Профессиональный портрет педагога Политехнической школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиограмма педагога Студент: Боброва В.Ю. Группа ПП Б Преподаватель: Бекузарова Н.В. К. пед. н., доц., доцент каф. ИТО и НО Красноярск 2017.
Advertisements

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Профессиональный рост педагога дополнительного образования как фактор повышения качества образовательной деятельности.
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Профессиограмма учителя английского языка Подготовила учитель английского языка МОУ СОШ 25 Кузнецова Л.Н.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогический совет Творчески работающий учитель-…
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Шуя Организационная деятельность классного руководителя по повышению.
Транксрипт:

Профессиональный портрет педагога Политехнической школы

Профессиограмма Описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности Описание и обоснование системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку

Виды профессиограмм (по Е.М. Ивановой ): Информационные профессиограммы Ориентировочно-диагностические профессиограммы Конструктивные профессиограммы Методические (методологические) профессиограммы Диагностические профессиограммы

Основные требования к профессиограмме: Четкое выделение предмета и результата труда; Четкое выделение предмета и результата труда; Выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; Выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; Показ возможных перспектив изменения в самой профессии; Показ возможных перспектив изменения в самой профессии; Направленность профессиограммы на решение практических задач; Направленность профессиограммы на решение практических задач; Выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы; Выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы;

Структура профессиограммы: Общие сведения о профессии; Общие сведения о профессии; Условия деятельности и социально- психологические характеристики деятельности; Условия деятельности и социально- психологические характеристики деятельности; Содержание деятельности; Содержание деятельности; Психограмма; Психограмма; Динамика психических состояний специалиста в процессе деятельности; Динамика психических состояний специалиста в процессе деятельности; Особые замечания; Особые замечания;

Профессиограмма учителя: Идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки, необходимые для выполнения функций учителя;

Профессиограмма учителя: Документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки;

Профессиограмма учителя: Система научно обоснованных требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным свойствам специалиста-предметника общеобразовательной школы;

Общие сведения о профессии: Учитель (преподаватель) – специалист – работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой- либо предмет.

Условия деятельности: Ненормированный рабочий день Выступления перед аудиторией Большое количество социальных контактов Жесткие требования к исполнению социальных ролей Ограниченные возможности временного манипулирования Большие физические нагрузки Монотония труда

Содержание деятельности (функции учителя): Информационная (учитель транслирует информацию); Развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.); Ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); Мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел); Конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое); Коммуникативная (функция общения с учениками, родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр.); Организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит); Исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т д );

Содержание деятельности (функции классного руководителя): Организационная (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных мероприятий экскурсии, поездки, собрания, классные часы и т. д.); Воспитательная (разными путями и средствами осуществляет воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьи, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности); Стимулирующая (осуществляет стимулирующую деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.); Координационная (координирует деятельность детей, учителей, работающих в одном классе, параллели, а также осуществляет связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система); Работа с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами);

Психограмма: Знания; Знания; Навыки; Навыки; Умения; Умения; Направленность личности (потребности и мотивы); Направленность личности (потребности и мотивы); Особенности познавательных процессов; Особенности познавательных процессов; Особенности эмоциональной сферы; Особенности волевой сферы; Характерологические особенности;

Знания: Знание того учебного предмета (его Госстандарта), который педагог преподает. Знание векторов инновационных процессов, происходящих в настоящее время в школах разных типов. Знание Закона Российской Федерации «Об образовании». Знание сущности воспитания, его общих и конкретных целей, задач, организационных форм, средств, методов развивающего воспитания. Знание сущности процесса развивающего обучения, особенностей содержания регионального компонента в образовании, принципов, средств, методов и организационных форм обучения. Знание основ проблемного и программированного обучения, технических средств обучения и их использование в практической работе; компьютерная грамотность. Знание психологических основ обучения и воспитания. Знание анатомо-физиологических, возрастных и психологических особенностей школьников; знание основ личной и общественной гигиены.

