Особенности организации и проведения экзаменов в России: успехи и проблемы Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системы национальных экзаменов в Российской Федерации В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. О.А. Решетникова заместитель директора РТЦ,
Advertisements

Особенности проведения ГИА в регионах в связи с введением новых мер информационной безопасности Особенности проведения ГИА в регионах в связи с введением.
Особенности организационно- технологическое обеспечения по технологии ФЦТ 2008 г. Решетникова Оксана Александровна Поляков Михаил Алексеевич.
Нормативные основания: - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года с изменениями и дополнениями от 09 февраля 2007 года 17-ФЗ,
Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ( ИТОГОВОЙ ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2013 ГОДУ.
15 октября 2015, Москва ЕГЭ выбор будущего Школьная аттестация в России С. С. Кравцов Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и.
1 Изменения в нормативных документах, регламентирующих организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации в 2012 году.
О ходе подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации в 2014 году Н.А. Килина, заместитель начальника отдела дошкольного, общего и специального образования.
Организационно- технологическое обеспечение проведения ЕГЭ в штатном режиме 2008 г. Кравцов Сергей Сергеевич, директор ФГУ «Федеральный центр тестирования»
Подготовка к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов Апрель 2014 г.
Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация форма контроля (оценки) освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего(полного)
Изменения в нормативной правовой базе ЕГЭ в 2012 г.
Нормативное правовое обеспечение государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного.
Федеральный закон 2-ФЗ от Новая редакция Порядка проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) Новые редакции Порядка приема граждан в.
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 2015.
1 Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2011 году, проведение предпрофильной.
О новой форме государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 кл. Нормативное обеспечение г. Красноярск.
Инструктивно-методическое обеспечение технологии проведения единого государственного экзамена в 2011 году 2010 г. Егорова Юлия Станиславовна, к.п.н., заместитель.
Министерство образования Иркутской области Основная задача проведения ЕГЭ в 2014 году ЕГЭ-2014 ОБЪЕКТИВНЫЙ ЕГЭ без существенных изменений процедуры для.
Транксрипт:

Особенности организации и проведения экзаменов в России: успехи и проблемы Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления развития» июня 2012 года, Кыргызская Республика О.А. Решетникова, к.п.н Заместитель директора Российского тренингового центра СЕССИЯ 5

Стартовые условия Всероссийское централизованное тестирование, проводимое ГУ «Центр тестирования Минобразования РФ»(ЦТ) – технологическая база построения системы Единого государственного экзамена ( проводилось в период г.) ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦТ: Проведение ЦТ трех уровней: абитуриентское, итоговое (9 и 11 классы) Структура измерителей учебных достижений: части А и В Добровольность (как участия в ЦТ для выпускников, так и засчитывания результатов ОУ и Вузами) Платность

Всероссийское централизованное тестирование Площадки проведения: для абитуриентов – Вузы для итоговой аттестации 9 и 11 классов – школы Основания проведения: Приказ Министерства образования РФ о рекомендации к использованию результатов ЦТ для целей вступительных испытаний и итоговой аттестации прямые договора с Центром тестирования МО РФ Итоги проведения: количество тестирований – до 1,5 млн. в год количество Вузов, добровольно принимавших результаты ЦТ в качестве вступительных испытаний – более 500

Начало эксперимента по введению Единого государственного экзамена ЗАДАЧИ: максимальная объективность и независимость процедуры ЕГЭ от любого влияния; информационная безопасность на этапах разработки КИМ, их предъявления участникам ЕГЭ, а также на этапе обработки и проверки результатов; создание единых условий проведения процедуры ЕГЭ и участия в ЕГЭ; организация методического сопровождения процесса подготовки к ЕГЭ всех участников процесса, включая педагогов, будущих участников ЕГЭ, а также организаторов ЕГЭ. Старт – 2001 г.

