hnology/intro.html

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Гришина Наталия Юрьевна Адрес сайта: