Лаборатория проблем развития личности лиц с ОВЗ Института проблем интегративного образования МГППУ Создана в сентябре 2009 г. на основе созданного в марте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Роль личностного потенциала в преодолении.
Advertisements

Алехина С.В. директор ИПИИО МГППУ, к. психол.н., почетный работник образования РФ Коллегия Департамента образования г. Москвы
Научно-исследовательская работа по теме: «Психологические последствия экстремальных ситуаций у сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц»
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ о научно-исследовательской деятельности аспиранта кафедры психиатрии и клинической психологии М.В.Кореховой Форма обучения: очная 3 год.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с учащимися с ОВЗ.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
IV Международная научно- практическая конференция «Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
НОВАЯ ШКОЛА: не эксклюзивная, а массовая, инклюзивная Стихийная интеграция некоторых категорий детей с ОВЗ без соответствующего программного, дидактического,
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
Транксрипт:

Лаборатория проблем развития личности лиц с ОВЗ Института проблем интегративного образования МГППУ Создана в сентябре 2009 г. на основе созданного в марте 2009 г. ВНИК Руководитель – д. психол. н., проф. Д. А. Леонтьев По штатному расписанию 2,0 научных ставки и 2,5 ставки вспомогательного персонала, 1 ставка заведующего лабораторией

Исследовательская программа и задачи Цель исследовательской работы: роль особенностей личности студентов с ОВЗ в оптимизации использования личностных ресурсов в деятельности Методологическая основа: культурно- историческая психология, экзистенциальная психология, позитивная психология.

Теоретические задачи лаборатории Развитие личности в затрудненных условиях хронической болезни Качество жизни и субъективное благополучие лиц с ОВЗ и здоровых Личностные ресурсы, саморегуляция и личностный потенциал лиц с ОВЗ и здоровых Социальная поддержка как ресурс развития Совладание личности с неблагоприятными ситуациями и посттравматический рост

Методы исследовательской и практической работы Психодиагностические обследования Глубинное интервью Индивидуальные консультации Психолого-педагогические консилиумы Лекции (в т.ч. дистанционно)

Исследовательская база Факультет ИТ (с 2009 г.) Социально-педагогический колледж при МГППУ (с 2009 г.) Факультет ДО (с 2011 г.) Всего собраны на начало 2012 г. 444 протокола (в том числе 136 студентов с ОВЗ). В этом году сбор данных продолжается.

Основные результаты, полученные за прошедший период 1.По ряду показателей психологического благополучия и личностного потенциала обнаруживаются различия между студентами с ОВЗ и их условно здоровыми сверстниками (в пользу последних), но выраженность этих различий невелика (на грани статистической значимости) и существенно меньше внутригруппового разброса, поэтому сама инвалидность не может рассматриваться как их существенная причина. 2.Переменные личностного потенциала по-разному опосредуют влияние стрессогенных и травматических ситуаций на здоровье и психологическое благополучие у студентов с ОВЗ и условно здоровых студентов. 3.Системы саморегуляции у лиц с ОВЗ и условно здоровых студентов имеют как общие реперные точки, так и специфические особенности организации личностных ресурсов устойчивости и изменчивости. Можно говорить о специфической архитектонике саморегуляции личности лиц с ОВЗ, выстроенной «в обход» последствий инвалидности. 4.Опыт травматизации и посттравматический рост являются ресурсами совладания для респондентов с ОВЗ в большей степени, чем для условно-здоровых и «работают» в личности иначе.

Основные результаты, полученные за прошедший период 5. Репертуар эффективных стратегий совладания у лиц с ОВЗ и условно здоровых различается. У представителей обеих групп есть общие активные (планирование, активное совладание, переосмысление) и защитные стратегии совладания с жизненными трудностями (отрицание, поведенческий уход). Одновременно функции отдельных стратегий в этих двух группах различается, вплоть до противоположных. 6. Важнейшими детерминантами гармоничного развития личности и ее субъективного благополучия выступают факторы личностных усилий, стремления к саморазвитию, а также особая форма организации социальной поддержки (фасилитации) лиц с ОВЗ. Эти и другие условия являют собой фундамент благополучия личности. Главным фактором, однако, является сама личность и ее позиция по отношению к инвалидности. Именно личность, принимая «вызов инвалидности», делает ограниченные возможности здоровья ресурсом развития, отправной точкой самосовершенствования. Инвалидность при определенных условиях может выступать как конструктивный ресурс построения системы саморегуляции и, в конечном счете, личностного развития 7.У студентов с ОВЗ обнаружено 2 вида запроса к психологу – запрос на работу с личностью (помощь в развитии собственной личности) и запрос на работу с социальным окружением и внешней средой (помощь в улучшении социального окружения).

Практические результаты В ходе проведенных исследований были определены основные ключевые точки в структуре саморегуляции личности, воздействуя на которые, можно осуществлять фасилитацию личностного развития у лиц с ОВЗ. Однако, эта работа далека от завершения. Кроме того, полученные результаты носят устойчивый характер и основные выводы подтверждаются на протяжении всех проведенных этапов исследования. Полученные результаты создали основу для разработки научно обоснованных рекомендаций по оказанию психологической помощи и фасилитации личностного развития у лиц с ОВЗ, которое является безальтернативным вектором при условии принятия человеком с ОВЗ вызова равных возможностей. Именно эта задача сейчас и решается сотрудниками лаборатории

Теоретические модели Модель развития личности в нормальных и затрудненных условиях (Д.А. Леонтьев) Модель стратегий совладания и структуры саморегуляции у условно здоровых лиц и лиц с ОВЗ (Л.А. Александрова, Д.А. Леонтьев) Модель психологического благополучия и механизмов ее поддержания у условно здоровых лиц и лиц с ОВЗ (А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев)

Публикации и т.п. по итогам исследований Завершена и рекомендована к защите кандидатская диссертация А.А. Лебедевой Ряд статей, в т.ч. в изданиях списка ВАК Ряд выступлений на конференциях, в том числе международных и пленарные доклады на всероссийских. Опубликована глава в коллективной монографии «Личностный потенциал: структура и диагностика» Готовятся методические рекомендации по психологической поддержке студентов с ОВЗ. Готовится материал, посвященный психологическому сопровождению лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования, в коллективную монографию ИПИО МГППУ Готовится обобщающая статья в Journal of Health and Social Behavior

Проблемы Потенциал лаборатории намного превышает физические возможности лаборатории. Огромный дефицит рабочих рук (ставок), неоднократные просьбы о дополнительных ставках отклонялись. Одновременно растут требования и запросы к нам, касающиеся разных форм работы и просто формального участия в чем-то. Много содержательных обращений, на которые нет физической возможности откликнуться. Возможности нашей работы на исследовательских базах прямо связаны с организационной поддержкой со стороны соответствующих подразделений, поскольку собственных ресурсов лаборатории не хватает ни на одну из них. Наиболее успешно дела идут там, где нам такую поддержку предоставляют (СПК при МГППУ). Недостаточность материально-технической базы лаборатории (не удовлетворялись заявки на шкафы, диктофоны, принтер, ПО, трудности с оперативным размножением методик).

Спасибо за внимание