Предмет, задачи и методы истории психологии Вводная лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Advertisements

«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Представления о психической реальности: какими они были в разное время и в разных странах, как они развивались и изменялись.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Подготовил Голобородько Евгений.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Предмет, задачи и методы истории психологии Вводная лекция

Рекомендуемая литература А.Н. Ждан «История психологии от античности до наших дней» - М., 2007А.Н. Ждан «История психологии от античности до наших дней» - М., 2007 П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан «История психологии, 20 век». Хрестоматия – М., 2005П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан «История психологии, 20 век». Хрестоматия – М., 2005 А.В. Морозов «История психологии» – М., 2007А.В. Морозов «История психологии» – М., 2007

Основные темы курса История психологии Предмет, задачи, методы и методология истории психологииПредмет, задачи, методы и методология истории психологии Психология в недрах философииПсихология в недрах философии Психология как самостоятельная наукаПсихология как самостоятельная наука Современная философия и ее влияние на психологическую мысль 20-го векаСовременная философия и ее влияние на психологическую мысль 20-го века История юридической психологииИстория юридической психологии

Зачем нам «история психологии»? «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органично вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время одним из необходимых условий, определяющих научную ценность данной работы»…. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время одним из необходимых условий, определяющих научную ценность данной работы»…. Материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний» Материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний» Б.М. Теплов

В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем «….я считаю, что некоторые вопросы, имеющие огромное значение для перестройки теорий современной психологии, могут быть разрешены и более точно сформулированы с помощью такого сравнения, которое обеспечит взгляд, выходящий за рамки трудностей сегодняшнего дня» К.Левин «Конфликт межу аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии»

К истории психологии обращались: Л.С. ВыготскийЛ.С. Выготский П.Я. ГальперинП.Я. Гальперин М.Г. Ярошевскийобращение к истории - это «творческий диалог с прошлым»М.Г. Ярошевский - обращение к истории - это «творческий диалог с прошлым» Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Тепловсоздавали свои теории в постоянном споре с основными психологическими направлениями Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов создавали свои теории в постоянном споре с основными психологическими направлениями

История психологии - специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития 1) Понимание различных теорий и направлений современной психологии 2) Понимание современной ситуации в психологической науке 3) Формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого 4) Образовательное значение

Предмет истории психологии В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней Задача истории психологии - это воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста Задача истории психологии - это воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста

Концепции истории психологической науки «Zeitgeist» (Э. Боринг) – «дух времени»«Zeitgeist» (Э. Боринг) – «дух времени» Сущность концепции: Для каждого конкретного момента характерна определенная атмосфера мнений (духовный климат эпохи), под воздействием которой находится мышление исследователя.Сущность концепции: Для каждого конкретного момента характерна определенная атмосфера мнений (духовный климат эпохи), под воздействием которой находится мышление исследователя. Открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время, и происходит тогда, когда подготовлено временемОткрытие не делается до тех пор, пока для него не готово время, и происходит тогда, когда подготовлено временем Способствует и одновременно препятствует научному прогрессуСпособствует и одновременно препятствует научному прогрессу Обращает внимание на необходимость учета традиций в науке при рассмотрении происходящих в ней изменений и выявляет безусловно важный фактор в ее развитииОбращает внимание на необходимость учета традиций в науке при рассмотрении происходящих в ней изменений и выявляет безусловно важный фактор в ее развитии

Концепции истории психологической науки Парадигмальная концепция Т. КунаПарадигмальная концепция Т. Куна Сущность концепции: Социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» Сущность концепции: Социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» Когда внутри парадигмы возникают аномалии - факты, не совместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция и на смену ставшей неадекватной парадигме приходит новаяКогда внутри парадигмы возникают аномалии - факты, не совместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция и на смену ставшей неадекватной парадигме приходит новая История психологии плохо укладывается в эту концепцию, в психологии сложно выявить наличие общепризнанной парадигмыИстория психологии плохо укладывается в эту концепцию, в психологии сложно выявить наличие общепризнанной парадигмы

Концепции истории психологической науки Стремление выявить общие основания и установки в развитии психологии (парадигмы) – устойчивая тенденция в методологии историко-психологических исследований. Под углом зрения этих диспозиций проводится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий Стремление выявить общие основания и установки в развитии психологии (парадигмы) – устойчивая тенденция в методологии историко-психологических исследований. Под углом зрения этих диспозиций проводится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий - Детерминизм-индетерминизм - Детерминизм-индетерминизм - Элементаризм-холизм - Элементаризм-холизм - Эмпиризм-рационализм - Эмпиризм-рационализм Подход выделяет важные характеристики психического, но не создает целостного исторического образа психологии как науки на каждом из ее этапов

