Www.csr-nw.ru Современные исследовательские университеты Княгинин В.Н. Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад» 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательские университеты и региональное развитие Княгинин В.Н. Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад» 2008 г.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
Обучение российских и эстонских предпринимателей по теме : КЛАСТЕР, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Сектор.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» Проф. Кутузов В.М. Ректор СПбГЭТУ Санкт-Петербург 30 сентября 2010.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
1 Almaty Management University 2 Круглый стол «Модернизация управления наукой в унивеситете» Асанова Д.К., проректор по науке и стратегическому развитию.
Объем мирового рынка биотехнологий, млрд. долларов 2.
Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Роль государственной поддержки в развитии инновационного бизнеса Заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики 07 апреля.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Транксрипт:

Современные исследовательские университеты Княгинин В.Н. Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад» 2008 г.

2 >2 > Развитие российских вузов может быть развернуто за счет исследовательских денег Возможности роста университетов за счет экстенсивного развития рынка образования в значительной степени исчерпаны: (а) страну ожидает резкое снижение численности наборов вследствие демографического спада; (б) экспорт образовательных услуг постоянно падает при росте конкуренции на данном рынке. УниверситетБюджет НИР и НИОКР (млн. $) КомпанияБюджет R&D (млн. £) Гарвард589Ford4700 Стэнфорд975Pfizer4300 MIT567,4General Motors3900 Оксфорд334,7Daimler Chrysler3900 Кембридж350Microsoft3800 Источник: данные университетов, R&D Scoreboard The top 800 UK & 1250 Global companies by R&D investment Финансирование НИР и НИОКР в крупнейших университетах и компаниях ( 2006 г.) «Суть современной организации – производство информации… Во многих отраслях на смену обычной последовательности – исследование, разработка, производство и выведение на рынок приходит синхрония: специалисты, выполняющие эти функции. Работают вместе как одна команда, от начала исследований до того момента, кода продукт утверждается на рынке». П.Друкер «Рождение новой организации» Вопрос заключается в том, смогут ли российские университеты прорваться к новым деньгам – значительная часть которых находится в исследовательских бюджетах и R&D на инновационно-технологическом рынке. Этот рынок огромен и постоянно растет. Исследования, использующие научную методологию, демокртизировались и расширились. Они уже давно ведутся не только учеными и финансируются не только государством.

3 >3 > «Исследовательские деньги», как и сами исследования дифференцировались Источники финансирования НИОКР в развитых странах, 2006 год Основные «исследовательские деньги» в настоящий момент концентрируются в промышленности, у корпораций. Причем корпоративный растет наиболее динамично. Cовокупный исследовательский бюджет 1000 крупнейших мировых компаний за 2007 г. (рейтинг Booz & Co) вырос на 10% и достиг 492 млрд. дол. Источник: Global R&D Report Россия Государственные расходы на НИОКР в развитых странах последовательно сокращаются

4 >4 > Промышленные «исследовательские деньги» имеют специфику В отличие от традиционных академических исследований, направленных на получение «чистого знания» и решение научных проблем, исследования в промышленности направлены на получение «полезного знания» (useful knowledge), т.е. знания, которое приносит осязаемый экономический результат. Источник: Ю.П.Васильев 1 Цели исследований, финансируемых из бюджета в США Цели исследований, финансируемых промышленными компаниями в США Университеты традиционно забирают государственные «исследовательские деньги». Они пока проигрывают конкуренцию за промышленные «исследовательские деньги». При этом университеты тяготеют к фундаментальным исследованиям, преследующим цели получения «чистого знания».

