Аржанова И.В. Исполнительный директор НФПК РУДН, 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
Advertisements

Интернационализация как ресурс развития университета 29 ноября 2012, Москва Курс повышения квалификации «НИР, мобильность и институциональная прозрачность.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Концепция развития международной деятельности МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича Бурукина О.А., проректор по экономическому и международному развитию.
Об интеграции ПГТУ в единое мировое научное, инновационное и образовательное пространство 1.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Международная деятельность университета: итоги и перспективы развития ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна проректор по международным связям и работе с иностранными.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Предложения по подготовке профиля интернационализации вузов Вебинар НФПК 12 октября 2011 года.
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ УНИВЕРСИТЕТА Проректор по международной политике УрФУ М.Б. Хомяков.
Основные результаты ключевых мероприятий Программы за 2009 – 2013 гг. Национальный фонд подготовки кадров Аржанова Ирина Вадимовна Москва,
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Международная деятельность НИУ в рамках программ развития По данным отчетов и форм, представленных национальными исследовательскими университетами.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ» С.В. Иванец Директор Департамента стратегии и перспективных.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Транксрипт:

Аржанова И.В. Исполнительный директор НФПК РУДН, 2011 г.

С 1999 года в Канаде реализуется поддержка сети 23 центров превосходства. В 2007 году эта инициатива получила свое развитие через поддержку кафедр превосходства (Canada Global Excellence Research Chairs) - 21 млн. канадских долларов на исследования по 4 направлениям федеральной стратегии в науке и технологиях. С 1999 года Китай принял решение о поддержке 39 исследовательских университетов в рамках проекта «Китай-985» С 1999 года Корея инициировала национальную программу «Brain Korea 21», направленную на поддержку 38 ведущих региональных университетов, разработку современных магистерских программ в 11 университетах, развитие исследований в области технологий, а также гуманитарных и социальных наук С 2006 года реализуется «Инициатива превосходства» Германии, предусматривающая целевую поддержку 10 ведущих исследовательских университетов, 40 институтов, реализующих программы магистерского уровня и 30 кластеров (при участии университетов и бизнеса). Общий объем финансирования составляет 2,3 млрд. долларов США. С 2002 года реализуется программа Японского правительства «Топ-30 (Центры превосходства в рамках плана на 21-й век)», в рамках которой выделены 5-летние гранты на поддержку 31 учреждения высшего образования (150 млн. долларов США в год). С 2007 года реализуется инициатива «Программа создания глобальных центров превосходства Японии», предусматривающая ежегодное финансирование центров в 5 новых областях науки в объеме 400 тыс. - 4 млн. долларов США в год.

Поддержка инновационных образовательных программ в г.г. (57 вузов) - 30 млрд рублей федерального бюджета и 8,5 млрд. рублей софинансирования (закупка оборудования, повышение квалификации, модернизация аудиторного фонда, разработка и закупка программного и методического обеспечения) Поддержка программ развития НИУ в 2009 – 2014 г.г. (29 вузов) – 49,789 млрд рублей федерального бюджета и 47,528 млрд. рублей софинансирования на период действия программ развития (закупка оборудования, развитие информационных ресурсов, разработка учебных программ, повышение квалификации и совершенствование управления) Поддержка программ развития ФУ– в г.г. (2 университета) – 11,760 млрд.рублей, на 2010 – 2015 г.г. (8 университетов) – 31, 274 млрд. рублей федерального бюджета и 42, 690 млрд. рублей софинансирования на период действия программ развития (на модернизацию образовательного процесса, модернизацию научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, на развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся, а также и на совершенствование инфраструктуры и организационной структуры университета и повышение эффективности управления)

обладает международной репутацией в области исследований и преподавания имеет выдающихся исследователей мирового уровня признан не только другими университетами мирового уровня, но и сообществом из других сфер обладает несколькими факультетами мирового уровня представляет передовые исследовательские работы, признанные экспертами и премиями (например, Нобелевской премией) формирует инновационные идеи и осуществляет общие и прикладные исследования в значительном объеме привлекает наиболее способных студентов и выпускает высококвалифицированных специалистов способен привлечь и удержать лучших сотрудников способен привлекать преподавателей и студентов на международном рынке привлекает значительную долю выпускников, как для преподавания, так и в исследования привлекает значительную долю студентов из-за рубежа

функционирует в рамках глобального рынка и интернационален во всех сферах деятельности обладает надежной финансовой базой получает значительные капиталовложения и доход обладает разнообразными источниками дохода (например, правительство, частные компании, доход от исследований, доход от обучения иностранных студентов) обеспечивает высококачественные и благоприятные условия для обучения и проведения исследований, как для сотрудников, так и для студентов (современные здания и оборудование, территория университета) обладает современной системой руководства, включая стратегическое видение и план мероприятий выпускает специалистов, которые занимают важные и влиятельные посты (например, такие влиятельные лица, как премьер министры и президенты) обладает значительным списком выдающихся достижений вносит значительный вклад в развитие общества постоянно сопоставляет себя со всемирно известными университетами и факультетами.

