Организация работ по переходу на двухуровневую систему образования Учебно-методическое управление СВФУ Отдел образовательных программ Богушевич Инна Павловна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Advertisements

РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Организация работ по переходу на двухуровневую систему образования Учебно-методическое управление СВФУ Отдел образовательных программ Богушевич Инна Павловна, начальник Методический отдел Афанасьева Елена Леонидовна, начальник, к.филос.н.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об образовательном учреждении ВПО (вузе) ( г.) п.39. Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой. Основная образовательная программа включает в себя: учебный план; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся; программы учебной и производственной практики; календарный учебный график; методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО, ПОП.

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» п.39. ООП ВПО могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации. Вуз ежегодно обновляет ООП (в части состава дисциплин (модулей) или содержания РПД, программ практик, методических материалов) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» п.40. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» Из п.43. Учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между вузами и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно- правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию.

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО требуется: Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров приказ МОиН РФ от приказ МОиН РФ от приказ МОиН РФ от (Б,С 2005 переводит в Б 2009; М 2005 переводит М 2009) Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов Постановление Правительства РФ от Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, специалистов и магистров (ПОП носят рекомендательный характер)

Общая характеристика ООП, реализующей ФГОС ВПО 9 1. Целевые характерис тики ООП Характеристики в соответствии с ФГОС ВПО: В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в форме компетенций). Впервые в ФГОС ВПО как государственных требованиях зафиксированы не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников, гарантия сформированности которых обеспечивается вузами, реализующими соответствующую ООП ВПО. Каждым вузом самостоятельно устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик достраиваются в части ожидаемых результатов образования, переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования.

Общая характеристика ООП, реализующей ФГОС ВПО 9 2. Содержательн ые характеристи ки ООП Возрастает междисциплинарность проектируемых ООП ВПО (усиливается взаимосвязь между всеми программными документами). Появляются системообразующие компоненты (разделы) в структуре ООП, а также модернизируются ее традиционные компоненты (в части ожидаемых результатов образования, способов их достижения и оценки). Используется принцип модульной организации при проектировании ООП ВПО. Появляются междисциплинарные модули, направленные на формирование отдельных компетенций (наряду с действующими «внутри-дисциплинарными» модулями). Осваивается ECTS в роли многоцелевого инструментария, включая определение трудоемкости ООП. Обеспечивается преемственность в реализации традиций высшей школы: высокий уровень фундаментальности высшего образования, формирование системности профессионального мышления выпускников вузов, усиление креативной направленности образовательного процесса.

3. Технолог ические характер истики ООП Устанавливается связь между ожидаемыми результатами образования, методами их формирования и оценивания (образовательных и оценочных технологий). Усиливается значимость образовательных технологий, их адекватность и эффективность в обеспечении достижения ожидаемых результатов образования. Усиливается направленность на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они обязаны продемонстрировать. Разрабатываются контрольно-измерительные материалы (включая междисциплинарные) для профессиональных и для общекультурных компетенций.

4. Механиз мы обеспече ния качества ООП ООП разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно. ООП проектируются в условиях устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. Расширяются академические свободы вузов при разработке ООП ВПО, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном установлении обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций, «отборе» содержания образования и образовательных технологий. Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО сопровождается усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования. Увеличивается степень свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. Возрастает ответственность преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности.

Распределение задач по проектированию ООП ВПО между коллективной и индивидуальной деятельностью 12 Уровни деят-сти по проект.ООП Задачи по проектированию компетентностно-ориентированной ООП Индивидуальный уровень Разработка компетентностно-ориентированной РПД (п ). Разработка компетентностно-ориентированной программы учебной и производственной практик (п ). Разработка компетентностно-ориентированной программы НИР (п ). Коллективный уровень 1) Участие в качестве экспертов при разработке: компетентностной модели выпускника (п.3.); паспортов и программ формирования компетенций (п ); состава, основного содержания и содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО (п ); компетентностно-ориентированнного учебного плана (п ); календарного учебного графика (п ); сквозных, промежуточных (по курсам обучения) комплексных аттестаций студентов (п ); программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) выпускников (п ); сквозной программы наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» (п ) 2) Участие в разработке рабочих программ модулей (междисциплинарных) (п ).