Знания: Знание методов диагностики уровней воспитанности школьников (их групп и коллективов), методов диагностики уровней сформированности навыков и умений. Знание методов диагностики уровней воспитанности школьников (их групп и коллективов), методов диагностики уровней сформированности навыков и умений. Знание содержания, форм и методов работы классного руководителя во внеурочное время. Знание содержания, форм и методов работы классного руководителя во внеурочное время. Знание содержания, форм и методов работы с родителями учащихся, со спонсорскими организациями в условиях демократизации и гласности. Знание содержания, форм и методов работы с родителями учащихся, со спонсорскими организациями в условиях демократизации и гласности. Знание содержания, форм и методов управления самовоспитанием учащихся. Знание содержания, форм и методов управления самовоспитанием учащихся. Знание методов научно-педагогического описания и анализа педагогических фактов, явлений, процессов, педагогических систем и их структур. Знание методов научно-педагогического описания и анализа педагогических фактов, явлений, процессов, педагогических систем и их структур. Знание содержания, форм и методов планирования (прогнозирования) педагогического процесса, планирования работы педагогической системы. Знание содержания, форм и методов планирования (прогнозирования) педагогического процесса, планирования работы педагогической системы. Знание основ педагогического управления образовательными учреждениями. Знание границ и возможностей предпринимательской деятельности. Знание основ педагогического управления образовательными учреждениями. Знание границ и возможностей предпринимательской деятельности.

Навыки: Навыки воздейственной выразительной речи. Навыки грамотного красивого письма. Навыки счета. Навыки общения. Навыки целесообразных движений, мимики, жестов. Навыки демонстрационные (демонстрации отдельных объектов и самого себя). Навыки распределения внимания. Навыки ориентации во времени. Навыки работы с книгой, учебником, пособием, газетами. Навыки библиографические. Навыки использования записей, планов. Навыки владения простейшими орудиями труда. Навыки использования технических средств обучения (ТСО). Навыки личной и общественной гигиены. Навыки, используемые в спортивных играх и судействе. Навыки художественно-эстетической деятельности. Навыки педагогической графики (рисунки на доске и т.д.).

Умения: Умения этапа педагогической диагностики и целеполагания Умения этапа педагогической диагностики и целеполагания Умения этапа решения педагогических задач на уровне планирования учебно- воспитательного процесса Умения этапа решения педагогических задач на уровне планирования учебно- воспитательного процесса Умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана Умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана Умения этапа анализа выполненной педагогической работы, диагностики изменений состояния воспитанников и постановки новых педагогических целей

Умения этапа педагогической диагностики и целеполагания: Умение наблюдать за учащимися в диагностических целях Умение проводить диагностическую беседу с учащимися Умение проводить диагностическое интервью с учащимися Умение анализировать творческие работы учащихся Умение использовать свои социально-нравственные и психолого-педагогические знания для выяснения и оценки психологического состояния конкретных учащихся, уровней их воспитанности и обученности. Умение использовать свои социально-нравственные и психолого-педагогические знания для выяснения психологического состояния групп (коллективов) учащихся и для последующего принятия решений. Умение проводить педагогический эксперимент Умение определять ближайшие цели воспитания (обучения) в конкретных ситуациях, оперативные цели. Умение определять средне - отдаленные (тактические) цели воспитания и обучения. Умение определять дальние (стратегические) цели воспитания и обучения. Умение изменять цели воспитания в связи с появлением новых, ранее непредвиденных факторов.

Умения этапа решения педагогических задач на уровне планирования учебно- воспитательного процесса: Умение мысленно ставить себя в ситуацию школьников, представлять и понимать их психологическое состояние, учитывать его в процессе планирования учебно- воспитательной работы. Умение точно формулировать возможно более полную систему задач в связи с поставленной целью в учебно- воспитательной работе. Умение точно определять главную задачу в конкретной ситуации, за ней вторую и так далее по порядку их значимости. Умение правильно определять основные (объективные и субъективные) условия решения задач. Умение прогнозировать возможные варианты развития воспитуемых (их групп, коллективов). Умение осуществлять методический отбор и разработку педагогической информации, планировать ее. Умение отбирать необходимые средства для предстоящей работы, планировать их использование.