Объединение двух целей (государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов и вступительные испытания в высшие учебные заведения страны): разграничение полномочий федерального и регионального уровней, установленных Законом об Образовании РФ – распределение ответственности между федеральным и региональным уровнями сроки проведения процедуры ЕГЭ и выдачи его результатов (до 14 дней – обязательные экзамены, до 10 дней– выборные) необходимость поддержки возможности апеллирования к результатам, процедуре ЕГЭ Использование наиболее сложной структуры контрольных измерительных материалов по всем общеобразовательным предметам, включающих задания с множественным выбором, задания, предусматривающие краткий ответ и, ответы в свободной форме (часть С): необходимость осуществления проверки двумя способами (автоматизированной и ручной для части С) одновременно Особенности Единого государственного экзамена в России

Проведение Единого государственного экзамена в «две волны» (с 2008 г. – «три волны») Досрочный период (апрель) – для определенной категории лиц (спортсмены, призывники и др.) май-июнь – для выпускников текущего года; Июль – для лиц, не имевших возможности участвовать в ЕГЭ в мае-июне; Наличие труднодоступных и отдаленных территорий в более 15 субъектах РФ Законодательно закрепленная необходимость проведения ЕГЭ для всех без исключения выпускников образовательных учреждений РФ, независимо от места их расположения (в том числе – за пределами РФ ) Необходимость разработки отдельной технологии для труднодоступных и отдаленных территорий (ТОМ), в т.ч. для ОУ, расположенных за пределами РФ (школы МИД РФ и др.) Наличие 8 часовых зон (с 2011 г. – 9 ч.з.) Необходимость разработки и передачи в регионы достаточного количества измерительных материалов в условиях соблюдения информационной безопасности Особенности Единого государственного экзамена в России

Разворачивание эксперимента ( г.)

Разворачивание эксперимента ГОД Кол-во субъектов РФ Кол-во предметов

Структура Федерального и регионального уровней ЕГЭ

Апробация разных технологических решений Для проведения ЕГЭ регионам были предложены на выбор 2 технологические модели: «Базовая» технология – Центр тестирования Минобразования РФ (с 2004 г. ФГУ ФЦТ)+ ABBYY «Альтернативная» технология - АИС «Экзамен – ЗАО КРОК Инкорпорейтед. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ: Единые контрольные измерительные материалы, разрабатываемые и тиражируемые на федеральном уровне Единый «Порядок проведения Единого государственного экзамена» Единая проверка результатов ЕГЭ на федеральном уровне в ФГУ ФЦТ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ: Используемое программное обеспечение Бланки ответов ЕГЭ и возможности их тиражирования Инструктивные материалы для разных групп пользователей

Апробация разных технологических решений

Единый государственный экзамен

Базовая технология ЕГЭ Бланки ЕГЭ

На пути к оптимальному решению г. – «ручная» сборка и комплектация индивидуальных пакетов участников, тиражирование контрольных измерительных материалов (КИМ) силами ФГУ ФЦТ, следовательно: Наличие визуализированных номеров вариантов КИМ Полиграфические дефекты материалов Случаи недокомплектации индивидуальных пакетов и секъюрпаков С 2008 года – переход на автоматизированную линию тиражирования и упаковки экзаменационных материалов, что позволило: Отказаться от визуализации номеров вариантов КИМ Присваивать уникальные номера индивидуальным пакетам с ЭМ Существенно повысить условия информационной безопасности С 2008 года – отказ от файлового способа обмена информацией между региональным и федеральным уровнями, переход на работу в Единой распределенной базе данных и передачи информации методом репликации данных

Базовая технология ЕГЭ КИМ БР

Технология ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях (ТОМ) Особенности: Заблаговременная передача индивидуальных пакетов с бланками ответов в ТОМ, но не содержащих КИМ; Передача зашифрованных КИМ по защищенным каналам связи в день проведения экзамена (или на эл. носителях); Расшифровка и печать КИМ непосредственно в ППЭ ТОМ перед экзаменом

Технология ЕГЭ в ТОМ для образовательных учреждений, расположенных за пределами РФ (ЗОУ) Особенности: Взаимодействие с Ведомствами (МИД РФ и др) Количество ППЭ в ЗОУ – 60, но разброс «по всему миру» Обработка и проверка результатов осуществляется только на федеральном уровне, созданы специальные федеральные комиссии: экзаменационная, предметная, конфликтная

Проверка части С в регионах Особенности: проверка каждого бланка с ответами на часть С ( 2) осуществлялась двумя экспертами; при расхождении оценивания ответов участника ЕГЭ двумя экспертами в 2 и более баллов бланк ответов направлялся третьему эксперту Технология обработки и проверки ответов на задания части С