Концепции истории психологической науки подход Р. Вудвордса – «Школы в психологии» подход Р. Вудвордса – «Школы в психологии» 8 основных школ 8 основных школ 1.Структурная психология 2.Функциональная психология 3.Ассоцианизм 4.Психоанализ 5.Персоналистическая и организмическая психология 6.Целевая (гормическая) психология 7.Бихевиоризм 8.Гештальтпсихология

Концепции истории психологической науки (подход Р. Вудвордса) В каждой школе психологии выделяются: 1.Разрабатываемые в ней проблемы 2.Приемы 3.Методы исследования Тенденция к размыванию границ между школами Тенденция к размыванию границ между школами

Концепции истории психологической науки Теория великих людей (Т.Карлейль, 19 в) «История мира - это.. биографии великих людей» Акцентирует внимание на роли личности ученого в развитии научного знания Акцентирует внимание на роли личности ученого в развитии научного знания В психологии в русле этого подхода историю науки рассматривал американский историк Р. Уотсон В психологии в русле этого подхода историю науки рассматривал американский историк Р. Уотсон Анализ соотношения биографий великих психологов и выдвинутых ими теорий Анализ соотношения биографий великих психологов и выдвинутых ими теорий

Концепции истории психологической науки Выявляют реальные закономерности в развитии психологических знаний Взятые изолированно, эти подходы не охватывают исторический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант Взятые изолированно, эти подходы не охватывают исторический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант Эклектическая позиция состоит в совместном использовании различных концепций истории психологической науки в конкретных исторических исследованиях Эклектическая позиция состоит в совместном использовании различных концепций истории психологической науки в конкретных исторических исследованиях

Концепции истории психологической науки В.А. Романец - история научной психологии в связи с историей культурыВ.А. Романец - история научной психологии в связи с историей культуры Выделяется ряд крупных историко-культурных и психологических тем, прослеживается их эволюцияВыделяется ряд крупных историко-культурных и психологических тем, прослеживается их эволюция А.В. Петровский – освещение истории психологии советского периода во всей их сложности и в контексте исторических условий. Оценка педологии, психотехники, рефлексологии и других психологических течений психологической мысли в РоссииА.В. Петровский – освещение истории психологии советского периода во всей их сложности и в контексте исторических условий. Оценка педологии, психотехники, рефлексологии и других психологических течений психологической мысли в России

Концепции истории психологической науки М.Г. Ярошевский «категориальный анализ» - как концепция истории психологииМ.Г. Ярошевский «категориальный анализ» - как концепция истории психологии Анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразования в ходе исторического пути развития науки Анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразования в ходе исторического пути развития науки Выделяются специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности Выделяются специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности ОбразОбраз ДействиеДействие Мотив, психосоциальное отношениеМотив, психосоциальное отношение ЛичностьЛичность

Концепции истории психологической науки Система этих категорий вместе с объяснительными принципами (М.Г. Ярошевский) ДетерминизмаДетерминизма СистемностиСистемности РазвитияРазвития Образуют категориальный аппарат науки Категориальный анализ позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты Категориальный анализ позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты Учитываются социокультурные условия и роль личности ученого в развитии психологического знания Оппонентный круг ученого – все авторы, в полемике с которыми генерируются новые идеи

Концепции истории психологической науки П.Я. Гальперин – вопрос о предмете изученияП.Я. Гальперин – вопрос о предмете изучения А.Н. Ждан – история психологии как процесс становления ее предметаА.Н. Ждан – история психологии как процесс становления ее предмета История психологии - процесс непрерывной трансформации ее предметной области, в контексте вызвавших его причин и условийИстория психологии - процесс непрерывной трансформации ее предметной области, в контексте вызвавших его причин и условий Каждое новое понимание предмета психологии – это открытие нового аспекта в психологической реальности, приближающее к новому более полному пониманию этой реальностиКаждое новое понимание предмета психологии – это открытие нового аспекта в психологической реальности, приближающее к новому более полному пониманию этой реальности