5 >5 > Промышленные «исследовательские деньги» имеют специфику 2 Исследования, востребованные промышленностью, имеют четко выраженную отраслевую направленность. Источник: R&D Scoreboard. The top 800 UK & 1250 Global companies by R&D investmen Рейтинг топ-1250 ТНК по затратам на исследования Емкость рынка, темпы роста и наукоемкость отдельных отраслей мировой экономики Источник: ЦСР «Северо-Запад» Университеты, как правило, претендуют на то, чтобы вести исследования практически по всем направлениям науки. В 2003 году ректор Гарварда Лоуренс Саммерс собрал рабочую группу для определения приоритетных областей исследований и разработок на ближайшую и дальнюю перспективу. Группа, фактически, осуществила технологический форсайт, реагируя на потребности общества и возможных клиентов- потребителей знаний. Критерий выбора актуальной проблематики - возможность получения максимальной, прежде всего финансовой, поддержки. Было отобрано всего 9 приоритетных направлений исследований. Это возмутило академическое сообщество Гарварда и стало одним из оснований для смещения Саммерса с поста ректора.

6 >6 > Промышленные «исследовательские деньги» имеют специфику 3 Исследования, востребованные промышленностью, черпают инновационные идеи в связи с потребителями. Потребители напрямую вовлекаются в процесс разработки и исследований и становятся частью инновационно-технологического кластера. Источники инновационных идей для компаний- поставщиков радикальных инновационно- технологических решений Университеты, как правило, в своих исследованиях ориентируются на свободу усмотрения самих исследователей. Между потребителями на основных рынках и университетами существует граница, созданная корпоративной академической замкнутостью, а также жесткой привязкой к науке, которая меняется гораздо медленнее, чем трансформируются рынки.

7 >7 > Промышленные «исследовательские деньги» имеют специфику 4 Исследования, востребованные промышленностью, очень динамичны и трудоемки. Поэтому, с одной стороны, базируются на профессиональных исследователях, не совмещающих своей исследовательской деятельности с иными видами работ, с другой – поток новых исследовательских задач приводит к ставке на исследовательские команды, иногда собираемые ситуационно (оперативно). R&D департаменты крупных компаний ведут постоянную и обширную исследовательскую деятельность, мимоходом забирая функции образования (например, в рамках корпоративных университетов) и даже организации академической научной карьеры. Корпорация Microsoft имеет научно-исследовательские лаборатории во многих странах мира и поддерживает контакты с многочисленными университетами. Их преподаватели и исследователи проходят стажировки в корпорации. В Microsoft действует специальная программа повышения научной квалификации для защитивших диссертации, подготовки к экзаменам в аспирантуру и поддержки написания диссертаций. УниверситетСтранаОбщий бюджет (млн. дол.) Бюджет НИОКР (млн. дол.) Доля затрат на НИОКР в бюджете вуза ГарвардСША % СтенфордСША % MITСША ,430-35% ОксфордБритания ,733% КембриджБритания % ХельсинкиФинлянди я 509 (млн. евро) 189 (млн. евро) 37% НИР и НИОКР в крупных университетах мира (2006) Источник: ЦСР «Северо-Запад», данные университетов Университеты, даже самые крупные и выступающие в качестве исследовательских, исследовательскую деятельность рассматривают как дополнительную. Расходы на НИР и НИОКР в них редко превышают 30% бюджета. Академические достижения являются заслугой отдельных ученых, производительность которых в силу их организации труда чрезвычайно низка.

