Управление введением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Самарской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Advertisements

Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Основная образовательная программа основного общего образования.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
О МЕРАХ ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТРАДНЕНСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Занятие 1 для учителей начальной школы Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Районный методический.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Комарова В.А., консультант.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Транксрипт:

Управление введением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Самарской области (институциональный уровень)

Модель деятельности ОУ в условиях введения ФГОС ( 5 этапов) Формирование рабочей группы (воспитательный блок, организационно-методический блок, психолого- педагогический, предметный блок) Определение изменений в существующей образовательной системе основной ступени школы, необходимых для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС Разработка проекта модернизированной образовательной системы основной ступени школы Разработка плана –графика модернизации образовательной системы основной ступени школы Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Задачи 2 этапа Что необходимо изменить: в образовательных целях в учебном плане в содержании учебных программ в образовательных технологиях в условиях реализации образовательных программ в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов Результат: перечень необходимых изменений

Задачи 3 этапа Какой должна стать конкретизированная модель основной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами Результат: Состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке; Состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению; Образовательные технологии, которые нужно освоить; Перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению; перечни учебных программ повышения квалификации педагогов, которые нужно освоить; Перечень новых видов контроля, которые необходимо ввести; Перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести

Задачи 4 этапа Полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов; Планы-графики реализации единичных проектов; Согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность; Распределить все единичные проекты во времени.

Результат: Состав единичных проектов; Ожидаемые результаты единичных проектов; Сроки начала и окончания единичных проектов; Ответственные за реализацию единичных проектов.

Задачи 5 этапа Разработка и введение в действие Организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов; Организационный механизма анализа состояния работ по комплексному проекту; Организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

88 СИСТЕМА обеспечения введения и реализации ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое

Нормативное обеспечение Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС основного общего образования Разработка на основе примерной основной образовательной программы ООО ОУ Наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения (при необходимости) Приведение должностных инструкций работников образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном кабинете и др.)

Разработка: образовательных программ; учебного плана; рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей; годового календарного учебного графика; положений о внеурочной деятельности обучающихся; положения об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы; положения об организации домашней работы обучающихся; положения о формах получения образования и др.

Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования - преемственность и развитие Компоненты разделов ООП НООКомпоненты разделов ООП ООО целевогосодержательногоорганизационного Целевого: пояснительная записка; планируемые результаты; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательного: программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы Организационного: учебный план; план внеурочной деятельности система условий реализации ООП пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ- технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. учебный план; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

12 Разработка основной образовательной программы (уровень ОУ)компонентыООП Обязательная часть Часть, формируемая участниками обр. процесса Планируемые результаты уточняет и конкретизирует Общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов; адекватно отражает требования ФГОС НОО, соответствует возрастным возможностям передает специфику ОУ (конкретизирует в соответствии с УМК, региональными и др. особенностями) Учебный план определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. включает время, отводимое на данную часть в пределах максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность. Программа формирования УУД содержит описание ценностных ориентиров содержания образования, описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов обеспечивает преемственность формирования и развития УУД; уточняет характеристики и типовые задачи формирования УУД Программы отдельных учебных предметов обеспечивает достижение планируемых результатов, определяет структуру программ отдельных учебных предметов, курсов. определяет программы учебных предметов, курсов, из части, формируемой участниками образовательного процесса. Система оценки достижения планируемых результатов обеспечивает комплексный подход к оценке результатов; предусматривает оценку деятельности ОУ; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений предусматривает использование разнообразных методов и форм оценки; обеспечивает оценку планируемых результатов в части, формируемой уч. обр. процесса.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Разработаны планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ :четырёх междисциплинарных учебных программ : «Формирование универсальных учебных действий»«Формирование универсальных учебных действий» «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом»«Основы смыслового чтения и работа с текстом» учебных программ по всем предметамучебных программ по всем предметамПредставлены: личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты рекомендации по разработке планируемых результатов в ОУ рекомендации по разработке планируемых результатов в ОУ

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Представлены: Ключевые особенности системы оценки, соответствующие ФГОС Особенности оценки: личностных результатов метапредметных результатов предметных результатов выполнения индивидуального итогового проекта Формирование портфеля достижений обучающихся Оценка результатов деятельности образовательного учреждения основного образования Рекомендации по разработке системы оценки в ОУ