Умения этапа решения педагогических задач на уровне планирования учебно- воспитательного процесса: Умение выбирать оптимальные формы образовательной и вос­питательной работы. Умение оптимально планировать методы обучения и воспитания. Умение оптимально планировать работу отдельных учащихся. Умение правильно представлять и планировать взаимоотношения учащихся друг с другом, свои отношения с ними. Умение оформлять свои планы в соответствующие школьные документы. Умение соотносить свое планирование с общешкольным. Умение определять и оценивать деятельность других педагогов (а также субъектов педагогической деятельности), находящихся в конкретной воспитательной системе, в своем плане. Умение использовать опыт других педагогов для планирования своей работы.

Умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана: Умение передавать, сообщать информацию учащимся. Умение доказывать, убеждать, вести дискуссию. Умение использовать целесообразное содержание учебной и воспитательной работы. Умение использовать разнообразные средства учебной и воспитательной работы. Умение использовать эффективные формы организации учебной и воспитательной работы. Умение оказывать педагогические воздействия на учащихся показом личного примера и демонстрацией наглядного материала. Умение оказывать педагогические воздействия на учащихся, стимулировать их деятельность путем показа разнообразных приемов выполнения той или иной работы (показ, как надо выполнять определенные задания). Умение давать учащимся поручения, задания.

Умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана: Умение стимулировать коллективную учебную и общественную работу школьников. Умение оперативно оказывать разностороннюю духовную и психологическую помощь учащимся, создавать ситуации успеха. Умение осуществлять в процессе общения со школьниками регулирование отношений в классе, согласование их деятельности друг с другом, ликвидацию локальных конфликтов. Умение осуществлять на практике внешнюю координацию (связь со спонсорами, родителями). Умение поддерживать с учащимися сотрудничество, высокие нравственные отношения, располагать их к себе в процессе практической работы. Умение оказывать помощь ученическому коллективу, не связывая его самодеятельности. Умение осуществлять контроль за текущим ходом работы; объективно оценивать количество и качество работы, выполненной учащимися. Умение стимулировать самовоспитание учащихся.

Умения этапа анализа выполненной педагогической работы, диагностики изменений состояния воспитанников и постановки новых педагогических целей: Умение определять степень достижения поставленной цели. Умение диагностировать появившиеся у учащихся знания, навыки, умения, опыт, новые качества личности, новообразования поведения, сравнить полученный результат с прошлым. Умение устанавливать причины неэффективности педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности, причины неэффективного решения педагогических задач, ошибки. Умение соотносить свой опыт с педагогической теорией, методическими рекомендациями. Умение строить программу своего профессионального самовоспитания и самообразования, программу изменения своей деятельности, если это необходимо. Умение использовать результаты анализа выполненной работы для того, чтобы ставить новые цели обучения и воспитания; планировать новый этап практической деятельности по управлению педагогической системой.

Направленность личности. Педагогические потребности: Потребность в общении с учащимися и их родителями; Потребность в овладении педагогическими и психологическими знаниями, навыками, умениями, в их углублении и расширении; Потребность в постоянном пополнении своих специальных научных знаний; Потребность в образовательно-воспитательной работе; Потребность в научно-исследовательской работе; Потребность в общественной работе по созданию для учащихся комфортной психологической атмосферы; Потребность в профессиональном самовоспитании и самореализации; Потребность в эстетическом оформлении жизни школьного коллектива и отдельных воспитуемых в меру реальных возможностей;

Направленность личности. Педагогические мотивы: Стремление принести пользу школе, учащимся и их родителям; Стремление к профессиональному идеалу; Стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя в плане повышения профессионального статуса;