Команда разработчиков ООП Профессорско-преподавательский коллектив, включающий всех преподавателей-предметников и других сотрудников вуза, чье участие планируется в реализации конкретного образовательного процесса по проектируемой ООП ВПО.

Формирование команды разработчиков 1. Формулирование цели работы команды 2. Подбор членов команды 3. Обоснование возможного вклада каждого члена команды в предстоящую деятельность (по какому критерию выбрали) 4. Формальное закрепление состава команды разработчиков 5. Определение необходимых ресурсов для работы команды 6. Распределение функций между членами команды 7. Составление плана работы команды разработчиков 8. Выявление потребности и проведение необходимого обучения членов команды и пр.

Заведующий выпускающей кафедрой организует: работу команды разработчиков процесс проектирования ООП взаимодействие с УМО взаимодействие с работодателями заключение договоров с базами практик взаимодействие со всеми преподавателями- предметниками взаимодействие с обеспечивающими кафедрами подготовку информационной составляющей ООП подготовку ООП к экспертизе и т.д.

ООП самостоятельно разрабатывается и утверждается университетом на основе требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности) и с учетом ПрООП, рекомендованной разработчиком ФГОС ВПО. При этом профиль подготовки бакалавров в обязательном порядке должен соответствовать, указанным профилям в примерной ООП. При разработке ООП учитываются региональные особенности и накопленный опыт университета по реализации ГОС. Нормативный срок освоения ООП по очной форме обучения устанавливается ФГОС ВПО. Срок освоения ООП по заочной форме обучения и продолжительность освоения ООП при сокращенной или ускоренной формам обучения устанавливается ученым советом университета. По каждому реализуемому профилю направления подготовки бакалавров (магистерской программе) разрабатывается отдельная ООП либо в рамках общей ООП прописываются соответствующие разделы по каждому профилю.

Общая структура ООП ВПО по ФГОС : 1. Общие положения. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП. 3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП (где учебный план разрабатывается по инновационному модульному методу, а контроль успеваемости по модульно- рейтинговой системе оценивания). 5. Фактическое ресурсное обеспечение. 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. 7. Нормативно-методическое обеспечение оценки качества освоения обучающимися. 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. 9. Дополнительные сведения

Общая характеристика основной образовательной программы Информация об общей характеристике ООП содержится в её титульном листе, в котором отражены следующие сведения: учредитель университета; полное наименование вуза в соответствии с уставом; гриф утверждения ООП; направление подготовки (специальность); профиль подготовки бакалавров (профильная направленность магистерской программы); доминирующий вид профессиональной деятельности, к которому в основном готовится выпускник; реквизиты приказа МОиН РФ об утверждении ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности); квалификация выпускника; форма обучения; нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения. Если по направлению подготовки отсутствует профилизация, или, если профилизация не предусмотрена вузом, то в соответствующей позиции указывается «профилизация не предусмотрена».

1. Общие положения 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) Цель (миссия) ООП бакалавриата Целью разработки ПООП ВПО по направлению подготовки Математика является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО (бакалавра) Срок освоения ООП бакалавриата Срок освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки Математика при очной форме обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 4 года Трудоемкость ООП бакалавриата Трудоемкость освоения студентом данной ООП за весь период обучения, включающий все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП, составляет 240 зачетных единиц.