Периодизация истории психологии Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю» (Г. Эббингауз) « Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю» (Г. Эббингауз) Различают 2 больших периода 1)Психологические знания развивались в недрах философии и других наук (естествознание, медицина) – с 6 в. До н.э. по середину 19 века 2)Развитие психологии как самостоятельной науки – с середины 19 века по настоящее время Чем глубже в историю уходит то или иное представление о предмете психологии, тем продолжительнее его жизнь в науке Чем глубже в историю уходит то или иное представление о предмете психологии, тем продолжительнее его жизнь в науке.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.д. – все это было объяснено на почве связи данной науки: 1.С общей социально-культурной подпочвой эпохи 2.С общими условиями и законами научного познания 3.С теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования» Л.С. Выготский

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Понятие о внутренней и внешней истории науки (И. Лакатос) Внутренняя история - та ее часть, которая вычленяется, опираясь на собственные критерии научности, стандарты рациональности. Научное знание неотделимо от культуры в целом Научное знание неотделимо от культуры в целом Детерминирующее воздействие на ее развитие оказывают только когнитивные факторы, наука обладает своей внутренней историей (интерналистский подход) Детерминирующее воздействие на ее развитие оказывают только когнитивные факторы, наука обладает своей внутренней историей (интерналистский подход)

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей экстерналистский подход - историю науки нельзя объяснить без обращения к социальным факторам экстерналистский подход - историю науки нельзя объяснить без обращения к социальным факторам Необходимо использовать эти факторы при реконструкции исторического процесса развития науки Необходимо использовать эти факторы при реконструкции исторического процесса развития науки Сложно провести границу между внутренней и внешней историей науки Сложно провести границу между внутренней и внешней историей науки

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Характер влияния социокультурного окружения на развитие психологии 1) исторический фон 2) Особая ситуация развития в науке в изучаемый период (взаимосвязь психологии с другими науками) Эти науки накапливали психологические знания (связь языка и мышления - А. Потебня, В. Гумбольдт)Эти науки накапливали психологические знания (связь языка и мышления - А. Потебня, В. Гумбольдт) Психология заимствует методы или разрабатывает свои под влиянием других наук (Вундт заимствовал метод эксперимента из физиологии органов чувств)Психология заимствует методы или разрабатывает свои под влиянием других наук (Вундт заимствовал метод эксперимента из физиологии органов чувств) Использование научной методологии (развитие механики в веке – развитие механистической модели поведения животных - Р. Декарт)Использование научной методологии (развитие механики в веке – развитие механистической модели поведения животных - Р. Декарт) Так как история развития психологии происходит во взаимосвязи с другими науками и обусловлена социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития ее идей как объективный процесс Так как история развития психологии происходит во взаимосвязи с другими науками и обусловлена социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития ее идей как объективный процесс

Развитие психологии в рамках философии VIв. до н.э. - V в. н.э. VI в. до н.э. - V в. н.э. Предмет изучения - Душа Формирование двух направлений ~ материализма и идеализма в объяснении происхождения и проявлений души.Формирование двух направлений ~ материализма и идеализма в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Формирование учений о темпераменте и характере.Формирование учений о темпераменте и характере. Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект интеллект».Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект интеллект». Указание на внутреннее чувство как способ познанияУказание на внутреннее чувство как способ познания

Развитие психологии в рамках философии V-XIII вв. предмет изучения - Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний предмет изучения - Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии.Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования душиНачало опытной методологии исследования души.

Развитие психологии в рамках философии XIV-XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста ана- томофизиологи ческих знаний и великих открытий XIV- XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста ана- томофизиологи ческих знаний и великих открытий XIV- XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»Введение термина «психология»

Развитие психологии в рамках философии XVII –середина XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюде- нию явления сознания Внутренний опыт как данные самонаблюде- нию явления сознания Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии.Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии. Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем.Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем. Идея рефлексаИдея рефлекса

