Формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и приемы психолого- педагогического воздействия при сопровождении детей «группы риска» Подготовила: Педагог-психолог МОУ Белая СОШ Климентьева И.В.
Advertisements

Социальная работа с детьми «группы риска» в условиях современной школы Подготовил: Директор МБОУ «Разинская СОШ» Буяров А.А.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Выявление учащихся «группы риска». Сферы жизни школьника Учебная деятельность Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения со взрослыми Проведение.
Сопровождение учащихся "зоны риска" в учебно - воспитательном процессе.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ.
Социально-педагогические технологии в работе с детьми «Группы риска» Подготовил: социальный педагог ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
(Зиновьева Н.А., заместитель директора по воспитательной работе) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 31» г. Курск.
ЗАКИРОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ 129 Деятельность социального педагога.
ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Сапожникова Татьяна Анатольевна, методист по социальной работе НМЦ ЮВОУО Татьяна Анатольевна,
Специфика деятельности социального педагога в школе.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Обеспечение взаимодействия педагогического коллектива С ОДН, КДН и прокуратурой по организации профилактической работы с учащимися «группы риска»
Правовое воспитание в детском саду. Нормативная база - Конвенция о правах ребёнка; - Конституция РФ; - Семейный кодекс РФ; - Закон РФ от ФЗ.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Транксрипт:

Формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска»

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1994 г. Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. 223-ФЗ (в ред. От г.) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от г. 124-ФЗ (в ред. от г.)

Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально- психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы: -Малолетние (до 14 лет) -Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать

Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей: Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств Дети из «неблагополучных», асоциальных семей Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки Дети с проявлением социальной и психолого- педагогической дезадаптации

Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка) Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция) Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Работа с детьми «группы риска» включает: 1)социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза» 2)выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье 3)изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом в соответствии с нормами профессиональной этики. Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. В рамках своей компетенции социальный педагог может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов

Стадии работы с семьей и подростком I.ВЫЯВЛЕНИЕ 1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС 1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности 1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2.1 Социальная адаптация 2.2 Социальная реабилитация 2.3 Мероприятия по защите прав 2.4 Оказание помощи семье 2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОДДЕРЖКА 3.1 Оказание различных видов помощи семье 3.2 Семейное устройство подростков, оставшихся без попечения родителей 3.3 Устройство детей-сирот в соответствующие государственные учреждения

Выявление обучающихся «группы риска» Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: -Учебная деятельность -Взаимоотношения со сверстниками -Взаимоотношения со взрослыми -Проведение свободного времени -Отношение к труду и профессиональная ориентация -Поведение и поступки

Способы получения необходимой информации: -Анализ журналов групп -Опрос мнения преподавателей об обучающемся -Анализ учета посещаемости занятий -Анализ зафиксированных нарушений дисциплины -Беседы с родителями обучающегося -Социометрические исследования -Наблюдения -Беседы с обучающимся -Запрос информации от психолога -Запрос информации с предыдущего места учебы

Методы исследования в работе социального педагога: 1)Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики 2)Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация 3)Метод наблюдения 4)Анкетирование 5)Интервью 6)Тестирование 7)Анализ документов

Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС: 1)Обнаружение семьи и подростка 2)Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью 3)Изучение причин неблагополучия в семье 4)Составление карты семьи 5)Составление программы работы с семьей и подростком 6)Реализация программы работы 7)Текущие и контрольные посещения 8)Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком 9)Снятие семьи с социально-педагогического учета

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы: 1.Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем 2.Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации 3.Опрос – устный и письменный (анкетирование) 4.Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых 5.Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления 6.Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра

На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются: 1.Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 2.Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 3.Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 4.Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 5.Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социально-психологической помощи: 1.Консультирование 2.Тренинг 3.Социальный патронаж

Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС: В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по: 1.Устранению причин и условий неблагополучия 2.По оказанию конкретной помощи семье 3.По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе

Благодарю за внимание!!!