Особенности познавательных процессов: Системность мышления – способность охватить явления многоаспектно, выделить комплексы их взаимосвязанных компонентов в подсистемах, получить объемное знание для решения задач; Детерминизм мышления – способность устанавливать причинно- следственные связи; выявлять зависимости между явлениями в педагогической системе; Вероятностность мышления – способность выявлять и прогнозировать возможные пути развития учебно-воспитательного процесса, личностей, групп, коллективов; Конкретность мышления – способность использовать общие положения теории для объяснения текущих фактов и ситуаций; способность анализировать и делать оперативные выводы; Перспективность мышления – способность видеть перспективу событий; способность к моделированию «зоны ближайшего развития»; Экономичность мышления – способность выбирать пути наименьших затрат сил и времени, кратчайшие пути решения задач; Рефлексивность мышления – способность оценивать свою деятельность «со стороны», глазами учащихся; Эвристичность мышления – способность формулировать и проверять гипотезы, фильтровать альтернативы на основе разных критериев, генерировать информацию, делать выводы.

Особенности познавательных процессов: Профессиональная педагогическая эрудиция, характеризующаяся объемом, глубиной и системностью знаний; Педагогическая внимательность; Педагогическая наблюдательность; Оперативная и долгосрочная педагогическая память; Сообразительность; Педагогическая любознательность;

Особенности эмоциональной сферы: Эмпатия, то есть способность сопереживать учащимся и их родителям; Оптимизм, бодрость, веселость; Несклонность к обидчивости и раздражительности; Доброжелательность, разумная доверчивость; Относительная удовлетворенность успехами в работе;

Особенности волевой сферы: Социально значимая мотивация предпринимаемых речемыслительных и предметно-практических действий; Целеустремленность, наличие, разработанность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы; Уверенность в своих силах и возможностях; Организованность, собранность; Самообладание, выдержка; Решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска; Упорство в доведении начатого дела до конца, исполнительность.

Характерологические особенности: Черты характера, выражающие отношение педагога к воспитанникам: Любовь и заботливость, индивидуализированная педагогическая помощь; доброта; Душевность, доброжелательность; Доверие, отзывчивость, выдержка; Внимательность, разумная требовательность, справедливость; Снисходительность, терпеливость

Характерологические особенности: Черты характера, выражающие отношение к педагогическому коллективу: Моральная активность, сотрудничество; Демократизм, товарищество готовность к взаимопомощи; Толерантность к коллегам, самообладание. Черты характера, выражающие отношение к себе и своим профессионально-личностным качествам: Сознание и чувство собственного достоинства; Совестливость, разумное самообладание.

Характерологические особенности: Черты, характеризующие педагога с точки зрения нравственного регулирования поведения: Сознание и чувство честности, правдивость; Порядочность; Искренность; прямота; Развитая и чуткая совесть; Моральная чистота. Черты характера, отражающие отношение педагога к труду, к профессиональной деятельности: Трудолюбие; Добросовестность, обязательность; Предприимчивость, деловитость, инициативность, целеустремленность; Организованность, собранность, бережливость; Способность разумно оценивать результаты проделанной работы.

Характерологические особенности: Черты, характеризующие высокую культуру педагогического общения: Вежливость; Предупредительность; Уважительность; Тактичность; Экстравертированность;

Характерологические особенности: Черты характера, выражающие гражданскую и профессионально- педагогическую направленность: Патриотизм, верность духовному историческому наследию России, ориентированному, в частности, на христианские ценности, на служение Отечеству; Любовь к детям, гуманизм, демократизм; Гражданственность, сознание и чувство общественно- педагогического долга в отношении просвещения молодежи и народа; Общественно-педагогическая активность; Принципиальность в отношении общечеловеческих ценностей и милосердного отношения к воспитанникам и их родителям; Коллективизм; Профессиональное новаторство, чуткость к инновациям и активное творчество в педагогической работе; Профессиональная работоспособность; Общительность, толерантность, стремление к сотрудничеству, миролюбие по отношению к людям разных национальностей и религиозных вероисповеданий.