Обоснование выбора направления и профиля подготовки Обоснование целесообразности направления подготовки (специальности) исходя из потребности регионального рынка труда, предыстории подготовки по направлению, экспертных оценок, материальной и кадровой базы, научных направлений (школ), возможности продолжения образования и т.п. Обоснование выбора профиля при его наличии в примерной ООП. Если университетом введение профиля по направлению считается нецелесообразным, то этот факт должен быть аргументировано обоснован. Вуз может предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных ООП. Для этого вузу необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном приказом Минобрнауки России от г. 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Указывается область профессиональной деятельности в соответствии с п. 4.1 ФГОС ВПО, откорректированная в соответствии с профилем направления подготовки (при наличии) и региональными особенностями. Например: Совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией аппаратов и установок, вырабатывающих, преобразующих и использующих тепловую энергию.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Указываются объекты профессиональной деятельности в соответствии с п. 4.2 ФГОС ВПО, конкретизированные в соответствии с профилем направления подготовки (при наличии) и региональными особенностями. Например: атомные электрические станции, термоядерные реакторы и другие теплофизические энергетические установки как объекты человеческой деятельности, связанной с их созданием и эксплуатацией (все профили бакалавриата); методы и средства проектирования элементов конструкций приборов, аппаратов, высоко- и низкотемпературных установок, которые разрабатываются, создаются и используются в различных областях новой техники и технологии (профили: Техника и физика низких температур, Теплофизика, Нанотехнологии и наноматериалы в энергетике); научные исследования по совершенствованию конструкций и технологий ядерных и термоядерных энергоисточников (профили: Термоядерные реакторы и плазменные установки, Атомные электрические станции и установки).

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника В подразделе дается обоснование выбора доминирующего (основного, преимущественного) вида профессиональной деятельности из указанных в п. 4.3 ФГОС ВПО. Допускается возможность подготовки выпускника по двум тесно связанным между собой видам профессиональной деятельности. Подготовка выпускника к нескольким разнородным видам профессиональной деятельности не допускается. Профиль и доминирующий вид подготовки предопределяют содержание вариативной части ООП, как в перечне дисциплин, так и в программах дисциплин и практик. Остальные виды профессиональной деятельности, как правило, должны отражаться в минимально необходимой степени в базовых частях профессионального цикла ООП с целью повышения мобильности выпускников на рынке труда. Например: научно-исследовательская; организационно-управленческая; проектная; монтажно-наладочная.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника В подразделе указываются приведенные в п. 4.4 ФГОС ВПО профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, обоснованно дополненные для доминирующего вида деятельности задачами специфичными для профиля и региональных особенностей. Задачи по видам деятельности делятся на две группы: по доминирующему виду деятельности выпускник должен быть подготовлен к решению задач; по остальным видам деятельности выпускник должен иметь представление о решениях задач. Способность самостоятельно решать задачи приобретается выпускником в процессе практической работы и/или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка и др.). Например: а) научно-исследовательская деятельность: разработка методов прогнозирования количественных характеристик процессов, протекающих в конкретных технических системах на основе существующих методик с использованием имеющихся в литературе исходных данных; моделирование низкотемпературных тепловых процессов в конкретных технических системах.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Например: Бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по направлению Ядерная энергетика и теплофизика должен обладать следующими компетенциями:а) общекультурными (ОК) (обязательными для всех профилей): способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); Профильные профессиональные компетенции выпускника В подразделе перечисляются устанавливаемые университетом дополнительные профессиональные профильно ориентированные компетенции. Как правило, в примерных ООП приведены перечни этих компетенций.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 4.1. Календарный учебный график 4.2. Учебный план подготовки бакалавра 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 4.4. Программы учебной и производственной практик

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки Ресурсное обеспечение ООП определяется как в целом по ООП, так и по циклам дисциплин и (или) модулей и включает в себя: кадровое обеспечение; учебно-методическое и информационное обеспечение (в т.ч. учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин и (или) модулей); материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение Уровень кадрового потенциала характеризуется выполнением следующих требований к наличию и квалификации научно-педагогических кадров в соответствии с действующей нормативно-правовой базой (для программ всех уровней подготовки): базовое образование преподавателей должно, как правило, соответствовать профилям преподаваемых дисциплин (модулей); преподаватели должны систематически заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью по профилю преподаваемых дисциплин (модулей); преподаватели профессионального цикла должны, как правило, иметь ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; доля преподавателей, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ООП, должна быть не менее процентного соотношения, предусмотренного ФГОС ВПО для соответствующего направления и уровня подготовки; доля преподавателей, имеющих основное место работы в данном вузе, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ООП, должна быть не менее критериального значения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение При разработке ООП должны быть определены учебно-методические и информационные ресурсы (включая УМК дисциплин и (или) модулей), необходимые для реализации данной ООП. Должен быть обеспечен доступ каждого студента к современным информационным базам данных в соответствии с профилем подготовки. Для обучающихся на старших курсах должна быть обеспечена возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Каждый обучающийся должен быть обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам (модулям) ООП в соответствии с нормативами, установленными ФГОС ВПО.