8 >8 > Промышленные «исследовательские деньги» имеют специфику 5 Исследования, востребованные промышленностью, предполагают отработку самых современных технологий «управления знаниями» (knowledge management ). Развитие некоторых современных технологий «управления знаний» в корпорациях – инновационных лидерах Университеты используют рафинированные, но архаичные системы knowledge management: библиотека, академические публикации, кодификации научных проблем, академические рейтинги, академические конференции и дискуссии. Университеты – больше не держатели самых крупных исследовательских сетей ЦелиОтдельные технологииЛучший опыт Консолидация интеллектуальных активов Система кодифицированных знаний: патентов, ноу- хау, стандартов и регламентов производственной деятельности, проектов, специальных учебных объектов (case study, project, wikis, симуляторов- имитационных моделей и проч.) Реализованы при слияниях «интеллектуальных» корпораций, например, British Petroleum и Amoko, Daimler и Chrysler Оперативный обмен информацией внутри крупных компаний Системы обмены информацией, создания и работы проектных групп на базе современных информационных технологий (создание общей информационной среды, информационных порталов) «Сообщество профессионалов» American Management Systems, «банк знаний» Всемирного Банка, («развивающие» и «результативные» сообщества ВР, «технические клубы» Chrysler, сообщества практиков Shell и т.д. Управление кадрами в рамках всей корпорации, их согласованная подготовка Специальные модели управления карьерным ростом, синхронизированные с моделями управления знаниями, «управление талантами» Например, модель «управления талантами» компании «Deloitte Touche Tohmatsu» Получение доступа к знаниям за пределами корпорации Создание исследовательских сетей Сайт «InnoCentive.com» P&G Eli Lilly (70 тыс. исследователей), база исследователей NineSigma на 1,5 млн. специалистов

9 >9 > Промышленные «исследовательские деньги» имеют специфику Остается прерогативой компаний. Внутрифирменные НИОКР концентрируются на доработке «недоиспользован ных ранее» технологий и поиске новых внешних применений этих технологий. генерация новых идей доработка инновационных идей до продукции отбор перспективных проектов коммерциализация разработок Этот этап инновационно- технологического процесса охотно отдается компаниями на аутсорсинг. Например, крупнейший европейский машиностроительный концерн ALSTOM по конкретным направлениям сотрудничает с 30 университетами по всему миру. Может быть отдано на аутсорсинг, но уже проектным и инжиниринговым компаниям. Речь идет о появлении новых инновационно- технологических альянсов - судьюсерах (Supplier + Producer) Остается прерогативой компаний Этапы инновационно-технологического процесса Наиболее эффективн ое участие вузов Возможно участие вузов 6 Компании сформировании свою собственную структуру инновационно-технологического процесса, закрепив за вузами в нем точно обозначенную нишу. Университеты до сих пор считают себя центром инновационно- технологических разработок и исследователь- ского процесса

10 > Что должны делать российские университеты, чтобы выйти в сектор промышленных исследований Необходим реинжиниринг исследовательских процессов, ориентация их на получение «полезного знания» (useful knowledge). Это предполагает введение новых показателей результативности университетских исследований: размер дохода университета от исследований, количество патентов и лицензий, обладание ноу-хау, количество партнеров и клиентов. Придется разрешить пока известный российским университетам по опыту американских университетов конфликт между коммерческой заинтересованностью в исследованиях и ориентацией на познание окружающего мира. Придется признать, что далеко не всегда и во всех университетах необходимо поддерживать всю полноту и системность академических исследований. Результаты фундаментальных разработок могут быть просто заимствованы. Должна появиться рыночная ориентация в университетских исследованиях: какую долю и в каких рынках (знаний, технологий) университет занимает или должен занять... В университетских исследователях необходимо реализовать идеологию просьюмеризма (Consumers + Producers = Prosumers). Очевидно, что непосредственный выход на потребителей для университетов вряд ли возможен вне партнерств с компаниями, работающими в рынке. Университетам заново придется решать вопрос об образовательной и исследовательской деятельности в своих стенах. В том числе: о специализации части персонала на исследовательской деятельности, о системе вознаграждений за результаты работы, об основаниях определения академического статуса…

11 > Что должны делать российские университеты, чтобы выйти в сектор промышленных исследований 5 6 Университетам предстоит освоит современные технологии «управления знаниям», по крайней мере, в этом отношении добиться результатов, сопоставимых с knowledge management, принятым в ведущих компаниях. Исследовательские университеты будут успешно осваивать исследовательские бюджеты в случае, если создадут альянсы с самыми «интеллектуальными» корпорациями и сетями, ориентированными на решение наиболее значимых для общетсва экономических и социальных задач.