6 QS 2011Shanghai 2010THES 2011US News and QS 2010 МГУ СПбГУ МГТУ МГИМО – 389 НГУ – 400 ТГУ и УрФУ ВШЭ, ТПУ, РУДН МГУ – 74 СПбГУ– 301 – 400 МГУ СПбГУ – МГУ – 93 (в мировом рейтинге, из 400 университетов) и 38 (в рейтинге из 50 европейских университетов) СПбГУ– 210 НГУ– 375 место

показательПлан ФУ к г.г. Факт у вуза, занимающее аналогичное место в 2010 г. Доля иностранных студентов3,2% 3% 5% 13% Количество НИР или количество завершенных НИР, готовых к внедрению Количество публикаций в год в изданиях, индекс. Российскими и иностранными организациями или количество публикаций в год (scopus) Количество совместных программ или количество программ на иностранном языке 1428 Доля зарубежных специалистов1,3%21%

Увеличение количества иностранных студентов из стран СНГ в среднем на 1 НИУ даже к 2018 г. до 6%, а из других стран – до 5% Победители в рамках Постановления Правительства РФ 220 Первый конкурс 2010 г. – НИУ и ФУ – 21 из 40 Второй конкурс 2011 г. – НИУ и ФУ – 25 из 39

Проекты в рамках 7-й рамочной программы ЕС – МИСиС, МИЭТ, НОЦ РАН, СГУ Финансирование от междунардных фондов и организаций

конкурентоспособный на международном рынке уровень образовательного процесса конкурентоспособный на международном рынке уровень исследовательских и технологических работ экономическую устойчивость и потенциал развития организации международное и национальное признание Уровень интернационализаци и в вузе как важный фактор его эффективного развития

Разработка и реализация совместных международных программ Расширение спектра программ на иностранных языках Приглашение к преподаванию и исследованиям международных специалистов, в т.ч. соотечественников Международная валидация образовательных программ Международная сертификация СМК Аудит деятельности, в т.ч. международный Система поддержки патентования перспективных разработок в России и за рубежом Проведение / участие в значимых международных мероприятиях Создание международных научных журналов Включение исследователей в международные исследовательские программы и проекты, запуск собственных проектов, привлекательных для участия международных партнеров Интенсивная языковая переподготовка профессорско- преподавательского состава Открытие представительств за рубежом

1. Иностранные обучающиеся из СНГ (по ПНР) 2. Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР НИУ 3. Иностранные обучающиеся без СНГ (по ПНР) 4. Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ 5. Доход от НИОКР (по ПНР) по международным научным программам 6. Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на одного НПР 7. Аспиранты и НПР, прошедшие стажировки в мировых научных и университетских центрах 8. Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранной и российской организациями (Web of Science, Scopus, Национ. индекс цитирования), в расчете на одного НПР 9. Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах

1. Количество НИР, грантов и международных контрактов в федеральном университете 2. Количество публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями 3. Доля ППС, имеющих опыт работы и прошедших стажировки в зарубежных вузах в общем кадровом составе вуза 4. Место в мировом рейтинге вузов 5. Количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов) 6. Доля обучающихся иностранных студентов (в т.ч. из других регионов)

привлечение зарубежных профессоров на работу в университет интернационализацию молодых исследователей, в том числе, защиты в зарубежных университетах, опыт исследовательской работы за рубежом и т.д. привлечение молодых зарубежных исследователей интернационализацию административного и управленческого персонала характеристики работы международного управления или эквивалентных подразделений ресурсов, выделяемых на международное сотрудничество сетевого взаимодействия

Качественный анализ является наиболее распространенным методом оценки уровня (качества) интернационализации. Преимущественно качественный анализ, при котором используются инструменты самооценки и внешней оценки используется в: IQR - Internationalisation Quality Review 1_1,00.html, осуществляемом с 1999 г. Программой Институциональное управление в высшем образовании ОЭСР совместно с Ассоциацией европейских университетов и Ассоциацией академического сотрудничества; 1_1,00.html The Internationalization Review Process splay.cfm&ContentID=7746, осуществляемом Американским советом по образованию; splay.cfm&ContentID=7746 Nuffic tool for Mapping Internationalization (MINT) internationalization/mapping-internationalization-mint/mapping- internationalization-mint internationalization/mapping-internationalization-mint/mapping- internationalization-mint Подходе, предложенном в рамках проекта Developing Evaluation Criteria to Assess the Internationalization of Universities (final report osaka.jp/project/project-finalreport.htm), реализованного при поддержке университета г. Осака. osaka.jp/project/project-finalreport.htm

Для проведения отбора предложено 186 индикаторов* системы The CHE University Ranking Из них: 162 относятся к измерению ресурсов и процессов 24 – к измерению результатов В то же время: 69 – дают общую характеристику 45 –характеризуют качество интернационализации исследований 72 – интернационализацию образовательных процессов.