Отражено не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУДОтражено не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД Примерные программы учебных предметов включают:Примерные программы учебных предметов включают: 1) пояснительную записку1) пояснительную записку 2) общую характеристику учебного предмета, курса2) общую характеристику учебного предмета, курса 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5) содержание учебного предмета, курса5) содержание учебного предмета, курса 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Учебная деятельность -деятельность по саморазвитию и самообразованию Примерные программы учебных предметов

16 Базисный учебный план БУП - основа для разработки учебного плана образовательного учрежденияБУП - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Представлены 4 варианта БУППредставлены 4 варианта БУП варианты 1,2 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языкеварианты 1,2 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке вариант 3 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Россиивариант 3 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России вариант 4 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языкевариант 4 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке Предусмотрена часть, формируемая участниками образовательного процессаПредусмотрена часть, формируемая участниками образовательного процесса Предоставлена возможность формирования индивидуальных учебных планов при тьюторском сопровожденииПредоставлена возможность формирования индивидуальных учебных планов при тьюторском сопровождении

Организационный раздел В учебный план входят следующие обязательные предметные области: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика) основы духовно-нравственной культуры народов России естественно-научные предметы (физика, биология, химия) искусство (изобразительное искусство, музыка) технология (технология) физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) 4 варианта учебного плана

18 Система условий реализации основной образовательной программы Раздел содержит:Раздел содержит: Соответствующее ФГОС ООО конкретизированное описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально- технических и информационно-методических условий, обеспечивающих реализацию основной образовательной программыСоответствующее ФГОС ООО конкретизированное описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально- технических и информационно-методических условий, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы Нормативные и инструментально-методические материалы, направленные на оценку и формирование условий реализации ООП, в том числе:Нормативные и инструментально-методические материалы, направленные на оценку и формирование условий реализации ООП, в том числе: модели аналитических таблиц, планов-графиков, дорожных картмодели аналитических таблиц, планов-графиков, дорожных карт примерные перечни набора помещений и необходимого оборудованияпримерные перечни набора помещений и необходимого оборудования характеристики информационно-образовательной средыхарактеристики информационно-образовательной среды модель сетевого графика по формированию условий реализации ООП и др.модель сетевого графика по формированию условий реализации ООП и др.

Финансовое обеспечение введения ФГОС Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками Перечень может быть дополнен

Организационное обеспечение введения ФГОС Создание рабочей группы, включающей взаимодействующие между собой подгруппы по предметам, воспитательной работе, организационно- методической работе, психолого-педагогическому сопровождению Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования Разработка модели организации образовательного процесса Разработка и реализация моделей взаимодействия учреждения общего образования и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности

Кадровое обеспечение введения ФГОС Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС Разработка (корректировка) плана научно-методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС основного общего образования

Описание кадровых условий Включает: характеристику укомплектованности ОУ описание уровня квалификации работников ОУ и их функциональные обязанности (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Опубликован 20 октября 2010 г. Вступил в силу 31 октября 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный 18638). систему повышения квалификации (план-график, включающий систему внутришкольных семинаров, методических практикумов, конференций и т.д.)

Ожидаемый результат повышения квалификации профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Информационное обеспечение введения ФГОС Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС основного общего образования Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной программы основного общего образования (внеурочная деятельность) Обеспечение публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС Разработка рекомендаций для педагогических работников: по организации внеурочной деятельности обучающихся, по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З "04" октября 2010 г. N 986 Зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю: Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса являются: требования Стандарта, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. 277 соответствующие методические рекомендации, в том числе: письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобранауки России от 1 апреля 2005 г «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»); перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов; аналогичные Перечни, утверждённые региональными нормативными актами и локальными актами образовательного учреждения, разработанными с учётом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении. Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы

28 Модель аналитической таблицы «Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы» (пример) Требования ФГОС, нормативных и локальных актов Необходимо/ имеются вналичии Меры по приведению условий в соответствие с требованиями ФГОС и сроки 1 учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников; 2 лекционные аудитории; 3 помещения для занятий учебно- исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством 4 необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские; В примерной основной образ. программе

29 Модель аналитической таблицы «Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы» (пример) Требования ФГОС, нормативных и локальных актов Необходимо/ имеются вналичии Меры по приведению условий в соответствие с требованиями ФГОС и сроки 1Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный ; …… 2Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; ……. 3Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: Заключение договоров; ……. 4Компоненты на бумажных носителях: ……. В примерной основной образ. программе

Создание информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта Технические средства Программные инструменты Обеспечение технической, методической и организационной поддержки Отображение образовательного процесса в информационной среде Компоненты на бумажных носителях Компоненты на CD и DVD

31 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС