Возрастные кризисы развития В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» «раннее детство» «дошкольное детство»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастные кризисы развития В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» «раннее детство» «дошкольное детство»
Advertisements

Кризис 7-летнего возраста Выполнила студентка гр МСМ Хасанбаева Д.
Особенности развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Этапы возрастного развития ребенка. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста.
Кризис 7- летнего возраста. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
Психологическая готовность ребенка к школе Максутова Н.Г., к.психол. наук, зам. директора ГБОУ ЦПМСС «Лекотека»
Готовность Готовность к школе. это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. готовность к.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Презентация для психологов Автор Ковалёва Лилия Фаритовна, воспитатель 1 квалификационной категории, педагог-психолог МОУ детский сад 307 комбинированного.
Лекторий для родителей Психологическая поддержка Ребенка в период адаптации.
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
Симптомы кризиса семи лет Пауза. Спор. Непослушание. Хитрость. "Взрослое поведение". "Рассудительность" Внешний вид. Упрямство. Требовательность. Капризы.
Страна детства. Дети – наше будущее, наше завтра Все мы, тоже были жителями этой удивительной страны, спешили расти, мечтали скорее стать взрослыми.Ваш.
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Подготовка ребенка к школе рекомендации для родителей Педагог-психолог Романова Светлана Львовна.
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Транксрипт:

Возрастные кризисы развития В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» «раннее детство» «дошкольное детство»

Возрастные кризисы развития

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап

Кризис новорожденности Станислав Гроф Каждое напряжение матки сжимает 3-4- килограммовое тело ребенка с силой приблизительно кг и принуждает его задерживать дыхание почти на минуту. После комфортной и беззаботной внутриутробной жизни, человек получает первый опыт страха и безвыходности.

Опыт рождения не осознается человеком, но остается с ним на всю жизнь. Кризис новорожденности рассматривается в двух аспектах: физиологическом и психологическом. Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой. Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов.

Первое время малыш целиком зависит от взрослого; С другой стороны, новорожденный еще не владеет языком, который существенно снижает возможности общаться; Некоторое время после рождения малыш почти все время спит; Глубокий сон часто изменяется дремотой, «быстрым» сном, даже периоды активности более похожи на полудремоту; Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями; Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов (начинают возникать условные рефлексы); Ориентировочный рефлекс (появляется зрительное и аудиальное сосредоточение).

«Комплекс оживления» Наконец ребенок получает возможность фокусировать глаза на лице взрослого, матери, сосредоточиваться на нем. Через такой контакт он устанавливает с ней новые эмоциональные связи. Увидев маму, малыш эмоционально реагирует, оживляются его движения. Он обращается к маме звуками и улыбается. Такая позитивная сенсомоторная реакция называется «комплекс оживления» и является критерием своевременного эмоционального и физического развития новорожденного. С помощью улыбки, звуков, движений малыш дает взрослому обратную связь. Комплекс оживления демонстрирует способность ребенка проявить свою потребность в общении

Кризис новорожденности Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Ребенок переходит в следующий этап своего развития – период младенчества. Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Ребенок переходит в следующий этап своего развития – период младенчества. Другими критериями завершения первого в самостоятельной жизни кризиса является возобновление начального веса (медицинский критерий); Другими критериями завершения первого в самостоятельной жизни кризиса является возобновление начального веса (медицинский критерий); возникновение условных рефлексов на разные раздражители (физиологический критерий). возникновение условных рефлексов на разные раздражители (физиологический критерий).

Для менее всего травматического перехода ребенка из внутриутробного в автономный режим существования необходимы такие условия: естественные роды без медикаментозных вмешательств или с минимальными вмешательствами за строгими показаниями; подготовленность будущей мамы, ее готовность и умение взаимодействовать с малышом во время родов; непрерывный контакт с матерью с первых минут после рождения, совместное пребывание; готовность и умение матери принять ребенка и чувствовать ее потребности; грудное вскармливание без докормов и других примесей.

Кризис 1 года

Кризис первого года Не забывайте, что ваш ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, но он еще не научился рассказать о своих желаниях или потребностях. Не забывайте, что ваш ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, но он еще не научился рассказать о своих желаниях или потребностях. Ребенку не понять, почему ему запрещают, поэтому продолжает изучать запретный предмет, а в ответ еще громче родители произносят нельзя. Вот тут ребенок не выдерживает и начинает плакать, потому что словами он не может еще высказать своего недовольства. Ребенку не понять, почему ему запрещают, поэтому продолжает изучать запретный предмет, а в ответ еще громче родители произносят нельзя. Вот тут ребенок не выдерживает и начинает плакать, потому что словами он не может еще высказать своего недовольства. Вот и происходит столкновение воли ребенка и воли родителя, ребенок продолжает самостоятельное изучение окружающего мира, и опять натыкается на запреты. Вот и происходит столкновение воли ребенка и воли родителя, ребенок продолжает самостоятельное изучение окружающего мира, и опять натыкается на запреты.

Кризис первого года ребенок начинает понимать и разделять: я – ребенок, ты – взрослый, и мы разные; ребенок начинает понимать и разделять: я – ребенок, ты – взрослый, и мы разные; сформирована некоторая степень самостоятельности: ребенок уже умеет или учится ходить, начинает произносить первые слова, манипулирует с предметами. сформирована некоторая степень самостоятельности: ребенок уже умеет или учится ходить, начинает произносить первые слова, манипулирует с предметами.

Мамам надо осознать, что ребенку надо позволить быть самостоятельным. Нужно быть чутким родителям, чтобы не прозевать первые проявления самостоятельности, и не погубить их. Поощрять любые желания не надо, но помните, запреты выполняются четко, если их мало, и они соблюдаются всеми членами семьи. Если вы проявите спокойствие, запасетесь терпением и проявите гибкость по отношению к желаниям малыша, то первый переходный этап пройдет легче, и быстрее завершится. Главное понять, что годовалый ребенок – это уже человек, со своими желаниями, чувствами, просто этот человек не может еще нам рассказать обо всем этом. Главное научиться понимать малыша, и это облегчит протекание кризиса не только ребенку, но и вам.

Кризис первого года … у мамы накопившаяся физическая усталость; накопившаяся физическая усталость; психологическая усталость от рутины и однообразия (4П); психологическая усталость от рутины и однообразия (4П); растущая самостоятельность - у мамы внутренний протест; растущая самостоятельность - у мамы внутренний протест; комплекс плохой матери. комплекс плохой матери.

Сгладим шероховатости позаботьтесь о том, чтобы с самого раннего возраста у крохи был СВОЙ уголок, свои книги, игрушки, кроватка; позаботьтесь о том, чтобы с самого раннего возраста у крохи был СВОЙ уголок, свои книги, игрушки, кроватка; прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте о его интересах. Предлагайте выбор с самого раннего возраста: «Какие колготки ты хочешь сегодня надеть: красные или белые?»; прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте о его интересах. Предлагайте выбор с самого раннего возраста: «Какие колготки ты хочешь сегодня надеть: красные или белые?»; цените маленькие и большие достижения ребенка, например, повесьте на стену его рисунок, даже если вам он кажется безумной неаккуратной мазней. Хвалите окружающим его успехи; цените маленькие и большие достижения ребенка, например, повесьте на стену его рисунок, даже если вам он кажется безумной неаккуратной мазней. Хвалите окружающим его успехи; давайте чаду маленькие, соответствующие возрасту поручения: подмести пол, протереть со стола, подать что- нибудь; давайте чаду маленькие, соответствующие возрасту поручения: подмести пол, протереть со стола, подать что- нибудь; выдавайте ребенку «лавры авансом», хвалите его много и преувеличенно; выдавайте ребенку «лавры авансом», хвалите его много и преувеличенно; чадо не хочет слушать вас? Но что мешает ему послушать зайку, надетого на ваш палец; чадо не хочет слушать вас? Но что мешает ему послушать зайку, надетого на ваш палец; никогда не обижайтесь на ребенка всерьез. Он вам не ровня и не станет таковой даже много лет спустя, а потому копить обиды нет смысла; никогда не обижайтесь на ребенка всерьез. Он вам не ровня и не станет таковой даже много лет спустя, а потому копить обиды нет смысла;

Возраст строптивости Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Возрастают самостоятельность, активность ребенка. Возрастают самостоятельность, активность ребенка. 2,5 – 3,5-4 года. 2,5 – 3,5-4 года.

Возраст строптивости Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток.

Основные признаки: Негативизм. Негативизм. Упрямство. Упрямство. Строптивость. Строптивость. Своеволие. Своеволие. Обесценивание. Обесценивание. Протест-бунт. Протест-бунт. Деспотизм. Деспотизм.

Основные советы: Спокойствие, только спокойствие; Спокойствие, только спокойствие; Методом проб и ошибок; Методом проб и ошибок; Свобода выбора; Свобода выбора; Что наша жизнь? Игра! Что наша жизнь? Игра!

Осторожно, трехлетка!!! Дон и Джоан Элиум Твердый распорядок; Твердый распорядок; «Кирпичные стены». «Кирпичные стены».

Кризис семи лет 1. Меняется восприятие себя любимого: меняется мотивация, возникает произвольность. 2. У ребенка меняются отношения с окружающим миром (Появляется самоконтроль, в т.ч. самоконтроль эмоций, появляется четкое разделение внутренней и внешней жизни. 3. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых.

Кризис семи лет Оно кривляется. Оно кривляется. Оно пререкается. Оно пререкается. Оно зависает. Оно зависает. Оно упрямится. Оно упрямится. Оно хитрит и не краснеет. Оно хитрит и не краснеет. Оно соблюдает правила или делает все назло. Оно соблюдает правила или делает все назло.

Как вести себя взрослым Взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему; Взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему; Быть спокойным, доброжелательным, ровным в отношениях с ребенком. И в то же время требовательным и настойчивым в выполнении предъявляемых требований. Быть спокойным, доброжелательным, ровным в отношениях с ребенком. И в то же время требовательным и настойчивым в выполнении предъявляемых требований. А самое главное - любите ребенка! А самое главное - любите ребенка! Чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств. Чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств.

Мнение: родители любят послушных детей Детям нравится, когда их оставляют Детям нравится, когда их оставляют в покое, для их роста необходимо пространство. Не заставляйте их уважать Вас потому, что Вы их отец, Вы их папочка, их мамочка и так далее. Не заставляйте их уважать Вас потому, что Вы их отец, Вы их папочка, их мамочка и так далее. Все происходит легче, когда Вы любите. Все происходит легче, когда Вы любите. Родителям нужно научиться говорить «Да». Родителям нужно научиться говорить «Да». При любой возможности становитесь ребенком, почувствуйте себя ребенком! При любой возможности становитесь ребенком, почувствуйте себя ребенком!

Предпосылки успешной адаптации к школе 1. Умственная, интеллектуальная готовность (элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе; должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное; у малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). 1. Умственная, интеллектуальная готовность (элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе; должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное; у малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). 2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей. 2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Советы родителям: Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок,стихов, беседы). Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок,стихов, беседы). Поощряйте общение со сверстниками. Поощряйте общение со сверстниками. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения). Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения). специальные игры и упражнения специальные игры и упражнения Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими). Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими). Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе). Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе). Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода) Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода)

Кризис 7 лет Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.

Кризис 7 лет Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

Три задачи для ребенка: На этой школьной ступеньке ребенок должен: - научиться учиться и получать от этого удовольствие; - научиться учиться и получать от этого удовольствие; - научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми); - научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми); - обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях - обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ Потребность занять «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. Потребность занять «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. Появляется новый уровень самосознания осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. Появляется новый уровень самосознания осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию. Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию.

Не хотят идти в школу? Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. Дети не хотят учиться, так как уже знают, «что это такое». Дети не хотят учиться, так как уже знают, «что это такое». Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться.

На заметку Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее: За месяц до школы измените режим для малыша. За месяц до школы измените режим для малыша. Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. В начальный период обучения не загружайте малыша различными «развивалками»: кружками, репетиторами, музыкой. В начальный период обучения не загружайте малыша различными «развивалками»: кружками, репетиторами, музыкой. Возьмите на несколько недель отпуск. Возьмите на несколько недель отпуск. Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе! Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе!

Готовность к школе Личностная готовность; Личностная готовность; Интеллектуальная готовность; Интеллектуальная готовность; Мотивация к обучению; Мотивация к обучению; Коммуникативная и социально- психологическая готовность. Коммуникативная и социально- психологическая готовность.