Развитие психологии как самостоятельной науки Начало XIX - 60-е гг.XIXв. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Исследование рефлекторных механизмов поведения. Исследование рефлекторных механизмов поведения. Гипнотические явления. Локализация психических функций в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью. Гипнотические явления. Локализация психических функций в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью. Возникновение и развитие психики Возникновение и развитие психики 1) Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. 1) Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. 2) Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. 2) Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. 3) Формирование психофизики. 3) Формирование психофизики. 4) Формирование психометрии. 4) Формирование психометрии. 5) Учение о рефлексе. 5) Учение о рефлексе. 6) Бессознательная психика. 7)Френология Галля. 6) Бессознательная психика. 7)Френология Галля. 8)Теории локализации психических функций. 8)Теории локализации психических функций. 9)Теории психофизиологического параллелизма и взаимодействия. 10)Биогенетический закон. 11)Генетический метод. 12)Возникновение 3-х областей генетической психологии: зоопсихологии, детской и исторической психологии. 9)Теории психофизиологического параллелизма и взаимодействия. 10)Биогенетический закон. 11)Генетический метод. 12)Возникновение 3-х областей генетической психологии: зоопсихологии, детской и исторической психологии. 13) Понимание психики как средства адаптации к среде 13) Понимание психики как средства адаптации к среде

Развитие психологии как самостоятельной науки 60-е гг.XIX в. – конец XIX в. Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведенииНепосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении 1) Проникновение экспериментальных методов в психологию. 1) Проникновение экспериментальных методов в психологию. 2) Формирование теоретических программ психологии: структурализм, психология акта, функционализм. 2) Формирование теоретических программ психологии: структурализм, психология акта, функционализм. 3) Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно- научную, ориентированную на историю и культуру. 3) Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно- научную, ориентированную на историю и культуру. 4) Возникновение прикладных исследований в психологии. 4) Возникновение прикладных исследований в психологии. 5) Возникновение новых областей психологии 5) Возникновение новых областей психологии

Развитие психологии как самостоятельной науки 10-е гг. - середина 30-х гг. XX в Поведение.Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно- исторической обусловленности.Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно- исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка.Установка. Развитие высших психических функций. Смысловое и системное строение сознания. Психологическое исследование деятельностиРазвитие высших психических функций. Смысловое и системное строение сознания. Психологическое исследование деятельности 1) Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, ин­ дивидуальная психология, аналитиче­ ская психология, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология и др. 2) Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие на­ правления, культурно-историческая теория, теория деятельности. 2) Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие на­ правления, культурно-историческая теория, теория деятельности. 3) Развитие естественно-научных знаний о физиологических механизмах психической деятельности и движений. Физиология активности. Теория функциональных систем. 3) Развитие естественно-научных знаний о физиологических механизмах психической деятельности и движений. Физиология активности. Теория функциональных систем. 4) Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии 4) Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии

Развитие психологии как самостоятельной науки Конец 30-х- 50-е гг. XX в. Эволюция в рамках базисных подходов предшествую- щего периода Эволюция в рамках базисных подходов предшествую- щего периода Эволюция научных школ периода открытого кризиса.Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии.Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятийВозникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий

Развитие психологии как самостоятельной науки 60-е гг. XX в.- конец XX в. Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистиче­ская психология, логотерапия, когнитивная психология.Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистиче­ская психология, логотерапия, когнитивная психология. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др. Теоретические и экспериментальные исследования в отечественной науке в русле психофизиологических школ, деятельностного подхода, концепции формирования умственных действий и понятий, комплексного человекознанияТеоретические и экспериментальные исследования в отечественной науке в русле психофизиологических школ, деятельностного подхода, концепции формирования умственных действий и понятий, комплексного человекознания

Принципы историко- психологического анализа – рассмотрение того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминированного общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующими знаниями Принцип историзма – рассмотрение того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминированного общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующими знаниями Раскрытие нового, содержащегося в рассматриваемом знании и неизбежной ограниченности любого этапа в развитии знания по сравнению с более поздними этапами Раскрытие нового, содержащегося в рассматриваемом знании и неизбежной ограниченности любого этапа в развитии знания по сравнению с более поздними этапами «… все имело смысл для своего времени, было результатом исторической необходимости и органически входило в общечеловеческий прогресс мысли» Лосев А.Ф.

Принципы историко- психологического анализа Презентизм – ограничивает историческое исследование лишь тем, что имеет значение для настоящего этапа развития науки Презентизм – ограничивает историческое исследование лишь тем, что имеет значение для настоящего этапа развития науки Вместо изучения исторического процесса развития науки выделяет лишь такие фрагменты его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам Вместо изучения исторического процесса развития науки выделяет лишь такие фрагменты его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам Приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма Приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма

Принципы историко- психологического анализа Антикваризм – рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее и окаменевшее Антикваризм – рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее и окаменевшее «Чистая история» - простая регистрация фактов «Чистая история» - простая регистрация фактов Не вписывается в практику современного научного исследования Не вписывается в практику современного научного исследования История науки – музей История науки – музей