Как показывает международная практика мониторинга, основные аспекты качественного анализа интернационализации включают: Наличие ясно сформулированной стратегии и плана развития интернационализации. Интеграция стратегии и плана развития интернационализации в стратегию развития университета. Уровень руководства, ответственного за данное направление, и уровень вовлеченности в проект первых лиц университета. Качество управленческой инфраструктуры: международные подразделения: их количество, качество персонала, структурное соответствие задачам, уровень координации. Качество консультационной и организационной поддержки мобильности: специальные структуры для работы с иностранными абитуриентами и студентами. Качество информационной поддержки процесса интернационализации: сайт на иностранных языках, участие в выставках, организация маркетинговых мероприятий, публикации и презентации результатов исследований … Качество бытовой инфраструктуры: общежития, медицинские услуги, страховки, питание… Кадровая политика, формирующая стимулы для развития лингвистических и других компетенций, необходимых для успешной интернационализации. Система стимулов для участия в / разработки и реализации международных исследовательских проектов, подготовки совместных публикаций. Кадровая политика, направленная на привлечение в университет ведущих зарубежных ученых и лучших преподавателей. Участие в международных сетях. Уровень развития материального обеспечения, оснащения лабораторной базы Соответствие качества образовательных программ лучшим международным практикам Информационное обеспечение научно-исследовательской и учебной деятельности

Самые проработанные механизмы реализации стратегии и плана интернационализации – кооперация, сотрудничество, информационный обмен по направлениям (6 из 7); глубокая интеграция в международное научно-образовательное пространство только 3 из 7 Проведение тренингов и стажировок – наиболее распространенные форматы кадрового развития (5 вузов из 7) Стимулы для участия в международных исследовательских проектах – через конкурсы зарубежных и международных организаций (6 из 7 вузов) Мобильность преподавателей, в основном, в рамках соглашений (6 из 7), студентов (особенно входящая) – в рамках международных программ Международная экспертиза и аккредитация программ (5 из 7) более распространена как приоритет чем совместные программы и программы на иностранных языках (3 из 7)

НИУ в большей степени ориентированы на глубокую интеграцию (9 из 14 вузов), хотя 7 из 9 рассматривают и задачу обеспечения отраслевой конкуренции (7 из 14) В 8 из 14 вузов международное измерение присутствует во всех направлениях деятельности Половина НИУ работает по вопросам международной сертификации систем управления Очень активно участие в конкурсах международных организаций и фондов (10 из 14) Приглашение ведущих ученых и преподавателей (9 из 14), в т.ч. На основе долгосрочных контрактов – 5 из 14, к работе на оборудовании – 7 из 14 Разработка совместных программ – 7 из 14 Совсем или очень плохо представлены: привлечение иностранных специалистов к вопросам управления программой, создание международные Советов, качество информационной поддержки международной деятельности, маркетинговые мероприятия, низкий уроваень публикационной активности в зарубежных изданиях и зарубежное патентование. Отсутствуют специальные программы «въездной» студенческой мобильности

1. Меры внешней государственной политики: участие в международных организациях – принятие общих правил и участие в их формировании, в т.ч. в формировании и реализации глобальной тематики 2. Меры внутренней государственной политики: изменение миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов, изменение визового и таможенного законодательства, стимулирование развития инноваций 3. Меры отраслевого характера (образование и наука) – законодательство в области образования, выделение и целевая поддержка университетов - лидеров, государственные программы поддержки инновационного развития, социального - и бизнес – партнерства университетов, академической мобильности Университеты и университетское сотрудничество как важнейший элемент и инструмент глобального сотрудничества и модернизации общества Университеты как заказчики и пользователи в рамках развития международного сотрудничества Университеты как исполнители государственной политики и институты развития международного сотрудничества Институциональные меры

Спасибо за внимание! WWW. NTF.RU Анкета для проведения экспертных оценок индикаторов интернационализации размещена на сайте НФПК по адресу в формате Excel удобном для осуществления выбора и оценки значимости индикаторов