На пути к доступности и открытости Предоставлена возможность добровольной сдачи ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья: детей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) – с использованием увеличительных приборов, экзаменационных материалов увеличенного формата или отпечатанного шрифтом Брайля; детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) – с использованием звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного прослушивания; детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – с использованием специальных пандусов, поручней и иных средств Создан институт общественного наблюдения за процедурами экзаменов, в период проведения ЕГЭ открыты «горячие линии»: специализированные для региональных специалистов и общедоступные для общественности

Общие требования к процедуре ЕГЭ Экзамены во всех регионах проводятся в установленные сроки (день, время, длительность); создание максимально комфортных условий для участников ЕГЭ (физическая безопасность, готовность ППЭ); автоматизированное распределение участников и организаторов по аудиториям ППЭ; обеспечение информационной безопасности на всех этапах; документирование всех процессов экзамена (фиксация точного времени начала и окончания процедур ЕГЭ, акты приемки-передачи документов ЕГЭ и др.).

Количество участников ЕГЭ участников Количество экзаменов экзаменов Количество ППЭ пунктов и аудиторий в них Количество регионов с труднодоступными и отдаленными территориями (на территории РФ) – 18 регионов Количество часовых зон (часовых поясов) - 9 часовых зон (с 2011 г.) Количество привлекаемых к проведению ЕГЭ спец-ов в ППЭ – более чел. Количество экспертов предметных комиссий – чел. Количество привлекаемых общественных наблюдателей - более чел. Особенности ЕГЭ: количественные характеристики Единого государственного экзамена (данные за 2011 г.)

Успехи ЕГЭ Создана действующая инфраструктура федерального и региональных уровней, обеспечивающая проведение экзамена на всей территории РФ; Созданы региональные центры обработки информации и его подструктуры, оснащенные аппаратно-программными комплексами; Подготовлены команды специалистов федерального и регионального уровней, постоянно действует система повышения квалификации; Обеспечены равные условия прохождения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ВУЗы страны для всех выпускников образовательных учреждений; Создан институт общественного наблюдения за процедурами итоговой аттестации и вступительных испытаний в Вузы. Создан первый и самый значимый элемент общероссийской системы оценки качества образования

Проблемы организации и проведения ЕГЭ Случаи нарушения процедуры проведения ЕГЭ: не санкционированное использование доставочных пакетов с экзаменационными материалами; публикации в Интернете; нарушения сроков проверки и выдачи результатов ЕГЭ; попытки необоснованного повышения индивидуального результата при проведении процедуры апелляции Недостаточный общественный контроль процедуры ЕГЭ: пассивный процесс участия в общественном наблюдении; не подготовленные должным образом общественные наблюдатели Отсутствие унифицированного подхода к разработке регионального пакета инструктивных материалов для проведения ЕГЭ: На Федеральном уровне разработан Порядок проведения ЕГЭ – единый для всех регионов, дополнительный пакет инструктивно-методических материалов – на совести каждого региона СЛЕДСТВИЕ: недоверие к информационной безопасности процедуры ЕГЭ

Пути решения проблем: реализованные и планируемые Необходимость законодательного закрепления ответственности всех задействованных в ЕГЭ лиц; Принятие дополнительных мер защиты процедуры ЕГЭ на всех этапах: осуществление перепроверки всех 100-балльных работ на уровне Федеральных предметных комиссий (реализовано с 2006 г.); выборочное повторное рассмотрение материалов апелляций с большим увеличением результата по решению региональной конфликтной комиссией (реализовано с 2007 г.); дополнительная защита бланков с КИМ – возможность идентифицировать «нарушителя», опубликовавшего измеритель в Интернете (реализовано в 2012 г.); введение системы строгого учета перемещения и использования экзаменационных материалов (реализуется с 2008 г.); введение перекрестной проверки бланков ответов 2 (ответы на задания части С) между регионами; Привлечение к контролю за процедурой ЕГЭ структур госбезопасности; Унификация требований к форме и содержанию пакета инструктивно- методических материалов ЕГЭ

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме Причины введения новой формы ГИА 9 классов 1) Проведение ГИА за основную школу для выпускников 9 классов в традиционной форме выпускных экзаменов: не обеспечивало принципы независимости и объективности; не позволяло быстро и качественно собрать объективные данные о результатах ; не отвечало условиям единства требований к знаниям выпускников и преемственности на разных ступенях образования; т.е. не в полной мере удовлетворяло принципам построения ОСОКО. 2) Необходимость произведения обоснованного отбора наиболее подготовленных выпускников основной школы к обучению по выбранному профилю обучения в старшей школе. Цель введения ГИА 9 классов в новой форме: создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся 9-х классов, результаты которой могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы и должны способствовать построению индивидуального образовательного маршрута обучающегося на следующей ступени образования СТАРТ апробации проведения ГИА в новой форме – 2004 год

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме Динамика участия субъектов Российской Федерации и выпускников в апробации новой формы ГИА 9 классов Год проведения апробации Количество регионов – участников апробации Количество выпускников – участников апробации

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме На федеральном уровне: разработка на федеральном уровне единого комплекта стандартизированных контрольных измерительных материалов (КИМ) для всех субъектов Российской Федерации (части А,В и С); установление «правил игры», контроль за проведением ГИА, разбор жалоб

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме На региональном уровне: разработка пакета нормативных и инструктивно-методических документов на основе рекомендаций Рособрнадзора; создание Территориальных экзаменационных комиссий, предметных комиссий и конфликтных комиссий; подготовка и проведение процедуры ГИА 9 классов, включая: тиражирование бланков ответов и экзаменационных материалов, обработку и проверку бланков ответов (части А и В), проверку предметными комиссиями ответов на задания части С, формирование протоколов с результатами ГИА, информирование о результатах; широкое привлечение независимых наблюдателей к процессу проведения экзаменов.

Отличия в организации ЕГЭ и ГИА в новой форме, обусловленные разграничением полномочий между федеральным и региональным уровнем, установленных «Законом об образовании» РФ ГИА 9 классов в новой формеЕдиный государственный экзамен Разработка инструмента оценки осуществляется на федеральном уровне для обеих процедур Создаются территориальные экзаменационные комиссии (ТЭК), территориальные предметные комиссии, территориальные конфликтные комиссии. Территориальных предметных и конфликтных комиссий (подкомиссий) может быть от одной до нескольких в одном субъекте РФ в соответствии с принятой организационно-территориальной схемой проведения экзаменов. Сроки проведения ГИА 9 классов утверждаются ОУО субъекта РФ Тиражирование, сборка и доставка экзаменационных материалов организуется ОУО субъекта РФ ОУО субъекта РФ самостоятельно определяет организационно-территориальную схему проведения ГИА с учетом территориальных особенностей, кадрового и материального ресурса. В субъекте РФ создаются и функционируют государственные комиссии: государственная экзаменационная комиссия, региональная предметная комиссия, региональная конфликтная комиссия. Сроки проведения ЕГЭ утверждаются Приказом Рособрнадзора Проведение работ по тиражированию, сборке и доставке экзаменационных работ до субъектов РФ организуется на федеральном уровне Экзамен проходит во всех субъектах РФ по единой технологии, с использованием единых аппаратно-программных средств, наличие которых в субъекте РФ обеспечивается федеральным уровнем.

Используемые технологические модели проведения ГИА 9 классов

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме УСПЕХИ: ГИА 9 классов в новой форме стала вторым по значимости элементом в системе оценки качества образования; разработаны единые для всех выпускников 9 классов стандартизированные измерительные материалы, по структуре аналогичные КИМ ЕГЭ; предоставлена возможность на уровне субъекта РФ проводить сопоставление МОУО по результатам ГИА и отслеживать динамику (но – только в случае унифицированных процедур в муниципалитетах); предоставлена возможность самостоятельного выбора технологической модели проведения процедуры ГИА с учетом территориальных и др. особенностей.

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА 9 классов) в новой форме ПРОБЛЕМЫ: отсутствие унифицированного подхода к разработке регионального пакета инструктивных материалов для проведения ГИА – степень детализации каждого документа в разных субъектах РФ – разная; некорректное использование результатов ГИА 9 классов (без учета контекстных условий образовательных учреждений); некорректное сопоставление результатов ГИА и ЕГЭ, проводимых в условиях разных с точки зрения обеспечения информационной безопасности процедур; «рейтинги» - риски; «затянувшийся эксперимент»…

Экзамены в России и шаги для дальнейшего развития системы оценки качества образования Последнее десятилетие предприняты серьезные шаги в направлении построения общероссийской системы оценки качества образования Необходимо достраивание ОСОКО системными мониторинговыми исследованиями Закрепление сочетания внешней и внутренней оценки образовательных достижений учащихся Усиление значимости оценки на уровне школы и класса

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!