Объем фонда основной и дополнительной учебной литературы, имеющей грифы различного уровня, должен соответствовать Минимальным нормативам обеспеченности вузов учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов, в соответствии с нормативами, установленными МОиН РФ и ФГОС ВПО. Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодики должен быть представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю подготовки (специальности, магистерской программе), и в обязательном порядке комплектоваться массовыми центральными и местными общественно- политическими изданиями. Фонд научной литературы должен быть представлен монографиями и периодическими научными изданиями по профилю (специальности, магистерской программе) каждой ООП в соответствии с требованиями, установленными МОиН РФ. Библиотечный фонд должен содержать число наименований отечественных и зарубежных журналов не ниже предусмотренного ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности). Учебно-методическое и информационное обеспечение

Материально-техническое обеспечение При разработке ООП должна быть определена материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и НИР студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников Указываются возможности в формировании общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды университета, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся. Могут быть представлены соответствующие документы. Например: документы, регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работе; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др..

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП кафедрами создаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п. иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения. При разработке оценочных средств рекомендуется пользоваться матрицей соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств (Приложение)

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата Программу итоговой аттестации по направлению подготовки (специальности) в рамках ООП разрабатывает выпускающая кафедра (факультет) на основании рекомендаций методической комиссии по направлению подготовки (специальности) на основе Положения вуза «Об итоговой государственной аттестации выпускников». Программа должна определять требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся Описание механизмов функционирования при реализации данной ООП системы обеспечения качества подготовки, созданной в университете, в том числе: мониторинга и периодического рецензирования ООП; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии); системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса); Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее применения); Соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами ООП и мобильности студентов и преподавателей и т.д.

9. Дополнительные сведения В разделе приводятся: список разработчиков ООП; реквизиты заседания ученого совета факультета, на котором ООП рекомендована к утверждению; виза согласования ООП с учебно- методическим управлением.

Этапы проектирования ООП ВПО по ФГОС 1. Разработка компетентностной модели выпускника 2. Разработка перечня рекомендуемых образовательных технологий для реализации ООП 3. Разработка фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, учебно- методическое обеспечение СРС 4. Составление матрицы соответствия компетенций, составных частей ООП, оценочных средств 5. Разработка базового учебного плана в системе PLANY 6. Разработка рабочих программ дисциплин 7. Разработка программ практик 8. Разработка программы итоговой государственной аттестации 9. Ресурсное обеспечение ООП Педагогические кадры Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Материально-техническое обеспечение учебного процесса Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников 10. Разработка компетентностно-ориентированных УМКД

Этапы подготовки к реализации новых ООП: Этапы работОжидаемый результат Сроки 1. Разработка вузовского компонента ФГОС вузовский компонент сентябрь 2010 г. 2. Проектирование ООП по ФГОС образовательная программа октябрь- декабрь 2010 г. 3. Экспертиза проекта ООПзаключение экспертов с 13 декабря 2010 г. 4. Утверждение ООП на УС, УМС СВФУ решение УС, УМСянварь 2011 г. 5. Объявление набора студентов на ООП правила приема, план приема 1 февраля 2011 г.

Информация на сайте СВФУ ( Раздел «Новости УМУ» (новостная колонка справа) «Вниманию разработчиков ООП по ФГОС» Раздел «Образование» (колонка слева) «Разработчикам ООП по ФГОС» Раздел «Преподавателям» (колонка слева) «Нормативные положения вуза по учебно-методической работе» «Рекомендательный указатель литературы «Внедрение активных, интерактивных, инновационных методов обучения в учебный процесс»

Спасибо за внимание!