Принципы историко- психологического анализа Принцип детерминизма (М.Г. Ярошевский) Требует раскрытия способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами В истории представлены различные типы детерминизма 1.Предмеханистический 2.Механистический 3.Биодетерминизм 4.Психодетерминизм 5.Социодетерминизм Все они противоречат индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих случайно Все они противоречат индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих случайно

Принципы историко- психологического анализа Эмпиризм – описательность в представлении исторического материала Эмпиризм – описательность в представлении исторического материала «эмпиризм в истории проявляется не в том, чтобы обращаться к фактам, а в том, как обращаться с ними, в беспомощности перед лицом фактов» «эмпиризм в истории проявляется не в том, чтобы обращаться к фактам, а в том, как обращаться с ними, в беспомощности перед лицом фактов» Гулыга А.Н. Объективизм-субъективизм в исторической науке Объективизм-субъективизм в исторической науке 1) Научные концепции вне их реальной социальной роли 2) Необъективность в оценках прошлого, игнорирование фактов и личностей – искажение представлений о пути развития науки

Методы истории психологии Основная задача методов и методик исторического исследования – изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы и понятия – эмпирию историко- психологического исследования Синтез эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования Синтез эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования Некоторые из методик заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии – история психологии – это междисциплинарная наука Некоторые из методик заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии – история психологии – это междисциплинарная наука

Методы истории психологии Историческая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологических знаний Опора- методологические принципы исторического исследования с позиций и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии Дает ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности и в соответствии с логикой предмета

Методы истории психологии Историко-научная реконструкция включает: 1.Анализ знания в социальном контексте (без крена в социологический анализ) 2.Психологические школы 3.Архивные материалы 4.Интервьюирование oral history 5.Биографические и автобиографические методы 6.Анализ научных ссылок

Методы истории психологии Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть саму деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри школы, включая такие формы взаимодействия между ее членами в процессе совместного труда, как столкновение мнений, взаимная критика и т.д.Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть саму деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри школы, включая такие формы взаимодействия между ее членами в процессе совместного труда, как столкновение мнений, взаимная критика и т.д. Интервьюирование – дает возможность изучить творческие механизмы процесса порождения научного знания, генезис научных интересов и.т.д. (беседа по заранее подготовленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение матеиалов в соответствии с конкретной задачей исследования – структурированное интервью)Интервьюирование – дает возможность изучить творческие механизмы процесса порождения научного знания, генезис научных интересов и.т.д. (беседа по заранее подготовленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение матеиалов в соответствии с конкретной задачей исследования – структурированное интервью) Биографический и автобиографический метод – воссоздают атмосферу реальной жизни, источник знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда (уникальный материал о жизни людей науки и научном творчестве – «самоактуализирующиеся личности 0 А. Маслоу)Биографический и автобиографический метод – воссоздают атмосферу реальной жизни, источник знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда (уникальный материал о жизни людей науки и научном творчестве – «самоактуализирующиеся личности 0 А. Маслоу) Анализ научных ссылок – информация о связях научных направлений, переднем крае науки и тенденция ее развития. Изучение состояния и динамики научного исследования. «Частота цитирования»Анализ научных ссылок – информация о связях научных направлений, переднем крае науки и тенденция ее развития. Изучение состояния и динамики научного исследования. «Частота цитирования»

Источники истории психологии 1) Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, прежде всего, труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психо-логические проблемы 2) Общественная практика (медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство) 3) Естествознание (физика, химия, астрономия), языкознание, этнография, антропология – необходимость обращения при анализе истории психологии к анализу истории других наук Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии

Предмет, задачи и методы истории психологии Предмет, задачи и методы истории психологии Темы семинарского занятия 1 (эссе или «мысли вслух») 1) Научный, психологический, образовательный и субъективно-личностный смысл истории психологии 2) Анализ различных концепций истории психологической науки (концепции перечислены в лекции), зарубежных и отечественных авторов 3) Концепция «категориального анализа» М.Г. Ярошевского 4) Подход к истории психологии, А.Н. Ждан 5) Движущие силы и причины исторического развития психологических идей 6) Принципы историко-психологического анализа 7) Методы истории психологии 8) Источники знаний по истории психологии

ПОСЛЕ ПАРЫ – ЗА УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ - В БИБЛИОТЕКУ!!!